Какие изменения происходят в современном обществе. Социальные изменения в современном мире

Социальные изменения как социологическая дифиниция. – Инновация. – Социальный процесс и его основные виды. – Социальные движения. – Социальный прогресс. – Концепции социальной модернизации.

Общество никогда не бывает статичным. В социальной сфере нет неизменных объектов и субъектов. Изменяются культурные комплексы, состав групп, взаимоотношения между людьми. Это в свою очередь влияет на изменения общества, его политики, образа жизни людей. Еще древнегреческий философ Гераклит (конец VI в. – начало V в. до н.э.) высказал идею непрерывного изменения: «Все течет, все изменяется», «В одну реку нельзя войти дважды». Изменения происходят каждый час, каждую минуту. Человек растет или стареет, рождается или умирает. Возникают новые и распадаются старые организации, глобальные социальные системы.

Изучая изменения, происходящие в обществе, их обычно разделяют на социальные – изменения в социальной структуре и социальных взаимосвязях в обществе и культурные – изменения в культуре общества.

Социальные изменения могут включать в себя прирост населения, рост образовательного уровня, уменьшение информированности, изменение окружения личности при переезде из деревни в город, изменение взаимоотношений между рабочими и администрацией, когда на предприятии происходит реорганизация, и т. д.

Культурные изменения могут включать в себя технические изобретения, изменение социальных норм, формирование новых социальных ценностей, культурных образцов, стандартов поведения и т. д. Часто культурные изменения одновременно являются и социальными. Например, изменение норм морали может привести к изменению взаимоотношений между социальными общностями, и наоборот. Практически все важные изменения имеют как культурный, так и социальный аспекты, и потому к ним применяется термин «социокультурные» или, для краткости, «социальные изменения».

В социологии под социальными изменениями понимаются преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Изменения - это переход социального объекта из одного состояния в другое, существенная трансформация социальной организации, социальных институтов, рост многообразия социальных форм. Или: изменения - это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени. Типы социальных изменений весьма многообразны. Они могут охватывать всю социальную систему, а могут отдавать «приоритет» какому-либо аспекту (элементу), могут быть кратковременными или долгосрочными, могут вести систему к развитию или упадку. Социальные изменения необходимо рассматривать как многофакторный процесс, на который влияют «вызовы» внешней среды, изменения в экономике, идеологии и др.


«Социальные изменения» как дефиниция нетождественна такому понятию, как «развитие». Последним обозначают направленные изменения материальных и духовных объектов от простого к сложному, от низшего к высшему и т.п. Социальные же изменения могут носить регрессивный характер или проходить в рамках сохранения определенной социальной системы и ее основных структур – так называемые «изменения равновесия».

Каков же механизм социальных изменений, каким образом они протекают? В основе социальных изменений всегда находится предложенный обществу результат авторских или анонимных, случайных или стихийных изобретений и открытий – так называемая инновация. В нашем случае - социальная инновация. Социальную составляющую могут иметь и материальные инновации.

Инновация, проникая в общество, вызывает социальное (ые) изменение (я). Однако не все предлагаемые инновации принимаются обществом. Другие могут приниматься немедленно или спустя длительное время. Одним из факторов, влияющих на сопротивление инновациям, можно считать наличие в обществе субъективных установок, которые могут мешать принятию изменения и даже блокировать его. Например, используя свою власть, руководители могут просто не выполнять под многими предлогами требования инновационного закона и таким образом блокировать его. Социальные изменения всегда должны преодолеть сопротивление субъективных установок по той причине, что никогда не бывает такого благоприятного положения, когда все единодушно поддерживают социальные изменения.

Фактором, влияющим на быстроту принятия инноваций, является демонстрация их возможностей перед широкой аудиторией. Опыт показывает, что инновация быстрее принимается, если может быть легко продемонстрирована ее полезность, и наоборот. Специфика социальных инноваций в том, что сложно продемонстрировать обществу их позитивный эффект сразу. Поэтому практически все социальные изменения (например, новые законы) внедряются в жизнь путем преодоления недоверия, сопротивления и нередко через жесткое принуждение. Однако, внедрившись в повседневную жизнь, инновации представляются уже привычными и необходимыми.

В принятии инноваций важную роль играет их совместимость с той или иной культурой. Зачастую они вступают в определенное противоречие с существующими культурными образцами. Когда это происходит, то инновация просто отвергается обществом или принимается вместе с ее конфликтными чертами, но эти черты время от времени вызывают протест, что делает ее принятие неустойчивым. Инновации тогда успешно конвергируются, т.е. сливаются с устоявшимися элементами культуры, когда они имеют позитивный для общества социальный эффект. Современное общество, являющееся крайне динамичным образованием, обязано реагировать на инновации, принимать и осваивать их в социальной, культурной и других областях человеческой деятельности. Непринятие инноваций немедленно порождает застой социальной жизни и социальные эффекты с признаками регресса. Нединамичное общество отстает от других обществ, стремящихся к инновациям, и не может претендовать на благополучие в социальной жизни.

Социальные изменения, происходящие через механизм внедрения инноваций в ту или иную социальную систему, предполагают обязательность процесса - возможно краткого или протяженного во времени.

Социальный процесс - это однонаправленные действия людей, приводящие к смене состояния элементов в социальной системе. Без процессов, приводящих к тем или иным изменениям, социальная система существовать не может.

Из всего многообразия социальных процессов социология выделила основные: кооперация, конкуренция (соперничество), приспособление, конфликт, ассимиляция, амальгамизация. Кооперацию как совокупность совместных действий и взаимодействий знают все общества и во все исторические периоды. Кооперация с латинского языка означает «вместе работать». В основе кооперации находится осознанное стремление людей добиться наибольшего эффекта от совместной деятельности. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться, т.е. вступать в совместные действия с другими людьми, в конечном итоге будет не успешна в жизни.

Кооперация как социальный процесс - это не только совместный производительный труд. Кооперация выступает в виде многих людей, работающих в крупномасштабных организациях. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и т. д. Такая кооперация не только включает многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей.

Кооперация предполагает одновременное наличие рядом с ней такого проявления социального процесса, как конкуренция. Под конкуренцией понимается стремление достигнуть вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Это могут быть деньги, власть, статус, любовь и т. д. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия и в условиях дефицита товаров, услуг, должностей, свобод и т.д. Конкуренция может проявляться на личностном уровне или носить обезличенный характер. Например, предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов. В этом случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников.

Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. В обществах, где существуют в основном предписанные статусы, конкуренция, как правило, менее заметна. В то же время в обществах в основном с достигаемыми статусами конкуренция пронизывает все сферы общественной жизни. Для личности, живущей в таком обществе, конкурентные отношения начинаются с детства и продолжаются фактически всю жизнь.

Значение конкуренции в жизни общества, в осуществлении в нем социальных процессов заключается в том, что она стимулирует элементы общества, индивидов к достижению победы через созидание. Вместе с тем конкуренция - не панацея от всех бед и не единственный (тем более не универсальный) вид социального процесса, приводящего к социальным изменениям. Люди как участники конкурентной борьбы и ее инициаторы при определенных обстоятельствах могут стремиться к ослаблению конкуренции. Если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства определенности, безопасности, люди начинают защищать себя от конкуренции. Бизнесмены идут на тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции, некоторые отрасли экономики требуют защиты их интересов со стороны государства, и эти преференции не всегда оправданны. Практически каждая социальная группа стремится обезопасить себя от жестких конкурентных условий. Таким образом, люди могут отходить от конкуренции просто потому, что боятся потерять все, что у них есть.

