Профилактика школьных заболеваний и травматизма. Причины детского травматизма в школе

Травматизм является серьезной проблемой общественного здравоохранения, оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей. В то же время значимость данной проблемы для общественного здравоохранения зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Причины травматизма многогранны и носят взаимосвязанный характер, что требует широкомасштабных стратегических решений.

Среди комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и смертности детей, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм, которые стали одним из главных факторов, угрожающих жизни и здоровью детей.

Травмы являются ведущей причиной смерти детей старше 3 лет. При этом от них погибает или получают серьезные повреждения больше детей, чем от всех заболеваний вместе взятых. Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста.

Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших классах еще возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные или деформированные представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.

Предлагаемые же в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как основаны на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике.

Любая система профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом воздействия которых является:

  • 1. Социум (окружающая среда в целях снижения ее травмобезопасности).
  • 2. Коллектив (школа, детское учреждение).
  • 3. Семья. Непосредственно личность.

Наиболее реальной, эффективной и гуманной на данном этапе является вторая подсистема. Именно школа, как наиболее целостная система, может решать задачи, приводящие к собственно первичной профилактике травм и в этом заключается актуальность данной темы "Детский травматизм и его профилактика".

Теоретические основы детского травматизма. Понятие и классификация детского травматизма

Травма (от греч. trauma) - это повреждение организма, вызванное воздействием внешней среды.

Детская травма - это повреждение развивающегося организма человека, который наименее обучен сопротивлению такого рода несчастьям.

Травмами занимается самостоятельная научно-практическая дисциплина - травматология.

Травматизм занимает в нашей области 2-3-е места (вместе с опухолевыми заболеваниями, более 2000 человек в год) после сердечнососудистых заболеваний (около 5500 из 13000 человек) в структуре смертности населения.

Цифры детского травматизма настолько велики, что подобная информация способна нанести психическую травму здоровому взрослому человеку. Например, в целом по России ежегодно только от наездов автомобилей погибает около 10000 детей (45% всех смертельных случаев); тонет в среднем до 3500 детей в год (из них каждый десятый - в ваннах, корытах, тазах, а 7% - в уличных лужах).

Детский травматизм является одной из актуальных проблем здравоохранения и МЧС, занимая значительный (до 25%) удельный вес в общей заболеваемости детей. Ежегодно в детские травматологические пункты за амбулаторной помощью обращается свыше 10000 детей с различными травмами. Причем реальное количество детей с травмами значительно выше. В случае легких травм большинство за помощью не обращаются и поэтому статистически не могут быть учтены.

В нашей стране до сих пор не существует единой классификации детского травматизма. Многие специалисты предлагают классификацию на основе исследования причин травматизма у детей, называя 5 основных:

  • 1. Беспечность взрослых - поведение человека, который предвидит, что может быть несчастье, но ошибочно считает, что оно не произойдет (до 45% всех случаев). В присутствии взрослых произошло 98,7% всех автотравм. В 78,9% случаев ребенок получил травму дома, причем в 44% случаев это произошло в присутствии родственников.23,4% всех случаев бывает у детей в возрасте до года явно из-за беспечности взрослых: аспирация срыгнувшей пищей, прижатие грудного ребенка к телу взрослого во время сна в одной постели, закрытие дыхательных отверстий мягкими игрушками. Халатность взрослых - невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей (в среднем 8,5%).
  • 2. Недисциплинированность детей (более 25% случаев).
  • 3. Несчастные случаи - происшествия, вызванные факторами, находящимися вне человеческого контроля, или непредвиденные, в которых никто не виноват (например, удар молнии). К таким ситуациям относится не более 2% случаев.
  • 4. Убийства (примерно 4,5%) - чаще страдают дети до года.
  • 5. Прочие причины (10% случаев).

Итого, в среднем около 20% детей погибают от травм. Из них 73,3% - мальчики, 20,5% - дети до года; 30,8% погибают с 12 до 15 часов дня, когда дети предоставлены сами себе; 34,5% - весной и 14% - в мае. Таким образом, от травм и несчастных случаев погибает больше детей, чем от всех вместе взятых инфекционных заболеваний.

Проведенные социально-психологические исследования детей показали, что смертельные исходы чаще (более 75%) встречаются у детей с низкой успеваемостью, с негативным отношением к учебе и общественной работе, 70% детей имели слабый тип нервной системы, 15% детей - двигательную заторможенность.

Вторая классификация разделяет все случаи в зависимости от места получения травмы:

1. Бытовой, или домашний травматизм (до 60% случаев). В структуру бытового травматизма входят такие причины, как ожоги, убийства, самоубийства, различные травмы опорно-двигательного аппарата (включая выпадение из окон, падение в лестничные пролеты, с крыши, с балконов), отравления, укусы животных и утопления.

В структуре причин первичной инвалидности в детстве бытовой травматизм составляет около 6%. Наиболее частой причиной инвалидности в детстве являются огнестрельные и осколочные ранения (40%), травма глаза (22%). Потеря зрения и пальцев рук явились основанием установления инвалидности в 50% случаев.

  • 2. Уличный травматизм (до 25% случаев). Наиболее частой причиной уличных травм у детей являются падения с высоты (до 28%, включая падения с деревьев, заборов, крыш, гаражей и погребов); на ровном месте - 20%, с ледяной горки - 11%, с качелей - 9,5% и в открытые люки - до 1,5%.
  • 3. Транспортный травматизм составляет до 24,5% от всех причин уличного травматизма. Причиной транспортной травмы в 44% случаев является внезапное появление ребенка на проезжей части перед близко идущим транспортом (недисциплинированность детей), в 10% случаев - недостаточный присмотр со стороны родителей, в 9% - игра на проезжей части дороги, в 5,5% - выпадение из движущегося транспорта и в менее 1% случаев - езда детей на подножках и наружных выступах, около 1% - по вине водителей транспорта.
  • 4. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) дают до 25% смертельных случаев. При этом в 20% случаев причиной ДТП явился переход ребенка в неположенном месте, в 9% - нарушение водителем правил ДТП, в 4,5% - игра на железнодорожном полотне, в 4,5% - катание на поездах, трамваях, в 2,6% наезд во дворе на коляску и в 2,6% - наезд на своих детей.
  • 5. Дети от ДТП чаще погибали не из-за тяжести повреждений, а из-за несвоевременности оказания первой медицинской помощи. Так, в 67% случаев дети погибали на месте происшествия, 31% - в стационаре и 2% - во время транспортировки. Лишь в 55% была отмечена правильная диагностика состояния ребенка в стационаре. Ошибки в диагностике вели к ошибкам в лечении, что, в свою очередь, обусловило неблагоприятный исход травмы.

