Какой краской красить дерево в помещении. Проведение обычного окрашивания. Вагонка без покрытия.

Преимущество применения натурального дерева для внутренней отделки заключается в природном происхождении материала. Он обладает хорошими тепло и звукоизоляционными качествами, имеет привлекательный внешний вид. Но для защиты древесины нужно знать, каким составом лучше покрасить вагонку внутри дома. Лучшие варианты — применение современных лакокрасочных средств.

Требования к краске по дереву для внутренних работ

Выбор защитно-декоративного покрытия зависит от условия эксплуатации вагонки. Ее применяют для отделки жилых и хозяйственных помещений, бани и сауны. Поэтому перед покупкой определенного состава анализируются возможные внешние воздействия на слой краски.

При выборе учитываются следующие факторы:

  • Границы перепада температуры. Это актуально для парилок и предбанников.
  • Влажность в помещении. Лакокрасочное покрытие (ЛКП) должно выполнять не только эстетические, но и защитные функции – предотвращать проникновение в структуру дерева воды.
  • Технология нанесения – время высыхания, толщина слоя.

Эти параметры указываются на банке с краской. Для вагонки можно подобрать специальный состав, который будет отвечать вышеизложенным требованиям. Но его стоимость может быть высока, и тогда можно рассмотреть альтернативу среди классических красок по дереву.

Составы и стоимость

Для начала нужно определиться, какие краски не рекомендуется использовать для обработки деревянной вагонки. К ним относятся составы, содержащие вредные для организма компоненты. В процессе эксплуатации, под воздействием температуры или влаги они выделяются во внешнюю среду, тем самым нанося ущерб здоровью проживающих.

К подобным краскам относятся:

  • Полиуретановые. Слой обладает хорошей механической прочностью, надежен после окончательного высыхания. Часто используют для наружных работ или обработки музыкальных инструментов.
  • Нитролаки. Быстро высыхают, имеют доступную стоимость, могут частично использоваться для внутренних работ. Ограничение по применению – душевые, парилки и предбанники. В этих местах резкие перепады температур и влажности, что может спровоцировать выделение вредных компонентов.
  • Алкидные. Хорошо переносят перепады температур и воздействие влаги. Но имеют специфический запах.

Учитывая эти ограничения, выбор краски для вагонки внутри дома останавливают на более безопасных составах.


Акриловая

Основу акриловой краски составляют природные смолы. В качестве растворителя применяется вода, красители также безопасны в использовании. При нанесении на поверхность вагонки не возникает неприятного запаха, не нужно применять средства защиты. Время окончательного высыхания зависит от толщины слоя и составляет 3-7 дней.

  • Belinka Tophybrit – 2,5 л. Стоимость – от 2 150 р.
  • Boritex Ultra – 10 л. Цена – 5 200 р.
  • Tikkurila Paneeli Assa 20 – 2,7 л. Стоимость — 1 950 р.
  • Eurotex – 9 л. Цена – 2 130 р.

К недостаткам можно отнести формирование только матовой поверхности.

Полиуретановые

Краски этого типа появились относительно недавно. Они обладают оптимальными эксплуатационными свойствами и рекомендованы для защиты деревянной вагонки. Они обладают хорошей адгезией, не разрушаются под воздействием температур, прямых солнечных лучей и влаги.


Из отечественных производителей можно выделить продукцию компании «Краско». Они предлагают состав «Древопласт». Емкость тары составляет 20 кг, стоимость – от 5 380 р. Преимуществом этой краски является высокая скорость высыхания (15-20 мин) и хороший внешний вид.

Покраска вагонки внутри дома

Перед началом работы нужно выбрать оптимальный вариант краски. Затем желательно освободить помещение от лишней мебели, чтобы обеспечить доступ ко всей площади покрытия. Важно, чтобы температура и влажность в комнате была нормальной. Дополнительно обеспечивается приток свежего воздуха для быстрого высыхания краски.


Порядок выполнения работ:

  1. Очистка поверхности деревянной вагонки от пыли и мусора.
  2. Удаление старого слоя краски. На этом этапе нужно следить за целостностью декоративного покрытия.
  3. Подготовка краски. Ее нужно разбавить водой или растворителем и затем подождать 10-15 мин.
  4. Нанесение краски выполняется по слоям. Для контроля одинаковой толщины по всей поверхности рекомендуется использовать валик.
  5. До окончательного высыхания желательно оставить работать вытяжную вентиляцию.

Если по ряду причин используется полиуретановая краска или нитролаки – обязательно применяются средства индивидуальной защиты. Находиться в комнате до окончательного высыхания длительное время не рекомендуется.

Дерево, как и раньше, остаётся одним из самых популярных отделочных и строительных материалов. Но оно, как и любой органический материал, имеет свойство быстро разрушаться, особенно, если условия эксплуатации этому способствуют.

Поэтому, несмотря на естественную красоту и экологическую чистоту, чтобы продлить срок жизни изделия, многие сорта древесины нуждаются в правильной химической обработке. В данной статье мы расскажем, чем покрасить вагонку внутри дома, и как сделать это правильно.

Вагонка является одним из самых доступных и красивых отделочных материалов, который имеет множество положительных качеств. Её применяют для обшивки фасадов зданий, внутренних помещений, мансард, бань и веранд, а в городских квартирах, хозяева могут организовать естественный уголок где-нибудь на лоджии или балконе. Но многие не знают чем лучше покрасить вагонку внутри дома, так как не имеют понятия о том, как правильно подобрать ЛКМ к сорту древесины.


Защитные составы

Часто, люди предпочитают оставлять вагонку не крашенной, в первоначальном виде. Да, естественная фактура дерева очень привлекательна, но не забывайте, что даже при самых комфортных условиях эксплуатации, оно подвержено воздействиям окружающей среды. Со временем, при плохой вентиляции древесина начинает синеть, а при попадании прямых солнечных лучей – темнеть.



Если некрашеная вагонка приобрела такой оттенок, то её нужно правильно обработать, чтобы вернуть первоначальный облик. Посиневшее дерево – это результат воздействия микроорганизмов, поэтому для отбеливания поверхности нужно применять хлор или активный кислород.

Посеревшая вагонка не нуждается в химической обработке – достаточно снять верхний слой при помощи шлифовки. После шлифовки древесина снова станет красивой, но не думайте, что это надолго. Без надлежавшей обработки цвет быстро изменится снова.

Поэтому лучше всего, изначально защитить новое покрытие специальными составами:

  • Антисептики – это вещества, которые уничтожают микроорганизмы, и препятствуют их повторному появлению. Все средства данного типа имеют схожий состав, и защищают дерево от грибков, гниения и даже насекомых. Такая обработка не приводит к изменению цвета древесины. Если перед вами стоит вопрос, чем покрасить евровагонку внутри дома, то при покупке данного средства убедитесь, что оно подходит для внутренних работ.
  • Акриловый лак – средство для создания влагонепроницаемого слоя на поверхности дерева. Используется как защитное, так и декоративное средство. Бывает он прозрачным и полупрозрачным, при этом легко колеруется и имеет водную основу.
  • Антипирены – вещества защищающие дерево от возгорания. Обработка такими составами обязательна при обшивке помещений с повышенной температурой и открытой проводкой.

Совет! Самостоятельная пропитка антипиренами не даёт такого же результата, как машинная обработка на заводе. Поэтому, если вы столкнулись с проблемой выбора готового продукта, и самостоятельным нанесением состава, то отдайте предпочтение первому варианту.

Инструкция каждого защитного средства содержит подробное описание его свойств. Некоторые составы могут окрашивать древесину в розовый или зеленый цвет, который, зачастую, можно скрыть только укрывистыми красками. Поэтому при выборе средства внимательно читайте аннотацию.

