Локнянская школьная библиотека. В храмике своей души ты порядок наведи

На вопросы телезрителей отвечает иерей Константин Морозов, клирик Храма св. пророка Илии на Пороховых. Передача из Санкт-Петербурга.

Добрый вечер, дорогие телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», ведущий диакон Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях клирик Храма в честь св. пророка Илии на Пороховых в Санкт-Петербурге иерей Константин Морозов.

Здравствуйте, отец Михаил.

- Прошу Вас, благословите наших телезрителей.

Пусть рожденный Христос войдет в сердца каждого из нас.

Дорогие телезрители, мы тоже присоединяемся к поздравлениям с Рождеством Христовым. Это первый наш эфир после Рождества из Санкт-Петербурга. Наша сегодняшняя тема связана с Рождеством Христовым и звучит она так «Наша эра или эра от Рождества Христова?». Батюшка, расскажите, пожалуйста, какова разница?

Разница только в том, что у нас нет такого деления, как древняя история, древнейшая, новая история, новейшая. Есть в истории тот момент, который изменил судьбу всего мира - это Рождество Христово. Поэтому мы считаем до Рождества Христова «до нашей эры», а после Рождества Христова «наша эра» - то время, в котором живем мы. Потому что это рождение стало судьбоносным для всего человечества, в какой бы точке земного шара человек ни жил, какой бы религии он ни принадлежал, после рождения Христа совсем по-иному люди мыслят, воспринимают этот мир, живут в этом мире. Это в первую очередь связано с тем, что у нас появилось понятие «личность». Раньше такого понятия не было, можно читать и в Ветхом Завете, и в других историях древнего мира, как царям приносили корзины выколотых человеческих глаз после взятия того или иного города, или как Ирод убивает младенцев в Вифлееме. Это кажется ужасом для нас! Как можно убить младенца или человека, или принести корзину человеческих глаз? Для людей древности это не было чем-то диким и не воспринималось так, как воспринимаем мы, потому что человек не мыслился как личность, а мыслился как один из субъектов, живущим в этом мире, не более того. Бог становится человеком, а, следовательно, человеческая природа становится возвышенной до Небес. Приведу известную фразу святых отцов: «Бог стал человеком, для того, чтобы человек стал Богом». Это входит в историю всей культуры после рождения Христа.

Как Вы считаете, 2000 лет прошло, что изменилось радикально, ведь мир не однородный, есть Восток и есть Запад, есть Дальний Восток?

Я думаю, что изначально человек ощущает одинокость в своем мире, и как бы мы ни стремились к единению, а это в нас вложено, мы стремимся к тому, чтобы другой человек нас понял, разделил так, как мы себя ощущаем, как мы себя понимаем. На этом строятся все отношения между людьми, между мужем и женой, между детьми и родителями, между друзьями. Но внутри себя мы понимаем, что другой человек вот так меня воспринять, ко мне отнестись так, как я к себе отношусь, и даже самый близкий не сможет, он не сможет понять всей глубины моей личности, которую я не смогу ему донести. Но это ощущение и стремление к единению у человека есть, потому что изначально заложено Богом. В Библии мы читаем, что Адам и жена его были оба нагие и не стыдились, то есть абсолютно были открыты друг для друга, абсолютно не было той стены, которая отделяла одного от другого. Появление одежды свидетельствует о том, что произошла эта разделённость между ними, у них появляется личное пространство и личная жизнь одного и другого. В Библии это сообщается моментом того, что функции женщины и функции мужчины различны: «Он будет господствовать над тобою, а ты будешь добывать хлеб свой в поте лица». Конечно, человек внутри себя понимает одинокость в этом мире и, наверно, в большей степени эта одинокость сказывается у пожилых людей, которые уже прошли путь жизни, которые уже пережили в этой жизни много и, в большей степени, сидя дома возле камина или где-то среди своих близких и родных, внуков и детей, они понимают, что у каждого из них своя жизнь. И какими дорогими они для них не были, все равно они играют в их жизни определенную роль, и человек (внук, ребенок) впускает их на определенный период в свою жизнь и на определенное расстояние общения. Но вот когда в жизнь человека входит Христос, тогда человек понимает, что он не одинок, потому что Бог готов разделить с ним всю его жизнь. И с этим моментом человек заново ощущает эту изначальную внутреннюю тягу к единению, которая есть у каждого. Поэтому рождение Христа мы ощущаем как определенное чудо, что Властитель Вселенной становится человеком, и, кажется, это не вместить в разум, сколько бы об этом ни говорилось, что бы мы ни читали у святых отцов, ни раздумывали над этим, мы воспринимаем это как определенное чудо. Как Тот, Кто создал этот мир, мог стать человеком? С другой стороны, мы с вами понимаем, что в эти рождественские дни мы ждем этого чуда, потому что самое большое чудо произошло, и этим самым мир изменился, изменился кардинально.

Вопрос от телезрительницы: «Здравствуйте, у меня первый вопрос: очень много гадают на святки, это же грех? А второй: у меня кошка котится, и я не знаю, куда котят девать, никто не хочет брать, я их держу дома, а потом подбрасываю - это грех?»

Спасибо за вопросы. Почему гадают на святки? Обычно всегда есть время, так скажем, временной буфер, который в любых культурах воспринимался как промежуточное время состояния мира до и после. Но в англосаксонских культурах есть такой плохой праздник Хэллоуин, он празднуется перед Днем Всех Святых в католической церкви. Тоже есть определенный буфер, когда вся нечистая сила появляется в эту ночь и господствует до того, как наступает День Всех Святых, то есть светлый день, когда во святых в Боге просиявших, Церковь чтит победу Бога над всем злом. Точно так же в момент Рождества Христова, в ночь перед Рождеством гадают, в сочельник, это мы читаем у Гоголя. Гоголевский персонаж бес очень интересен тем, что он появляется именно в момент времени, когда мир готовится, но еще Христос не вступил полностью господствовать этим миром. Ведь не случайно в одно из искушений Христа дьявол показывает Ему царство мира и говорит: «Поклонись мне, и я Тебе дам господствовать над ним». Сатана в этот момент не лжет, действительно Земля принадлежит ему, но Христос вступает в свои права и говорит ему: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». Они общаются библейскими фразами друг с другом. Все-таки наступает власть Бога над всей Вселенной.

- Хотя и сам Христос называет дьявола: «Князь мира сего приходит и не обретает во Мне ничего».

Да, этот момент очень важен. Поэтому гадание на святках, конечно, не христианское, не православное, не языческое, но в культурах всегда отмечался вот этот момент буфера времени между одним моментом проявления злых сил и моментом наступления Царства Света - Царства Божия.

- Нужно подчеркнуть, что в любом случае гадание - это общение с дьяволом.

Безусловно! В книге «Несвятые святые» отца Тихона (Шевкунова) очень хорошо описан его опыт, когда он вспоминает, что они, будучи студентами, развлекались спиритизмом и всевозможными гаданиями, и у них начинала появляться мысль о самоубийстве, и это нагнеталось, и только после того как он крестился и стал жить церковной жизнью, это прошло. Но, безусловно, это вхождение в ту область, где человек открывает для себя очень тонкую грань духовного мира, и большая ошибка, если человек считает, что он может неподготовленным войти в эту область.

Вопрос телезрительницы: «У меня очень больна сестра и мне сказали, чтобы я молилась молитвой по соглашению со своими другими сестрами. Что такое молитва по соглашению и как ее читать?»

Я сейчас отвечу на этот вопрос и вернусь к кошке, которая всегда имеет котят - к первому вопросу. Мне кажется, что кошку нужно стерилизовать. Это будет меньшим злом, чем постоянно подбрасывать котят, потому что бывают люди, которые считают, что пускай моя бедная кошечка или кот гуляют. Лучше в городских условиях стерилизовать, кошке эта функция не нужна.