Школьный травматизм подразумевает травмы, полученные в спортзале на уроках физической культуры, учебном классе на переменах и на уроках труда, химии, физики (2%). При рассмотрении школьных травм по характеру повреждения оказалось, что больше всего было поверхностных повреждений (ушибов, ссадин, гематом и др.) - 64,7%. Смертельные случаи школьного травматизма крайне редки. И вообще в 77% случаев дети школьного возраста получают травмы за пределами стен школы, например пропуская занятия по болезни; при этом большинство травм было получено на улице (в 93% случаев).

  • 6. Травматизм в дошкольных учреждениях (до 1%).
  • 7. Спортивный травматизм (до 10%).
  • 8. Травматизм в лечебно-оздоровительных учреждениях (в том числе родовой).

Родовая травма в последние годы приобрела угрожающий характер. Ежегодно из 10000 новорожденных более 700 погибают по различным причинам, из них около 480 - мертворожденные, выкидыши, 80 - погибают непосредственно при родах и 170 - в возрасте до года.96% детей при рождении имеют оценку ниже 10 баллов (норма) по Международной шкале Апгара-Аршанского функциональной зрелости ребенка и имеют отклонения в физическом развитии. Многие из тех, кто сумел адаптироваться к своим травмам, все же получают инвалидность с детства (например, дети с детским церебральным параличом, эпилепсией, врожденными формами слепоты, глухоты, немоты, пороками сердца и др.).

9. Прочие причины (около 2% всех случаев) или несчастные случаи (утопления, отравления и др.).

Существует и третья классификация - по характеру повреждения, в которой выделяют следующие виды травм:

  • 1. Утопления (в 47% случаев страдают дети около 11 лет из-за неумения плавать).
  • 2. ДТП (дают 25% всех смертельных случаев).
  • 3. Падение с высоты (в 16,5% случаев страдают дети до 5 лет).
  • 4. Травмы от воздействия температурных факторов (ожоги, обморожения, солнечный и тепловой удар и т.п.).
  • 5. Отравления (лекарствами, угарным газом). Чаще всего дети травятся лекарствами из домашней аптечки (57% всех случаев отравлений), причем в 70% случаев - это дети до 5 лет. Отравление угарным газом по статистике считается самым опасным, так как при этом в 85% наблюдается смертельный исход.
  • 6. Повреждение электрическим током.
  • 7. Огнестрельные ранения.
  • 8. Прочие.

Классификация детского травматизма по типовым ситуациям

Несмотря на разнообразие причин и ситуаций, вызывающих детский травматизм, их можно пересчитать и предусмотреть. Таких стандартных ситуаций примерно полторы сотни. Например, дорожно-транспортную травму можно получить в 17 типовых ситуациях, с качелями связано 4 ситуации, с ожогами - 3 и т.д.

I группа ситуаций, или травмы грудничков, включает следующие группы ситуаций:

  • * Падение с высоты (со стола, невнимательность взрослых).
  • * Падение с медицинских весов (неудачная конструкция).
  • * "Три раза подбросили - два раза поймали", т.е. взрослому человеку не удалось поймать подброшенного вверх малыша.
  • * При подбрасывании малыша вверх взрослый не рассчитал свою силу или высоту потолка, в результате - ребенок ударяется головой о потолок или люстру.
  • * Травма под колыбельную (обычно о косяк, мебель).
  • * Скандал в семье (размахивание руками, разбрасывание предметов).
  • * Ребенок в автомашине (при торможении).
  • * Ребенок в коляске (падение на лестнице, травма при входе в лифт, у стены здания падающим предметом, при переходе улицы, скрытые дождевой водой ямы на дорогах, падающим с балкона окурком, без присмотра питание в коляске (может подавиться пищей). Практически все травмы грудничков - вина родителей.

II группа ситуаций обозначается как зимний травматизм и включает 7 стандартных ситуаций:

  • * Травма глаза. Задача взрослых убедить малыша не бросать снежок в упор и не целить в голову.
  • * Катание со снежных горок. Задача взрослых - не допускать одно временного катания младших и старших детей (съезжание на ногах, с разгона, подсекание и толчки младших).
  • * Несовершенство рукотворных горок (падение с верхней стартовой площадки, лестница без перил, короткая полоса торможения - удар ногами).
  • * Катание с гор на санках, с природных холмов, с трамплинчиков, с насыпей, иногда под колеса автомобилей.
  • * Катание на лыжах с гор, зацеп за сук, удар о дерево. Необходимо учить детей технике катания, безопасного падения.
  • * Катание на коньках. Безопаснее то, что технично!
  • * Обморожения (открытые части тела, температура до +5°С при 100% относительной влажности, холодный ветер, низкая температура, тесная одежда и обувь, нарушение теплоизоляционной способности одежды и обуви). Правильные доврачебные действия: наложение на обморожено (II и III степени) место термоизолирующей повязки (нельзя растирать снегом и шерстью, касаться теплыми руками, опускать конечность в теплую воду); далее согревание изнутри горячим чаем или кофе и обращение к врачу.

III группа включает разнообразные ожоги, которые могут иметь любую этиологию - открытое пламя, кипяток, водяной пар, горячая вода из-под крана, раскаленные предметы, взрыв пороха, сведение в точку солнечных лучей.

Вклад этой группы в общую картину детского травматизма можно проиллюстрировать следующей статистикой: ежегодно в Москве получают ожоги около 6000 детей, 25 из них - погибают (Москва по населению составляют приблизительно 1/17 часть России).

Дети получают ожоги в 6 стандартных случаях:

  • 1. "Елочный" огонь возникает быстро из-за возгорания от открытого пламени свечи, тлеющего воскового огарка, замыкания электрогирлянды, некачественных бенгальских свечей.
  • 2. Горячая пища на столе должна быть недоступна ребенку.
  • 3. Эксперименты с открытым огнем (чаще страдают школьники - бензин в костер, курение возле канистры с бензином).
  • 4. Огнестрельные раны (характерны для энергичных "экспериментаторов").
  • 5. Пиротехнические средства (петарды, факел-свеча, самодельные салюты; нарушение инструкции по использованию или технике безопасности).
  • 6. Брошенные боеприпасы; без присмотра охотничье ружье; взрывные устройства (терроризм).

