Жизненное пространство человека. Жизненное пространство Что такое жизненное пространство

Сужение физического жизненного пространства для человека в возрасте после 60 лет все более напоминает процесс, обратный тому, который наблюдается в детстве: неограниченное в принципе для доступа пространство мира в более молодом возрасте все больше сужается сначала до пределов района, потом - улицы, затем - двора, дома и наконец постели.

Наиболее часто посещаемыми местами в жизненном пространстве становятся отнюдь не театры (их вообще не посещает 85% пенсионеров), не му-


ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 603


В пожилом возрасте происходит значительное

сужение жизненного пространства и снижение

психофизических возможностей.

зеи (не посещает 82%), не выставки (не посещает 78%) и не библиотеки (не посещает 78%) (Патрушев В. Д. , 1998). Их место теперь занимают магазины, аптеки, поликлиники, ближайшие «забегаловки» (выпивают 1 раз в неделю и чаще 23% мужчин в возрасте около 70 лет) (Потанина Ю. А., 1999) и лавочки, беседки перед домом.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРЕДМЕТАМИ

Само взаимодействие пожилого человека с окружающими предметами постепенно качественно изменяется. Снижение его психофизических возможностей с неизбежностью приводит к появлению необходимых вспомогательных средств: очков, зубных протезов, ручной тележки для перемещения тяжестей, трости и некоторых других. Наличие этих предметов, с одной стороны, помогает пожилому человеку более или менее эффективно действовать, а с другой - создает ему дополнительные неудобства и заботы.

Например, при чтении всякий раз приходится доставать очки, протирать их стекла; во время еды протезы могут вызывать чувство дискомфорта - на неудовлетворительное качество зубных протезов жалуются 34% мужчин и 48% женщин (Потанина Ю. А., 1999); трость, которая помогает сохранять равновесие и смягчить боли во время ходьбы, порождает опасения забыть ее где-то (по данным того же автора, палочкой пользуются около 12% семидесятилетних).

Вследствие снижения подвижности и скорости перемещения пожилому человеку приходится по-новому рассчитывать время на совершение различных действий, процедур и переходов, например время для своего прибытия в назначенное место к назначенному часу.



У многих пожилых людей физические действия вызывают боли в суставах, мышцах, пояснице, что значительно ограничивает их возможности, например, по содержанию в порядке своего жилища, одежды, обуви. 71,1% пожилых людей нуждается в доставке продуктов, 77% - в стирке белья, 72% - в уборке жилища, 23,6% - в приготовлении пищи (Карпенко-ваТ. В., 1998).

Окружающий физический мир все больше заставляет пожилого человека быть бдительным и вызывает чувство напряжения в связи с возможным возникновением различных опасностей. Все опаснее становится везде: дома, на лестнице, на улице, в общественном транспорте, в закрытом помещении и в сквере - на одиноко стоящей скамье, в толпе и в одиночестве. 22% мужчин и 39% женщин в возрасте около 70 лет не чувствуют себя в


604 * Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)

безопасности нигде (Потанина Ю. А., 1999). Таким образом, физический мир становится все менее податливым, надежным, управляемым, предсказуемым и все более опасным.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Из изложенного выше становится понятным, что и социальный мир для человека в этом возрасте постепенно приходит в противоречие с накопленным опытом, знаниями и умениями. Кажется, что молодые люди только делают вид, что прислушиваются к мнению стариков. Конфликты с молодым поколением - распространенное явление (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985).

В современном обществе «опыт уже не эквивалентен знаниям, и пожилым людям не удается включиться в социальную эволюцию. Поэтому они не уважаемы молодыми как "стратегические учителя"» (Краснова О. В., 1997, с. 5).

Между тем у многих именно в этом возрасте впервые появляется стремление быть полезным и нужным людям (Шахматов Н. Ф., 1996). Однако молодые видят в этом стремлении назойливость, старческое брюзжание и не принимают его всерьез.

Пожилым людям, сохранившим здравый смысл и рассудок, остается только мудро смириться со своим положением «отставших от жизни» и терпеливо, в меру сил и способностей помогать близким - детям, родственникам, друг другу- Если позволяют силы - работать и таким образом общаться с людьми, иначе наваливается нестерпимое одиночество.

В российских условиях, кроме того, работа - это средство для выживания пожилых. В новых экономических условиях изоляция пожилых людей усилилась: 63% пенсионеров отметили, что по сравнению с 1991 г. круг и интенсивность общения у них уменьшились (Патрушев В. Д., 1998).

ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ

Наиболее оптимальным типом семьи в этом возрасте оказывается супружеская пара. При этом важным условием сохранения благоприятной эмоциональной атмосферы в семье является традиционное распределение домашних обязанностей (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985).