Что касается молитвы по соглашению, думаю, эта молитва, безусловно, берет свое начало, когда Господь говорит: «Где двое или трое соберутся во Имя мое, там и Я посреди них». Церковь всегда молится, церковь в переводе с греческого является «собранием», поэтому это собрание христиан, молящихся за того или иного человека или за группу людей. Иногда христиане не могут собираться, но в молитве мы чувствуем это единство. Допустим, два друга идут в разные храмы в воскресный день на литургию - пребывают они на одной литургии или на разных? Конечно, на одной, потому что литургия не скована пространством. Точно так же и в молитве мы не сковываем себя пространством, находясь в разных домах, разных квартирах, живя в разных районах города, мы встаем в определенное время на молитву, например, в девять часов вечера, или в какое договорилась данная группа людей, это может быть 5, 10 человек или более. И молятся в данный момент о рабе Божией Людмиле, чтобы Господь ее исцелил или помог в несении ей этого тяжкого недуга, которым она заболела. Иногда мы просим об исцелении, хотя, на мой взгляд, Господь и так исцелит, если на то есть Его Воля, нужно молиться о том, чтобы человек достойно пронес бремя своей болезни, чтобы он не впал в уныние, не отчаялся, чтобы он воспринимал это как определенное служение Богу через свою болезнь. Таким образом воспринимали свои болезни святые - как определенное служение Богу и умерщвление своей плоти через свою болезнь. Поэтому в данный момент молитва о соглашении - это молитва в определенное время, когда люди договариваются и молятся об одном и том же человеке.

Вопрос из группы ВКонтакте: «Скажите, пожалуйста, если исчисление нашей эры идет от Рождества Христова и является общепризнанным, то почему же у нас так много мусульман и прочих религиозных течений, которые теоретически признают это летоисчисление, но при этом сохраняют свои взгляды?»

Мусульмане не признают это летоисчисление, они исчисляют совсем по-иному, от пророка Мухаммеда, от того, что произошло в Мекке. Поэтому здесь совсем разное летоисчисление. А чтобы говорить, почему люди не признают Христа, для этого нужна большая передача. В первую очередь для человека всегда будут важны 3 вопроса: это вопрос о смысле жизни, что такое жизнь и что такое смерть. И вся человеческая и религиозная культура отвечает в первую очередь на эти 3 вопроса. Для чего человек существует, что такое для него жизнь и что такое для него смерть. И, естественно, каждая религия будет отвечать на эти вопросы по-разному. Допустим, буддизм будет говорить о том, что человек должен раствориться, уйти в небытие, обычно говорят о перерождениях, но это не совсем верно, потому что рождение в жизнь является моментом не очень радостным, потому что здесь болезнь, скорбь и страдания. И поэтому колесо этих перерождений - колесо страдания, а не того, что человек в вечности имеет и постоянно живет на Земле. Вообще ни одна религия не будет говорить о том, что счастье для человека - жить на Земле. Поэтому переход через колесо Сансары, растворение в небытии - цель для буддистов. Для христиан целью будет момент обожения - соединение с Богом до предела, до конца, для того, чтобы стать как Бог. Этот момент для христиан очень важен. Каждая религия будет отвечать человеку по-своему, исходя из своих концепций, традиций, культуры, в которой люди живут. Поэтому, конечно же, вопрос возникает в том, почему человек удовлетворяет те или иные ответы, это совсем уже другая область, и почему, если человек удовлетворен ответами той или иной религии на эти 3 вопроса. Это целая полемика, лекция, я отойду от этой темы, потому что в самом основном для христиан Бог есть Личность, и общение с Богом есть общение с Личностью. Господь о Себе Сам сказал: "Я есмь путь, истина и жизнь ". Для нас Христос является этим и путем, и истинностью, и жизнью, поэтому на вопрос философов «что есть истина?» христиане всегда говорят: «Истина есть не что, а Кто есть истина. Истина - есть Христос». Для нас это понятно, потому что Христос вошел в жизнь человека, произошла эта встреча. Об этом говорили очень многие, и митрополит Антоний Сурожский, и отец Александр Мень. Они говорили, что не важно, где родился человек - в церковной или не в церковной среде. Допустим, для сына священника вопрос о том, надо ли поститься или не надо, что еда со скоромной сменяется на постную во время поста, что занавески во время Великого поста сменяются с белого на черные или пианино закрывается на ключ во время поста, музыка не играется, так не будет ставиться. Для него это - образ жизни, определенные традиции, уклады семейные, но вопрос о том, что Христос должен стать реальностью его жизни, войти в его жизнь, не быть просто каким-то философским знанием или просто знанием о том, что Христос является Богом, а быть реальным присутствием Бога в его жизни - это момент встречи человека с Богом, и у каждого это будет по-разному. У кого-то это происходит, как у владыки Антония за чтением Евангелия, когда он чувствует, что на другой стороне стола находится Христос, о Котором он читает, не ощущая Его физически, ни каким-то природным своим естеством, но внутренне ощутив эту встречу, он проносит ее через всю жизнь. У отца Александра Меня это случилось, когда он увидел портрет Сталина, возносящегося на воздушном шаре, и понял, что вот с этим злом я должен бороться и, конечно же, Христос является тем стержнем в моей жизни, чтобы противостоять всему этому напору зла, которое господствует в мире. В 13 лет это у обоих происходит. Для христиан, конечно же, Бог не является безличным Богом, допустим, как «Владыка Вселенной», который может искушать, который может человека проверять. Но у христиан Бог, в первую очередь, является Личностью, и эта Личность любящая в первую очередь.

Вы упомянули отца Александра Меня, он часто свои проповеди связывал с научным прогрессом, у него были свои книги, связанные с этим. Наша телезрительница Елена задает вопрос об этом: «Мешает ли научный прогресс проповеди о христианстве и жизни во Христе, или же помогает?».

Я думаю, что в первую очередь мы имеем ту возможность в научном прогрессе лучше осваивать библейскую историю. Археология, история, физика способствуют тому, чтобы мы лучше знакомились с происходящим в нашем мире. Поэтому, конечно, никогда не возникало противоречий между наукой и религией, потому что религия отвечает на вопрос в сущности: наука отвечает на вопрос «как?», а религия отвечает на вопрос «почему?». Почему произошло то или иное, и зачем, а наука ограничивается вопросом «как?», это ее определенная функция. Поэтому не возникает никаких противоречий. Мы знаем очень много умных ученых и людей, которые были верующими: Лихачев Дмитрий Сергеевич, Ньютон, Паскаль, академик Павлов, и многие другие. Поэтому здесь не возникает никаких противоречий. С другой стороны, отец Александр Мень поставил перед собой очень важный вопрос, он поставил перед людьми вопрос о том, что и апостол Павел, и другие проповедники обращались к людям верующим, для которых быть неверующими - было чем-то неестественным, хотя они были язычниками, но они были верующими людьми. А в XX веке и сейчас мы сталкиваемся с тем, что человек говорит, что он неверующий, и он не живет в восприятии религиозного мировоззрения, он не знает религиозного ощущения, религиозных практик, даже языческих. И отсюда язык проповеди должен меняться, потому что миссионерский язык апостола Павла, апостола Петра основан на определенных религиозных понятиях, представлениях, которые были у людей того периода. Сейчас язык конца XX века должен учитывать то, что мы общаемся с людьми, которые не знают никаких религиозных представлений и никаких религиозных понятий, это совсем иной язык должен быть. Отец Александр посвящал много времени подготовке своих книг, своей проповеди, его книги и его проповеди адресованы людям, у которых нет религиозного сознания никакого.

Вопрос телезрительницы: «Моей дочери 17 лет, у нее часто бывают гулянки, проводы. Скажите, это гены или можно отгородить ее от этого пагубного пристрастия?»

- Переходный возраст - это вообще проблема.