Помимо этого конкуренция при известных обстоятельствах может превращаться в конфликт (конфликт подробнее будет рассматриваться в следующей теме). Согласие на мирную борьбу за определенные ценности, вознаграждения путем соперничества часто нарушается. Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, интриги или нарушения существующих законов конкуренции. Его действия могут породить ответную реакцию: конкуренция превращается в конфликт с непредсказуемыми результатами.

Приспособление (адаптация) - это принятие индивидом или социальной группой культурных норм, ценностей, образцов, стандартов новой среды. Приспособление начинается тогда, когда нормы и ценности, усвоенные в прежней среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре, школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление - это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В той или иной степени процессы приспособления протекают непрерывно, поскольку непрерывно меняются условия внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными, приобретать форму подчинения, компромисса, терпимости.

Ассимиляция - это социальный процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.

Амальгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовывать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, то в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться «чистотой крови». Но как только процесс амальгамизации полностью заканчивается, границы между группами стираются и социальная структура больше не зависит от «чистоты крови».

Ассимиляция и амальгамизация – это объективно обусловленные процессы, в конечном итоге имеющие несомненные позитивные социальные изменения. Эти процессы происходили и будут происходить, так как общество постоянно производит социальные границы, барьеры между вновь возникающими общностями.

Отмеченные выше основные виды социальных процессов - это результат усилий отдельных индивидов или групп индивидов, организовавшихся в ту или иную общность, организацию: при определенных обстоятельствах эти усилия приобретают массовый характер, объединяя коллективными действиями, разделяемыми ценностями, идеями индивидов, принадлежащих к различным стратам. Такую форму социального процесса принято определять как социальное движение.

Социальное движение - это совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе, в социальной группе. Это определение объединяет широкий круг социальных движений: религиозные, экономические, молодежные, феминистские, политические, революционные и др. Социальные движения менее устойчивы и более динамичны, изменчивы в своих образцах поведения, обычно сравнительно слабо организованы и формализованы по сравнению с партиями и другими социально-политическими институтами и организациями. Но в процессе своего развития социальные движения могут достигать такого уровня организации, формализации, что превращаются в одну или несколько социально-политических организаций.

Социальные движения - важный объект изучения политологией. Однако социологический анализ существенно отличается от политологического. Изучение природы социальных движений позволило глубже понять их внутреннее содержание, их сущность. Исходя из этого, социология выделяет так называемые экспрессивные движения. Природа их возникновения следующая. Когда некая группа людей ощущает себя некомфортно в рамках определенной социальной системы, признает ее несовершенство для себя, но не стремится ее изменить, а находит для себя выход через различные экспрессивные, эмоционально яркие действия, в чем и проявляется участие индивидов в этом виде социального движения. Такими действиями могут быть ритуальные танцы (древний мир), мистерии (средневековье), молодежные субкультуры (новейшее время).

Экспрессивные социальные движения позволяют тем, кто ощущает антагонизм к окружающей их действительности и включается в эти движения, получить некое облегчение через эмоциональную разрядку, делают их жизнь терпимой.

Часто экспрессивные движения обращаются к славному прошлому и подвигам предков. Эти движения возрождают ушедшие ритуалы, символику и находят эмоциональное удовлетворение в ношении старой военной формы или в возврате к старым обычаям и стилю поведения. Такие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, уходом от действительности путем воспоминаний или мечтаний. В то же время такие экспрессивные движения могут прокладывать путь реформам или вести к революциям, так как они оживляют традиции и могут функционировать как сила, возбуждающая пассивное население. Этому способствует также стремление большинства людей идеализировать прошлое, противопоставлять «героические» времена настоящему времени. Такое свойство экспрессивных движений может сделать их промежуточным звеном между неполитическими и активными политическими движениями.

Одна из форм социальных движений – так называемая утопическая. Утопические (т.е. придуманные, нафантазированные) идеи, теории, разрабатывающие некие совершенные модели построения общества, существовали во все века истории человечества и служили основой как для локальных (экспериментальных), так и для массовых социальных движений утопического типа.

Эти совершенные утопические общества пытались описать многие выдающиеся писатели и мыслители. Особенно много попыток теоретически обосновать совершенное человеческое общество предпринималось в XVIII и XIX вв., когда утопические идеи были особенно популярны. Первоначально авторы или (и) реализаторы утопических идей, практически всегда обладавшие значительной внутренней энергией, активностью, воплощали свою модель утопии в границах небольших общин, кружков: например, общин первых христиан, религиозные секты Востока, коммуны Р. Оуэна, фаланги Ш. Фурье и др. Однако все они в сравнительно краткое время распадались или перерождались, как только сталкивались с внешним миром или когда количество членов коммуны и т. п. идеальных сообществ превышало пределы физического контроля за ними их харизматического лидера.

Конечно, утопические идеалы жизнестойки и долговечны. Поэтому они могут забываться после распада движения и спустя некоторое время вновь возрождаться в других движениях. Это связано с тем, что люди никогда не перестанут представлять себе (без достаточных на то оснований) наиболее совершенные модели общества.

Утопические социальные движения ценны для социальных изменений своими идеями, которые будируют научную мысль и активизируют действия властей, направленные на гармонизацию общественных отношений. Попытки конкретного воплощения утопических идей встречают сопротивление со стороны законопослушных членов общества, которых страшат новые культурные образцы поведения, смена ролей и т.п.

Движения реформ как социальные движения социология рассматривает как попытку изменить отдельные стороны общественной жизни и структуры общества без полной его трансформации (или это не ставится как цель, а является следствием реформ). Реформы называются социальными , если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне или образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменения правил пользования международным телефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивают интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивают наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионам людей к социальным благам - образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.

Чтобы индивиды объединились для борьбы за реформы, необходимы два условия: участники таких движений должны позитивно относиться к порядку в данном обществе, сосредоточив внимание только на отдельных негативных сторонах общественного устройства, а также иметь возможность для высказывания своего мнения и активных действий в поддержку какой-либо реформы. В связи с этим можно сказать, что движения реформ в законченном виде возникают лишь в демократических обществах, когда люди имеют значительную свободу и могут критиковать существующие социальные институты и изменять их по желанию большинства. Многочисленные типы движений реформ, такие, например, как аболиционистские (движения за отмену какого-либо закона), феминистские (движения за равноправие женщин), запрещающие (порнографию, строительство атомных электростанций и т.д.), не могут развиваться в условиях тоталитарных режимов, при которых попытка любых социальных изменений расценивается как угроза существующей системе власти.

Одна из форм социальных движений - это революция. Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Революция носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другой.

Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими институты и систему власти в обществе неизменными. Термин «революция» применяется иногда к постепенным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, например, как технологическая революция. Но в этом случае мы имеем дело с совершенно другим значением данного термина. Так, например, самым длительным процессом в истории человечества была так называемая неолитическая революция , которая представляла собой качественное изменение в сфере производства – переход, скачок от собирательства к земледелию. Неолитическая революция началась 10 тыс. лет назад и продолжалась в одних регионах мира 3 тыс. лет, а в других - 8 тыс. лет. В течение этого времени возникли развитые земледельческие цивилизации в Месопотамии, Египте, Индии, Греции и др.

Промышленная революция XVIII – XIX вв. привела европейские государства, США и ряд других государств к господству промышленности в сфере производительных сил и коренным образом изменила социальную структуру общества, но это произошло не скачкообразно, а путем реформ. Не технологическая, а социальная революция меняет основы социальной системы, причем разрушает существующий социальный порядок и устанавливает новый, существенно отличающийся от прежнего, в кратчайшие сроки.