Следует отметить еще раз, что в этом отношении больше «везет» мужчинам, поскольку из них в возрасте около 70 лет в браке состоит 75%, в то время как женщин - всего 35%.

Факторы развития

В связи с появлением у пожилых людей большого количества свободного времени возникает вопрос о его рациональном использовании. Оказалось, что отношение к использованию свободного времени - это не только вопрос здравого смысла и пользы для окружающих, но и воп-


ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 605

рос, имеющий отношение к личному здоровью: среди пенсионеров, рационально использующих свободное время, хронически больных только 7-26%, среди же ведущих нездоровый образ жизни (пассивность, вредные привычки и т. д.) тяжелобольных 97% (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985). 7,7% работающих и 4,1% неработающих пенсионеров продолжают учиться и повышать свою квалификацию. Занятия остальных в свободное время - это просмотр телевизионных передач (84,6%), интерес к радиокомпозициям (80%), чтение литературы (72%) и общение (69%).

РЕЛИГИОЗНОСТЬ

Приближающийся конец жизни неизбежно поднимает перед пожилым человеком «вечные вопросы». Не исключено, что религиозность, усиливающаяся в пожилом возрасте, и является реакцией на обострение актуальности этих вопросов. Вера в Бога дает надежду на то, что с окончанием физического существования существование души не прекратится, а приобретет какую-то новую форму.

Как бы там ни было, но среди верующих, по разным данным, лиц старше 60 лет от 53% до 65,8% (Каариайнен К., Фурман Д. Е., 1997; Новикова Л. Г., 1998).

Предположение о том, что пожилые надеются на спасение после смерти, по-видимому, верно потому, что среди верующих всех возрастов 45% верят в загробное существование души (не исключено, что большая часть из них - пожилые люди), 52% - в рай, 46% - в ад, 49% считают, что «жизнь имеет смысл потому, что есть Бог» (Каариайнен К., Фурман Д. Е.). Всего же верующих среди лиц старше 18 лет в нашей стране в настоящее время - 47%.

СЧАСТЛИВАЯ СТАРОСТЬ


Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно. У многих из них к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни.

Так называемая «счастливая старость» сопровождает тех, кто по отношению к жизни занимает позицию, сходную с позицией Екклезиаста: все в жизни - знания, звания, почетные должности, межличностные отношения, деньги - все это «суета сует».

Людям с такой позицией свойствен спокойный, созерцательный взгляд на сегодняшнюю жизнь, на происходящие события. По существу, это не пассивная, а активная позиция, поскольку она определяет характер и форму поведе-

«Счвстливвя старость».


606 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)

ния, деятельности и общения человека. Пожилые люди с такой позицией меньше спорят, меньше драматизируют события, чаще говорят «да», хотя при этом остаются при своем мнении и проводят свою линию поведения. Они не сидят на месте, а неторопливо действуют в соответствии со своими укоренившимися интересами, привязанностями и личными стремлениями. Они не делают решающих ставок на будущее, а наслаждаются текущим настоящим.

Важно то, что такая счастливая старость возможна даже при неблагоприятных условиях - не очень хорошем здоровье и материальном неблагополучии (Шахматов Н. Ф., 1996, с. 65).

РЕЗЮМЕ

Наиболее важными факторами, определяющими поведение человека на этом этапе жизни, являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни (так называемое «разобществление»), материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, а также сознание приближающегося окончания жизни.

Физический мир, с которым пожилые люди взаимодействуют непосредственно, все более сужается. Субъективно все большую роль играют вещи, выполняющие вспомогательную роль: очки, трость, зубные протезы, ручная тележка для перемещения тяжестей.

У многих пожилых людей возрастает чувство опасности, подстерегающей их везде: на улице, во дворе, в пустом сквере и даже в собственной квартире.

Степень социальной активности пожилых людей все больше снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. Значительная часть пенсионеров оказываются в одиночестве. Преодолению одиночества и повышению материального достатка способствует продолжение профессиональной деятельности или иная работа.

В пожилом возрасте резко возрастает интерес к религии.

Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно, часть из них проживают «счастливую старость». У многих к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни. Способность к такому взгляду на данный период своей жизни зависит прежде всего от личных установок человека.


ГЛАВА 6

СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ

1еловек отличается от всех других живых существ тем, что он знает о неизбежности своей смерти. В раннем детстве, правда, осознание конечности своего физического существования еще отсутствует. Однако уже вскоре формируется вполне четкое представление о неизбежном финале жизни.

Это обстоятельство, связанное со знанием о конечности собственной жизни и неотвратимости смерти, на протяжении всей истории человека было основанием создания различных концепций смысла жизни, теорий потустороннего мира и жизни после смерти.