Да, это проблема. Молитва матери со дна моря достает. Конечно, мы должны молиться, родители должны молиться о детях. Я знаю несколько семей в нашем храме, которые сами имеют детей. Они ходили когда-то к нам воскресную школу, и один из них мне сказал: «Как мне помогало то, что я ложился спать под молитву матери и просыпался, а мать уже раньше меня вставала, и поэтому я просыпался под ее молитвы. Это давало мне какую-то внутреннюю уверенность в моей жизни, я понимал, что бы в моей жизни ни произошло, молитва матери меня сохранит». Это немаловажный фактор. С другой стороны, почему подростки уходят из Церкви? У владыки Антония есть хорошая статья «Бог под вопросом», где он сравнивает истину и понятие об этой истине, приводя в пример Григория Богослова, который пишет: «Если бы мы собрали все представления о Боге, который описан в Священном Писании и который описан у святых отцов на тот период, и сказали бы: «Вот это - наш Бог», то мы бы создали себе идола. Потому что Бог всегда превосходит наши представления о нем». И владыка говорит, что мы выстраиваем себе определенную модель Бога. У 7-летнего модель восприятия Бога одна, у 12-летнего другая, у 60-летнего третья, потому что туда примешиваешь и свой личный опыт духовного отношения с Богом, жизненный опыт и еще очень много критериев того, как люди представляют себе Христа. Хотя Христос один, но представление о Христе в каких-то внутренних отношениях с Ним будут у всех разные: 12-летний подросток должен разбить свое 7-летнее представление о Боге и должен создать новую модель восприятия Бога, так же, как и 20-летний должен разбить свое 12-летнее восприятие Бога и создать совсем иную модель восприятия Бога внутри себя, который будет соответствовать его опыту, его психологическому возрасту, его духовным переживаниям уже 20-летнего человека. Поэтому в большей степени подростки уходят из храма, потому что у них восприятие Бога остается 7-летним, с одной стороны, с другой стороны, родители постоянно видят только внешнее подражание: ходить в храм, исповедоваться, причащаться. Но никто не учит, как нужно исповедоваться, зачем нужно причащаться. У них внутренней потребности в этом не возникает, потому что родители говорили: «Ты должен причаститься». А должно возникнуть внутренне ощущение, что мне это необходимо, поэтому в определенный период подростки начинают уходить. Я всегда говорю: «Знаете, пускай он уйдет, переживет свою жизнь, тот религиозный опыт, который у него был, он всегда останется, и он всегда вспомнит об этом в определенный момент. Дайте вываляться в собственной грязи, потому что человек должен когда-то пройти определенную школу и сделать свои выводы о жизни, нельзя постоянно его контролировать, мы в нем тем самым заглушаем личность». И в большей степени родители хотят создать ребенка по своему шаблону. А этот шаблон всегда греховен, потому что человек - поврежденное существо. Притча о блудном сыне - очень важный момент. Господь в лице отца спокойно отпускает сына, который сказал: «Давай будем считать, что ты мертв. Отдай мне часть мне причитающегося имения». И каждый день ждет его возвращения и, видя это возвращение, бросается к нему первым. Точно так же в святой Монике, матери блаженного Августина, было внутреннее ощущение, что ее сын, пройдя весь круговорот жизненных обстоятельств: и блуда, и увлечения ересями, и разгульной жизни, вернется и станет христианином. Она в это верила, и так и произошло, он стал святителем Церкви. Наша основанная беда, что мы не верим в своих детей.

Спасибо, батюшка. Раба Божия Юлия задает такой вопрос о религиозных течениях и приводит примеры разных протестантских течений, которые называют себя христианами, но часто находятся достаточно далеко от традиционных представлений. Хотя все мы живем в эре от Рождества Христова, далеко не все христиане ими являются. Как к этому относиться и как это исправить?

Вывести человека из какого-то протестантского течения или как относиться к протестантскому течению?

- Примерно да.

Изменить протестантов мы не сможем, это не наша задача. Один человек, который ушел из протестантов и стал православным, сказал: «В первую очередь мне не хватало полноты Таинств. То, что есть в церкви Запада и Востока, и нет в протестантском движении в полноте раскрывающейся благодати Божией». Читая Библию, ощущая себя сопричастным с жизнью Христа. На самом деле есть хорошие примеры протестантов, которые живут на порядок лучше, чем живут некоторые православные в благочестии своем и в жизни своей. Но вот полноты благодати Духа он не ощущал. В первую очередь здесь надо вкладывать то, что лежит в основе. В основе прихода человека в церковь лежит понимание того, что сам я измениться не могу, какой я есть, и как я начинаю каждую неделю новую жизнь с понедельника, эта новая жизнь не получается, потому что сам по себе я не могу измениться, а изменить меня может только Господь. И вот когда я прихожу в церковь я вижу, как потихонечку я меняюсь. Меняюсь не оттого, что я что-то больше узнаю о Боге, читая, а меняюсь, потому что Господь, своей Благодатью меняет. Благодать - это действие Бога в человеке, именно деятельное присутствие, а не просто присутствие. И это деятельное присутствие Бога в человеке способно изменить и окружающий мир человека, поэтому здесь в первую очередь, если говорить о протестантах, то их может вывести ощущение какой-то неполноты.

Вопрос телезрительницы из Краснодарского края: «Скажите, пожалуйста, можно ли бояться принятия электронного паспорта. Сказали, что с 2015 года будут вводиться электронные паспорта, стоит ли этого бояться?»

К этому вопросу добавлю еще один, который пришел к нам из группы ВКонтакте. Раба Божья Татьяна пишет о некой статье, которая была описана в некой газете в 90-х годах, где в аэрокосмическом агентстве США были получены съемки с телескопа Хаббл, где был обнаружен «белый город» где-то в космосе, что сейчас, конечно же, эти фотографии засекречены. Естественно, это обитель Творца. Как относиться ко всем этим информационным вирусам?

В первую очередь мы должны ждать не прихода антихриста, а прихода Христа. В Библии мы не читаем, что Страшный Суд будет, даже в Апокалипсисе мы не найдем такого определения, потому что Суд Христа не может быть страшным. Христос приходит, и Христос есть Любовь. Суд Христа не может быть страшным для христианина, это состояние благодати, состояние ощущения пребывания в этой Любви. Это очень интересный момент, почему человек готов верить в любую чепуху, которая написана в газете и не готов верить тому, что написано в Священном Писании. Всегда ставит все, что написано в Священном Писании под вопрос: «А было это или нет? А был Христос или не было?». Кажется, о любой чепухе, о космическом городе, как материальной обители Творца, о том, что у нас завтра будет последний день существования мира, в календарь майя, что последний год мы живем и, как помните, совсем недавно многие люди переживали этот момент. Люди готовы верить. Но Священное Писание человек почему-то ставит под вопросом. В первую очередь христианин не должен ждать прихода антихриста и не бояться принятия электронных паспортов. В первую очередь христианин должен ждать прихода Христа. Как-то мне очень запомнилась история, которую рассказал один из священников: «Будучи молодым священником, я очень часто увлекался проповедями об антихристе, о дьяволе, и потом один опытный протоиерей, настоятель собора, где он служил, ему сказал: «Батюшка, скажи мне, пожалуйста, а Христос, Христос-то где?». И с того времени я стал проповедовать только о Христе». На самом деле ощущение первых христиан было то, что они ждали прихода Христа и это отличает от христиан XXI века. Потому что христиане XXI века ждут не прихода Христа, а прихода антихриста. Почему такая разница? В большей степени, из-за неправильной духовной жизни, из-за того, что мы в центр ставим антихриста, а не Христа.

Да, батюшка, печально, но Вы заговорили об этой проблеме конца времен, и хочется спросить, а можем ли мы представить, например, миллионный год от Рождества Христова?