Декоративные покрытия

Многие средства, используемые для декоративной отделки вагонки, обладают и защитными свойствами. Декоративная отделка подразумевает то, что после обработки натуральный цвет дерева изменится.

Самый распространенный и давно применяемый материал на рынке – это .

Чем же она хороша:

  • Многообразие цветовых решений позволяет точно подобрать нужный оттенок;
  • Полученное глянцевое покрытие глубоко проникает в поверхность дерева, и надежно защищает его от воздействия ультрафиолета и влаги;
  • Покрытие не блекнет и не выгорает со временем на солнце;
  • Долгий срок службы - повторное окрашивание потребуется произвести лишь через 5 – 7 лет.


Не лишены данные составы и минусов. Масляные краски имеют устойчивый химический запах и продолжительное время сушки. Из-за этого, производить малярные работы внутри помещений приходится лишь в тёплое время года, чтобы обеспечить достаточный приток свежего воздуха.

Данное покрытие имеет низкую паропроницаемость, что плохо сказывается на проветриваемости помещения.


Как и другие строительные материалы, масляная краска получила новый эволюционный виток развития. Не так давно, на рынке появились акрилатные краски. Они обладают всеми достоинствами масляных предшественников, и при этом быстро сохнут, пропускают пар, обладают устойчивостью к морозам и не имеют сильного запаха, что делает их идеальным решением для использования внутри и снаружи помещений.

Добавим, что цена таких красок намного выше, чем у масляных, что делает их менее доступными для потребителей с низким и средним доходом.


Морилки – это тонирующие средства, предназначенные для изменения оттенка древесины. Они имеют умеренную цену, и будут по карману каждому.

При покрытии морилкой полностью сохраняется природная фактура массива, что позволяет имитировать практически любые сорта древесины. Вагонку обработанную морилкой можно оставить без дальнейшей покраски, или покрыть поверхность глянцевым лаком.

Средства на основе воска являются альтернативой лаку. Такое покрытие защищает вагонку от вредителей и имеет полуматовый оттенок. Оно долго служит и имеет приятный внешний вид. Недостатком является процесс нанесения – он сложен и трудоёмок.

Воск бывает трех видов: водный, жидкий и твёрдый. Первые два представляют собой восковую лазурь, и готовы к применению уже из банки. Твёрдый воск необходимо растопить до жидкого состояния перед нанесением на поверхность.

Если вы не знаете, чем покрасить вагонку внутри бани, или в любом другом помещении с повышенной влажностью, то обратите свой взор на масляные пропитки для дерева. Они с успехом применяются для покрытия открытых террас, причалов, бассейнов и обшивки зданий.

Дерево, пропитанное маслом, приобретает красивый насыщенный цвет, и становится невосприимчивым к влаге и микроорганизмам.


Качественные составы не образуют толстой пленки и впитываются в древесину, защищая её от грязи и истирания. Покрытие имеет матовый оттенок, что позволяет сохранить естественную фактуру материала. При необходимости, поверх масляного покрытия можно нанести лаковый слой, что создаст глянцевую поверхность.


Лаки на синтетической основе – это отличное решение для наружной отделки (см. ). Также, они хорошо подходят для технических и малопосещаемых помещений (балкон, лоджия). Причиной тому – наличие в составе веществ, вредных для здоровья человека.

Данные лаки ложатся на поверхность древесины максимально гладко, и обладают красивым глянцевым покрытием.

Современная промышленность, помимо перечисленных средств, предлагает множество смешанных составов, сочетающих в себе разные свойства материалов - например, средства, состоящие из масла и воска.

Технология нанесения ЛКМ

После того, как вы определили, чем лучше покрыть вагонку внутри дома, приступайте к подготовке поверхности. Этот этап необходим для получения более качественного покрытия, которое прослужит вам долгие годы.

Готовим вагонку к покраске


Для начала давайте перечислим все инструменты и расходные материалы:

  • Пропитка;
  • Выбранный лакокрасочный материал;
  • Наждачная бумага средней и мелкой фракции;
  • Металлическая щетка;
  • Грунтующий состав;
  • Кисти – одна размером по ширине вагонки, другая – маленькая;
  • Валик и лоток;
  • Краскопульт (при наличии);
  • Ведро;
  • Стремянка;
  • Перчатки;
  • Одежда с закрытыми рукавами;

Опционально могут потребоваться: средства для снятия старого покрытия, антисептическая пропитка и отбеливатель для дерева.

Подготовив всё перечисленное, можно приступать к предпокрасочной обработке. Если вы перекрашиваете старую вагонку, то начинать вам нужно со снятия прежнего покрытия. Делается это различными способами, в зависимости от типа материала. Поэтому ищите информацию, относящуюся именно к вашему ЛКМ.

При покраске новой вагонки первое, на что стоит обратить внимание – имеет ли дерево заводскую антисептическую обработку. Если нет, то начинаем с неё. Для этих целей подойдут грунты, содержащие в составе необходимые вещества. Такая информация всегда указывается на этикетке продукта.

Совет! Чтобы иметь возможность покрыть вагонку с торцов и обратной стороны, данная обработка должна проводиться до монтажа.


Перед нанесением грунта, лицевую поверхность вагонки нужно отшлифовать. Если вы являетесь обладателем шлифовальной машинки, то считайте, что вам крупно повезло, если нет – то приготовьтесь к длительной утомляющей работе наждачной бумагой.

После завершения шлифовки, очищаем дерево с помощью влажной тряпки от грязи и пыли. Далее равномерно наносим грунт, и оставляем вагонку до полного его высыхания. После этого, наносим слой олифы или любой другой масляной пропитки и снова оставляем сохнуть (эта процедура выполняется при необходимости).

Внимание! Только такая обработка даст полную защиту для дерева. Иначе, разрушительные процессы начнутся с обратной стороны вагонки, и со временем доберутся до лицевой поверхности.


Красим вагонку

Малярные работы лучше всего производить на установленную вагонку, в противном случае вы рискуете получить повреждения поверхности, которые могут возникнуть во время монтажа.

Все ЛКМ имеют свои особенности при нанесении - рекомендации производителя обычно есть на банке. Но в основном, правило такое – краска наносится кистью вдоль поверхности короткими мазками, и растирается до образования требуемого оттенка. Этот приём называется растушевка.

Наносить краску можно и валиком, так вы защитите себя от попадания на сохнущую поверхность ворса. Самое лучшее покрытие обеспечивается при работе с краскопультом, но так как он имеется далеко не у каждого, и все работы мы хотим выполнить своими руками, то оставим тонкости работы с этим замечательным прибором для других статей.


После того, как вы добились нужного оттенка, оставляйте вагонку сохнуть. Далее потребуется повторная шлифовка. Многие пропускают этот этап, но имейте в виду, что сохнущие лакокрасочные материалы имеют свойство приподнимать древесные волокна, из-за чего поверхность становится шершавой.

Далее наносится второй, и при необходимости последующие слои ЛКМ, которых может быть много. Всё зависит от степени укрывистости используемого вами материала, и от желаемого конечного результата. Не пытайтесь сэкономить время, и нанести разом толстый слой – в итоге вы только испортите внешний вид отделки, и не получите равномерного цвета.

Для чего вначале обработки мы наносили грунт? Из-за того, что древесина обладает разнородной структурой, то в некоторых местах она хуже впитывает в себя краску, что приводит к образованию проплешин, даже при правильной растушевке. Грунт регулирует впитываемость и помогает краске лечь более ровным слоем.