Тема смерти является важнейшей во всех религиях мира. Одни при этом верят в бренность и временность земного существования и в вечную жизнь души после физической смерти, после освобождения от грешного тела. Другие принимают теорию реинкарнации, которая допускает возможность многократного физического возрождения и возвращения в земной мир в различных живых формах: в другом человеке, в животном, в дереве и т. п. Заметим, кстати, что концепция реинкарнации существовала и в христианстве до 553 года, пока не была осуждена Вторым Константинопольским собором. Кто-то вообще не верит ни в какие формы жизни после смерти. Однако для всех знание о неизбежности смерти является важнейшим обстоятельством, непосредственно влияющим на жизнь человека. В определенной мере можно утверждать, что именно знание о неизбежности смерти придает жизни смысл.

Описать с психологической точки зрения финальный период жизни че
ловека достаточно сложно. И дело здесь заключается не только в том, что
тема эта является в определенной мере табуированной, а потому и малоис
следованной. Кроме того, отношение к смерти является чрезвычайно лич
ностным, индивидуализированным, зависящим от множества субъективно-
объективных факторов. Очевидно, люди разного возраста по-разному
воспринимают смерть и по-разному относятся к ней. Однако наряду с возра
стным параметром на отношение к ______________________________

смерти влияют экзистенциальная система личности, степень религиозности, субъективный жизненный опыт, состояние здоровья, наконец. Несмотря на это, мы все-таки по-


608 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...) ШШШШШШШШШШШШШШШ

стараемся рассмотреть некоторые общие тенденции, связанные с процессом умирания и смерти.

СТРАХ СМЕРТИ

В некоторых исследованиях было показано, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые (Kastenbaum, 1986). Опрос большой группы людей преклонного возраста, проведенный в ходе одного исследования, показал, что на вопрос «Боитесь ли вы умереть?» только 10% ответили «да» (Jeffers & Verwoerdt, 1977). При этом отмечается, что пожилые люди думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием (Крайг, 2000). Понятно, что эти утверждения отражают общую тенденцию, из которой не только могут быть, но и, конечно, фактически имеются значительные исключения, обусловленные индивидуальными отличиями. Так, с одной стороны, установлено, что люди, имеющие ясную цель в жизни, меньше боятся умереть (Durlak, 1979), а другие исследования говорят о том, что пожилых людей, физически и психически здоровых, имеющих планы на будущее и чувствующих себя адаптированными в жизни, смерть беспокоит больше всего (Крайг, 2000). Поистине, как точно заметил А. Шопенгауэр, страх смерти есть не что иное, как оборотная сторона воли к жизни.

Жизненное пространство

Жизненное пространство является ключевым понятием в теории поля Курта Левина. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т. д. В общем, все, что может обусловить поведение личности. Исходя из этого, поведение – это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени. Существенно отметить, что Левин признавал наличие влияния непсихических событий на поведение человека. Поэтому даже неосознаваемые человеком влияния, связанные с социально‑экономическими и физиологическими факторами, также включаются в анализ его жизненного пространства. Иногда жизненное пространство называют психологическим.

Регионы и границы

Психологическое пространство состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделенными границами. Границы обладают свойством проницаемости. Чем «жестче» граница, барьер, тем толще линия, ее изображающая. Факт жизненного пространства – все, что может быть осознано человеком. Событие – результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве. Чем ближе сектор к личному пространству человека, тем большее влияние он оказывает.

Локомоции

Связь между регионами осуществляется посредством локомоций . Локомоции (действия) могут происходить как в реальном физическом пространстве, так и в нереальном, воображаемом. Функция локомоций заключается в регуляции напряжения в жизненном пространстве человека. Уровень напряжения одного сектора может регулироваться за счет осуществления локомоций в другом секторе. Например, мечты могут являться ирреальными локомоциями, связанными с регуляцией напряжения, вызванного потребностями, которые в данный момент времени невозможно удовлетворить в физическом пространстве. Если мечты не снижают напряжения, человек задействует для разрядки другие регионы. Если локомоции в доступных человеку регионах не снижают уровень напряжения, а остальные регионы характеризуются жесткостью границ «на входе», то поведение человека может описываться как навязчивое.

…Когда мы выводим событие, например локомоцию… из жизненного пространства, необходимо следовать трем принципам.

«1. Принцип связности (событие – всегда результат взаимодействия двух и более фактов).


2. Принцип конкретности (эффект могут иметь только конкретные факты. Конкретный факт – это актуально существующий в жизненном пространстве факт).

3. Принцип одновременности (лишь факты настоящего могут продуцировать поведение в настоящем)» (Холл К. С., Линдсей Г., 1999, с. 304).