Для нас это такая далекая цифра. На самом деле в первую очередь весь мир ожидал пришествие Христа, весь мир находился в определенном кризисе, поэтому все долгожданно ждали Спасителя мира, прихода кого-то, кто избавит мир и перевернет этот мир. И на самом деле, для нас, сколько бы мы ни смотрели новости, какие бы новостные программы мы ни обсуждали у себя на кухнях, спросишь человека через неделю: «О чем говорилось в новостях в среду?», он не скажет Вам, потому что он забыл за два-три дня, что случилось в Чили и что США сказали об Украине. Он не помнит этого, а помнит общую канву, потому что в первую очередь для нас самой непреходящей новостью этого мира были слова о том, что Христос родился, сначала пастухам: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение !» А потом от лица апостолов и от лица жен-мироносиц о том, что Христос Воскрес. Это две непреходящие новости в этом мире: Бог становится человеком и умирает ради человека. «Ибо так возлюбил Бог мир , что отдал Сына Своего Единородного , дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Поэтому это две непреходящие новости, над которыми мы должны раздумывать, думать и которые должны входить в нашу жизнь. У Вас, отец Михаил была передача с игуменьей Георгией, настоятельницей Иерусалимского монастыря, и Вы помните, что она рассказывала, как будучи молодой девочкой 17-ти лет была в Рождественскую ночь на службе и священник, произнося проповедь, сказал: «Волхвы принесли к яслям Христа золото, ладан и смирну, а что же принесем мы Богомладенцу?». И она, задумавшись над этим, сказала: «Господи, я себя Тебе даю, нет у меня ничего!». И с этой мысли начался ее путь к монашеству, и сейчас, оглядываясь на всю жизнь матушки Георгии, можно сказать, что не было бы этой Рождественской ночи и ощущения, что бы она могла принести к яслям Богомладенца - не было бы всего того, что случилось в ее жизни. Точно так же у каждого из нас. Если мы глубоко задумаемся, что мы можем принести к яслям Богомладенца, мы поймем, как может измениться наша жизнь. Поэтому даже если представить себе миллионный год от Рождества Христова, то мы можем сказать, что это непреходящая новость, которая всегда будет будоражить людей, что бы с миром не происходило.

Вы только что сказали две большие новости - о Рождестве Христовом и о Воскресении Христовом. Возникает вопрос, почему же все-таки летоисчисление возникает у нас от Рождества Христова, а не от Воскресения Христова, как Вы думаете?

Раньше момент Рождества и смерти Христовой совпадал, потому что день солнцестояния - особый день. У Кирилла Александрийского мы можем читать: «Христос умер и воскрес в тот день, когда он родился». У некоторых святых отцов мы видим суждения о том, что эти даты совпадают. Вы помните, какие споры были о том, когда праздновать Пасху, Воскресение Христово. Момент совпадения Рождества Христа и Его Воскресения был раньше в культуре, и осмыслялось именно таким образом в христианском сознании, у святых отцов, что Рождение Христа изменило мир, и Воскресение Христа также изменило этот мир, он стал иным. Многие сейчас смотрят последнюю часть «Хоббита», и тот, кто смотрел «Властелин колец» или читал книгу, если помните, там начинается: «Мир стал иным, я чувствую изменение в воздухе, в воде, в земле». Целиком мир меняется в таком мифическом сознании, точно так же и мы видим эту изменённость мира в Рождении Христа и в Его Воскресении, и эта мысль всегда будоражила, поэтому изначально считалось, что эти даты совпадают.

- Как Вы считаете, чего нам ждать в ближайшее время от Рождества Христова?

Хотел сказать: «Нам ждать Христа!». Но на самом деле я хотел пожелать. Мы все в эти дни дарим друг другу подарки, и Господь Сам подарил человеку Себя - самый Великий подарок, который только можно было сделать. Мы все ждем чуда, потому что самое большое Чудо произошло и это ощущение чуда внутри человека, возвращение людей в детство, где это чудо можно было почувствовать в изобилии, и которое с протяжением жизни терялось, люди в это время это ощущают. И я бы хотел, чтобы мы в этом году приблизились, и у каждого произошло свое маленькое чудо в жизни, и он почувствовал свое чудо в этой жизни. Конечно, мы с вами счастливые люди и счастливыми мы должны быть каждый день утром, потому что нам дали самую большую возможность - жить и изменить себя, дали еще день. Поэтому мы должны быть счастливы утром. Ощутить в каждом дне, во всех 365 днях это небольшое чудо прикосновения Бога мы можем точно так же. Как-то одну из наших прихожанок ее соседка по лестничной клетке спросила: «Ну, вот ты в храм-то ходишь, а ты Бога-то видела?». Та ответила: «Да, каждый день и не по одному разу». Это был такой правдивый ответ на поставленный ею вопрос, потому что Бога мы можем видеть каждый день в своей жизни, и не по одному разу. Видеть Его промысел о нас и то, что мы знаем, что Бог промышляет о нас, и каким бы человек ни был верующим или сомневающимся, но садящимся в самолет и говорящим: «Господи, помоги!», мы ощущаем в первую очередь, что Бог нас не оставляет. Дай Бог, чтобы Господь нас не оставил в этом году!

- Спаси Господи, батюшка! Благословите нас на прощание.

Бог всех благословит и милость Божия будет со всеми вами!

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Анна Солодникова

История, традиции и смысл великого праздника

7 января православный мир празднует Рождество Христово — великий двунадесятый праздник, положивший начало новой эре в истории человечества. Что лежит в основе евангельской истории о рождении Спасителя, как вычисляли дату Рождества и почему о нем «забыли» в первый век христианства — разбиралась «Русская планета».

История

Евангелисты Лука и Матфей пишут о Рождестве Христовом так: в те дни во всей своей империи, к которой относилась и Палестина, император Август повелел сделать перепись. Записаться нужно было в том городе, откуда ты родом — и тогда Иосиф с Марией, которая уже была беременна в тот момент, пошли из Назарета в Вифлеем, город Давидов (потому что Иосиф был из дома и рода Давидова). Когда же они были там, наступило время Марии родить. Она родила Сына, и Иосиф нарек ему имя Иисус, как заповедал сделать ему ранее ангел. Младенца спеленали и положили в кормушку для скота, ясли — потому что им не было места в гостинице. По преданию, Мария с Иосифом были вынуждены остановиться в пещере, куда пастухи загоняли скот.

Ночью весть о рождении Спасителя донеслась до пастухов. Им явился ангел и сказал: «Не бойтесь: возвещаю вам радость великую, которая будет всем людям. Сегодня родился Спаситель мира — Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Вслед ангелу явилось многочисленное небесное воинство, славящее Бога — и когда отошло оно обратно на небо, пастухи решили идти в Вифлеем. Там они нашли пещеру, где находились Мария, Иосиф и Младенец, и рассказали Святому семейству о том, что было возвещено им.

Евангелист Матфей приводит также историю с поклонением волхвов с востока. О рождестве Спасителя им сообщила звезда на востоке: придя в Вифлеем, волхвы преподнесли младенцу Иисусу дары — золото, ладан и смирну (золото — как Царю, ладан — как Богу, смирну — как знак предстоящей смерти, потому что было принято смазывать умерших маслом на смирне).

Тогда же о рождении мессии узнал Ирод, царь иудейский. Желая его уничтожить, царь Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Но Иосиф получил во сне предупреждение об опасности, и Святое семейство успело бежать в Египет, где и пребывало до смерти Ирода.

Установление праздника

Первые упоминания о Рождестве датируются началом III века. К тому времени уже сложилась традиция важнейших христианских праздников, среди которых были Воскресение Христа, Вознесение на небо, Крещение и Пятидесятница. То, что Рождества не оказалось в этой ранней традиции, связывают с иудейским мировоззрением, согласно которому рождение человека означало начало болей и скорбей.