IV группа включает ушибы, переломы, сотрясения головного мозга - самая распространенная:

  • 1. Падение с высоты (из окна ребенок выпадает сам, обычно из-за любопытства или его выбросили старшие дети; прыжки с большой высоты).
  • 2. Катание на лифте (держась за перекладину под кабиной лифта).
  • 3. Качели "тарзанка".
  • 4. Безудержная беготня на переменах и в подъездах (удар о батарею). Все батареи должны иметь деревянную решетчатую рубашку!
  • 5. Остекленные двери (должны иметь специальное толстое дверное стекленение.
  • 6. Неисправная ступенька (приводит к скольжению, в результате возможен даже перелом позвоночника).
  • 7. Травмы "неосознанного садизма":
    • а) удар портфелем (обычно 3-5 кг) по голове может привести к серьезной черепно-мозговой травме и остаточным явлениям через 2-3 года (падение остроты зрения, шум в ушах, головная боль, снижение памяти и работоспособности);
    • б)"выдергивание стула" (может привести к компрессионному перелому позвоночника, перелому крестца, копчика, потере зрения);
    • в) торчащий гвоздь (3-4 см) или кнопка кверху жалом (может поранить мочеиспускательный канал у мальчика, вплоть до инвалидности);
    • г) половина лезвия бритвы, зафиксированная в перилах (может привести к повреждению сухожилия сгибателей кисти - необходима сложная пластическая операция).

Неосознанный садизм или желание причинять другим вред и боль, безусловно, связаны с началом психического нездоровья ребенка.

8. Избиения, драки (становятся тише, но ожесточеннее), сюда же входят все случаи избиения старшими младших детей.

Таким образом, анализ травм этой группы показал, что специфических школьных травм в природе нет. В школе те же травмы, и в тех же количествах, что и везде. Наиболее опасен возраст младших школьников. На долю 7-11-летних приходится до 32% случаев детского травматизма и свыше 39% летальных исходов. Но ребенок не виноват в том, что он ребенок. Шалости - не порок, а условие детства. Виноваты взрослые, что не уберегли, не предупредили, вовремя не научили. Пока дети не выросли, они живут за счет физических возможностей, опыта, навыков, интеллекта взрослых. Если комбинация "взрослый - ребенок" дает сбой, виноват всегда взрослый (несет ответственность, вплоть до уголовной).

  • 9. Группа травм, связанных с бесконтрольным использованием школьного оборудования, включает все случаи на уроках химии и физики, электрические хлеборезки в школьных столовых, овощерезки, мясорубки и другие приборы в быту.
  • 10. Уроки физической культуры в спортзале (в школе и спортивных секциях). Основной источник опасности - изрядные физические возможности детского организма, не соответствующие интеллектуальным.

Внутренние конфликты (например, обыграть отличника) разрешаются колоссальными выбросами малоконтролируемой физической и эмоциональной энергии (резко растет вероятность травмы).

11. Травма моды (роликовые коньки и другие "экстремальные" виды спорта). Профилактика - защитные атрибуты, отдельные от городского транспорта трассы, соблюдение техники безопасности и правил эксплуатации.

VI группа включает укусы животных.

Только в г. Москве ежегодно фиксируется (далеко не все) до 10000 случаев. Около 45% семей имеют кошку. "Кошачья царапина" опасна группа инфекционных заболеваний. Ребенок может испытать нападение крыс, удары козьих рогов, ожог медузы, наскоки со стороны домашних экзотических животных и в зоопарке. Ребенка обязательно приведут в травмпункт после нападения собак, змей, лисиц - очень боятся заражения, и не без оснований (от бешенства, например, вылечить невозможно).

Среди собак на 1-м месте стоят породистые ротвейлеры, на 2-м - бультерьеры и на 3-м - овчарки. Наиболее безобидны дворняги. Основная причина нападения собак состоит в том, что дети начинают играть с собакой без всяких предосторожностей - таскают ее за хвост, садятся на нее как на коня, лезут к ней в миску, когда животное ест, и собака отвечает агрессией.

В последнее время в нашей стране увеличилось число собак с больной психикой, часто привезенных из-за рубежа, где их обычно отбраковывают и продают очень дешево (для породистых собак), поэтому стали появляться случаи необъяснимой агрессии со стороны собак, от которой страдают и взрослые, и дети.

Редки, но очень опасны случаи укусов гадюк. Известно, что от укусов змей спасают высокие резиновые сапоги и привычка раздвигать кусты и траву палкой.

VII группа - инородные тела, включает следующие ситуации:

  • а) пищевые продукты (орехи, кости, семечки);
  • б) бытовые предметы (пуговицы, монеты, ключи, украшения, карандаши, детали игрушек);
  • в) безоар-конгломерат волос или растительных волокон в желудке (формируется чаще у девочек с расстройствами эмоционального и психического развития). Чаще всего инородные тела попадают в бронхиальное дерево и пищеварительный тракт. Возможно внедрение инородных тел в кожу и мягкие ткани (например, заноза), при этом может происходить инфицирование ребенка. Есть опасность общего заражения крови и гибели ребенка.

VIII группа - водяной травматизм.

В среднем из года в год в нашей стране погибают на воде около 14000 человек, каждый четвертый из них - ребенок! Из них 10% гибнут в домашних ваннах, 7% - в уличных лужах. Когда купаешь ребенка - не отходи, вот и вся профилактика. По данным 63% утонувших детей умели плавать, однако из-за растерянности, по неопытности ребенок может быть унесен течением, брошен на камень прибоем, затянут омутом, водоворотом, попасть под корпус или винт идущего судна, испытать переохлаждение тела, мышечные спазмы, солнечный удар.

IX группа включает отравления ядами (например, марганцовкой - смертельно; уксусной эссенцией, соляной кислотой, тормозной жидкостью и другими жидкими ядовитыми веществами), которые по какой-то причине (халатность взрослых) были легкодоступны. Обычно страдают дошкольники. При отравлении многие медики советуют ничего не делать - довериться врачам, чтобы избежать опасных ошибок при лечении доступными методами. Почти все отравления дети получают дома.

В последнее время участились случаи отравлений среди подростков и старшеклассников алкоголем, наркотиками, парами бензина и другими химическими веществами (среди токсикоманов), а также лекарствами. Алкоголизм, наркомания, токсикомания уже поднялись до ранга национальной проблемы.