Временная перспектива

Курт Левин поставил вопрос о существовании единиц психологического времени различного масштаба, обусловленного масштабами жизненных ситуаций, определяющих границы «психологического поля в данный момент». Это поле включает в себя не только настоящее положение индивида, но и его представления о своем прошлом и будущем – желания, страхи, мечты, планы и надежды. Все части поля, несмотря на их хронологическую разновременность, субъективно переживаются как одновременные и в равной мере определяют поведение человека. Эта точка зрения стимулировала исследования временной перспективы личности. В своей статье «Определение понятия „поле в данный момент“» Курт Левин определяет временную перспективу как феномен, «включающий психологическое прошлое и будущее на реальном и различных ирреальных уровнях» (Левин К., 1980 а). Сам же термин «временная перспектива» был введен в науку Л. Франком в 1939 году для характеристики взаимосвязи и взаимообусловливания прошлого, настоящего и будущего в сознании и поведении человека.

Валентность

Еще один конструкт, используемый Куртом Левиным для анализа психических феноменов и входящий в понятийный аппарат теории поля, это валентность . Под валентностью понимается свойство объекта притягивать или отталкивать. То есть речь идет о ценности региона для человека. Притягательный регион имеет положительную валентность, а отталкивающий – отрицательную . Есть регионы, которые имеют для человека нейтральную валентность. Если человек голоден, то гамбургер будет обладать для него положительной валентностью, а если сыт, то отношение к котлете, расположенной между двумя булочками, будет носить нейтральный характер. Если же индивид съел гамбургеров слишком много, тогда детище Макдональдса вызовет у него отторжение и будет иметь отрицательную валентность.

Напряжение, существующее в психологическом пространстве человека, обусловливает силу, действующую на него и направленную в регион, который призван уровень напряжения понизить. Если на человека действуют несколько сил, то его локомоции направлены в сторону их результирующей. На рисунках, как это принято в физике, сила обозначается вектором. «Сила, или „тенденция к передвижению“, имеет концептуально иной характер, чем действительное передвижение, хотя передвижение – это один из признаков (операциональное определение) для констелляции сил…» (Левин К., 2000 б, с. 61). Сила обусловлена величиной валентности, присущей объекту в данный момент времени.

На основании конструкта валентности Курт Левин интерпретирует феномен конфликта. По его словам, конфликт психологически определяется как противодействие приблизительно равных сил поля. Для движущих сил (то есть для сил, связанных с положительной и отрицательной валентностями) он выделяет три основных разновидности внутреннего конфликта (Левин К., 1980).

1. Человек находится между двумя положительными валентностями. Ему необходимо выбрать между двумя привлекательными объектами. Колебание вызвано тем, что после осуществления выбора цель может выглядеть гораздо менее привлекательно, чем в ситуации конфликта.

2. Столкновение с объектом, который имеет одновременно положительную и отрицательную валентности («и хочется и страшно»). Поведение человека в данной ситуации носит характер «челнока»: приближение‑удаление от объекта.

3. Конфликт между двумя отрицательными валентностями (например, между необходимостью выполнения неприятной работы и угрозой наказания). Энергетические затраты в таком случае значительно повышаются, даже если работа достаточно легкая.

Таким образом, согласно теории Левина, поведение человека в конфликте связано с валентностью объектов, расположенных в его психологическом поле.

Практическое приложение теории поля: преддипломный стресс.

Поскольку «понять вещи, подобные теории поля, и овладеть ими можно только на практике» (Левин К., 1980 а, с. 131), разумно было бы проиллюстрировать возможности описания жизненного пространства как первого этапа на пути анализа феноменов психической реальности человека. Рассмотрим явление преддипломного стресса у некоторых студентов. Какие составляющие характеризуют их жизненное пространство в период за три‑четыре недели до защиты диплома?

«Сила теории Левина – в ее пригодности для решения многих проблем в форме, которая соответствовала бы осмысленному опыту» (Back K. W., 1992, р. 55).

Во‑первых, это, разумеется сама защита диплома. Большинство студентов не имели ранее опыта такой защиты, и этот регион является для них «зоной неизвестности». Даже самая подробная информация о том, как обычно проходит защита диплома, не является исчерпывающей. Поэтому с данным регионом связаны сектора, содержащие информацию о защите диплома: однокурсники, научный руководитель, преподаватели, рассказы родителей, визуализация ситуации защиты и т. д. Именно в отношении указанных регионов студенты совершают целенаправленные реальные и ирреальные локомоции для получения информации и снижения уровня напряжения в секторе «защита диплома». Чем больше секторов подобного «поиска», тем больше на них времени тратит студент, тем меньше времени остается на актуальное снижение напряжения в зоне «защита диплома», что приводит соответственно к увеличению времени работы в вечерние и ночные часы.