Но, даже появившись в церковном календаре в III веке, Рождество не было тем праздником, которым является сегодня. Изначально христиане имели единый праздник Богоявления, где вспоминали сразу три евангельских события: Рождество, поклонение волхвов и крещение Спасителя. И только в IV веке Рождество и Крещение разделили по разным дням (при этом праздник Крещения до сих пор называют еще Богоявлением).

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл проводит торжественное богослужение по случаю праздника Рождества Христова. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

Существуют несколько версий того, почему Рождеству «выделили» в церковном календаре день 25 декабря (или 7 января по новому стилю). Богословы часто исчисляли эту дату, исходя из евангельских сведений о благовещении Марии о рождении Спасителя. Согласно Библии ангел благовествовал ей спустя шесть месяцев после зачатия Иоанна Предтечи (его празднуют в конце сентября по старому стилю). К дате зачатия прибавляли шесть месяцев и получали дату Благовещения, затем к ней прибавляли еще девять месяцев и таким образом установили день Рождества.

Впрочем, существовала и «политическая» версия рождественской даты. Римский «Хронограф» 354 года отмечает 25 декабря как день языческого праздника «рождения нового Солнца» — кроме того, в конце декабря римляне праздновали сатурналии. Установление праздника Рождества Христова в эти дни было нужно еще и для того, чтобы перебить устоявшиеся языческие традиции и укоренить христианский образ мышления, полагают некоторые историки.

Традиции Рождества

На Руси начали праздновать Рождество, вероятнее всего, сразу после утверждения христианства князем Владимиром. В конце XVII века в России зародилась проникшая из Польши традиция вертепного театра — когда в особом ящике-вертепе, который олицетворял пещеру, где родился Христос, разыгрывали евангельские сценки. К слову, упоминаний о самой пещере нет в канонических текстах Евангелия (в Писании упомянуты только ясли, куда положили младенца Христа). Пещера стала частью предания, придя к нам из апокрифа «Протоевангелие Иакова» и сочинений мученика II века Иустина Философа.

Смысл Рождества

Святитель Иоанн Златоуст называл Рождество началом всей христианской веры. По его словам, из этого праздника исходят и имеют свое основание все последующие евангельские события, начиная с Богоявления и заканчивая Воскресением Христа, Его Вознесением и Пятидесятницей. Не случайно Рождество разделило историю человечества на две эры — до и после него.

«Бог явился перед нами… чтобы ни один человек не смог сказать, будто Бог так велик и далек, что к Нему приступа нет, ― писал в XX веке в слове на Рождество митрополит Антоний Сурожский. ― Он стал одним из нас в нашем унижении и в обездоленности нашей… Он сроднился с нами — через Свою любовь, через Свое понимание, через Свое прощение и милосердие, — Он сроднился и с теми, которых другие от себя отталкивали, потому что те были грешниками. Он пришел не праведных, Он пришел грешников возлюбить и взыскать. Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка — включая тех, которые в себя потеряли всякую веру — знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас. Бог в нас верит, Бог стоит стражем нашего человеческого достоинства».

Считается, что впервые год «новой эры» как год Рождества Христа вычислил римский монах Дионисий Малый в VI веке н. э., то есть более чем через 500 лет после датируемого им события. При этом Дионисий сначала вычислил дату Воскресения Христа, а затем воспользовался церковным преданием о том, что Христос был распят на 31-м году жизни. Дата Воскресения, по Дионисию, - 25 марта 5539 года от Адама, а год Рождества Христова, следовательно, - 5508 от Адама (по византийской эре).

Авторы новой хронологии отмечают, что вычисления Дионисия на самом деле неверны (из-за недостаточного развития астрономии в то время). Их ошибочность стала известна уже в XVI-XVII веках, и с тех пор было сделано несколько попыток пересчитать за Дионисия и исправить даты Рождества и Воскресения Христа.

Перечислим некоторые из попыток «исправить Дионисия»:

  • Христос воскрес 5 апреля 33 года н. э. в 34 года;
  • Христос воскрес 5 апреля 33 года н. э. в 33 года (наиболее распространённое до последнего времени мнение; возникло в XIX или XX веке);
  • Христос воскрес 9 апреля 30 года н. э., а родился за несколько лет до н. э. (современная точка зрения Римско-католической церкви).

Ни одно из приведенных выше решений не удовлетворяет календарным «условиям Воскресения». Более того, оказывается, что вблизи начала «нашей эры» вообще нет дат, удовлетворяющих этим условиям.

Другими словами, если бы Дионисий знал современную астрономию, то он не мог бы даже близко указать год рождения Христа там, где он его указал, - в начале нашей эры. К сожалению, когда астрономические данные стали достаточными для того, чтобы это понять (а это произошло лишь в XVII веке), «новая эра» и дата «Рождества Христова» были уже общераспространены на Западе и канонизированы Римско-католической церковью, а затем и Православной церковью.

Естественно, возникает вопрос: что представляют из себя календарные «условия Воскресения»?

Церковное предание в согласии с Евангелиями утверждает, что Христос воскрес 25 марта в воскресенье на следующий день после иудейской Пасхи, которая, следовательно, приходилась в этот раз на 24 марта (субботу). Именно эти «пасхальные условия«, которые мы будем называть «условиями Воскресения», и имел в виду Дионисий, проводя свои вычисления даты Воскресения Христа, а затем и Рождества Христова.

То, что Христос воскрес на следующий день после иудейской Пасхи, совершенно ясно сказано в Евангелии от Иоанна. Это подтверждено также церковным преданием и всей средневековой традицией.

Полный набор календарных условий, сопровождающих, согласно устойчивому церковному преданию, Воскресение Христа, можно найти в «Собрании святоотеческих правил» Матфея Властаря:

«Ибо господь пострадал ради нашего спасения в 5539 году, когда круг солнцу был 23, круг луне - 10, и иудеи Пасху иудейскую имели в субботу (как пишут евангелисты) 24 марта. В следующее же за этой субботой воскресенье 25 марта… воскрес Христос.

Законная Пасха (иудейская) совершается по равноденствии в 14-ю луну (то есть в полнолуние) - от 21 марта до 18 апреля - наша же Пасха совершается в следующее за ней воскресенье».

Матфей Властарь даёт следующие календарные указания для года Воскресения Христа:

1) круг солнцу 23;

2) круг луне 10;

3) накануне, 24 марта, была иудейская Пасха, совершаемая в день 14-й луны (то есть в полнолуние);

4) иудейская Пасха была в субботу, а Христос воскрес в воскресенье.

Носовский и Фоменко провели компьютерные расчёты для каждого года из промежутка от 100 года до н. э. до 1700 года н. э. День весеннего полнолуния (14-я луна, или иудейская Пасха) вычислялся по формулам Гаусса, а христианская Пасха, круг солнцу и круг луне - по пасхалии. Так же, как и Дионисий (и Матфей Властарь), они предполагали, что день Воскресения являлся пасхальным днём по пасхалии.

В результате исследования они пришли к выводу, что календарные «условия Воскресения» выполнялись лишь один раз: в 1095 году н. э.

Рождество Христово относится, таким образом, примерно к 1064 году н. э. - за 31 год до 1095 г. н. э.

Дата 1095 год н. э. идеально соответствует новой хронологии, построенной в работах А.Т. Фоменко.

Сопоставляя её с датировкой Первого Вселенского Собора, мы видим, что получается, будто Первый Вселенский Собор был до воплощения Христа. Противоречит ли это церковному преданию? Оказывается, нет. Это безусловно противоречит лишь взгляду на историю Церкви, сложившемуся не ранее XIV-XV веков, но не церковному преданию.

Древние тексты сохранили для нас «условия Воскресения«, позволяющие однозначно восстановить искомую дату.

Рассмотрим внимательнее «условия Воскресения« 1-4. Они не равноправны. Условия 3 и 4 известны из многих источников и составляют устойчивое церковное предание. Условия 1 и 2 являются весьма специальными календарными указаниями. Что получится, если попытаться удовлетворить лишь двум условиям 3 и 4?