Но является ли социальная революция обязательной или необходимой частью социальных изменений? Большая часть социологов полагает, что нет. Само наличие других, альтернативных революции вариантов социальных движений свидетельствует об этом. Ряд исследователей выделили то основное, что приводит к революционным движениям с их неизбежными негативными социальными последствиями для людей. В частности, это накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет; неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения понимала их; появление побуждения к активным действиям, восстанию социального мифа или системы верований, оправдывающих это побуждение; революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки; период правления умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различными группами революционеров или к уступкам с целью погасить взрыв страстей в народе; выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию и др.

Исторический опыт показывает, что демократия, вопреки бытующему мнению, не служит питательной средой для революционных движений. Это объясняется тем, что демократия является основой социальных реформ, а реформы неизбежно отодвигают революцию. Революционные движения процветают там, где реформы блокируются в такой степени, что единственным способом устранения недостатков социальной системы служит революционное движение. Не случайно они не получили распространения в таких традиционно демократических странах, как Швеция, Швейцария, Бельгия или Дания, и сильно развиты в тех странах, где правительство лишь считается демократическим и его деятельность неэффективна при проведении социальных реформ. В этих условиях даже некоторые реформаторы становятся революционерами.

Существует множество научных теорий, которые содержат разные, в том числе и противоположные, оценки отмеченным выше социальным движениям и которые лежат в основе социальных процессов, приводящих, в свою очередь к социальным изменениям. Полагаем, будет правильным признать обоснованными наиболее значимые теории, объясняющие природу, содержание, этапы развития основных социальных движений. Все они возможны и даже необходимы, если общество не находит других путей для своего обновления через социокультурные изменения. На субъективном уровне можно отдавать предпочтение тому или иному социальному движению - например, революции. Однако в реальной жизни специальный процесс пойдет по тому пути, который определит господствующее в конкретном обществе социальное движение.

Итогом любых социальных изменений в конечном счете является социальный прогресс общества. Социология под социальным прогрессом понимает направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким, от одних стандартов качества жизни к другим, воспринимаемым как более совершенные. Социологи по - разному видят социальный прогресс. Как в смысле содержания этого понятия, так и в смысле - и это главное - путей его развития. Так, О. Конт видел его прежде всего в росте уровня знаний, а Г. Спенсер - в росте социальной неоднородности. Марксизм рассматривает социальный прогресс как закономерный переход от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой, все более освобождающей личность от зависимости действия стихийных сил природы и общества.

В современной социологии и политологии социальный прогресс связывается чаще всего с движением от аграрного, доиндустриального общества к индустриальному и от него к постиндустриальному. Сложным является вопрос о его критериях и соотношении объективного и субъективного в них, который по-разному решается многими исследователями. Часть ученых вообще отрицала социальный прогресс (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), рассматривая историческое развитие не как однолинейное и однонаправленное (поступательное), а как многолинейное, не зависимое друг от друга, параллельное движение особых «культурно-исторических типов» обществ. Некоторые изображали историю как цикличное движение по кругу, как хаотическое или флуктуационное, маятниковое движение.

Очевидно, социальный прогресс отражает общую линию развития общества, которая не исключает возможность временных и частичных исторических поворотов, изломов и зигзагов, застоев, тупиковых ситуаций и даже попятных движений, гибели отдельных цивилизаций и т. д. Только традиционный, плоский эволюционизм мог представлять ход истории гладкой, ровной, непрерывно восходящей линией развития.

Социальный прогресс - это обобщенное понятие, которое включает в себя как свои составные части экономический, технический и культурный прогресс. Фундаментом социального прогресса выступает технический. По отношению к политике и религии термин «прогресс» неприменим, поэтому не говорят о политическом или религиозном прогрессе.

В тех случаях, когда ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе. Его называют процессом, противоположным прогрессу. Он знаменует попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню. Между прогрессом и регрессом разница не только в векторе движения, но и в масштабах. Если прогресс - глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического времени, то регресс - локальный процесс, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени. Никогда еще человечество в целом не регрессировало, хотя его движение вперед могло задерживаться, останавливаться.

Реальную угрозу социальному прогрессу сегодня составляют опасность мировой термоядерной войны, нерешенность и обострение других глобальных проблем современности. Их решение возможно только в рамках активно формирующейся мировой системы. Она является продуктом развития отдельных территорий и государств, которые, сохраняя свой суверенитет, становятся на базе технического прогресса и глобализации своих экономик, все более зависимыми друг от друга. Вместе с тем, сохраняющаяся огромная разница между государствами и обществами по уровню своего экономического и социального развития ставит перед теми, кто находится на периферии мировой системы, а также теми, кто находится позади лидеров, но хочет достигнуть их уровня, проблему ускорения своего движения по восходящей линии. Концепция социального прогресса позволила определить механизм этого движения через модернизацию . Под ней понимается переход от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществам, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. Модернизация подразумевает кардинальное изменение социальных институтов, экономического бизнеса, стандартов жизни людей и т. д.

Концепция социального прогресса на базе всеобъемлющей модернизации опирается на суждение о том, что все общества в конечном итоге вовлечены в единый, универсальный процесс восхождения человеческого общества к бесконечным вершинам цивилизации, к единой системе общечеловеческих ценностей. Социальный прогресс через модернизацию показывает, каким образом общества, находящиеся в статусе аутсайдеров, могут в значительно более короткие сроки его изменить.

Многие общества, отвечая на вызовы более развитых стран, пошли по пути так называемой неорганической модернизации, т. е. проходящей не как естественный процесс реформирования, а как организованного, спланированного и руководимого определенными социальными движениями. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая - «сверху».

Обычно принципы модернизации не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества. И это создает определенные сложности для модернизации процессов. Россия неоднократно пыталась преодолеть свое историческое отставание, догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII в., сталинская индустриализация 30-х гг. ХХ в., перестройка 1985 г. и экономические реформы 1991-1993 гг.

Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии, приглашения специалистов, обучения за рубежом, привлечения инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги. Во многом именно так происходило в России в XVIII и XX вв., в Японии - в XIX и ХХ вв. Последней потребовалось 20 послевоенных лет на то, чтобы догнать и во многом перегнать США. За короткий период неорганическая модернизация в Японии сменилась органической. Япония развивается на собственной основе и, в свою очередь служит образцом для подражания.

Современная Россия, обладающая огромным природным, людским, интеллектуальным, культурным потенциалом, должна занять соответствующее ей место в мировой экономико-политической системе путем проведения модернизации всех сторон жизни общества в короткие сроки и с наименьшими издержками для граждан своей страны.

Вопросы для самоконтроля знания

Никогда ещё изменения в жизни общества, и отдельно взятого индивида не происходили столь стремительно! Меняются моральные нормы, взаимоотношения между людьми, семейные традиции, образовательные стандарты. Появляются новые профессии, социальные институты, политические партии. Ежедневно на человека обрушивается огромный поток информации. Не все могут выдержать бешеный ритм жизни. Многие находятся в состоянии постоянного стресса и испытывают страх или растерянность перед будущим.

Но жизнь не остановить. Развитие и трансформация являются неотъемлемыми характеристиками любого общества.

Понятие и основные причины

Единого определения этого понятия в силу его абстрактности в науке нет. В общем смысле под социальными изменениями понимают перемены, происходящие в течение короткого или длительного промежутка времени с общественными структурами и социумом в целом.

Выделяют следующие причины преобразований в современности:

Изменения в политической, культурной, социальной жизни общества могут реализовываться постепенно, плавно, иногда даже незаметно для простого обывателя, что позволяет характеризовать происходящие перемены, как эволюционные.

Стремительные преобразования , приводящие к качественным изменениям в одной или нескольких сферах социума, называют революционными.