Во‑вторых, это зона «государственного экзамена», который, как правило, происходит после защиты диплома, но к которому готовиться надо заранее, поскольку объем необходимой для подготовки информации достаточно велик. Любые задержки, связанные со снижением напряжения в секторе «защита диплома», повышают напряжение в секторе «государственный экзамен». Это может происходить вплоть до того, что граница указанного сектора становится настолько непроницаемой, что до защиты диплома к этому сектору «не подступиться».

В‑третьих, это сфера досуга или «отвлечения», которая может быть обозначена такими секторами, как «отвлечение от учебы» (или «проветривание»), «совместная подготовка к экзамену», «отметить защиту диплома (сдачу экзамена)» и т. д. «Посещение» этих секторов может на некоторое время снизить напряжение региона «защита диплома». Поэтому границы данных сфер являются легкопроницаемыми при «вхождении» в них и труднопроницаемыми при выходе из них, то мы можем наблюдать эффект неравномерного распределения энергии, сопровождающийся диффузной активностью человека. Может наступить такая ситуация, что граница, связанная с регионом «защита диплома», становится настолько труднопроницаемой, а его валентность для человека в связи с этим приобретает такой отрицательный заряд, что человек производит впечатление беспорядочно мечущегося в поиске регионов для разбазаривания своей энергии. Он идет в библиотеку, но встречает однокурсников и беседует с ними два часа. Подойдя к библиотеке, он отмечает, что она закрыта на обед. Студент идет в кафе и проводит там время почти до закрытия библиотеки, а когда наконец он оказывается в читальном зале, то констатирует отсутствие своего читательского билета в сумке. Совершенно измотанного после «штурма» границ региона «защита диплома», его буквально «отбрасывает» в регион «друзья», и так может продолжаться до тех пор, пока вследствие увеличивающегося напряжения в изучаемом нами регионе его «бастионы» не падут и утомленный студент не направит свои локомоции в его пространство.

Зачастую уровень напряжения, поднявшийся в «досуговых» регионах в период подготовки и защиты диплома, разряжается сразу после защиты в форме вечеринок. Чем больше ирреальных локомоций (то есть локомоций, осуществляемых в воображаемом пространстве) пытались осуществить студенты, размышляя о том, как будет хорошо, когда защита диплома осуществится, тем выше уровень напряжения в «развлекательных» зонах. Если же функцией приведенных только что размышлений являлась только регуляция напряжения в системе «защита диплома», то после реализации этой системы студент может не испытывать потребности в бурных празднованиях, поскольку мысли о досуге возникали лишь в связи с исследуемой зоной.

Четвертым, но ни в коем случае не последним по значимости, будет регион, связанный с дальнейшей судьбой студента после окончания вуза. Назовем этот регион «профессиональная и личностная реализация». Он является самым большим из описанных и самым неопределенным. Именно с точки зрения этого региона сектор «защита диплома» является по своей сути амбивалентным. Факт защиты диплома ставит студента один на один перед «жерновами» взрослой жизни, требующей от него принятия самостоятельных решений и определенных действий. Если человек четко знает, что по окончании вуза его ждет определенное поприще, которое обеспечит материальный достаток, профессиональный и личностный рост, то, разумеется, напряжение сектора «защита диплома» не будет столь высоко. Наоборот, он будет иметь более высокую положительную валентность для студента, как ворота, открывающие путь к лучшей жизни. Но может быть ситуация, когда отметка за диплом напрямую связана с будущей карьерой. Если необходима только определенная отметка («отлично», например), на основании которой студент получит диплом с отличием и сможет устроиться на работу в престижную организацию, тогда сопутствующий сектору «защита диплома» ирреальный сектор «защита диплома на низкую отметку» может создать дополнительное напряжение в исследуемой нами зоне, сделав ее амбивалентной и порождая конфликтную ситуацию, описанную Левиным в тридцатых годах (Левин К., 1980б, с. 128).

Чем выше будет уровень напряжения в системе, тем менее, согласно дедифференционной концепции Левина (Hothersall D., 1995, с. 247), будет дифференцировано жизненное пространство человека (то есть из меньшего количества регионов оно будет состоять). Жизненное пространство некоторых студентов ограничивается секторами «защита диплома», «государственный экзамен», «телевизор» и «принятие пищи». Разумеется, подобный образ жизни не приводит к улучшению здоровья.

Для размышления

1. Вспомните, когда в последний раз вы оказывались в ситуации конфликта. Опишите его в терминах теории поля. Это был внутренний конфликт или внешний? Чем он был обусловлен? Сделайте вывод.