И последняя, X группа - жестокость, или синдром избитого ребенка, когда ребенок получает физическую и психическую травму от своих родителей. Жестокость со стороны родителей зависит от уровня культуры, социально-экономического уровня страны, от наличия и эффективности защиты прав ребенка. Каждый ребенок имеет право на счастливое детство. С нарушением прав ребенка борются во всех странах, в том числе и у нас (родителей могут лишить права отцовства или материнства).

Мероприятия, направленные на снижение детского травматизма

детский травматизм недисциплинированность несчастный

Для того, чтобы показать, каким образом первичные и вторичные профилактические мероприятия как по отдельности, так и в комбинации, применяют с целью контроля детского травматизма, имеющиеся фактические данные представлены по следующим разделам:

обучение и выработка соответствующих навыков;

пропаганда использования средств безопасности;

оказание поддержки путем домашних посещений;

коррекция условий окружающей среды;

повышение безопасности предметов потребления;

законодательные и административные меры, а также контроль за их исполнением;

экспериментальные программы на уровне местных сообществ.

Заключение

Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т.п.

При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности. Необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях спортом.

Выделяют следующие виды детского травматизма:

  • 1) бытовой;
  • 2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный);
  • 3) школьный;
  • 4) спортивный;
  • 5) прочий.

К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в школе. Из многообразия причин детского бытового травматизма можно выделить следующие:

неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;

отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, неогражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);

недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;

дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и др.

Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов (в т. ч. музыкальных, спортивных, СПТУ), возникшие в период их нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке).

Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них - на перемене.

В работе школы одной из приоритетных задач является формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.

Таким образом, по результатам эксперимента можно сказать, что целенаправленная, регулярная профилактика травматизма в начальной школе, с применением различных методов обучения, способствует снижению травматизма у детей.

Безопасность ребенка в школе

Проблемы обеспечения безопасности здоровья учеников в настоящее время приобретают наиболее актуальное значение и становятся приоритетными как в государственной, так и в региональной политике в сфере обеспечения жизнедеятельности.

Анализируя случаи травматизма в школах основной причиной является личная недисциплинированность учащихся. Проявление личной недисциплинированности показывает не видение учащимися опасностей, которые подстерегают их в здании школы. Несмотря на то, что каждую неделю на классном часе проводится беседа по предупреждению различных видов детского травматизма, количество травм не уменьшается. В чем же причина? Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. Однако, несмотря на разнообразие причин, следует акцентировать внимание на причинах осознанного нарушения правил безопасности...

    Безнаказанность (физическая и социальная) - отсутствие у ребенка травм в течение длительного времени и осуждения нарушений правил безопасности со стороны остальных членов трудового коллектива приводит к осознанному пренебрежительному отношению к опасности.

    Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться им заставляют человека пренебрегать опасностью и даже бравировать этим. Такие расхожие фразы, как «риск - благородное дело», «кто не рискует, тот не живет», «кто не рискует, тот не пьет шампанского» способствуют пренебрежительному отношению к опасностям.

    Стремление следовать групповым интересам и нормам. Это происходит, если в классном коллективе нарушение правил безопасности поощряется.

    Ориентация на идеалы, причем идеалами могут быть и нарушители требований безопасности.

    Привычка работать с нарушениями, которая может быть приобретена человеком вне школы.

    Самоутверждение в собственных глазах, как правило, характерно для неуверенных в себе людей.

    Переоценка собственного опыта приводит к тому, что человек пренебрегает правилами безопасности в надежде, что опыт поможет ему быстро принять меры для предотвращения аварии и несчастного случая, покинуть опасную зону.

    Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.

    Склонность к риску, потребность риска характерна психологической структуре некоторых людей. Они испытывают удовольствие от чувства риска.

Я считаю, что учащиеся должны знать об этих причинах и понимать, что ничего нового и необычного они не делают, если вдруг решат рискнуть и нарушить правила безопасного поведения в школе

Чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая).
Особое внимание, на мой взгляд, следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества) связана с действиями либо бездействием взрослых. В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды – также относится к наиболее распространенным ошибкам, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе. Но полностью усмотреть за всеми детьми невозможно, это понятно каждому. Учитель не может одновременно находиться в классе, в коридоре, в туалете и в столовой, и даже будучи на своем посту, следя за детьми, учитель все равно не может предвидеть все травмы. Поэтому, я считаю, что каждый ребенок должен осознанно заботиться о своей безопасности, оберегая свое здоровье и не подвергая стрессу своих родителей и учителей.

С детьми проводятся различные виды инструктажа:

    первичный;

    повторный;

    внеплановый;

Вводный инструктаж – самый первый. Цель этого инструктажа - ознакомление учащихся с общими правилами охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, санитарии, с правилами внутреннего распорядка, поведения на территории учебного заведения, с вопросами профилактики производственного травматизма, организацией работы в учебном заведении по охране труда.

Первичный инструктаж проводится перед первым допуском к работе. Инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. Цель этого инструктажа - ознакомление учащихся, с требованиями безопасности при выполнении конкретной работы. Проводят инструктаж индивидуально с учащимся (студентом), сотрудником в виде беседы и с практическим показом безопасных приемов и методов работы. В школе первичный инструктаж проводится с учащимися, например, в начале урока труда.

Повторный инструктаж проводится не реже раза в полгода. Цель этого инструктажа - напоминание о безопасных приемах и методах работы, повторение и закрепление правил и инструктажей по охране труда.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

Целевой инструктаж с учащимися проводится при проведении экскурсии, организации массовых мероприятий (спортивные мероприятия, походы).

Итак, инструктаж является важным условием обеспечения безопасности учебного процесса и, следовательно, предупреждения травматизма. Его нужно внимательно слушать, а если что-то показалось непонятным, спросить, когда учитель закончит инструктаж

Правила безопасности на уроках технологии

Во время проведения уроков технологии (уроков труда) в школе детьми используются различные инструменты, неправильное обращение с которыми может привести к травме.

Здесь мы рассмотрим правила использования ножниц, швейной иглы, клея, пластилина, канцелярского ножа, шила, а также поговорим о правилах подготовки места к работе и его уборки в конце урока.

Обучение учащихся соблюдению правил безопасности на уроках технологии в школе - это залог успешного проведения урока и, самое главное, опыт правильного использования различных инструментов детьми в будущем.

Правила безопасной работы с ножницами

    Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

    Перед работой проверь исправность инструментов.

    Не работай ножницами с ослабленным креплением.

    Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

    Работай ножницами только на своем рабочем месте.

    Следи за движением лезвий во время работы.

    Ножницы клади кольцами к себе.