Как показал компьютерный расчёт, проведённый авторами новой хронологии, «условия Воскресения» 3 и 4 на промежутке времени от 100 года до н. э. до 1700 года н. э. выполнялись лишь в следующие годы:

1) 42 год (до н. э.);

2) 53 год н. э.;

3) 137 год н. э.;

4) 479 год н. э.;

5) 574 год н. э.;

6) 658 год н. э.;

7) 753 год н. э.;

8) 848 год н. э.;

9) 1095 год н. э. (удовлетворяет полному набору условий 1-4);

10) 1190 год н. э.

Легко видеть, что и тут нет ни одного решения, которое удовлетворило бы традиционную хронологию.

Общераспространенное церковное предание, явно отражённое в Евангелии от Иоанна и в трудах множества церковных писателей, не может быть согласовано с датой рождения Христа около начала нашей эры. Для того чтобы достичь такого согласования, необходимо сместить дату Рождества Христа не менее чем на 70 лет назад или же не менее чем на 20 лет вперёд. Если же мы добавим сюда ещё и условия 1-2, то решение становится однозначным и даёт XI век н. э.

Фоменко и Носовский рассматривают содержательный смысл полученной «даты Воскресения Христа» - 25 марта 1095 года н. э.

25 марта 1095 года н. э. был день так называемой «кирио-пасхи» (то есть «царской Пасхи«, «Пасхи первосвященника») - Пасхи, совпавшей с Благовещением (25 марта). Кириопасха - достаточно редкое событие. В церковном предании оно связывается с пришествием Христа.

Согласно Евангелиям и церковному преданию, в год Рождества Христова вспыхнула новая звезда на востоке, а через 31 год, в год Воскресения, произошло полное солнечное затмение. Церковные источники ясно говорят именно о солнечном затмении в связи с Воскресением Христа, причём не всегда относят его к Страстной Пятнице. Отметим, что солнечное затмение в данной местности, а тем более полное солнечное затмение - исключительно редкое событие. Библейская наука XVIII-XIX веков, не обнаружив, естественно, евангельского солнечного затмения там, «где надо», в Палестине начала н. э., переделала его в лунное. Это, правда, всё равно не помогло - в точности подходящего лунного затмения тоже не нашли. Однако с тех пор повелось считать, что в Евангелиях описано не солнечное, а лунное затмение.

Фоменко и Носовский рассмативают исходную точку зрения, отражённую в первоисточниках, согласно которой затмение было солнечным.

Оказывается, такая пара редчайших астрономических событий - вспышка новой звезды и через 31 год - полное солнечное затмение в Средиземноморье, действительно была, но только не в I, а в XI веке н. э.! Это - знаменитая вспышка новой звезды в 1054 году и полное солнечное затмение 16 февраля 1086 года (в понедельник). Полоса тени этого затмения прошла через Италию и Византию.

Любопытно, что следы упоминаний о Христе в средневековых хрониках, относящиеся именно к XI веку, сохранились даже до нашего времени. Например, в хронографе 1680 года сообщается, что папу Льва IX посещал сам Христос: «Повествуется, яко Христос во образе нищаго, посещал его (Льва IX) в ложнице». Важно, что это - единственное упоминание такого рода, кроме случаев пересказа Евангелий.

В качестве 1 года по «Р.Х.» во многих хрониках подразумевается 1054 год н. э. (т. н. «основной сдвиг на 1053 года в хронологии«). Это значит, что средневековые хронисты часто датировали Рождество Христово именно 1054 (или 1053) годом.

По всей видимости, это следы еще одной традиции датировки Рождества и Воскресения Христа эпохой XI века н. э. Согласно этой традиции, Рождество было в 1054 году - в год вспышки новой звезды, а Воскресение - в 1086 году, когда наблюдалось полное солнечное затмение.

Кстати говоря, начало Первого крестового похода - похода «за освобождение Гроба Господня» - датируется 1096 годом. С другой стороны, средневековые церковные источники, которые часто более подробно, чем Евангелия, описывают события, связанные с Христом, утверждают, что сразу после Воскресения Пилат был вызван в Рим и казнён там, а войска кесаря были посланы в поход на Иерусалим и захватили его. Сегодня считается, что это средневековые домыслы, поскольку в хронологии Скалигера никакого похода римлян на Иерусалим в 30-х годах I века н. э. нет. Однако, если Воскресение датируется концом XI века, это утверждение средневековых источников приобретает буквальный смысл - имеется в виду Первый крестовый поход, в ходе которого был взят Иерусалим. Если же датировать Воскресение 1095 годом, то получится, что крестовый поход начался уже на следующий год - в точности, как описано в упомянутых средневековых текстах.

Куда шли войска крестоносцев, освобождая гроб Господень? Естественно, скажет читатель, в Иерусалим. Это так. Но дело в том, что Иерусалимом в то время назывался, как мы уже говорили, город, расположенный на месте современного Стамбула, который и был столицей Второго Рима. Значит, Христос был распят не на территории современного Иерусалима, что находится в Израиле, а на территории современной Турции. Вот, оказывается, почему войска крестоносцев воевали с Византией. Шла война за Гроб Господень.

Согласно Евангелиям, гора Голгофа (на которой был распят Христос) находилась где-то в Иерусалиме или рядом с ним. Когда ошибочно отождествили Иерусалим с палестинским селением Эль-Кудс, то, естественно, постарались «найти» тут подходящую гору. Однако эти попытки, считают Фоменко и Носовский, следует признать безуспешными. Поскольку то, что предлагается нам сегодня в качестве евангельской Голгофы, это небольшой холм, каковой при желании можно отыскать практически в любом месте. А есть ли под Стамбулом место, которое можно было бы достаточно надёжно отождествить с евангельской Голгофой?

Оказыватся, есть. Это - самая высокая гора на Верхнем Босфоре под названием Бейкос. На самой вершине этой горы расположена гигантская символическая могила, называемая «могилой Иисуса« (по турецки - Юши). Согласно реконструкции новой хронологии, это и есть знаменитая евангельская гора Голгофа, то есть место распятия Христа.

Вот что пишет об этом известный мусульманский автор XIX века Джелал Эссад: «Следуя вдоль азиатского побережья Босфора, достигаем до маленькой пристани, называемой Сют-люджэ, откуда тропинка ведёт на самую высокую гору Верхнего Босфора (на Голгофу, по предположению Фоменко и Носовского). На вершине этой горы (180 метров над уровнем моря) находится могила Иисуса Навина (Иуша)… Местные жители называют её могилой святого Юши или Иуши, то есть Иисуса ».

Оказывается, эта могила соответствует древним описаниям могилы Иисуса Христа. Такое описание, например, мы видим в произведении «Хождение игумена Даниила». В современном русском переводе этот текст звучит так: «Распятие Господне находится с восточной стороны на камне. Оно было высоко, выше копия. Камень же тот был круглый, вроде маленькой горки. А посреди того камня, на самом верху, высечена скважина около локтя глубиной, а шириной менее пяди в окружности (в периметре). Тут был водружен крест Господень. В земле же под тем камнем лежит голова первозданного Адама… И разошёлся тот камень над головой Адама… и есть расселина эта на камне том и до нынешнего дня… распятие Господне и тот святой камень кругом обнесены стеной… дверей же (в стене) две».

Это описание Даниила места распятия Христа, отмечают Фоменко и Носовский, прекрасно отвечает тому, что сегодня мы видим на горе Бейкос на окраине Стамбула. А именно, - круглый камень вроде маленькой горки с отверстием на самом верху, в центре. Трещина на этом камне. Само название памятника - «могила Иисуса». Стена вокруг этой святыни. Совпадает даже количество дверей в стене - две. Кроме того, рядом с камнем воткнут в землю и привязан к нему высокий шест, на вершине которого сегодня находится золотой (или позолоченный) диск с арабской надписью. Этот шест вполне может символизировать упоминаемое Даниилом копье, которым, как известно (по Евангелиям), был поражен в бок Иисус на кресте.