Приёмы при нанесении краски


Если вы хотите добиться мебельного качества покраски, то приготовьтесь к длительному, но увлекательному процессу. Первым слоем на дерево ложится морилка (для достижения нужного оттенка можно повторить обработку). Далее в два слоя наносится грунт, в качестве которого можно использовать бесцветный матовый лак.

После полного высыхания, поверхность шлифуется наждачной бумагой до полной матовости: сначала фракцией 280, затем – 320. Далее удаляем пыль, и наносим финишный слой лака. В результате поверхность станет похожей на ту, что показана на фото выше.


Если вы желаете добиться ярко выраженной древесной фактуры, то используйте для этих целей пигментированные масла и лазурь, которые нужно наносить по специальной технологии, которая называется браширование или текстурирование.

Возьмите немного ЛКМ, и небольшими мазками нанесите его фрагментами по всей длине вагонки. После этого, при помощи валика или кисти растушуйте краску по всей поверхности. Оставьте вагонку на 10-15 минут пропитаться, после чего при помощи мягкой безворсовой ткани, снимите основную часть покрытия. Из-за того, что в выступающих частях пигментированные частицы задерживаются хуже, древесный рисунок станет намного ярче.

Так же подобный эффект достигается при удалении мягких волокон древесины. Для этого поверхность доски зачищают металлической щёткой, и шлифуют мелкой наждачкой. Для получения более резких контрастов, можно слегка пропалить поверхность газовой горелкой.


Чтобы покрасить вагонку в белый цвет, но при этом не закрыть, а подчеркнуть прожилки (другими словами создать эффект белёного дуба) - есть несколько способов:

  • Используйте тонирующую морилку марки «беленый дуб» или «иней» . Будьте осторожны при обработке - чтобы избежать шелушения, наносите состав в несколько тонких слоёв с промежуточной сушкой.
  • Масло с воском со схожими названиями, также подойдёт . Наносите его в один толстый слой, и полируйте поверхность мягкой ветошью. Так вы добьётесь выраженной фактуры.
  • Полиуретановый грунт с белильными пигментами , даёт схожий эффект, но он имеет неприятное свойство желтеть со временем.
  • Более дорогой акриловый грунт с названием «белый» , прослужит гораздо дольше.

Вот мы и подошли к завершению статьи. Мы постарались максимально полно охватить вопрос, чем красить вагонку внутри дома. К сожалению, отведенный объем не позволяет вместить информацию обо всех тонкостях покраски вагонки. Но вы можете дополнительно посмотреть видео в этой статье, чтобы узнать больше об этом творческом процессе. Также ищите статьи по данной теме на нашем сайте.

Покрасить деревянную вагонку, которой обшиты поверхности стен или потолка в доме – вроде бы совсем несложно. Главное – определиться с выбором краски или других средств, способных преобразить древесину. Однако, ассортимент лакокрасочных составов в специализированных магазинах – весьма разнообразен, и, наверное, поэтому покраска вагонки внутри дома и вызывает некоторые вопросы.

Древесина традиционно характеризуется как прочный и долговечный материал, но при условии ее правильной просушки и обработки различными составами, в том числе и краской. Эти средства способны защитить вагонку от порчи насекомыми или грибком, загрязнений, чрезмерной увлажненности и, наоборот, пересыхания. Кроме этого, обработка этого натурального облицовочного материала антипиренами значительно снизит его горючесть.

Поэтому и стоит рассмотреть не только само окрашивание, но и подготовительные мероприятия к этому процессу, а также материалы, используемые для этих процедур.

Самыми популярными типами вагонки для отделки стен и потолка внутри помещений являются изготовленные из хвойных пород, а среди них доступнее всех по цене считается сосна. Эта древесина имеет некоторые особенности, поэтому требует индивидуального подхода при ее окрашивании. Эти нюансы тоже будут рассмотрены при подробном описании технологии процесса.

Для окрашивания натуральной вагонки подходят практически все краски, представленные в ассортименте строительных магазинов. Однако, для внутренней отделки стоит выбирать те, которые в максимальной степени безопасны для жильцов дома, как при окрашивании, так и в процессе эксплуатации отделки. Кроме этого, важно подобрать и защитные средства, не наносящие вреда экологической атмосфере в жилых помещениях.

Так как на начальном этапе вагонку обрабатывают защитными средствами, то и стоит в первую очередь рассмотреть именно их.

Защитные средства

Растворы для подготовки вагонки к окрашиванию предназначены для ее защиты от плесени, вредных насекомых, деструктивного действия ультрафиолетовых лучей, а также от излишнего влагопоглощения. Кроме этого, некоторые из них снижают пожароопасные свойства древесины.

Эти вещества, как правило, не меняют цвет и не закрывают фактурного рисунка дерева, так как являются полупрозрачными. Тем не менее, в этом ряду есть и составы, выполняющие в определенной мере еще и дополнительную декоративную функцию.

Подготовка к окрашиванию натуральной вагонки разделяется на несколько этапов – это очистка и шлифовка древесины, грунтование и пропитка. Для этих операцией могут применяться специальные составы разного предназначения:

  • Антисептики используются для предотвращения поражения древесины грибком, для «лечения» и прекращения разрастания уже присутствующих пятен плесени, для защиты от разрушающих структуру дерева насекомых. Эти средства подразделяют на две группы:

Покрытия, образующие на поверхности вагонки защитную пленку, используются в том случае, когда древесина будет контактировать с водой, например, при обшивке банных помещений.

Пропитки, проникающие в структуру древесины, требуют в дальнейшем дополнительного покрытия, во избежание вымывания средства, а также в силу токсичности некоторых составляющих растворов.

Кроме этого, антисептики подразделяются на четыре типа по основе, на которой они изготовлены:

— Средства на основе органических растворителей отличаются высокими защитными свойствами и подходят для древесины, закрепленной как снаружи, так и изнутри строения. Но применяются они крайне редко, так как достаточно токсичны и огнеопасны.

— Растворы на масляной основе подходят для древесины, подвергающейся статической нагрузке, а также в сложных климатических условиях, поэтому их чаще всего применяют для внешней облицовки или для вагонки, которой облицованы балконы или лоджии.

— Водорастворимые средства защиты используются для покрытия внутренней деревянной облицовки под дальнейшее нанесение лакокрасочных составов на водной основе. Они нетоксичны и быстро просыхают, но со временем их антисептические свойства значительно снижаются;

— Комбинированные антисептики содержат высокоуглеродистые и масляные компоненты. Растворы могут быть применены для внешней или внутренней отделки, а также используются в помещениях с повышенной влажностью, создавая высокий уровень защиты древесины. Стоимость комбинированных растворов значительно превышает цену на другие типы антисептиков.

  • Биовлагозащитные антисептики имеют в принципе то же самое предназначение, однако, еще и создают на вагонке защитный влагоотталкивающий барьер, а также способны придавать ей дополнительную декоративность, подчёркивая фактуру древесины. Поэтому, использовав такой антисептик, можно решить сразу несколько проблем, так как не придется наносить средства с разными предназначениями – это сэкономит время, так как не придется ждать пока будут просыхать слои. Именно такие качества выводят биовлагозащитные пропитки в разряд наиболее популярных.
  • Антипирены - это растворы, делающие древесину более огнестойкой. Их также можно разделить на две группы:

— Составы первой группы работают на блокировку пламени, так как при нагревании вспениваются и образуют защитный слой на вагонке.

— Вторая группа составов содержит соли, которые при контакте с огнем выделяют газы, препятствующие горению и распространению пламени.

Самыми действенными антипиренами можно назвать те, которые содержат триполифосфорную, ортофосфорную и пирофосфорную кислоту и соли натрия.