    Подавай ножницы кольцами вперед.

    Не оставляй ножницы открытыми.

    Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

    Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы со швейной иглой

    Храни иглу всегда в игольнице.

    Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

    Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

    Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

    Не втыкай иглу в одежду.

    До и после работы проверь количество игл.

    Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

    Не отвлекайся во время работы с иглой.

Правила уборки своего рабочего места

    Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.

    Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.

    После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин - грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.

    Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.

    Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.

    Сними рабочую одежду.

    Все принадлежности убери.

Вводные положения техники безопасности на уроках физкультуры

    Во время проведения занятий по физкультуре вероятно воздействие на обучающихся таких факторов: травмы при падении на твердом покрытии или грунте, травмы при нахождении в секторе броска, травмы вследствие плохой разминки, травмы при столкновении и нарушении правил спортивных игр или обращения со спортивным инвентарем. Для минимизации рисков необходимо придерживаться техники безопасности;

    К занятиям по физической культуре допускаются только ученики, которые прошли инструктаж по технике безопасного поведения;

    Ученики, имеющие полное либо частичное освобождение от занятий по физкультуре, должны присутствовать на уроке.

    Учащиеся для занятий по физической культуре обязаны иметь при себе чистую спортивную обувь и спортивную форму, которые должны соответствовать месту проведения занятий. В случае если урок проводится на улице, спортивная одежда и обувь должна соответствовать текущим погодным условиям;

    На занятиях физкультуры запрещено жевать жевательную резинку или употреблять пищу;

    После физической нагрузки ученикам нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний.

    Необходимо внимательно слушать и неукоснительно выполнять инструкции учителя по технике безопасности на уроках физкультуры;

    Выполнять упражнения и брать спортинвентарь можно только после соответствующего разрешения преподавателя;

    При ухудшении самочувствия или получении травмы школьник обязан немедленно прекратить занятие физическими упражнениями и сообщить об этом преподавателю.

Техника безопасности – это важный элемент учебного процесса, поэтому к нему надо относиться серьезно в первую очередь каждому из преподавателей, внимательно проверяя состояние инвентаря и контролируя поведения школьников.
^ Правила безопасности на уроках физики

Не включайте электроприборы и электрооборудование в сеть без разрешения учителя.
Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника питания, их сначала нужно разрядить; не касайтесь оголённых проводов.

Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите их от сети и сообщите об этом учителю.


^ Для того чтобы избежать травм, необходимо руководствоваться следующими правилами безопасности:

При работе с режущими и колющими инструментами их режущие поверхности и острые кромки должны быть направлены в сторону, противоположную телу работающего, чтобы избежать травмы при случайном срыве инструмента с обрабатываемой поверхности.
Пальцы рук, удерживающие обрабатываемый предмет, должны находиться на достаточном удалении от режущих кромок, а сам предмет должен быть надёжно закреплён в тисках или другом зажимном приспособлении.
На рабочем месте режущие и колющие предметы должны располагаться на виду, а само рабочее место должно быть освобождено от посторонних и ненужных предметов и инструментов, о которые можно зацепиться или споткнуться.
Положение тела работающего должно быть устойчивым. Нельзя находиться на неустойчивом или колеблющемся основании
Работающий должен быть одет так, чтобы исключить попадание частей одежды под режущую кромку или на движущиеся части инструмента (особенно важно, чтобы рукава одежды были застёгнутыми). В противном случае рука может быть затянута под режущий инструмент.
Инструмент включают только после того, как работающий подготовил рабочее место, обрабатываемую поверхность и занял устойчивое положение. После завершения операции обработки инструмент должен быть отключён.
При обработке хрупких материалов образуется факел частиц, вылетающих с высокой скоростью из-под режущего инструмента. Частицы, обладающие большой кинетической энергией, могут нанести травму, особенно опасно повреждение глаз. Поэтому, если на инструменте отсутствуют специальные защитные экраны, лицо человека должно быть защищено маской, а глаза – очками. Рабочая одежда должна быть из плотного материала.

Одной из серьезных проблем современного общества считается детский травматизм. Профилактика детского травматизма выступает как основной метод обеспечения безопасности жизни и деятельности каждого ребенка. Между тем значение этой проблемы в обществе зачастую недооценивается.

Актуальность вопроса

Социальное значение проблемы очевидно. Ее решение находится на границе между традиционными медицинскими методами лечения и педагогическими науками. Первые направлены на устранение последствий, которые вызывает детский травматизм. Профилактика детского травматизма относится к научной педагогической сфере. В ней предусматриваются меры, направленные на предупреждение опасных ситуаций. Гуманистический характер проблемы выражен в формировании ответственного отношения к Необходимо сказать, что травматизм представляет собой комплексное понятие. Оно не только рассматривается с точки зрения традиционной медицины в узком смысле, но и предполагает нарушения, приводящие к расстройству соматического и психического здоровья.

Особенности статистики

Мероприятия по профилактике детского травматизма направлены на снижение смертности и заболеваемости лиц младшего возраста. Среди них особое значение имеет предупреждение несчастных случаев. Они создают главную опасность для здоровья молодого поколения. Травматизм выступает в качестве основной причины смертности детей от 3 лет. Гибель в несчастных случаях или получение серьезных повреждений наступает чаще, чем от всех существующих заболеваний вместе. Особенно угрожающими являются цифры статистики смертности лиц младшего возраста при ДТП. В связи с этим профилактика детского дорожно-транспортного травматизма включена в качестве обязательного раздела в систему начального и общего образования и воспитания. Выработка навыков и формирование правильной модели поведения обучающихся осуществляются по специально разработанным планам.

Справка по профилактике детского травматизма

Образовательное учреждение с начальных классов должно закладывать ученикам базовые знания о самосохранении. Здесь важно способствовать развитию самостоятельности, сочетая его с воспитанием ответственности за безопасность поведения. В младших классах можно переориентировать индивидуальные качества учащихся. Это возможно потому, что их поступки, как правило, основываются на деформированных или заниженных представлениях о реальном допустимом риске в той или иной ситуации. Именно поэтому в младших классах так распространен детский травматизм. Профилактика детского травматизма сегодня зачастую включает в определенной степени абстрактные меры. Большинство из них основываются на общих рекомендациях и во многих случаях не дают желаемого эффекта.

План по профилактике детского травматизма

Современные условия требуют от специалистов особого подхода к процессу образования и воспитания. Педагогическая деятельность в настоящее время включает в себя не только передачу знаний по тем или иным предметам. В систему образования включается работа по профилактике детского травматизма. В ней выделяют несколько подсистем. Объектами воздействия в них выступают:

  1. Социум.
  2. Коллектив.
  3. Семья.
  4. Личность.