Современная наука, помимо эволюционных и революционных, выделяет циклические изменения общества, при которых социальные явления (процессы) повторяются в другое время и при иных условиях.

Взгляды ученых

Главную причину перемен, происходящих в социуме, учёные представляли по-разному.

О. Конт видел её в прогрессе человеческого разума, в переходе от военного общества к индустриальному.

Г. Спенсер основополагающим условием трансформации считал усложнение структуры социума, рост самосознания и свободы личности.

К. Маркс главную роль в преобразовании общества отводил производительным силам.

Основная причина социальных изменений по М. Веберу - социальные структуры, необходимые для общественного развития. При создании этих структур каждый человек опирается на свои нравственные и политические установки, а также на религиозные взгляды.

Именно религии, Вебер отводил ключевую роль в прогрессе человечества, признавал её движущей силой в развитии общества.

Подвергнув глубокому анализу основные мировые религии (конфуцианство, буддизм, иудаизм), Вебер пришёл к выводу, что именно верования накладывают отпечаток на способы ведения хозяйства, структуру общества, развитие цивилизации в целом. Например, погружение в собственные ощущения, стремление к приобретению духовного опыта, свойственные конфуцианству и буддизму, мешают продвижению капитализма на Востоке.

Причины быстрого развития западного общества социолог также видит в религиозных взглядах и личностных характеристиках, свойственных европейцам: рациональность мышления, склонность к бюрократии.

Изменение структуры общества и появление новых социальных институтов в социологии Вебера связано с понятием харизмы. Именно это качество, присущее некоторым общественным лидерам и полководцам, отличает выдающуюся личность от простых людей. Обладателю харизмы приписываются исключительные, сверхчеловеческие способности (Будда, Христос). Харизматический вождь, по мнению ученого, может внести изменения даже в устойчивую социальную структуру, лишённую динамизма.

Факторы, способствующие социальным изменениям

При всем своём разнообразии основные факторы социальных изменений можно объединить в следующие группы: социальные, экономические, политические, технологические.

Характеристики каждой группы представлены в таблице.

Таблица. Факторы изменения социума

Какие социальные изменения происходят в современном обществе

Преобразование в одной области жизни социума влечёт за собой перемены и в других сферах. Трансформации происходят в политической (избрание новых государственных лидеров, смена форм правления), культурной (возрождение обычаев, переосмысление истории), социальной сфере (появление новых социальных групп, профессий).

В современном обществе происходит установление тесных политических и экономических связей между государствами, создание единого информационного поля. Мировые державы становятся взаимосвязаны и взаимозависимы. Этот процесс называется глобализацией . Он имеет, как позитивные (технологический рост, создание новых рабочих мест, свободный доступ к информации), так и негативные (экологические проблемы, беспрецедентное увеличение миграционных потоков, неравномерность экономического развития государств) стороны.

В современной России

Рассматривая преобразования, происходящие в нашей стране, нельзя забывать, что Российская Федерация не является изолированным государством. Все процессы, характерные для мирового сообщества, затрагивают и Россию.

В течение последних нескольких десятилетий серьёзные изменения произошли и в структуре общества, и в мировоззрении россиян.

Многие социологи, характеризуя тенденции изменений в жизни россиян, особое значение придают процессу компьютеризации и использованию Интернета. Выделяют следующие основные аспекты:

  1. автоматизация некоторых этапов трудового процесса , т. е. часть функций, ранее осуществляемых людьми, теперь выполняются механизмами;
  2. возможность быстрого получения разноплановой информации . Оптимистично настроенные исследователи полагают, что доступ к Интернету повлечёт за собой повышение грамотности населения. К сожалению, наличие знаний, не всегда означает их правильное применение;
  3. изменение форм и способов общения между людьми . Дружеские беседы все чаще происходят посредством обмена сообщениями через мобильные приложения или посланиями по электронной почте. Для передачи эмоций собеседники используют язык идеограмм и смайлов;
  4. создание информационных компьютерных баз данных . Сведения личного характера, предоставляемые человеком для одних целей (покупка через Интернет, оплата товаров банковской картой и т. д.), потенциально могут быть использованы не по назначению. Некоторые исследователи видят в этом опасность несанкционированного наблюдения за частной жизнью граждан.

Человек, живущий в постоянно меняющихся обстоятельствах, вынужден развивать новые качества, помогающие приспосабливаться к окружающему миру. Чтобы чувствовать себя комфортно и успешно адаптироваться к любой ситуации, не подвергаясь постоянному стрессу, необходимо обладать не только знаниями и навыками, но и гибкостью мышления, мобильностью и умением критически оценивать поступающую информацию.

Общество не стоит на месте, оно постоянно изменяется, прогрессирует или деградирует. Для описания этих процессов используют понятие социальные изменения . Социальные изменения -одна из основных проблем в социологии.

Социальными изменениями называются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем, в обществе в целом.

Социальные изменения - это переход социального объекта из одного состояния в другое, любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре.

Социальным изменениям подвержены, прежде всего, социальные структуры - социальные институты и организации, социальные группы и общности.

Технологические изменения. Появление машин, электричества, новых видов энергии, компьютеров и прочих проявлений научно-технического прогресса приводит к появлению одних и исчезновению других социальных и профессиональных групп, обострению конфликтов, формированию новых социальных ценностей и пр.

Появление новых идеологий, доктрин, программ, которыми руководствуются многие политические партии, общественные движения, осуществляющие существенныесоциальные преобразования.

Адаптация различных социальных групп к изменяющимся социально - экономическим, политическим условиям в рамках существующих социальных систем.

Социальные изменения могут быть краткосрочными и долгосрочными, частичными и социетальными. Различаются структурные, процессуальные, функциональные, мотивационные социальные изменения. Создание или распад семьи, переход на многоуровневое образование - это примеры структурных изменений. Любые трансформации в отношениях между социальными группами или людьми относятся к процессуальным изменениям. Перераспределение должностных обязанностей в коллективе относится к функциональным изменениям. Смещение ценностно-мотивационных установок от общественно-значимых к личностно-значимым - пример мотивационных изменений. Н.И.Лапин, А.И.Пригожин выделяют инновационный процесс как вид социального изменения.

Инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения человеческих потребностей и сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде.

Различают постепенные (реформистские) и скачкообразные (революционные) социальные изменения.

Революции бывают: научные (изменяют картину мира в целом), технические, политические, экономические, социальные (изменяют те или иные стороны жизни общества).

В обыденной жизни термин «революция» имеет различные толкования. Например, государственный переворот, состоящий в простой смене одной группы лидеров на другую без какого-либо изменения политических институтов и системы власти, не может считаться революцией в строгом социологическом смысле.

Революцией называются только те события, которые удовлетворяют следующим условиям:

1. Революция ведет к широкомасштабным реформам или изменениям. Джон Дани указывает, что, согласно этому принципу, люди, пришедшие к власти, должны на самом деле быть более способны управлять данным обществом, чем те, кого они свергли; лидеры революции должны достичь некоторых из поставленных ими целей.

2. Революция предполагает угрозу насилия или его применение со стороны участников массового движения. Революция - это политические изменения, происходящие при противодействии правящих кругов, которые не могут быть принуждены отказаться от своей власти иначе как под угрозой насилия или путем его действительного применения.

Следовательно, революция - это захват государственной власти путем насилия, совершаемый лидерами массового движения, полученная при этом власть используется в дальнейшем в целях инициации радикальных социальных реформ.

Революции отличаются от вооруженных восстаний, которые связаны с угрозой или использованием насилия, но не приводят к существенным переменам. Практически все массовые выступления, происходившие до XVII века, были не революциями, а восстаниями.

Исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших экономических, политических и социальных проблем. Об этом свидетельствуют Французская революция 1789 г., Американская революция 1776 г.

То, что происходит после революции, частично зависит от огромного количества событий, которые привели к революции. После окончания революционной борьбы страна может быть истощенной и сильно раздробленной. Остатки свергнутого режима или другие группы, претендующие на власть, могут перегруппировать свои силы и начать все заново. Если окружающие страны настроены к новому правительству враждебно (так было в случае Русской революции 1917 года), его успехи в достижении социальных преобразований могут быть гораздо более ограниченными, чем при активной поддержке окружения. И, наконец, несмотря на то, что революции могут иметь далеко идущие последствия для соответствующих обществ, эти последствия чрезвычайно трудно выделить на фоне других факторов поступательного развития.

По мнению социолога Джеймса Дейвиса, революции с наибольшей вероятностью вспыхивают после продолжительного периода социальных и экономических улучшений, за которым следует период резкого отката назад. Люди опасаются потерять то, чего им с таким трудом удалось достигнуть, и приобретают революционный настрой. Дейвис иллюстрирует свою гипотезу такими фактами, как стачка рабочих пульмановского завода в 1849 г., русская революция 1917 г. и революция в Египте в 1953 г.

Социальная революция - комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни. Это качественное изменение, затрагивающее основы существующего строя. Социальная революция – это коренной, качественный переворот во всей структуре общества. Такой переворот невозможен без политической революции – завоевания государственной власти прогрессивным классом, способным осуществить революционные преобразования всего общества.

Реформа - частичное усовершенствование в какой-то сфере жизни, ряд постепенных изменений, не затрагивающих основ существующего социального строя. Реформа- это процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. В результате процесса накопления зарождаются, появляются и укрепляются новые элементы. Этот процесс называется инновацией . Затем идет отбор инноваций сознательно или стихийно, посредством которого в системе закрепляются элементы нового и как бы "выбраковываются" другие.

Социальная реформа касается преобразования тех сфер или сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с уровнем и образом жизни людей, влияют на здоровье, доступ к социальным благам, участие в общественной жизни (введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице и пр.).

Приватизация, новая налоговая система - примеры экономических реформ. Изменения конституции, переход от монархии к республике, изменение форм голосования и пр. - примеры политических реформ.

Терроризм можно определить как применение силы против людей или собственности с целью запугивания и принуждения правительства, формальной организации или гражданского населения к выполнению своих политических, религиозных и социальных планов. В течение многих лет социологи и историки рассматривали терроризм прежде всего как нарушение общественного порядка. Однако недавно они стали все более склоняться к тому, что терроризм – это новый способ разжигания войны с далеко идущими социальными последствиями. Нападение чеченских боевиков на Дагестан подтверждает это предположение.

Очень часто террористические акты бывают направлены не на свои фактические жертвы, а на массы ни в чем не повинных людей.

Понятие социальных движений охватывает достаточно обширный диапазон различных типов поведения. Но почему возникают социальные движения? Какие факторы побуждают людей предпринимать совместные действия во имя какого-то дела? Мнения социологов по этому вопросу расходятся. Некоторые ученые видят корни общественных движений в бедственном положении народа, а более конкретно – в социальном и экономическом бесправии. Другие не считают этот аргумент достаточно убедительным. Они отмечают, что во многих обществах имеется значительный “резерв” социальной неудовлетворенности и что угнетение и нищета широко распространены, однако социальные движения возникают достаточно редко.

9.2.Теории социальных изменений

Среди теоретических моделей, использовавшихся для осмысления общих механизмов изменений на протяжении человеческой истории, по своей важности и значимости наиболее выделяются несколько.

Социальный эволюционизм , концепция, пытающаяся установить связь между биологическими и социальными изменениями. Согласно эволюционизму (О. Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм), общество проходит в своем развитии определенные стадии, прогрессируя от простых форм к более сложным.

Теория депривации . К. Маркс придерживался мнения, что капиталистическая эксплуатация ведет к постепенному обнищанию рабочего класса; с течением времени условия станут настолько невыносимыми, что рабочие будут вынуждены признать социальную природу своего бедственного положения и свергнуть своих угнетателей. Тем не менее, Маркс признавал и то, что крайнее обнищание и эксплуатация не обязательно приводят к революционному взрыву. Он указывал, что страдания представителей низших классов (пролетариев) могут быть настолько интенсивными, а социальное отчуждение – столь значительным, что будет способно “подавить” все их общественное и революционное сознание. Хотя в трудах Маркса содержатся доказательства “прогрессирующего обнищания”, или абсолютной депривации, он также признавал существование относительной депривации, допуская, что по мере развития капитализма положение рабочего класса может улучшаться. Однако он считал, что разрыв между собственниками и рабочими будет расширяться и создавать у последних все обостряющееся ощущение их сравнительно невыгодного положения.

Структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон) рассматривает социальные изменения как эволюционный процесс адаптации системы к окружающей среде на основе дифференциации.

Представители технологического детерминизма Д.Белл, О.Тоффлер решающую роль в социальных изменениях отводят технологическим изменениям, которые происходят в ходе технологических революций (научно-техническая революция 50-60 годов XX века информационно-компьютерная революция конца XX века).

Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски считают, что изменения в социальной организации общества не всегда приносят человечеству счастье или удовлетворение. По их мнению, эволюция общества, прежде всего, зависит от уровня развития технологии и способа экономического производства. Эти изменения сказываются впоследствии на прочих аспектах общественной жизни, включая систему стратификации, организацию власти и семейные структуры.


Похожая информация.


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет Государственного и муниципального управления

Кафедра информатики и информационных технологий

Реферат

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия»

«СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Направление подготовки /

Специальность: Прикладная

информатика

Выполнил(а): студент ИК-712

Телицын Дмитрий Владимирович

Научный руководитель:

Кандидат исторических наук

Мустафин Иршат Рифатович

г. Нижний Новгород

Введение

1. Социальные изменения: сущность, причины, факторы

2. Модели социальных изменений

3. Основные тенденции современного мирового развития

Заключение

Библиографический список

Введение

Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество – живая динамичная система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, то есть обусловлены влиянием роли отдельной личности, так и на макроуровне.

Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения в отношениях между социальными группами, в избирательной системе, в правах личности и т.д. Изменения могут относиться к области изобретений, к правилам русского языка, нормам морали и т.д.

В связи с этим, целью данной работы является рассмотрение процессов социальных изменений. Это будет достигнуто через раскрытие их сущности, причин, факторов, изучение моделей социальных изменений, а также сопоставление основных тенденций современного мирового развития.

1. Социальные изменения: сущность, причины, факторы

Социальные изменения – одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

В социологии, с начала ее возникновения, выделяются и исследуются, как правило, два типа социальных изменений – эволюционные и революционные. В классической социологии вплоть до нач. ХХ века оба эти подхода были основаны на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII–XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Законы последней, как считалось, могут и должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Разница была лишь в том, что мыслители – приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, и что не следует насиловать общественную природу; а сторонники революционных изменений исходили, наоборот, из концепции необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода к анализу и сущности социальных изменений – эволюционных, совершаемых «без насилия» или революционных, при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок.

Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у К. Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по К. Марксу – это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В подходе Маркса, т.о., представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений.

М. Вебер, который был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам, полагал, тем не менее, что можно делать обобщения и формулировать тенденции, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Представители эволюционного подхода они полагали свои схемы верными в отношении всех обществ, которые проходят (или должны проходить) один и тот же путь от исходного, менее развитого состояния к более развитому, современному. Поэтому эти классические социологические теории рассматриваются как теории модерна, для которых очевидна предпосылка о том, что в процессе социальных изменений стандарты модерна рано или поздно будут приняты всеми модернизирующимися странами.

Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимании разнообразных причин, определяющих развитие общества.

В то же время данные концепции (за исключением, пожалуй, марксизма) не могли в достаточной мере объяснить кризисов, попятных движений и распада общественных структур . Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе.

Ограниченность классического эволюционизма в ХХ веке преодолевались путем поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса. В сущности, они развивали и обогащали идеи эволюционного подхода к социальным изменениям, дополняя их новыми аналитическими схемами, приходящими из смежных и других наук.

В теориях циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность .

Названный подход в России разработан А.С. Ахиезером в сонцепции социокультурной динамики, в которой ее история представлена как постоянное колебание «расколотого общества» между полюсами двух противоположных идеалов – вечевого (соборного, либерального) и авторитарного (абсолютистского, тоталитарного). Раскол между ними обуславливает невозможность медиации, но задает циклическое инверсионное развитие. В ходе каждого исторического цикла осуществляется переход между двумя крайними точками инверсии – от вечевого идеала (соборности) к авторитаризму (абсолютизму) и обратная инверсия. Развитие представляет собой поиск постоянного компромисса между этими полюсами, более удачный – в период развития страны и менее удачный – в период катастроф.

Теория социального изменения Т. Парсонса строится на основе теории на основе мыслительной модели структур общества и его изменения по по принципу кибернетической иерархии различных систем – организмов и личностейт как ступеней растущей степени сложности. Действительно глубокими изменениями являются по Парсонсу те, что затрагивают культурную систему. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе .

Общество как социальная система обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, что находит проявление в стабильности его основных структурных элементов (адаптации). Если соотношение сил, элементов, поддерживающих равновесие, нарушается, но сама конфигурация общественной системы в целом, ее основные структурные элементы остаются неизменными, то утраченное равновесие быстро восстанавливается. Т. е. изменения остаются внутренними (например, рост влияния какой-либо социальной группы, появление нового состава государственных органов и т.д.), а система, интегрируя в себя новые образования, в целом остается неизменной.

Второй вид социального изменения – это изменение структуры, когда система неспособна восстановить равновесие из-за сильного давления изнутри и вовне. Для сохранения целостности социальной системы происходит модификация социальных подсистем и их структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций).

Более обобщенно социальное развитие общества Парсонс сводит к четырем механизмам эволюции. Первый – это дифференциация, связанная с усложнением строения общества. Второй – адаптация (адаптивное возвышение), под которой понимается новый способ соотнесения с окружающей средой (например, новая техника или новые способы коммуникации). Третий механизм предполагает увеличение объема членства в обществе (инклюзия). Прежние критерии членства в обществе (класс, пол, этническая принадлежность) теряют свое значение в эволюционирующем обществе. Четвертый – обобщение ценностей. В изменяющемся обществе ценности и нормы все в меньшей степени остаются приемлемыми для разных групп. Все шире в обществе начинают распространяться представления об универсальных, независящих от типа социальной системы человеческих правах и идеалах (например, декларация ООН о правах человека, международные силы и т.д.).

В социологических исследованиях рассматриваются насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения. Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации. При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие (главные) причины социальных изменений. Однако построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, мультиказуального подхода и учета сети взаимосвязанных причин. Перечислим основные типы причин социальных изменений.

1. Природные причины – истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.

2. Демографические причины – колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.

3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.

4. Социально-политические причины – конфликты, войны, революции, реформы.

5. Социально-психологические причины – привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.

Перечисленные причины социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе. П. Сорокин полагал, что основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений гласит: «После возникновения социокультурной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой…» . Внешние обстоятельства могут замедлить или ускорить внутрисистемные процессы, могут, наконец, ее уничтожить, но не в состоянии изменить программу развития, заложенную в систему. Система самодетерминирует свою эволюцию, что, по мнению Сорокина, эквивалентно свободному развитию*. Влияние внешних сил необходимо учитывать, но их воздействие не в состоянии изменить последовательность фаз развития системы.

Изучая социальный объект в статике, мы предполагаем, что наблюдаемые его характеристики, как качественные, так и количественные, в течение определенного небольшого промежутка времени практически не изменяются (точнее, происшедшими изменениями можно пренебречь). Формально можно сказать, что в моделях статики время отсутствует.

В динамических моделях время присутствует в явном виде. Исследователя интересуют изменения во времени количественных и качественных переменных, как, впрочем, и постоянные параметры, не изменяющиеся за период наблюдения.

Описание динамики объекта предполагает использование понятия процесса. Приведем классическое определение социокультурного процесса, принадлежащее П.А. Сорокину: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик» .

2. Модели социальных изменений

Социолог, наблюдая за интересующими его характеристиками конкретного социального процесса (его формами, типами ), может наглядно представить себе течение процесса в виде графика. Обычно в таких случаях используются двумерные графики, причем по оси абсцисс принято откладывать время, а по оси ординат значения переменной, характеристики, показателя, индикатора или фактора, описывающего поведение данной системы. На рис. 5.1 приведен пример линейной зависимости показателя S от времени t.

График, приведенный на рис. 5.1, демонстрирует траекторию L1 линейного, равномерного роста значения показателя S при увеличении времени t. Траектория прямой L2 отражает процесс равномерного уменьшения, снижения показателя S. Для простоты на последующих рисунках будем изображать только процессы роста, подразумевая, что траектории упадка могут быть легко построены по аналогии .

Понятно, что линейный рост или снижение значения какого-либо показателя не может длиться бесконечно. (Например, для многих индикаторов отрицательные значения не имеют смысла.) Отсюда следует, что за пределами рассматриваемого временного интервала ход процесса должен замедлиться или ускориться и траектория должна перестать быть линейной и приобрести более сложный, нелинейный характер. В линейных моделях скорость (темп изменений) остается постоянной величиной, тогда как скорость течения нелинейных процессов меняется .

Глубокий анализ социокультурных процессов предполагает изучение не только изменений абсолютных значений данного показателя, но и слежение за скоростью изменения. (Необходимо исследование не только функции S(t), но и ее производной.).

Мы неявно считали, что показатель S является количественной переменной, что совсем не обязательно. Многие переменные, характеризующие течение социальных процессов, являются качественными, но их траектории также могут быть изображены графически. Более того, многие количественные переменные имеют качественную составляющую. Даже данные официальной статистики могут содержать информацию, полученную на основе экспертных оценок.

Типичный график, отражающий чередование разных этапов, стадий, фаз развития социальной системы приведен на рис. 5.2.

Процессы роста в социокультурных системах не обязаныподчиняться только линейной зависимости. Траектория роста может описываться экспоненциальной кривой типа е (рис. 5.3), квадратичной кривой (рис. 5.4). Значительно более медленный рост показателя S часто отражает логарифмическая траектория (рис. 5.5). Конечно, значение показателя не всегда монотонно возрастает. В ходе процесса возможен и кратковременный спад. На рис. 5.6 изображена кубическая модель подобной траектории (S(t) = а/ + а/+ + а,* + U4).

Большинство реальных процессов не может расти до бесконечности. Ограниченность имеющихся ресурсов тормозит рост и не позволяет превзойти некоторые предельные значения. Наличие пределов роста или точек насыщения обычно описывается моделями двух типов:

а) насыщение без точек перегиба (рис. 5.7).