  • Биопирены - это пропитывающие составы с антисептическим и огнезащитным эффектом, которые подходят для внутренних и наружных обработок древесины. Такие составы помогут сократить срок предварительной подготовки деревянной отделки, и нередко – еще и сэкономить средства, так как нужно будет приобрести не два отдельных раствора, а один, который выполнит обе основных функции.
  • Отбеливающие средства применяются для деревянной вагонки в том случае, если на ней присутствуют нежелательные темные или синюшные полосы или пятна. Кроме отбеливающего эффекта, такие составы создают и защитный антисептический слой, который будет противостоять возникновению плесени.

Отбеливающие средства обычно состоят из двух компонентов, которые смешиваются перед нанесением их на древесину. Такие растворы могут состоять из разных химических соединений, и некоторые из отбеливателей через определенное время должны быть смыты с поверхности вагонки, а другие не требуют подобного смывания. Поэтому, перед приобретением таких средств, на этот фактор нужно обратить особое внимание.

  • Грунтовки – это растворы, которые тоже можно назвать защитными. Но кроме этих качеств, грунтовка придает поверхности дерева гладкость и хорошую адгезию, что упрощает дальнейшее покрытие вагонки красочными составами или лаком.

Грунтовка обычно производится на водной основе и может быть прозрачной или непрозрачной. Если планируется сохранить фактурный рисунок древесины, то выбирается прозрачный раствор грунта. В том случае, когда есть намерение нанести плотной декоративный слой краски, может быть использована любая из грунтовок, но непрозрачная создаст более ровную и гладкую основу под покраску.

Прозрачные грунтовки не создают на поверхности древесины защитной пленки – они проникают в структуру материала. Обработка поверхности вагонки, проведенная грунтовочными составами, значительно снижает расход краски и увеличивает долговечность нанесенной отделки.

Лаки – защитные и декоративные составы

Не только в качестве декоративного покрытия, но и для обеспечения защиты древесины используются и некоторые лаковые составы. Их производят на разных основах:

  • Масляные лаки содержат в своем составе природные или же искусственные смолы, натуральные модифицированные масла, а также растворители и сиккативы. Такая разновидность лаков после просыхания образует на поверхности достаточно прочную пленку, которая придает древесине натуральный охристый оттенок. Масляные растворы используются для покрытия вагонки, досок пола и других деревянных поверхностей внутри дома.
  • Алкидные лаки производятся из пентафталевых и глифталевых синтетических смол, с добавлением в них сиккативов. Эти составы достаточно часто тоже называют масляными, так как масла используются в них качестве растворителя. Однако, по своим эксплуатационным характеристикам алкидные лаки превосходят масляные, поэтому могут быть использованы для внешних работ.
  • Алкидно-карбамидные растворы лаков состоят из амиформальдегидной и алкидной смолы. Они способны высыхать при нормальных температурах только в том случае, если в их состав вводятся кислотные отвердители, которые добавляются в смесь непосредственно перед началом работ, так как после замешивания срок их жизни ограничен. Такие лаки образуют на поверхности древесины твердую прочную пленку, обладающую высокой износостойкостью. Благодаря этим качествам, алкидно-карбамидные лаки хорошо подходят для внутренних работ и не только для обработки вагонки, но и для лакировки паркета.
  • Политуры и спиртовые лаки придают поверхности особую прочность и блеск, но самым большим их минусом можно назвать то, что они недостаточно хорошо защищают древесину от влаги, поэтому их не рекомендовано применять для вагонки, установленной на неотапливаемом балконе или лоджии.

Растворы производятся на натуральных смолах, поэтому имеют высокую цену и не пользуются популярностью.

  • Нитроцеллюлозный лак производится из нитрата целлюлозы и смеси органических растворителей. Кроме них, для достижения необходимых защитных качеств составов в них добавляются синтетические смолы. Эта разновидность лака создает на поверхности дерева прочное жесткое покрытие, которое отличается прозрачностью и практически не изменяет цвет древесины. Лак предназначен для использования внутри помещений.
  • Акриловые лаки - это вододисперсионный раствор полиакрилатов. Средство отличается своей экологической чистотой и почти полным отсутствием запаха. Еще применяют для покрытия деревянных покрытий и изделий, используемых в жилых помещениях. Однако, пленка, образованная на поверхности, все же не отличается высокой стойкостью к истиранию.
  • Полиуретановые лаки производятся на водной основе, но характеризуются высокой прочностью и стойкостью к истиранию. Эти лаки – экологически чистый материал, и если они выбираются для покрытия вагонки, то это значительно поднимет долговечность защитного слоя.

Полиуретановые растворы применяют для покрытия полов, а также других элементов отделки из дерева внутри помещений. Эти лаки имеют достаточно высокую цену, что вполне оправдано их высокими эксплуатационными характеристиками.

Краски для покрытия деревянной вагонки

Для декоративного покрытия вагонки используются составы, произведенные на разных основах. Некоторые из них – универсальны и применяются как для внутренней, так и для внешней отделки, но существуют и такие, которые предназначены исключительно для внутреннего применения. Поэтому, покупая этот декоративный материал, нужно обязательно изучить его основные характеристики, которые обычно указываются на упаковке, а также проконсультироваться с продавцом.

Итак, в продаже можно найти следующие красочные составы:

Масляные краски подойдут для вагонки внутри помещений, но недостатков у них — немало

  • Масляные краски можно назвать универсальными, так как они достаточно глубоко проникают в структуру дерева, повышая ее устойчивость к различным воздействиям внешней среды, делая ее влагостойкой. Недостатками масляных красок можно назвать их долгое высыхание, быстрое выгорание под воздействием ультрафиолетовых лучей и снижение воздухопроницаемости древесины. Поэтому применять ее все-таки лучше для внутренней отделки, да и то – не всегда.
  • Акрилатные красочные составы – это водные растворы, по большинству эксплуатационных характеристик превосходящие краски на масляной основе, способные создать древесине надежную защиту, сохраняя её цвет. Этот тип растворов достаточно эластичен, поэтому имеет хорошую адгезию с поверхностью, не растрескивается и не деформируется при изменении температур. Благодаря своим качествам краска может быть применена для внешних и внутренних работ.
  • Эмалевые краски на алкидной основе используют для окрашивания вагонки как снаружи, так и внутри строения, образуя защитный глянцевый слой для древесины. Поэтому только что окрашенная поверхность выглядит очень эстетично. Однако, со временем цветная краска имеет свойство выцветать, а белая желтеть. Кроме того, высыхание алкидных красок – достаточно длительный процесс, который всегда сопровождается не слишком приятным запахом из-за входящих в состав органических растворителей.
  • Водоэмульсионные краски способны сохранить фактурный рисунок, не закрашивая его плотным слоем – для этого их необходимо развести водой до нужной консистенции. При необходимости нанести на вагонку плотный красочный слой, краска не разбавляется.

Это экологически чистые растворы, не имеющие неприятного запаха и не выделяющие вредных испарений. Краска быстро высыхает и хорошо держится на загрунтованной поверхности, но все-таки по своим характеристикам уступает лакам. Неустойчива к абразивному воздействию.

  • Силикатные краски изготавливаются на основе жидкого стекла, поэтому имеют достаточно много положительных характеристик. Такие составы не подвержены воздействию ультрафиолетовых лучей, повышенной влажности и перепаду температур, способны повысить огнестойкость древесины. Это – экологически чистый материал, он не выделяет вредных веществ и не имеет запаха.

Благодаря своим характеристикам силикатные краски могут быть применены для окрашивания разных поверхностей, так как обладают высокой адгезией, и вагонка не является исключением. Особенно хорошо подойдут эти краски для деревянной облицовки лоджии или балкона. Недостаток – в дальнейшем, при необходимости перекрашивания, потребуется использовать опять же силикатную краску – никакая другая уже не ляжет. Еще один «минус» – достаточно узкий диапазон возможных расцветок.