Как предупредить детский травматизм? Профилактика детского травматизма включает в себя:

  1. Выработку навыков безопасной деятельности и поведения.
  2. Адресную поддержку (домашнее посещение).
  3. Пропаганду применения средств безопасности.
  4. Корректировку окружающих условий.
  5. Усиление безопасности объектов потребления.
  6. Принятие административных и законодательных мер, контроль их исполнения.
  7. Разработку экспериментальных программ местными сообществами.

Выработка навыков

Детский являются предметом исследования множества организаций, функционирующих в сфере здравоохранения. Так, например, при Европейском региональном бюро ВОЗ действует Сеть фактической статистики. Она, в частности, занималась изучением функционирования детских кружков дорожного движения. В них предоставлялись обучающие материалы, учитывающие возраст аудитории. Программа по профилактике детского травматизма проводилась как в рамках образовательных учреждений, так и обособленно, в специально сформированных клубах.

Экспериментальные проекты

Выше было сказано о том, что, по статистике, в группу риска попадают лица от трех лет. В связи с этим особое значение имеет профилактика травматизма в детском саду. Обучение воспитанников предусматривает различные приемы. К ним, в частности, относят:

  1. Моделирование обстановки на дороге.
  2. Создание настольных макетов.
  3. Тренировки в реальных условиях (на улице).

Взрослые разъясняли правила поведения, наблюдали и оценивали действия воспитанников. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма способствует выработке навыков рационального и безопасного поведения. Большое практическое значение имеют занятия на улице. Дети в таких случаях участвуют в реальных ситуациях на дороге, самостоятельно принимают решения. Отдельно рассматривались правила передвижения на велосипеде. Программа профилактики детского дорожного травматизма включает в себя теоретические занятия, оценку полученных знаний и их практическое применение под наблюдением взрослых.

Безопасность в домашних условиях

Профилактика детского травматизма на дорогах проводится с участием родителей, педагогов, воспитателей, работников правоохранительных органов. Обеспечение же лежит преимущественно на взрослых членах семьи. В связи с этим разъяснительная работа должна проводиться в первую очередь с родителями, дедушками и бабушками, старшими братьями и сестрами. Необходимо, чтобы они выработали определенные правила поведения ребенка в домашних условиях на случай отсутствия взрослых. Кроме того, особое внимание следует уделять разнообразным устройствам, обеспечивающим безопасность детей в быту. К ним, в частности, относят детекторы дыма, предупреждающие сигналы, датчики блокировки и пр.

Применение средств безопасности

Профилактика детского травматизма в ДОУ - это не только разъяснительная работа и практические занятия. Обеспечение безопасности предполагает определенные конструктивные изменения в зданиях и сооружениях, установку ограждений и пр. Кроме этого, особое значение имеет пропаганда защитных средств. К примеру, в ходе одной из кампаний разъяснялась необходимость использования для детей младшего возраста. Другой проект был ориентирован на повышение частоты использования автомобильных удерживающих устройств, ремней безопасности. Популяризация применения средств защиты может осуществляться разными способами. Однако проект реализации любой программы должен включать в себя профессиональные консультации с помощью разных информационно-коммуникационных систем.

Домашние посещения

Профилактика детского травматизма в школе или ином другом образовательно-воспитательном учреждении, несомненно, имеет большое значение. Однако немаловажно обеспечивать поддержку гражданам путем посещения их жилища. В рамках такой деятельности проводится оценка безопасности бытовых условий, профессиональное консультирование. Как показывают результаты анализа, такие программы дают положительный эффект и способствуют изменению поведения и детей, и взрослых. В ходе данной деятельности можно предоставлять бесплатно защитные приспособления для домашнего использования.

Коррекция окружающих условий

В настоящее время усиление безопасности в среде обитания человека выступает одним из наиболее распространенных способов профилактики травматизма как среди детей, так и среди взрослых. В ходе деятельности осуществляется обустройство велосипедных дорожек, улучшается уличное освещение, устанавливаются знаки и предупреждающие сигналы. Мероприятия по изменению окружающих условий входят, главным образом, в компетенцию органов власти. В администрациях муниципальных образований должны работать специальные комитеты или управления, которые занимались бы непосредственной их реализацией. Как показывают данные исследований, программы, направленные на повышение безопасности в пределах конкретной территории, позволяют существенно снизить травматизм.

Конкретные меры

Регулирование движения на дорогах на определенной территории ориентировано на безопасное распределение транспортного потока и уменьшение скорости движения автомобилей. Особенно строгий контроль осуществляется на подъездах к жилым домам. В программах могут использоваться следующие меры организации движения на дорогах:

  1. Обустройство круговых развязок.
  2. Запрещение движения на конкретных участках.
  3. Формирование островков безопасности по центру проезжей части.

Кроме этого, эффективной считается мера, предполагающая установление ограничения скорости движения в пределах города. Это позволяет предотвратить множество несчастных случаев. В ходе ряда исследований была установлена связь между тяжестью травм пешеходов и скоростью движения автомобиля.

Безопасность на игровых площадках

Дети, как известно, очень активны и зачастую забывают о вероятности получить травму. Для обеспечения безопасности при обустройстве детских площадок должны использоваться определенные материалы. Снижению травматизма способствует резиновое покрытие дорожек, уменьшение высоты горизонтальных перекладин. Все конструкции, устанавливаемые на площадках, должны проходить инженерно-техническую, экологическую экспертизу.

Безопасность предметов потребления

Как показывают результаты ряда научных исследований, использование емкостей с крышками, недоступными для открывания детьми, способствует существенному снижению количества случаев отравлений (со смертельным исходом в том числе). Например, в Великобритании использование этой меры позволило уменьшить их число на 85%. В рамках программ профилактики травматизма также вводятся нормативы по конструктивной безопасности таких изделий, как холодильники, телевизоры, микроволновые печи, детские кроватки и пр.