2. Изобразите свое жизненное пространство в данный момент времени. О чем вы думаете? Какие факты, события беспокоят вас? Какие люди играют большую роль в вашей жизни? Изобразите свое жизненное пространство в виде эллипса, а регионы, входящие в него, – в виде секторов, «разбивающих» этот эллипс на составляющие. Разместите себя в этом эллипсе. Теперь опишите свою жизненную ситуацию в терминах теории поля. Границы каких регионов являются жесткими, а какие – чересчур проницаемы? Какие регионы являются для вас недоступными и почему? Какие локомоции вы осуществляете в данный момент? Какие регионы обладают положительной валентностью, а какие – отрицательной? С чем это связано? Посмотрите еще раз на ваше жизненное пространство. Какой вывод вы можете сделать?

Итак, мы рассмотрели ситуацию преддипломного стресса с позиций теории поля и концепции жизненного пространства. Можем теперь подвести некоторые итоги. Подведение итогов, можно, наверное, считать вторым этапом использования теории поля как метода анализа.

1. Зона неопределенности, связанная с будущим студента, повышает уровень напряжения в системе и придает тем самым региону «защита диплома» амбивалентный характер. С одной стороны, с ним связаны положительные ожидания (разрядка напряжения, новые возможности, новый статус), а с другой – отрицательные (неопределенность жизненного пути, напряжение, связанное с принятием самостоятельного решения, возможная неудача на защите, негативная критика со стороны близких).

2. Уровень напряжения в регионе «защита диплома» может регулироваться за счет использования так называемых «досуговых» секторов и секторов, связанных с зоной «увеличения информации о защите диплома». Эти зоны могут находиться как в реальном физическом, так и в нереальном, воображаемом мире. При определенном уровне напряжения количество регионов может сократиться до двух‑трех, что обеспечивает более легкий контроль за напряжением в системе.

3. Регулирование напряжения в системе осуществляется посредством распределения энергии между различными регионами.

Следовательно, преддипломный стресс обусловлен (если использовать терминологию Курта Левина) проницаемостью границ региона «защита диплома» на выходе из него и их жесткостью на входе. Как уже говорилось, некоторым студентам сложно осуществить локомоции в отношении исследуемого региона, чтобы снизить в нем уровень напряжения.

Термин «жизненное пространство» используется в различных областях знаний. Например, в экологии он обозначает территорию, необходимую одной особи популяции; в политике - минимальную площадь, позволяющую государству реализовать свои геополитические и экономические стремления. Каков же психологический смысл понятия?

Термин в психологии

С точки зрения психологии это совсем не физическое место, имеющее определенные ограничения по площади. Жизненное пространство личности - это лишь те элементы материальной среды, которые отражаются в сознании человека.

Ожидания, цели, образы желаемых или нежелаемых объектов, действительные или кажущиеся барьеры для достижения целей - все это включается в жизненное пространство (также его именуют психологическим) и влияет на поведение личности. Поэтому говорят, что поведение и есть основная функция жизненного пространства.

Автор термина - немецкий психолог Курт Левин. Жизненное пространство - одна из основополагающих категорий в его понимании , базирующемся на теории поля. Левин предложил рассматривать личность исходя из ее окружения, но окружения не материального или социального, а отраженного в сознании этой личности, для чего и было введено понятие жизненного пространства.

Для объяснения своей теории Левин пользовался топологическими категориями (топология - раздел геометрии, изучающий взаимное расположение фигур и их элементов). Жизненное пространство изображалось как эллипс, а маленький круг внутри него означал саму личность.

Что же такое психологическое поле? Упрощая, его можно обозначить как взаимозависимые факты в жизни конкретного человека в конкретное время. Хотя акцент делается именно на текущей ситуации, тем не менее поле связано и с прошлым, и с будущим личности.

Прошлое - это знания, установки, чувства относительно фактов, в данный момент влияющих на личность, а будущее представлено планами и целями, но опять же не абстрактными, а относящимися к тому, что сейчас происходит с человеком. Важно, что все эти аспекты воспринимаются как одномоментные, (хотя на самом деле, конечно же, у них различная временная отнесенность) и имеют одинаковую степень влияния на человека.

Рассматривая время, Левин говорил о зонах настоящего, ближайшего и отдаленного прошлого и будущего личности, а в пространстве выделял два плана - реальный и ирреальный. Первый включал отражение происходящего на самом деле, а второй основывался на фантазиях (страхах, желаниях и так далее) человека.

Секторы пространства и внутренний конфликт

Жизненное пространство состоит из множества секторов, границы между которыми проницаемы, а связь одного сектора с другим происходит при помощи локомоций (реальных или воображаемых действий). Назначение локомоций - регулирование напряжения в жизненном пространстве, причем локомоции в одном секторе способны снижать напряжение в другом. Скажем, мечты - ирреальные действия - могут отвлечь от реальных физических потребностей, если удовлетворение их сейчас невозможно.

Границы пространства обретают четкость по мере взросления личности. Так, у младенца разграничение жизненного пространства находится на минимальном уровне, затем само пространство расширяется, дифференцируются его реальный и ирреальный планы. Интересно, что надежда рассматривается как пересечение этих планов в будущем, а чувство вины - как их расхождение в прошлом.