  • Силиконовые краски производятся на основе силиконовых смол, и являются одним из самых долговечных типов красочных составов, но и самым дорогостоящим. Эта разновидность краски обладает высокими эксплуатационными характеристиками: создаваемое покрытие стойко выдерживает механические воздействия, в том числе – и истирающую нагрузку, обладает хорошей паропроницаемостью, устойчивостью и выгоранию цвета, влагостойкостью и длительным сроком эксплуатации, который составляет около 25÷30 лет. Кроме этого, силиконовые краски не только способны защитить древесину, но и скрыть небольшие дефекты на ее поверхности.
  • Восковые краски, изготовленные на основе льняного масла, являются традиционным материалом для внутренней обработки деревянной вагонки. Эти составы придают вагонке матовый блеск, сохраняя цвет и рисунок древесины. Особенно хорошо такая краска подходит, когда дерево изначально имеет красивую фактуру, которую просто жалко скрывать иным непрозрачным или полупрозрачным составом. Восковые краски стали использовать вместо мебельного воска, так как они легче наносятся на поверхность и имеют ряд других преимуществ:

глубоко проникают в структуру древесины, что делает поверхность водоотталкивающей;

не изменяют натурального цвета дерева;

характерный для воска цвет проявляется после просыхания и натирания вагонки щеткой;

краска не содержит никаких «химических» растворителей и является экологически чистым материалом;

при желании восковый состав можно колеровать в нужный оттенок;

отличается экономичный расход состава.

Теперь, после рассмотрения основных составов, используемых для подготовки и окрашивания натуральной вагонки, можно переходить к инструкциям по выполнению работ.

Калькулятор расчета количества краски для вагонки

При расчете количества краски для проведения отделочных работ многие неопытные потребители путаются, принимая за единицу измерения единицы объема. Однако, плотность краски значительно отличается от плотности воды, и килограмм состава вовсе не означает привычный литр. Как правило, и расфасовка производится, и средний расход лакокрасочных составов измеряется в весовом эквиваленте — в килограммах. Калькулятор выдаст именно эту величину, с учетом 10% запаса.

Сам по себе процесс окрашивания вагонки – несложен, но требует учета некоторых нюансов

С процессом окраски деревянной вагонки справится даже новичок, тем более, если будет следовать советам мастеров, так как даже в простом нанесении краски есть некоторые нюансы, которые стоит учесть.

  • Несмотря на то, что этап подготовки не является обязательным, опытные мастера не рекомендуют от него отказываться, так как древесина некоторых пород имеет в области сучков так называемые «смоляные карманы», а смола, выделяющаяся из них время от времени, значительно снижает защитные свойства красочных составов. Грунтовки же способны нейтрализовать активное выделение природных смол, что значительно продлевает срок эксплуатации декоративного слоя.
  • Наиболее уязвимым местом в вагонке является торцы ламелей, так как влага, попадая на неприкрытую древесину, начинает может запустить свой разрушительный процесс. Поэтому, если планируется обшить поверхность новой деревянной вагонкой, то лучше всего подготовку материала провести до его монтажа на стену. При этом обрабатывают не только лицевые и тыльные поверхности, но и торцевые части обрезанных в нужный размер досок.
  • Краска или лак наносится тонкими слоями, непрерывными движениями, вдоль волокон древесины. Производя окрашивание, важно следить за тем, чтобы поверхности древесины касались только кончики щетины кисти, то есть на нее нельзя сильно давить.
  • Если при проведении по вагонке кистью не вся поверхность будет охвачена краской, не стоит утолщать ее слой, так как, проведя окрашивание в несколько этапов, можно добиться более долговечного покрытия, чем при нанесении одного толстого слоя.
  • Для окрашивания труднодоступных областей на уже закрепленной на стене вагонке, лучше всего использовать более тонкую кисть в 12÷15 мм.
  • Чтобы избежать следов неровностей на прокрашенной поверхности, финишный слой краски рекомендовано наносить сверху вниз. Этот прием способен максимально сгладить все возможные дефекты.
  • Очередной слой краски наносится только после полного просыхания предыдущего.
  • Перед началом операции окраски, красочный раствор необходимо тщательно перемешать, иначе слой получится неравномерным.
  • Чтобы убедиться в том, что цвет подобран верно, нужно произвести пробный окрас небольшого участка неиспользуемой доски, или же установленной в области нижней части угла облицовки.
  • Специалисты рекомендуют слегка заколеровать грунтовку, наносимую перед окрашиванием, в близкий по тону красочному декоративному составу цвет.
  • Не рекомендовано осуществлять окрашивание вагонки в жаркую погоду и при попадании на нее солнечных лучей – эти факторы будут способствовать чрезмерно быстрому высыханию краски, и покрытие получится неравномерным. Благоприятной комнатной температурой для проведения окрашивания считается 20÷25 градусов.
  • Вагонку, перед окрашиванием или брашировкой, необходимо хорошо просушить, иначе на ней могут появиться трещины вдоль волокон. Если времени на просушку материала нет, то её следует перед закреплением на стену покрыть грунтовкой.

Пошаговая инструкция проведения покраски вагонки

Окрашивание вагонки может проходить по-разному, в зависимости от того, планируется ли сохранить или выделить ее структурный рисунок, или же нанести красочный состав плотным слоем и сделать ламели облицовки идеально гладкими. Способ придания цвета с выделением фактуры древесины называется брашировкой. Далее будет рассмотрено и как проводить этот процесс, и как выполняется обычное окрашивание.

Проведение обычного окрашивания

При проведении обычного окрашивания, перед началом работ все поверхности вокруг, закрепленной на стене вагонки рекомендовано обезопасить, закрыв полиэтиленом или малярным скотчем.

Иллюстрация
Первым шагом любая вагонка, старая или новая, требует подготовки.
Если на облицовке еще осталась старая краска, то ее необходимо удалить. Этот процесс проводится с помощью строительного фена и скребков разных форм, или же электрической дрелью со специальной абразивной насадкой.
Еще одним способом избавления от старого покрытия может стать 2% содовый раствор, однако, не для всех красок этот метод будет эффективен.
Без проведения этого операции, новая окраска будет выглядеть неаккуратно, поэтому очистка должна быть проведена очень тщательно.
После очистки вагонки от старой краски, ее поверхность необходимо хорошо отшлифовать.
Шлифовку удобнее всего производить с применением шлифовальной машинки.
Если же электроинструмент отсутствует, то для этой цели может быть использована наждачная бумага, которая для облегчения работы закрепляется на деревянный брусок или же на малярную гладилку.
Далее, древесину нужно обработать антисептическими составами – этот процесс проводится с помощью кисти, валика или пульверизатора.
После просыхания антисептического слоя, вагонка обрабатывается грунтовочным раствором.
Здесь будет уместным вспомнить уже упомянутую выше информацию, что грунтовка может включать в себя и антисептический эффект, и свойство антипирена. Поэтому чаще всего в целях экономии эти процессы совмещают, покрывая древесину только грунтовкой с выше названными возможностями.
Особенно тщательно следует обрабатывать грунтом срезы сучков хвойных пород древесины, иначе есть риск выделения из них смолистых веществ – для этого часто используется специальный лак.
Под нанесение масляной краски, вагонку часто покрывают олифой, но это делают, как правило, при проведении внешних работ.
Самым оптимальным вариантом будет использовать для нанесения краски валик и кисть.
Сначала определенный участок поверхности, например, 3-4 доски, окрашивается валиком – он значительно ускоряет работу, так как охватывает сразу большую площадь облицовки.
Затем сразу же углубления между ламелями вагонки докрашиваются узкой кистью.
Окрашивание лучше всего проводить в два-три этапа, нанося в каждом из них тонкий слой краски.
Прежде чем наносить следующий слой, необходимо дождаться окончательного просыхания предыдущего, иначе будет нарушено равномерное распределение краски.