Административные и законодательные меры

Правила, которые закрепляются нормативно-правовыми актами, считаются наиболее эффективными из всех. Преимущественно они касаются В частности, в ПДД закрепляются требования по использованию удерживающих устройств, ремней безопасности. В законодательстве прописываются Нормативные акты предусматривают определенную ответственность за нарушение установленных требований. Наказание при этом будет зависеть от тяжести совершенного проступка. В законодательстве предусматриваются штрафы, лишение водительских прав, уголовная ответственность например. Как показывают наблюдения, такая система наказаний способствует снижению травматизма, заставляет участников движения с большим вниманием относиться к своему поведению и действиям других людей. Законодательные меры, которые касаются применения к лицам младшего возраста средств безопасности в автомобиле, изначально были введены для защиты наиболее уязвимых категорий граждан. В обзоре фактической статистики Европейское бюро указывает на безусловную эффективность законодательных мер, направленных на повышение частоты использования детских кресел и ремней.

Деятельность местных сообществ

Для оказания содействия государству и муниципальной власти в проведении мероприятий по снижению детского травматизма далеко не последнюю роль играют территориальные общественные объединения. Они проводят разъяснительную работу среди молодежи, лиц младшего возраста, взрослых. На общественных началах организуются обучающие занятия, на которые приглашаются представители администрации и правоохранительных органов. Территориальные объединения самостоятельно разрабатывают программы по профилактике, согласовывают их с уполномоченными структурами. Их деятельность сочетает в себе разные методы. Членами таких сообществ могут выполняться общественные экспертизы состояния окружающих условий. На основании оценки формируются выводы и предложения по улучшению состояния среды.

Безопасность на воде

Детский травматизм особенно высок в летний период. При этом каникулы не всегда совпадают с отпусками взрослых. В этой связи определенное время дети могут находиться без присмотра взрослых. В настоящее время в рамках мер по повышению безопасности лиц младшего возраста достаточно мало внимания уделяется правилам поведения на воде. Между тем, по статистике, в летний период значительно повышается смертность при утоплении. Для снижения травматизма на воде должны осуществляться:

  1. Обучение правилам поведения в пределах акватории.
  2. Надзор за детьми.
  3. Сооружение ограждений вокруг открытых водных источников, принятие соответствующих законов.

Целесообразно записать ребенка в плавательную секцию. Тренеры не только научат его свободно чувствовать себя в воде, но и сформируют у него понимание правильного поведения во время купания, в том числе при возникновении непредвиденных ситуаций.

Заключение

Травматизм среди детей выступает сегодня как одна из ведущих проблем в обществе. Ее решение требует особого, комплексного подхода. Обеспечение безопасности каждого ребенка должно осуществляться всеми взрослыми, с которыми он в той или иной степени контактирует. Ключевая роль при этом, несомненно, принадлежит семье. Вместе с этим немаловажное значение имеет участие ДОУ и общеобразовательного учреждения. Они должны способствовать формированию у ребенка правильной модели поведения, понимания необходимости соблюдать требования. Эффективность предпринимаемых мер обеспечивается и действиями органов власти. В реализации программ по снижению и предотвращению травматизма активное участие должны принимать сотрудники разных служб, инспекторы ГИБДД. Особое внимание необходимо уделять безопасности в домашних условиях. Для наиболее адекватной оценки состояния бытовой среды необходимо проводить независимые экспертизы. Созданию безопасных условий способствуют консультации со специалистами.


Известно, что любая травма у ребенка – это стресс (та же травма!) для его родителей. Если же ребенок был травмирован в школе, серьезным переживаниям подвергается педагог, на уроке которого произошло ЧП, администрация, а подчас и весь школьный коллектив. Кроме того, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ст. 32, п. 22).

Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. При этом до 80% школьников получают травмы на переменах. Поскольку взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально-психологическими особенностями детей очевидна, профилактическую работу в школе целесообразно проводить с учетом этих.

Причины создания травмоопасных ситуаций

Риск возникновения травм у детей обусловлен:


  • их недисциплинированностью;

  • неумением распознавать травмоопасную ситуацию;

  • необученностью необходимым навыкам поведения;

  • недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;

  • физической слабостью;

  • определенными особенностями развития.
Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе в основном (до 80% случаев) на переменах, около 70% школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях), приходится менее 20% .

Основными причинами травмирования детей на уроках физкультуры (около четверти всех школьных травм) являются:


  • недочеты в организации и методике проведения уроков;

  • неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви;

  • скученность детей во время занятий.
Травмы, полученные учащимися на уроках труда, физики и химии, также обусловлены в основном нарушениями правил техники безопасности и дисциплины.

По мнению большинства авторов работ, посвященных изучению данного вопроса, наиболее частая причина травм, получаемых детьми в школе, – это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и пр.).

Установлено, что количество случаев детско-подросткового травматизма повышается весной, а также во второй половине дня (с 16 до 20 ч). При этом выявлена определенная зависимость уровня и вида травматизма от времени года и суток: весной, например, преобладает школьный (44%), бытовой (40%) и уличный (31%) травматизм, а летом – спортивный (до 40%), но при этом бытовой и уличный травматизм остаются также на достаточно высоком уровне.

Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11–14 лет.

Следует отметить, что чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.

В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности. Не только преобладание возбуждения над торможением (усталость, нервозность, импульсивность), но и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов могут привести к получению травмы. Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков.

Дети, получающие травмы, как правило, имеют высокую склонность к риску, двигательно расторможены, реактивны, возбудимы, эмоционально неустойчивы, предрасположены к частым переменам настроения, неадекватно ведут себя в стрессовых ситуациях. Таких среди часто травмирующихся детей оказалось 77%, из них больше половины – дети, которые обвиняют в своих неудачах, болезнях, травмах других людей или обстоятельства. Как правило, такие дети несамокритичны, характеризуются переоценкой своих способностей и возможностей.

Причины детского травматизма

Причины травмирования детей и подростков можно условно объединить в три основные группы:


  1. Поведение самого ребенка, получившего травму.

  2. Действия окружающих сверстников.

  3. Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.
Травмы, обусловленные поведением пострадавшего

Чаще всего получение травм происходит при проведении подвижных игр. При этом нередко сильное дезорганизующее влияние на поведение оказывают трудносдерживаемое стремление к достижению наилучшего результата, а также соревновательный момент игры и внезапно возникающие задачи и опасные ситуации, при которых нужно быстро принимать самостоятельное решение. Все это привносит в игру эмоционально-аффективный фактор, оказывающий особенно сильное влияние, поскольку он связан с реальными, а не с игровыми взаимоотношениями, как это было в дошкольном возрасте.

Спешка – еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).

С возрастом частота травм по вине самих пострадавших увеличивается, т. к. с развитием ребенка расширяется сфера его самостоятельной деятельности.

Травмы вследствие неправомерных действий сверстников

Вторая группа причин, обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников. Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая).

Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

Травмы вследствие недосмотра взрослых

Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества), как отмечалось выше, связана с действиями либо бездействием взрослых, в т. ч. родителей.

В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды – также относится к наиболее распространенным ошибкам родителей, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе.

Обязанности педагогического коллектива образовательного учреждения по обеспечению безопасных условий учебного процесса.

КЛАССНЫЙ РУЕОВОДИТЕЛЬ, ПЕДАГОГ обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;

оперативно извещает руководство образовательного учреждения о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи:

вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения заведующего кабинетом, руководства о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся, воспитанников;

Проводит инструктаж обучающихся, воспитанников по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

организует изучение обучающимися, воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т. д.;

несет ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса;

Осуществляет контроль за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.


Выводы

Основной формой профилактики детского травматизма в школе является инструктирование по технике безопасности и педагогов, и учащихся.

Регулярное проведение профилактических бесед с учащимися и родителями учащихся о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся.

Определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы.

Осуществление контроля за соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.

С целью профилактики детского травматизма на переменах с учащимися школы первой ступени необходимо организовывать подвижные игры, которые позволят учащимся подвигаться и отдохнуть в приемлемой и безопасной форме. Привлекать к организации данных мероприятий старшеклассников.

Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Следовательно, необходимо обучать учащихся конструктивным навыкам снятия напряжения и преодоления стресса.

В образовательных учреждениях оборудовать уголки по технике безопасности, где размещаются плакаты, схемы, инструктивные материалы по технике безопасности.

Регулярное проведение бесед, инструктажей учащихся с использованием таких наглядных пособий как кинофильмы, телевизионные передачи, встречи с компетентными людьми.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 79 »

Г.Сочи

Классный час «Чтобы не было в школе травм»

Внеклассное мероприятие по профилактике школьного травматизма.

Классный руководитель: Алексанян Г.С.

Цель: предупредить о возможных опасностях на перемене, уберечься от несчастных случаев. Техника безопасности детского травматизма.

– Ребята, кто-нибудь из вас получал травму?
Травматизм школьников наносит вред здоровью детей, вызывает тяжелые переживания родственников, одноклассников, учителей, родителей.
Сегодня на классном часе мы поговорим, как же избежать травм.

Итак, что же должен сделать каждый из вас, чтобы не было в школе травм.

Слайд 1:

Чтобы не было в школе травм

Слайд 2 :

Что же такое травма?

Слово «травма» - это медицинский термин греческого происхождения (trauma) и переводится как «рана», повреждение

Слайд 3:

Ежедневно вы проводите в школе до 6 часов. Это довольно много, и потому наша общая задача научиться избегать опасных ситуаций, которые могу привести к травме.

КАКИЕ ЖЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ В ШКОЛЕ?

Слайд 4 :

гематома

сотрясение

повреждение

внутренних органов

Слайд 4 :

Цифры говорят, что «школьные» травмы составляют 15-20% всех травм у детей. Это значит, что примерно каждая пятая травма у детей получена в школе.

Почти половина (43,8%) всех травм возникают на перемене.

Сегодня на классном часе мы будем говорить об опасностях на перемене, и можно ли нам уберечься от несчастных случаев.

Слайд 5 :

Что же должен сделать каждый из вас, чтобы не было в школе травм?

Слайд 6 :

Никто не хочет специально нанести вред себе и своему товарищу. Значит, это случайность. А как бороться со случайностью?

Посмотрите на картинку. Что, по-вашему мнению, делают неправильно дети на этой картинке?

(Неправильно себя ведут, подвергают себя опасности)

Слайд 7 :

Рассматриваем другую ситуацию: после напряженного урока хочется подвигаться, поиграть. В углу коридора двое твоих друзей сошлись в «вольной борьбе». Не раздумывая, ты сверху падаешь на них…

Каков итог?

Чем же это может всё закончиться?

(Могут получить повреждения внутренних органов, переломы)

Слайд 8 :

Другая ситуация.

Группа школьников прижимает к стене одного из своих одноклассников. Всем весело. Кто-то уперся ногой в противоположную дверь. Всё увеличивается сила давления на стену, а главное на того, кто внизу. И в итоге?

Слайд 9 :

Серьезную опасность во время перемен представляют радиаторные батареи центрального отопления. Если удариться о такую батарею головой, грудью или другой частью тела, можно получить серьезное повреждение.

Слайд 10 :

Серьезную опасность во время перемен представляет и мебель в классе. Если удариться об угол парты, можно получить серьёзную травму

Слайд 11 :

А теперь посмотрим несколько слайдов, где в стихотворной форме представлены ситуации, когда ученики подвергают себя опасности.

Слайд 12 :

На перемену мальчишка спешит –

Кто пред напором таким устоит?!

Он ведь бежит, как олень молодой,

Дети обходят его стороной…

Выбитый зуб и подбитый глаз,

Бегая по школе, ты получишь не раз!

Потому ходи спокойно и веди себя достойно.

Слайд 13 :

Не кричи без толку и не выражайся,
Речь родную сохранить старайся!

Слайд 14 :

Дверь входную, классную осторожно надо закрывать; а иначе, друг мой, можно пальцы там прижать...

Будет больно - и польются слезы в два ручья. И тебя жалеть сбегутся все твои друзья...

Слайд 15- 16 .Ну и отрывки из известного стихотворения Бориса Заходера

«Перемена»

Перемена, перемена!
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке)

Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил.

С ходу дал кому-то сдачи…
Словом, сделал все, что мог!
Ну а тут – опять звонок…

Слайд 17 :

Чтобы не было в школе травм.

А теперь послушали задание– нарисовать запрещающие знаки, которые могли бы висеть в различных местах в школы. Посмотрите правила, которые должен выполнять каждый ученик, чтобы избежать травм.

Слайд 19-26 :

все передвижения по школе делай шагом и по правой стороне.

4. Запрещается бросаться различными предметами.

6. Запрещается на лестнице бегать, толкать друг друга!

Вывод:

Наша задача - вести себя правильно, избегать опасных ситуаций, которые могут угрожать вам, вашему здоровью.

Дети высказывает свое мнение.

Слайд 26 : Заключение.

Сегодня мы с вами говорили о том, как уберечься от травм, приводили много примеров, просмотрели презентацию. Мне очень хочется надеяться,что после нашей беседы вы будете внимательнее относиться друг к другу.

Слайд 27:

Запомни!

Самое дорогое у человека – это жизнь!

Похожие статьи