Такие траектории может иметь функция типа S = А – е~1 или S = aq – 1 / t (гипербола);

б) насыщение с дочкой перегиба (рис. 5.8). Кривая такого типа называется логистической или S-образной. Подобную траекторию имеет функция типа S = Д, / (1+е). Как будет видно из дальнейшего изложения, ход многих социокультурных процессов хорошо описывается именно логистической кривой. Такие процессы сначала растут очень медленно. Затем рост ускоряется, например под действием контура положительной обратной связи. Но после прохождения точки перегиба темп роста начинает замедляться. Под действием контура отрицательной обратной связи процесс сначала замедляется, а затем стабилизируется, не переходя предельно возможное значение А.

Как уже говорилось, наиболее популярной формой социокультурных процессов являемся прямая линия, отражающая линейные представления о ходе социального времени. Однако мыслителей всех времен привлекали также циклическая модель социального времени, предполагающая периодическое повторение определенных фаз развития, рекуррентное возвращение к исходному возвращению к исходному состоянию. Простейшая траектория циклического типа в виде синусоидальной кривой с горизонтальным трендом приведена на рис. 5.9, а с линейно возрастающим трендом – на рис. 5.10. Циклическая траектория количественной переменной не обязательно точно соответствует графику математической синусоиды – период и амплитуда колебаний могут со временем меняться .

Естественно, говорить о точном следовании синусоиде в случае качественной переменной просто неуместно. Именно качественные переменные, как правило, имеют в виду, рассматривая развитие процесса по спирали. Известно, что образ спирали обладает большой генеративной силой, весьма способствует инсайту, благодаря чему довольно часто фигурирует в трудах обществоведов в качестве одной из базовых метафор социальных изменений. Как геометрический объект спираль изображается в трехмерном пространстве, одной координатой которого является время t, а две другие координаты соответствуют двум показателям S1 и S2, характеризующим эволюцию наблюдаемой системы V. Причем следует обязательно учитывать то, что спираль отражает динамику взаимодействия именно двух взаимосвязанных факторов .

Пример спирали M, приведенной на рис. 5. 11, показывает, что в простейшем случае спираль можно представить в виде линии, наматываемой на цилиндр (изображен штриховой линией). Ясно, что цилиндр не обязательно расположен горизонтально, он может быть и наклонен.

Чтобы более наглядно представить ход изменения значений факторов S1 и S2, спроектируем спираль сначала на плоскость (S1; t), a затем на плоскость (S2; t). Получим две траектории синусоидального типа F1 и F2. Если мы попробуем изобразить их на одном графике с общей осью времени, то сразу заметим, что фазы колебаний факторов S1 и S2 не совпадают (рис. 5.12). Чтобы наглядно представить себе взаимосвязь факторов S1 и S2, спроектируем спираль на плоскость (S1; S2). Очевидно, что в этом случае получим круг, изображенный на рис. 5.13.

На рисунке движение по спирали становится движением по кругу по часовой стрелке (в данном случае время t можно рассматривать как параметр*). Чередование фаз изменения факторов S1 и S2 при движении по секторам AB; ВС; CD; DA круга представлено в табл. 5.2.

* Простейшая винтовая линия в пространстве может быть представлена в параметрическом виде: х = acost; у = asint; г = ct.

Таблица 5.2. Чередование фаз

Изменение фазы

Как видим, в рассматриваемом случае чередование фаз развития системы в целом и отдельных ее показателей не является синхронным.

Еще сложнее анализировать динамику социокультурных процессов, имеющих хаотический характер. Пример такого процесса приведен на рис. 5.14. Динамика хаотических процессов чрезвычайно запутана и трудно прогнозируема. Медленный равномерный рост сменяют «большие скачки», амплитуда и период колебаний меняются самым причудливым образом. Для подобных процессов удается выявить только самые общие тенденции, как это и принято в глобальных теориях социальной эволюции .

3. Основные тенденции современного мирового развития

Человечество во все времена волновал вопрос о таинственном и неизведанном течении времени, о ходе эволюции человечества, мира, Вселенной. Государство, страна, цивилизация – все они подчиняются теориям, концепциям, которые определяют тип, периодизацию, и которые вполне отчетливо предсказывают финал-угасание или новый виток в развитии общества.

В настоящее время выделяют концепции социальных революций и реформ, а также социального прогресса.

При рассмотрении вопроса о социальных революциях и реформах необходимо принять за аксиому то, что истина всегда конкретна. Поэтому нельзя абсолютизировать ни реформу, ни революцию. И социальная революция, и социальная реформа, хотя и различные, но взаимосвязанные стороны социального развития. Обе эти формы теряют смысл друг без друга. Та и другая известны истории. Мы хорошо знаем великие революции, но были и великие, замечательные реформы. Например, реформы античного правителя Солона, реформы, осуществленные под руководством американского президента Рузвельта, реформы, инициированные в начале ХХ века российским министром П.А. Столыпиным, реформы, реализованные в 20-30-е годы ХХ века президентом Турции Ататюрком .

В современном демократическом государстве, где есть гражданское общество, открываются большие возможности предотвращать социальные конфликты, решать их вовремя, не допуская дезинтеграции общества, социального катаклизма. Революционные политические, социальные взрывы чаще всего – результат неумения властных структур, социально-политических сил провести назревшие коренные реформы, социальные преобразования .

Что касается теории социального прогресса, то классические представления о нем рассматривают его как постепенное движение человечества к все более высоким уровням цивилизации. Причем движение носит неизбежный характер, продолжается несмотря на все перипетии истории, отклонения, случайности. Полное процветание общества, достижение этого состояния во всех структурах общества – вот цель прогрессивного движения .

Социальные науки подвергли критике оптимистическую идею линейно-поступательного развития человечества, лежащую в основе парадигмы социокультурного прогресса. ХХ век с его невиданными ранее катастрофами – политическими, экологическими, военными, породил сомнения и разочарование в теории прогресса. Идея кризиса, охватившая умы миллионов людей, ставшая лейтмотивом общественного мнения, способствует закреплению пессимистических прогнозов будущего человечества. Если раньше ситуацию кризиса рассматривали как временное явление, то теперь о кризисных процессах говорят и пишут как о норме. Кризисы «нормализовались», социологи, политологи, культурологи обнаруживают кризисы везде и во всем. Утрачивается вера в прогресс, не оправдываются оптимистические рассуждения о социальных эволюциях и рассуждениях .

Но можно ли утверждать, что идея прогресса, единственной альтернативой которой ожжет быть только всеобщее отчаяние, исчерпала свое предназначение, ведь «ни одна идея не была важной или такой же важной, как теория прогресса» (Р. Нисбет) в течение трех тысячелетий? Какие же есть аргументы у критиков линейных, поступательных теорий развития? Во-первых, факты противоречат существовании. Каких-либо универсальных и вечных линейных тенденций, универсальных стадий эволюции, относящихся ко всему человечеству, к любым общностям и странам. И в самом деле, исследования историков, археологов, этнографов показали, что большинство человеческих обществ существовали и исчезали на начальных стадиях развития. И сегодня есть общества, до сих пор остающиеся на самых ранних ступенях эволюции. Лишь некоторые народы смогли создать великие цивилизации. Во-вторых, подверглась критике упрощенная схема: древний мир – средние века – Новое время. Точно также переосмыслена марксистская теория «общественно-экономических формаций», стремившаяся вместить сложный, противоречивый ритм разных культур в рамки единственной схемы. Кроме того, в ХХ веке наступило полное осознание того, что события, имевшие решающее значение для Европы, вовсе не были таковыми для других народов. Например, падение Римской империи, означавшее конец древней истории и начало средневековья для европейских народов, не имело такого смысла для населения Японии, Индии, Китая. То же самое можно сказать о Куликовской битве, имевшей значение прежде всего для народов России. Этапы истории различных цивилизаций, как можно увидеть, не вписываются в концепцию евроцентризма, что подчеркивает наличие различных исторических периодов и культур, наличие культурного плюрализма в мире .