Однако, по вполне объяснимым причинам, далеко не все собственники планируют закрывать красивую фактуру дерева толстым слоем краски. Некоторые просто мечтают об облицовке хотя бы одной из комнат натуральной древесиной.

Окрашивание с брашировкой вагонки

Чтобы рисунок дерева был выделен и стал в какой-то мере даже рельефным, используется метод брашировки (от английского слова «brush», что дословно означает «щетка»). Смысл его в том, что с помощью специальной механической обработки с древесины удаляются поверхностные мягкие волокна, чем подчеркивается структура дерева.

Этим способом чаще всего обрабатывается новая вагонка, но если планируется применить его к ранее окрашенной облицовке, то старую краску придется предварительно счистить. Однако, в этом случае, снимается только основная масса краски, а оставшиеся небольшие участки могут быть очищены с помощью брашировки.

Кроме этого, перед проведением основных операций, после очистки вагонку следует покрыть антисептиком и хорошо просушить.

Иллюстрация Краткое описание выполняемой операции
Для проведения брашировки поверхности древесины потребуется электрическая дрель и специальный абразивный шар, который может быть разного размера и формы.
Эта насадка позволит мягко произвести обработку вагонки, выделяя более жесткие волокна структуры дерева.
Боковой стороной абразивного шара проходятся по всей лицевой поверхности древесины.
От того, насколько планируется углубить рельеф, зависит количество этапов обработки дерева абразивом.
Если необходима легкая брашировка, то по ламелям достаточно пройтись пару раз.
Абразивный шар выполняет сразу две функции: он не только браширует, но сразу и шлифует поверхность ламелей вагонки, поэтому дополнительной обработки древесине не потребуется.
Завершив брашировку, поверхность очищают от пыли с помощью сухой кисти или пылесоса, если обрабатывается несколько длинных ламелей сразу.
Следующим шагом идет окраска поверхности вагонки.
Перед покраской состав необходимо тщательно перемешать - этот процесс проводится с помощью узкого шпателя. Смешивание нужно осуществлять аккуратно, не взбалтывая краску, иначе в массе могут образоваться воздушные пузыри, которые останутся и на поверхности дерева, после высыхания состава.
На показанных иллюстрациях мастер вообще применил для первичного окрашивания масло на водной основе YS М300, которое ярко проявит структуру дерева и придаст ему богатый оттенок.
Следующим шагом с просушенной поверхности вагонки необходимо снять ворс.
Этот процесс осуществляется мягкой губкой или мелкозернистым шлифовальным блоком (зернистость – порядка Р180).
Ворс снимается без нажима, легкими движениями.
После завершения очистки поверхности от ворса, ее еще раз необходимо обеспылить мягкой кистью шириной в 100÷120 мм.
Следующим, уже завершающим шагом идет нанесение еще одного тонкого слоя краски.
Он должен быть также нанесен легкими движениями, иначе тонировка будет неравномерной.
Второй слой должен сушиться не менее 11÷12 часов.

Этот способ окрашивания с применением брашировки применяется только для вагонки, используемый для облицовки внутренних помещений.

Итак, процесс окрашивания вагонки – не столь уж и сложен. И если следовать всем рекомендациям и советам, то можно создать надежное защитное покрытие, сохранив при этом фактурный рисунок древесины или, при желании, полностью закрыв его слоем краски.

И в завершение публикации – еще один интересный подход к окрашиванию деревянной вагонки – с эффектом «старения» древесины.

Видео: Как достичь эффекта старения на сосновой вагонке

Внутренние стены, обшитые деревом, нуждаются в защите не меньше, чем деревянный фасад. Избежать появления плесени, грибков, гнили и других неприятностей поможет правильно подобранная краска для вагонки.

Обработка строганной древесины защитно-декоративными смесями – завершающий шаг в монтаже облицовки. Нельзя пренебрегать этим этапом, так как лакокрасочные материалы (ЛКМ) позволяют придать дереву любой из 2000 стандартных оттенков.

Ответ на вопрос, какой краской лучше покрасить вагонку внутри дома, лежит на поверхности. Это любые ЛКМ по дереву для внутренних работ. В том числе:

1. Эмали на алкидной основе (Лакра, НовБытХим, Dyo).

Это наиболее распространенные составы для обработки древесины. На поверхности образуется пленка, устойчивая к воде, перепадам температур, механическим нагрузкам, абразивам и химически агрессивным веществам. Российские предприятия выпускают целый спектр бюджетной ЛКМ с маркировкой ПФ. Стандартный набор включает основные цвета в количестве 12-15 шт и более 25 вспомогательных. Некоторые заводы предлагают изготовление партии под заказ в оттенках по колеровочным каталогам RAL, Pantone, Monicolor и другим.

Краска активно применяется снаружи или внутри дома, квартиры, при нанесении издает неприятный запах, ядовитый для человека в большой концентрации, поэтому нежелательно красить вагонку в закрытом помещении без проветривания. Количество слоев – не более 3, срок полного высыхания – до 3 суток с промежуточной сушкой каждого пласта в 24 часа.

2. Акриловая краска (Текс, Оптимист, Белинка).

Безопасная в нанесении и эксплуатации эмаль с высокими показателями устойчивости к влаге, бытовой химии, температурным перепадам. Не имеет запаха, быстро сохнет, при необходимости разводится водой до нужной консистенции, после окончания инструменты достаточно промыть под краном.

Как краска для внутренних работ она не совсем идеальна, так как имеет слабую устойчивость на истирание. Изначально вся поставлялась одного цвета – белого, так как благодаря водной основе ее можно колеровать при помощи пигментов для ручной и машинной колеровки. Сейчас производители предлагают акриловые эмали для вагонки в более чем 30 цветах с возможностью доколеровки в боле темные оттенки.

3. Краска-эмульсия на водной основе с добавлением латексных и акрилатных сополимеров, натуральных масляно-восковых композиций и антисептиков (Tikkurila, Dulux, Dufa).

Это паропроницаемые краски с неплохими защитными характеристиками. Предотвращают проникновение воды структуру дерева, появление плесени, гнили и древоточцев, развитие грибков, вместе с тем позволяют древесине «дышать».

Красить вагонку подобными составами – одно удовольствие, так как они обладают лессирующим эффектом, то есть текстура остается видна. Вся краска этой серии – колеруемая, поэтому она поставляется как база под колеровку: Базис А – прозрачная, Базис С – белая и так далее. Возможна тонировка в более чем 2000 цветов.

Покрытие абсолютно безопасно, им красят деревянную вагонку как снаружи, так и внутри помещения, например, в детских комнатах, домах отдыха и санаториях, больницах и т.п.

Как выбрать оттенок?

Выбор цвета не менее важен, чем поиск лакокрасочного покрытия. Основное правило – минимум контрастов в интерьере. Деревянная облицовка на стенах чаще всего используется в качестве общего фона для остального оформления, поэтому она должна отличаться на несколько тонов от цвета пола или потолка. Одинаковый оттенок для всех поверхностей создает неприятное ощущение размытости, безликости.

В какой цвет красить вагонку? С решением этого вопроса поможет цветовой круг дизайнера или следующие советы:

1. Кухня и гостиная – теплое, уютное помещение, располагающее к отдыху и приятному совместному времяпрепровождению. Поэтому вагонку окрашивают в теплые цвета бежевого, персикового, оттенки желтого.