Действительно, говорят Фоменко и Носовский, в другом конце «могилы» лежит второй камень, примерно того же размера, что и первый, и примерно такой же формы. Но без трещины. Лежит он примерно на расстоянии 10-15 метров от первого камня. Других таких камней внутри огороженного места (размером 17 метров на 2 метра) не видно. Трудно отделаться от впечатления, подчеркивают они, что второй камень отмечает место снятия, то есть то место, куда положили тело Иисуса после снятия его с креста.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Рождество Христово и новая эра».

2017 лет назад в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир младенец, Сын Божий

Первыми гостями божественного младенца были простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом

В это время с дарами Царю Мира шли волхвы (древние мудрецы). Они знали и ждали, что вскоре должен на землю прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.

Эра – начальный момент системы летоисчисления. Мы считаем годы от Рождества Христова.

Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством. Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.

Всенародный и самый любимый праздник в России. Россияне еще накануне праздника украшали любимую с детства рождественскую ё лочку.

В старину, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо открывается, и силы небесные исполняют все задуманное. Но желания обязательно должны быть добрыми.

Рождество - праздник тихий, домашний, спокойный. За столом собираются только члены семьи и самые близкие родственники и друзья. Приглашать много гостей не принято.

В В Рождественские дни дети, изображая волхвов, ходили со звездой и поздравляли всех знакомых и даже незнакомых людей с праздником. Они пели величание родившемуся Христу и песенки-колядки, в которых рассказывалось о Рождении Богомладенца, а взрослые благодарили юных певцов и угощали кто печеньем, кто конфетами, кто пирогами.

Предварительный просмотр:

Урок по основам православной культуры «Рождество Христово и новая эра».

Цель: ознакомление учащихся с историей возникновения православного праздника Рождества Христова как начала отсчета новой эры; привитие интереса детей к изучению истории православной культуры; воспитание уважительного отношения к православным традициям, отечественной культуре.

Оборудование: презентация, аудиозапись песни «Рождество», «Рождественская песенка»", Рождественская ёлочка", раздаточный материал для работы в парах.

Ход урока:

Сегодня урок хочу начать с прослушивания песни. После прослушивания вы ответите на вопросы и определите тему нашего урока.

Звучит песня "Рождество" (Приложение 1)

Рождество

Припев.

  • Как звучит произведение?
  • Какие чувства выражены?
  • Какую картинку нарисовало ваше воображение?
  • О чём мы будем говорить?

(Слайд 1)

Ребята, вспомните, пожалуйста, что вам известно о празднике Рождество?

Сегодня на уроке вам предстоит услышать, понять и запомнить Рождественскую историю, которая произошла много-много (более двух тысяч) лет назад..

В маленьком Иудейском городе Назарете, который был частью Великой Римской Империи, жили Иосиф и Мария, Та Самая Мария, которой Архангел Гавриил возвестил, что Она родит Сына от Святого духа, и он спасёт мир. В те дни, когда приближалось время Его рождения, римский император Август повелел провести в Иудее народную перепись, чтоб пересчитать народ. Для этого каждый должен был пойти в тот город, откуда происходили его предки.

Иосиф и Мария происходили из рода царя Давида, поэтому отправились в Вифлеем, город Давида. Здесь им не нашлось места в гостинице и они остановились в пещере, куда в ненастную погоду пастухи загоняли стада. В этой - то пещере ночью и родился Божественный Младенец Иисус. Дева Мария спеленала Его и положила в ясли на мягкое душистое сено.(Слайд 2) Ясли- решётчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбельки Христа так называют детское учреждение, где воспитываются маленькие дети.

Самим Богом через Архангела Гавриила Марии было указано назвать сына Иисус (на древнееврейском «Спаситель» ) Христос (с греческого « Помазанник») . Так древние евреи называли царей, священников, пророков в знак их важного служения: помазывали миром (миро) – смесь благовонных веществ по- особому приготовленная и освещённая.

В ту ночь были на поле пастухи со своими стадами, и вдруг они увидели необыкновенный свет и им явился Ангел Господень и сказал: " Я возвещаю вам великую радость, ныне в городе Давида родился Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях."И множество Ангелов воспели хвалебную песнь: "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение". Тогда пастухи поспешили в пещеру и нашли всё так, как сказал им Ангел и поклонились Марии с Младенцем.(Слайд 3)

Пришли поклониться родившенуся Спасителю и мудрые звездочёты с Востока - волхвы. Их вела звезда, золотая, ясная, многокрылая, которая взошла на небо в час Рождества Христова, просияла над всем миром. В ту самую ночь история рода человеческого разделилась надвое. От восхода звезды-вестницы, от Рождества Христова отсчитываем мы века. (Слайд 4)

Звезда шла перед ними и остановилась над пещерой, в которой был Младенец. И волхвы, поклонившись, открыли перед Ним свои дары: золото, которое принесли Иисусу, как Царю, ладан, принесённый Ему, как Богу и смирну, возвещая Его будущие страдания и смерть для спасения мира. В Евангелии сохранились имена этих волхвов – Валтасар, Гаспар, Мельхиор . Поклонившись Младенцу до земли, волхвы вручили подарки: золото, как царю , в виде дани. Ладан (ароматная смола), как Богу , при богослужении. Смирну (масло), как человеку , идущему на смерть. Потому что умерших людей смазывают благовонным маслом. Мария хранила эти дары всю жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон . От даров и поныне исходит удивительное благоухание.

Эти события произошли 2017 лет назад, и с тех пор христиане всего мира радостно празднуют день Рождества Христова . Рождество стало важнейшим событием для всего человечества. Даже современное летосчисление ведётся именно от Рождества Христова . Мы говорим, что от этого события ведётся отсчёт новой эры, а все события, которые произошли до рождения Христа мы отмечаем словами до н.э. (до новой или нашей эры). (Слайд 5)

Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством. У него не было пристанища, колыбельки как у всех детей. Ясли, т.е. ящик для корма скота стал его колыбелькой, пещера стала его пристанищем. Но разве обиделась Дева Мария на людей? Она всё так же смиренна, излучает любовь и кротость. (Слайд 6)

Звучит " Рождественская песенка" (Приложение 1)

Рождественская песенка.

  1. Звёздочки ярко сияли

Над Вифлеемской землей,

В поле стада мирно спали –

Всюду был мир и покой.

Припев.

Младенец Иисус рождён был в ту ночь,

Чтоб людям страдающим в мире помочь.

Хвалу я пою ему одному, –

Христу моему.

  1. Ангелы в свете небесном

Славу слагали Христу,

Но а в домах было тесно,

И он родился в хлеву.

Припев.

  1. В маленьком детском сердечке,

О, поселись, Иисус.

Ты пастырь мой, я овечка

В небе с тобой быть стремлюсь.

Всем известно, что день накануне Рождества называется сочельник. Это название он получил от одного постного блюда – сочива. Сочиво – это обваренные зерна пшеницы, иногда риса, смешанные с мёдом и с орехами. Это блюдо едят в день накануне Рождества так как, в этот день хоть и продолжается строгий пост, но уже наступает праздник Рождества. Поэтому и церковный устав назначает в этот день это невероятно вкусное, но все же еще постное блюдо.
С сочельником связана еще одна древняя народная традиция – не есть до первой звезды. В дни строгого поста предписывалось есть один раз в день, и чем строже пост, тем позднее. Поэтому в сочельник, в день строгого поста пред великим праздником, осталась благочестивая традиция есть сочиво уже вечером, а весь день проводить в молитве и подготовке себя к празднику.
- А что видите на слайдах (7,8)?