Итак, изменилось само понятие прогресса. «Прогресс человечества, – как писал Н. Данилевский, – состоит не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях».

Заключение

Таким образом, каждая социокультурная система имеет свой жизненный цикл, который может быть разбит на ряд этапов, стадий, фаз развития. Чередование фаз развития системы иногда называют системным временем. Ясно, что фаза является качественной единицей измерения времени. Количество фаз, их длительность зависят от избранной типологии и задач исследователя. Однако даже количественная переменная – календарное время – в социальных процессах приобретает качественные характеристики. Так называемое социальное время является формой организации социального опыта, оно может ускоряться и замедляться, зависеть от направления в будущее или в прошлое. Одно время эквивалентно деньгам, другое требуется убить.

Малоизученной проблемой остается выбор необходимого темпа социальных изменений, темп перемен можно ускорить и замедлить, сделать неравномерным и сконцентрированным.

Что же касается дальнейшего мирового развития, то это вопрос неоднозначно воспринимается в современном мире. Так, по мнению одних ученых, постоянно происходит прогресс в обществе, этакое линейное продвижение вперед и вверх, а не назад и вниз. Спрашивается: чего же более? Так нет же, цивилизация, только зародившись, может кануть в лету вне зависимости ни от каких условий. Таким образом, концепция постоянного прогресса – неподходящее решения для данного уравнения.

Если рассматривать всю мировую историю как чередование революций и реформ, то можно проследить и положительные тенденции, так ярко и красочно расписанные историками.

Библиографический список

1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 1, от прошлого к будущему. Новосибирск, 1997.

Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 1, от прошлого к будущему. Новосибирск, 1997. с. 112-114.

Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование в обществе. М., 1999. с. 63-67.

Кирдина С.Г. Социальные изменения. Социологическая энциклопедия, т.2, 2003, с. 68.

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. с. 43.

Социальные изменения - одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

В социологии, с начала ее возникновения, выделяются и исследуются, как правило, два типа социальных изменений - эволюционные и революционные. В классической социологии вплоть до нач. ХХ века оба эти подхода были основаны на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII-XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Законы последней, как считалось, могут и должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Разница была лишь в том, что мыслители - приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, и что не следует насиловать общественную природу; а сторонники революционных изменений исходили, наоборот, из концепции необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода к анализу и сущности социальных изменений - эволюционных, совершаемых «без насилия» или революционных, при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок.

Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у К. Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по К. Марксу - это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В подходе Маркса, т.о., представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений.

М. Вебер, который был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам, полагал, тем не менее, что можно делать обобщения и формулировать тенденции, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Представители эволюционного подхода они полагали свои схемы верными в отношении всех обществ, которые проходят (или должны проходить) один и тот же путь от исходного, менее развитого состояния к более развитому, современному. Поэтому эти классические социологические теории рассматриваются как теории модерна, для которых очевидна предпосылка о том, что в процессе социальных изменений стандарты модерна рано или поздно будут приняты всеми модернизирующимися странами.

Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимании разнообразных причин, определяющих развитие общества.

В то же время данные концепции (за исключением, пожалуй, марксизма) не могли в достаточной мере объяснить кризисов, попятных движений и распада общественных структур. Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе.

Ограниченность классического эволюционизма в ХХ веке преодолевались путем поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса. В сущности, они развивали и обогащали идеи эволюционного подхода к социальным изменениям, дополняя их новыми аналитическими схемами, приходящими из смежных и других наук.

В теориях циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность.

Названный подход в России разработан А.С. Ахиезером в концепции социокультурной динамики, в которой ее история представлена как постоянное колебание «расколотого общества» между полюсами двух противоположных идеалов - вечевого (соборного, либерального) и авторитарного (абсолютистского, тоталитарного). Раскол между ними обуславливает невозможность медиации, но задает циклическое инверсионное развитие. В ходе каждого исторического цикла осуществляется переход между двумя крайними точками инверсии - от вечевого идеала (соборности) к авторитаризму (абсолютизму) и обратная инверсия. Развитие представляет собой поиск постоянного компромисса между этими полюсами, более удачный - в период развития страны и менее удачный - в период катастроф.

Теория социального изменения Т. Парсонса строится на основе теории на основе мыслительной модели структур общества и его изменения по принципу кибернетической иерархии различных систем - организмов и личностей как ступеней растущей степени сложности. Действительно глубокими изменениями являются по Парсонсу те, что затрагивают культурную систему. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе.

Общество как социальная система обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, что находит проявление в стабильности его основных структурных элементов (адаптации). Если соотношение сил, элементов, поддерживающих равновесие, нарушается, но сама конфигурация общественной системы в целом, ее основные структурные элементы остаются неизменными, то утраченное равновесие быстро восстанавливается. Т. е. изменения остаются внутренними (например, рост влияния какой-либо социальной группы, появление нового состава государственных органов и т.д.), а система, интегрируя в себя новые образования, в целом остается неизменной.

Второй вид социального изменения - это изменение структуры, когда система неспособна восстановить равновесие из-за сильного давления изнутри и вовне. Для сохранения целостности социальной системы происходит модификация социальных подсистем и их структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций).

Более обобщенно социальное развитие общества Парсонс сводит к четырем механизмам эволюции. Первый - это дифференциация, связанная с усложнением строения общества. Второй - адаптация (адаптивное возвышение), под которой понимается новый способ соотнесения с окружающей средой (например, новая техника или новые способы коммуникации). Третий механизм предполагает увеличение объема членства в обществе (инклюзия). Прежние критерии членства в обществе (класс, пол, этническая принадлежность) теряют свое значение в эволюционирующем обществе. Четвертый - обобщение ценностей. В изменяющемся обществе ценности и нормы все в меньшей степени остаются приемлемыми для разных групп. Все шире в обществе начинают распространяться представления об универсальных, независящих от типа социальной системы человеческих правах и идеалах (например, декларация ООН о правах человека, международные силы и т.д.).

В социологических исследованиях рассматриваются насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения. Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации. При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие (главные) причины социальных изменений. Однако построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, мультиказуального подхода и учета сети взаимосвязанных причин. Перечислим основные типы причин социальных изменений.

  • 1. Природные причины - истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.
  • 2. Демографические причины - колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.
  • 3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.
  • 4. Социально-политические причины - конфликты, войны, революции, реформы.
  • 5. Социально-психологические причины - привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.

Перечисленные причины социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе. П. Сорокин полагал, что основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений гласит: «После возникновения социокультурной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой…». Внешние обстоятельства могут замедлить или ускорить внутрисистемные процессы, могут, наконец, ее уничтожить, но не в состоянии изменить программу развития, заложенную в систему. Система самодетерминирует свою эволюцию, что, по мнению Сорокина, эквивалентно свободному развитию*. Влияние внешних сил необходимо учитывать, но их воздействие не в состоянии изменить последовательность фаз развития системы.

Изучая социальный объект в статике, мы предполагаем, что наблюдаемые его характеристики, как качественные, так и количественные, в течение определенного небольшого промежутка времени практически не изменяются (точнее, происшедшими изменениями можно пренебречь). Формально можно сказать, что в моделях статики время отсутствует.

В динамических моделях время присутствует в явном виде. Исследователя интересуют изменения во времени количественных и качественных переменных, как, впрочем, и постоянные параметры, не изменяющиеся за период наблюдения.

Описание динамики объекта предполагает использование понятия процесса. Приведем классическое определение социокультурного процесса, принадлежащее П.А. Сорокину: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик».

Похожие статьи