В теории поля используется также термин «валентность», вероятно, знакомый многим по школьному курсу химии, где он понимается как способность атомов присоединять к себе определенное число других атомов. И в нашем случае валентность - это способность к отторжению или притяжению, но обладает этой способностью не атом, а определенный сегмент жизненного пространства.

Отталкивающий сектор имеет отрицательную валентность, притягивающий - положительную, а незначимый в данный момент для человека - нейтральную. Например, если человек хочет есть, еда будет положительно валентна, если он переел - отрицательно, и нейтрально, если потребность в пище в настоящий момент удовлетворена.

Понятие валентности важно для понимания конфликта в теории Левина. Внутренний конфликт может быть вызван тремя основными валентными противодействиями.

  • Человек выбирает между двумя секторами с положительной валентностью, то есть между двумя желаемыми объектами.
  • В одной цели сталкивается положительная валентность и отрицательная (человек хочет прыгнуть с парашютом, но одновременно боится этого).
  • Выбор между двумя отрицательными валентностями (например, человек не хочет выполнять неприятную работу, но знает, что в противном случае его ожидает наказание).

Условно эти типы конфликтов получили названия «стремление - стремление», «стремление - избегание» и «избегание - избегание». Автор: Евгения Бессонова


Единство человека и мира предстает в категории жизненного мира, снимающей характерное для классической психологии противопоставление «внутреннего» и «внешнего». Бытие человека всегда является «бытием-в-мире» (Хайдеггер, 2006). «Царством субъективного» называет жизненный мир Гуссерль (2004, с. 155), возвращая внимание ученых к этому потерянному в абстракциях научных теорий миру, соотнесенному с субъектом. Мир для субъекта - это не мир вообще, а его жизненный мир. Все его связи и отношения с миром создаются его жизнедеятельностью. Жизненный мир и есть та действительность, о которой С.Л. Рубинштейн (1973) писал как о непосредственном единстве сущности и существования, внутреннего и внешнего. Осуществляя свою жизнедеятельность, субъект создает особую субъективную реальность, «квазипредметное измерение бытия», которое включается «в реальное, от субъекта независимое действие мира» (Зинченко, Мамардашвили, 1977, с. 119).


Освоение философской категории «жизненный мир» требует ее конкретизации и перевода на язык психологической науки. В процессе поиска путей этой конкретизации мы ориентировались на идеи Д.А. Леонтьева (1999), выделившего в смысловой реальности три аспекта - онтологический, феноменологический и деятельностный. Онтологический аспект смысла рассматривает его как элемент системы отношений человека с миром - его жизненным миром. По определению Д.А. Леонтьева, жизненный мир - это «организованная совокупность всех объектов и явлений действительности, связанных с данным субъектом жизненными отношениями» (там же, с. 118). В качестве единицы анализа жизненного мира выделяется жизненный смысл. Вместе с тем «психологической реальностью смысл становится при рассмотрении его в двух других аспектах - феноменологическом и деятельностном» (там же, с. 124). Первый из них - образ мира в сознании субъекта, существенным компонентом которого является личностный смысл, второй - «смысловые структуры и отражающаяся в них динамика деятельности (жизнедеятельности)» (там же, с. 113). Как видим, есть определенное сходство феноменологического и деятельностного аспектов смысла, выделенных Д.А. Леонтьевым, с понятием К. Левина «жизненное пространство» - «человек и психологическая среда, как она существует для него» (2000, с. 77).


Понятие «жизненное пространство личности» формулируется нами на основе и при соотнесении понятий «жизненное пространство» (К. Левин) и «проприум» (Г. Олпорт). Оно является более частным по отношению к «жизненному пространству» К. Левина. Последнее по уровню абстракции соотносится с философской категорией жизненного мира, представляя собой его феноменологический и деятельностный аспекты. Г. Олпорт, развивавший идеи У. Джемса о неотделимости друг от друга личности и окружающей ее среды, выделил в структуре личности «проприум» - центральные аспекты, образующие ее внутреннее единство и представляющие собой «нечто теплое и важное - те области жизни, которые мы рассматриваем как свойственные нам» (Олпорт, 2002, с. 186). Одной из функций проприума является расширение эго, происходящее через идентификацию с объектами, которые человек называет «своими» (они обладают для него важностью и любимы им). С точки зрения Олпорта, один из важнейших признаков зрелой личности - обладание сильно расширенным чувством Я.