(Ответы: Рождественская ёлка, радость, подарки, праздник)

Правильно! Рождество – праздник детей и взрослых, с песнями, играми, подарками у ёлки, с сиянием свечей и с запахом смолистой хвои.

Еще один незаменимый атрибут Рождества – празднично украшенная ель.

А почему на праздник Рождества у людей в домах нарядные ёлки?

Эта традиция пришла к нам очень давно из Германии. Святой Вонифатий, просветитель всех немцев, проповедуя Слово Божие и желая показать язычникам бессилие их богов, срубил священный дуб – дерево посвященное языческому богу Одину. И из пня этого дерева вскоре выросла красивая пихта. На что святой Вонифатий указал, что «пихта христианства выросла на корнях срубленного дуба язычества». С тех пор германцы вспоминая это чудо, каждое Рождество украшали пихту или ель. И именно оттуда, при царе- Петре Петровом, рождественская ель пришла в Россию.
Послушайте песню "Рождественская ёлочка "

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЁЛОЧКА

Слова и музыка Н. Тананко

  1. В белом вальсе кружатся снежные крошки,

Им совсем не страшен мороз.

Самая прекрасная ночь за окошком,

В эту ночь родился Христос.

Вспыхнула звезда над пещерою ярко,

Озарив Его колыбель,

И пришла к Нему в эту ночь без подарков

Маленькая скромная ель.

Припев.

Рождественская ёлочка – так много чудес!

И на макушке звёздочка – подарок Небес.

Рождественская ёлочка прекрасна до слёз,

Её благословил Христос.

  1. Наряжая ёлку в Рождественский вечер,

Радуемся так же, как Он.

И в полночный час зажигаем мы свечи

Богу, что от Девы рождён.

Был он самым добрым на свете ребёнком,

Быть, как он, должны мы с тобой.

Пусть во всех домах зажигаются ёлки

С яркой Вифлеемской звездой!

Замечательную традицию дарить подарки подарил миру великий святой – святитель Николай Чудотворец. Священное Предание гласит, что именно под Рождество святитель Николай совершил одно из своих дел: узнав о том, что разорившийся горожанин из-за крайней нужды собирается продать своих дочерей в рабство, ночью он тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и тем спас всю семью от голода, позора и духовной гибели. И христиане, помня этот эпизод их жития святого, старались накануне Рождества оказать помощь тем, кто в ней нуждался. Оттуда-то и пошел обычай дарить подарки на Рождество. (Слайд 10)
Существуют еще две красивые Рождественские традиции – возле храмов устанавливать вертепы и петь колядки. Вертеп – это символическая «пещера», в которую помещается или скульптурное или иконографическое изображение Рождества Христова. А колядки – это специальные песнопения, прославляющие Рождение Спасителя. (Слайд 11, 12)

Ребята, а как вы отмечаете это светлый праздник?

И песни, и рассказ, который я вам зачитала – всё это о рождении Христа, о Рождестве.

А давайте этот праздник подарим своим близким. Сейчас вы получите творческое задание. Вы разделитесь по парам и сделаете игрушки на рождественскую ёлочку.

(Учитель раздаёт шаблоны для изготовления игрушек с инструкцией):

1.Вифлеемская звезда - навершие ёлки

2.Трубящие ангелы, поддерживающие с двух сторон звезду

3.Волхвы, идущие поклониться Младенцу Иисусу

4.Рождество Иисуса Христа - Богомладенец в яслях

5.Благовестие пастухам

6. Бегство в Египет

7.Вертеп - пещера, в которой родился Спаситель мира

8.Дети, поющие колядки.

9. Гирлянда, составленная из слов, воспетых ангелами: "Слава в вышних Богу"

10.Гирлянда из флажков, украшенных инициалами Христа и Богородицы, и флажков с изображением рыбы, якоря и ягнёнка с крестом. Рыба- это древний символ Христа, потому что первые буквы греческих слов "Иисус Христос Сын Божий Спаситель" образует греческое слово "Ихтис", что означает "рыба", а якорь, так похожий на крест, ещё с апостольских времён символизирует надежду на спасение, которое Христос обещал всем, любящим его. Ягнёнок с крестом - это тоже символ Христа - Агнца Божия.

11. Ангелы

12. Рождественские звёзды с изображением букв IЕ ХЕ- Иисус Христос и МР ОY- Мария Богородица. Эти надписи вы всегда встретите на иконах Спасителя и Божией Матери.

Итак, посмотрим, что у вас получилось!

Вы сегодня - молодцы, постарались!

А урок предлагаю закончить красивой песней , посвящённой замечательному православному празднику Рождеству Христову. Исполнение песни « Светлый праздник Рождества ».(Слайд 13)

Светлый праздник Рождества

  1. Чудо-картинка украсит нарядную елку,

Где словно в сказке сияет большая звезда,

Где колыбель Христа, радость и красота

В праздник Рождества.

Припев

В светлый праздник Рождества

Не спеша, зажгите свечи.

Говорите в этот вечер

Только добрые слова.

В светлый праздник Рождества

Вспомним всё, о чём мечтали

И оставит все печали

Светлый праздник Рождества.

  1. Пусть в вашем сердце надолго поселится радость

И в благодарность за этот божественный дар:

Сказочный темный лес, звездная пыль с небес

В праздник Рождества.

Итог урока:

  • О чём мы говорили?
  • Что нового узнали?
  • Почему в России – 2017 год нашей эры?
  • Когда отмечают Рождество Христово в России?
  • Какие символы Рождества вы знаете?
  • Что означает имя Иисус Христос?
  • Что такое Сочельник?
  • Почему люди начали новый отсчет времени с Рождества Христова?
  • Как люди отмечали Рождество?

Молодцы, ребята! Наш урок окончен. До свидания!

Предварительный просмотр:

Рождество

  1. Все мечты сбываются в этот сказочный день,

Пусть все улыбаются, прогоняя слёз тень.

Свечи зажигаются, бьёт двенадцать часов,

Души раскрываются, льётся песня Христу.

Припев

Рождество, Рождество, снова в гости к нам пришло!

Рождество, Рождество, дарит радость и тепло!

Рождество, Рождество, всё жестокое ушло!

Рождество, Рождество, светлый праздник Рождество!

  1. Пусть добрее станем мы в этот день, в эту ночь,

И светлее станут сны, тьму прогоним мы прочь.

В Рождество чудес мы ждём, славим мы небеса,

Светлый лик Христа несём, в каждом сердце храня.

Похожие статьи

  • Вкусный омлет для годовалого малыша!

    Дорогие читатели, в этой статье вы узнайте, как приготовить омлет ребенку. Вам станет известно, когда пришло время ввода такого блюда. Выясните, каких правил нужно придерживаться. Ознакомитесь с вариантами приготовления. Первое знакомство...

  • Феодальная раздробленность Руси: причины и последствия

    С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям - Мономаху, его сыну Мстиславу - удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления...

  • К чему снятся желтые туфли

    Но стоит ли так обобщать все сновидения? Ведь на их значение влияет много факторов: цвет, модель и др.А как объясняет сонник туфли во сне? К чему же снится этот универсальный, всеми любимый предмет стиля?Если они были чёрного цветаНовые...

  • Предприятие с обособленными подразделениями: расчет налога на прибыль и представление налоговой декларации Декларация прибыли обособленному подразделению пример

    Наша компания зарегистрировала обособленное подразделение (без выделения на отдельный баланс и отдельного расчетного счета) в феврале 2014г. И головная организация и обособленное подразделение зарегистрированы в одном муниципальном...

  • В храмике своей души ты порядок наведи

    На вопросы телезрителей отвечает иерей Константин Морозов, клирик Храма св. пророка Илии на Пороховых. Передача из Санкт-Петербурга. Добрый вечер, дорогие телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», ведущий ди

  • Мир помнит святителя луку

    Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим. 16:17). Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не...