2. Кабинет предназначен для работы. Сосредоточиться и настроиться на деловой лад помогут зеленые, серые и синие тона. Но не стоит увлекаться, иначе комната получится слишком холодной и неуютной. Обязательно надо разбавить фон, добавить яркие элементы. Достаточно покрасить несколько планок в светлый или яркий жизнерадостный цвет, чтобы придать толику легкости или загадочности.

3. Спальня – идеальное место для натуральных медовых и теплых бежево-розовых цветов. Здесь лучше покрасить древесину лессирующими составами, чтобы немного затонировать или, наоборот, выбелить. Получится интерьер, располагающий к хорошему сну. К примеру, в серии Дюлекс имеется специальная краска, которая позволяет придать свежей вагонке состаренный, рустикальный вид или же помогает обновить старое покрытие.

4. Детская прекрасно подходит для комбинирования. Можно разрисовать стены в разные цвета, добавить наклейки с изображением машинок или мишек и многое другое, фантазию не надо ограничивать.

Не используйте в чистом виде акцентные тона – фиолетовый, темно-синий, алый, черный. В большом количестве они угнетают психику и раздражают. В процентном соотношении их не должно быть более 12%.

Если не знаете, что выбрать – остановитесь на нейтральных цветах, это белый и серый. Они универсальны, а добавление ярких пятен в виде красных бра или синих узоров внесут оригинальность и уют. Ни в коем случае не используйте цвета-антагонисты в одном помещении: зеленый и красный, желтый и фиолетовый, оранжевый и голубой. Красить вагонку в эти тона – гарантированно испортить положительное впечатление от натуральной древесины в отделке.

И, наконец, последнее. Даже опытные дизайнеры иногда не могут правильно подобрать нужные оттенки. Сеть Интернет переполнена фотографиями и план-проектами реализованных интерьеров. Не поленитесь и поищите то, что вам придется по душе.


Критерии подбора краски

После того, как подобран вариант окрашивания, можно ехать в магазин за ЛКМ. Выбор должен основываться на следующих параметрах:

  • Бюджет.

В смету расходов включается непосредственно краска, шпаклевка, растворитель, кисти, валики и другие необходимые средства и инструменты. Цена лакокрасочных покрытий зависит от состава. Алкидные относятся к эконом-сегменту, акриловые – это среднеценовая категория, а самые дорогие – специальные водные, создающие паропроницаемый защитный слой.

Стоимость ЛКМ в Москве и Московской области:

Для того чтобы рассчитать необходимое количество лакокрасочного покрытия, потребуется такой параметр как расход ЛКМ, он указан на этикетке. Усредненного показателя не существует, поэтому подбирать надо опытным путем. Для начала вычислите общую квадратуру поверхности, затем сравните, в каком объеме нужна та или иная краска на каждый м 2 площади. Характерно то, что самые дешевые средства имеют больший расход. Вместе с тем дорогие краски отличаются экономией. Поясним на примере: Текс Эмаль Универсальная – 1 литра хватает на 9 м 2 , Belinka Exterier Email – на 6 м 2 . Но российский состав надо наносить минимум в 2-3 слоя, импортным достаточно покрасить в один. Вот и получается средний расход у Текса – 1 л на 3 м 2 .


  • Особенности помещения.

Для комнат с повышенной влажностью подходят универсальные или специализированные смеси, устойчивые к пару и конденсату. Они прекрасно защищают вагонку от разбухания, гниения, не отслаиваются под воздействием влаги, инертны к перепадам температур. К примеру, для кухни или бани можно использовать алкидные или акриловые краски либо эмульсии для влажных комнат.

  • Условия нанесения.

Внутри отапливаемых помещений красить можно круглогодично, но надо иметь в виду, что после алкидных составов требуется интенсивное проветривание в течение нескольких дней.

Одним из самых популярных типов деревянных отделочных материалов является вагонка. Она имеет различный профиль, благодаря чему поверхность имеет разный вид — от гладкой стены с небольшими канавками, до волн разного размера. Просто деревянные стены не во все интерьеры вписываются, потому часто возникает необходимость покрасить вагонку внутри помещения — дома или на даче.

Чем обработать вагонку внутри дома

Вообще, многие считают, что вагонку внутри помещений лучше ничем не обрабатывать. Может и так, но не во всяком климате и помещении она надолго сохранит свой первоначальный вид. Если уровень вентиляции недостаточен, древесина может посинеть, если она находится на солнце — становится темно-серой.

С посинением бороться можно только биологическими средствами — хлором или активным кислородом, а после — однозначно пропитывать защитными составами, а, может, и красить. С посеревшей древесиной немного легче: сняв при помощи шлифовки верхний слой вы снова получите красивый цвет, но без защиты от ультрафиолета продержится он тоже недолго. Потому и решают покрасить вагонку внутри дома или дачи.

Еще один момент: не всем нравится древесина в интерьере. Просто иногда люди устают смотреть на нее. Хочется просто ровной цветной поверхности. Так тоже бывает, и нередко. В этом случае ищите укрывистую краску. Выбирайте эффекты характеристики по желанию.


Красят вагонку внутри укрывистыми красками еще потому, что древесина в натуральном цвете совместима не со всеми стилями. А ведь хочется иногда и хай-тек, например. В этом случае подойдет краска с металлическими частицами или с перламутром (например, Lignovit Platin).

Все составы для защиты дерева можно довольно условно разделить на шесть основных групп:



Это деление условно: есть много смешанных составов, которые можно отнести как минимум, к двум группам. Так есть пропитки, которые можно тонировать, а есть краски с защитными свойствами. Разница — в эффективности защиты. Пропитки в первую очередь защищают древесину, а придание цвета — это второстепенная задача. С красками все наоборот. Их основная задача — создать красивое покрытие, а защита — это как сопутствующий эффект. Если вам необходима сразу и хорошая защита и качественное покрытие, берите пропитку без тонировки, а после высыхания наносите краску.

Другой пример смешанного состава — масла с воском. Эти составы сочетают в себе свойства и масел и воска, благодаря чему древесина сохраняет свой вид более продолжительное время.

Вопрос, какой из групп отдать предпочтение, каждый решает для себя. Разные средства решают различные задачи и важно правильно выбрать свойства, которые вам необходимы в первую очередь.

Как правильно красить вагонку внутри: технология

Для покраски вагонки в «сухих» помещениях внутри дома можно использовать любой из типов краски. Тут просто определяетесь с требованиями к декоративному виду поверхности. Если вагонка сухая, ее можно не пропитывать защитными составами, или выбрать краску/лак/воск с соответствующими добавками. красить ее можно только с одной стороны, оставляя тыльную сторону необработанной.


Если же вагонка использоваться будет во влажных или неотапливаемых помещениях, на балконе, необходимо сначала хорошо ее пропитать защитными составами со всех сторон, можно — дважды. Только после высыхания пропитки можно красить, лакировать, в общем, придавать декоративные свойства. Еще момент: при монтаже вагонки на стену или потолок, ее приходится резать на куски. Места срезов во влажных помещениях необходимо тоже промазывать составом. Ждать пока высохнет не обязательно, но обрабатывать необходимо.

Есть один очень важный нюанс, который многие декораторы-любители упускают из виду. Если вы хотите получить окраску вагонки профессионального уровня, нужно каждую дощечку обрабатывать отдельно: отшлифовать, покрасить, высушить и только потом собирать поверхность из уже окрашенной вагонки. То есть на стену или на потолок монтировать уже полностью обработанные дощечки. Только при таком подходе с любой точки поверхность вагонки будет иметь одинаковую окраску.