Жизненное пространство личности включает в себя ту часть жизненного пространства, где индивид преимущественно выступает как субъект самостоятельной активности, а не объект чьих-то влияний. В него входит все, что наиболее близко, интересно, значимо для индивида и переживается им как «свой» и контролируемый им самим мир. Оно возникает и формируется в жизненном пространстве индивида как результат реализации «собственного (проприативного) стремления» (там же, с. 189), а его объекты образуют сферу расширения его Я. Содержание этого понятия тесно связано с такими существенными характеристиками личности, как автономность, самостоятельность, определенная независимость от внешних влияний, выражает и поддерживает ее субъектность и индивидуальность. Личность, выступая не как объект влияний, а как субъект, автор собственных поступков, выделяет и создает, а точнее (по выражению Гуссерля) - конституирует в своем жизненном мире «свое» пространство. Это пространство включает в себя определенные территории, искусственные и природные объекты материального мира, людей и их сообщества, связанные с ними информационные пространства, мир идей, культурных и религиозных ценностей - все то, что представляется важным и ценным человеку на том жизненном этапе, который он в настоящий момент переживает.


- это результат определенного структурирования мира, выделения в нем некоторой особо значимой и тесно связанной с собственными интересами и стремлениями области, воспринимаемой и переживаемой субъектом как «свой» мир. Поэтому оно может быть рассмотрено как важная составляющая образа мира личности. В этой связи представляется существенным соотнести между собой эти два понятия.

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2009. № 2

Н. А. Кондратова

Теоретические предпосылки и содержание понятия «жизненное пространство личности»


Чаще всего понятие «жизненное пространство» употребляют со словом «организация», подразумевая наведение порядка на своем рабочем месте, распределение рабочего времени и прочие мероприятия, связанные с самоорганизацией. Никто не будет спорить, что такого рода организация и оптимизация жизненного пространства очень важна, так как без этого достичь успеха в любой из сфер жизни невозможно. Но есть более интересное определение жизненного пространства, которое ему дает психология, вот с этой точки зрения мы его и рассмотрим.

Психология жизненного пространства

Это понятие было введено психологом Куртом Левиным, который считал, что человеческая жизнь проходит не столько в реальном мире, сколько в мире, сформированном его сознанием на основании накопленных знаний и опыта. При этом психолог предлагал рассматривать личность и ее представления о мире как единое целое, а все факторы, влияющие на его сознание, он называл жизненным пространством. Надо заметить, что это пространство совершенно не подчиняется физическим законам, человек может сидеть в одиночной камере, но при этом его жизненное пространство будет охватывать километры. На его размеры оказывает влияние мировоззрение человека, и чем оно шире, тем большим жизненным пространством личность может обладать.

Размеры этого пространства не постоянны, увеличиваясь по мере взросления. Чаще всего своего максимума оно достигает к середине жизни, постепенно уменьшаясь к старости. Жизненное пространство может уменьшаться у тяжелобольного или подавленного человека, ему ничего не интересно, нет тяги к новым знаниям и знакомствам. Иногда этот процесс может быть обратимым.

Если никаких серьезных болезней нет и до старости еще далеко, свое жизненное пространство можно легко расширить. Нужно просто перестать быть равнодушной, в мире происходит столько всего интересного – ученые совершают открытия, появляется новая музыка, фильмы и книги, археологи раскапывают древние города, перечень этот можно продолжать бесконечно. Наша жизнь – это книга, и только от нас зависит, будет она наполнена удивительными историями или на ее изломанных блеклых страницах останется только серость и грязь.

Похожие статьи

  • Вкусный омлет для годовалого малыша!

    Дорогие читатели, в этой статье вы узнайте, как приготовить омлет ребенку. Вам станет известно, когда пришло время ввода такого блюда. Выясните, каких правил нужно придерживаться. Ознакомитесь с вариантами приготовления. Первое знакомство...

  • Феодальная раздробленность Руси: причины и последствия

    С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям - Мономаху, его сыну Мстиславу - удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления...

  • К чему снятся желтые туфли

    Но стоит ли так обобщать все сновидения? Ведь на их значение влияет много факторов: цвет, модель и др.А как объясняет сонник туфли во сне? К чему же снится этот универсальный, всеми любимый предмет стиля?Если они были чёрного цветаНовые...

  • Предприятие с обособленными подразделениями: расчет налога на прибыль и представление налоговой декларации Декларация прибыли обособленному подразделению пример

    Наша компания зарегистрировала обособленное подразделение (без выделения на отдельный баланс и отдельного расчетного счета) в феврале 2014г. И головная организация и обособленное подразделение зарегистрированы в одном муниципальном...

  • В храмике своей души ты порядок наведи

    На вопросы телезрителей отвечает иерей Константин Морозов, клирик Храма св. пророка Илии на Пороховых. Передача из Санкт-Петербурга. Добрый вечер, дорогие телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», ведущий ди

  • Мир помнит святителя луку

    Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим. 16:17). Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не...