Хорошо покрасить всю поверхность стены, оббитой вагонкой — сложно

Если красить уже собранную поверхность, в пазах и углублениях остаются непрокрашенные места, сложно большие площади шлифовать. Идеально ровной поверхности точно не получить. Качество отделки в таком варианте не выше среднего. Красить готовую поверхность допустимо в том случае, если вы обновляете покраску. Это необходимо делать с разной периодичностью — зависит от условий эксплуатации и свойств ЛКМ.

Правильно же технология покраски выглядит следующим образом.



Слоев может быть много: зависит от укрывистости краски и от того, какой эффект вы хотите получить. Но в любом случае правило остается одно: состава на кисти должно быть мало. Исключение — пропитки или грунтовки. Их наносят хорошо смоченной кистью, но только те, которые без пигмента. При нанесении пигментированных защитных составов действуют правила для красок — минимально необходимое количество состава хорошо растушевывается.

Иногда, даже при тщательном растирании краски, явно видны пятна. Это не плохая краска, а свойства древесины: где-то поры лучше впитывают, где-то хуже. Чтобы в этом случае добиться ровной окраски, поверхность сначала грунтуют. Использовать можно любые грунтовки по дереву или бесцветный матовый лак (можно на водной основе). После высыхания поверхность шлифуют (ага, еще раз) и потом наносят требуемое количество слоев краски. Только в этом случае после первого слоя ЛКМ шлифовка требуется редко, а если и нужна, то в некоторых местах, чаще — на шипе или пазу.

Как равномерно нанести лазурь, масло или воск смотрите в видео.

Если необходимо мебельное качество покраски, слоев еще больше: сначала наносится морилка, потом два слоя грунта. После высыхания шлифуется до полной матовости поверхности сначала зерном 280, затем 320, после удаления пыли наносится финишный слой — лак. Пример такой работы в видео.

Покраска дерева с сохранением текстуры

Добиться ярко выраженного древесного узора можно с использованием лазури, пигментированного масла или воска. Эти составы довольно плотно ложится, почти закрашивая структуру древесных волокон. Любой из описанных выше составов наносить можно кистью или валиком.

При нанесении ЛКМ берут совсем немного, сначала фрагментами нанося по всей длине вагонки. Потом кистью или валиком нанесенные мазки растушевываются по всей поверхности. Оставив их на 5-10 минут впитаться, для проявления фактуры берут мягкую безворсовую ткань и снимают большую часть масла. В результате рисунок проявляется намного ярче, чем в изначальном состоянии: в бороздках сохраняется большее количество пигментированного средства, на выступающих частях его почти не остается. Результат — ярко выраженная текстура. Этот прием еще называется брашированием или текстурированием вагонки. В интерьерах обработанная таким образом древесина смотрится очень декоративно: и на стенах и на потолке.

Процесс можно пронаблюдать в видео. Окрашивались три образца: два одинаковым маслом с пигментом, один — бесцветным. Через 5 минут после покраски одна из пигментированных заготовок вытерта для проявления рисунка. Чтобы сохранить древесину после высыхания пигмента (24 часа или больше читайте на упаковке) вагонку покрывают двумя слоями бесцветного масла (лазури, воска). В местах интенсивного использования можно также покрыть лаком — матовым.

Как покрасить вагонку под беленый дуб

Часто требуется окрасить дерево в белый цвет, но так, чтобы видны были прожилки. Говорят еще — создать эффект выбеленного дуба. Есть несколько способов:



Какой из составов выбрать сказать сложно — пробовать нужно Желательно покрасить вагонку несколькими составами и сравнить результат. Эффект при использовании разных средств немного отличается, но еще сильно зависит от древесины. Отзывы тоже очень разные — кто-то выбеливал тонировками, кто-то маслом. Грунтами для этих целей пользуются редко, но в основном из-за того, что не всем известны их свойства.

Секреты декоративного окрашивания древесины: техники и хитрости

Обитателям городов хочется по-максимуму сохранить естественный цвет древесины. Тем, для кого древесина в доме — надоевшая повседневность — покрасить вагонку внутри помещений в какой-то необычный цвет. Современные ЛКМ позволяют добиться разных эффектов. Например, текстурированная или брашированная вагонка, но в двух цветах. Такая техника часто применяется .


Брашированная вагонка в два цвета — отличный выбор для декорирования стен

Вся хитрость — в нанесении двух слоев разного цвета. Первым слоем наносится какой-то темный цвет, вторым — светлый или более яркий. Поиграв цветами и порядком их нанесения можете создать свой вариант. Смотрите видео — как получить брашированную в два цвета вагонку.

Окраска в два цвета может быть и не такой. Можно сделать выемки более темного цвета, а пласть (лицевую часть) только слегка затонировать или сделать все с точностью до «наоборот». Получится полосатая стена из вагонки — эффект реечной стены.

Как покрасить вагонку внутри дома: идеи

Техники и способы покраски это здорово, но как ? Просто. Есть немало интересных вариантов. Последние находки дизайнеров — стена из вагонки в помещении с гладкими стенами. Смотрится креативно и и интересно. И чаще всего такая стена сделана в технике браширования.


Интересный эффект дает комбинирование вгонки разной толщины — на фото между широкими досками вставлены тонкие. Причем покрашены они в разные оттенки одного цвета. Сочетание получается интересным и свежим.


Вагонка — это не обязательно только ровная доска с небольшими канавками с одной стороны, которую еще называют евровагонкой. Есть разные профили, в том числе с волнами и впадинами. Из них можно собрать интересные стены, рельефность которых подчеркнуть окрашиванием.


Из вагонки разного профиля собрать можно интересные рельефы. Чтобы смотрелось интереснее — подчеркнуть рельефы или выбелить

Как обычно в интерьере многое зависит от света. Несколько нестандартно оформленных светильников — длинных полупрозрачных полос, за которыми скрываются лампы, установленных посреди потолка — и интерьер совершенно преображается. В таком дизайне можно оформить комнаты для молодежи, креативные и т.п.


Поиграть можно не только со светом, но и с цветом: в зоне освещения покрасить вагонку в более светлый цвет, подчеркнув таким способом эту зону.


Если у вас есть хорошие навыки в рисовании, можно вагонку расписать. Только не забудьте потом всю картину покрыть бесцветным маслом или лаком — чтобы на дольше сохранилась. Этот прием можно использовать при


Гостиной, прихожей отлично смотрятся жестко очерченные панели из вагонки. В том же ключе можно оформить стену в столовой зоне на кухне. Только качество ее и окраска должны быть идеальными.


Медовый оттенок вагонки повторяется на потолке

Нарочито неидеальной может быть обработка для интерьера в стиле «рустик». Этакие помещения с мужским характером.


Стиль «рустик» понравится мужчинам. В этом случае покраска вагонки в технике браширования — норма. Причем цвета выбирают темные

Как бы в противовес — светлые стены. Вагонка выбелена, а балки окрашены в темный цвет. Несмотря на традиционные материалы, используемые столетиями, вид у такого помещения — современный и стильный.


Отличное сочетание — светлые стены с эффектом выбеленного дуба и темные массивные балки. Это практически беспроигрышный вариант


Используется вагонка и в отделке ванных комнат. Пропитке тут необходимо уделить максимум внимания, но если сделать на уровне, пропитку — с защитой от влаги, то проблем быть не должно. А интерьер, согласитесь, очень интересный — теплые тона древесины в сочетании с ярким мрамором — отличный ход.


Используется вагонка и при . Только набивать ее необходимо горизонтально — так можно расширить малое пространство. И лучше на такой небольшой площади смотрятся светлые тона, может — с темной окантовкой.


Потолок — вагонка, покрашенная светлой морилкой

Похожие статьи