Мастер-класс для педагогов «Игры развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста. Семинар-практикум для педагоговТема: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста Фантазию играя с учащимися я

Игра – фантазирование

как средство развития воображения и детского творчества.

Кутузова Лидия Александровна,

педагог-психолог МБУ д/с № 147 «Сосенка»

Прекрасное пробуждает доброе. В эстетическом и умственном воспитании общий объект познания и освоения - окружающий мир ребенка. Эстетические ценности имеют и искусство, и природа, и быт, и взаимоотношения людей. Встреча с прекрасным в жизни и искусство развивают у детей эстетическое чувство. В процессе эстетического восприятия сначала под влиянием взрослого, затем самостоятельно ребенок делает обобщения, у него возникают ассоциации, сравнения, появляются эстетические оценки, суждения. Так возникает оценочные отношения к окружающему, а на его основе формируется эстетический художественный вкус.

Л. С.. Выготский считал, что основой всякой творческой деятельности является воображение, а именно - способности комбинировать впечатления, полученные либо из реального жизненного опыта, либо из литературы и произведений искусств .

В последние годы наметилась печальная тенденция – игры старших дошкольников становятся примитивными и агрессивными, их содержание и форма обеднены и однообразны. Дети 5-6 лет, играя, имитируют действия и голос выбранного персонажа, но создаваемые ими игровые образы обычно маловыразительны, лишены ярких эмоциональных проявлений, зачастую агрессивны. Традиционные сюжеты игр «Дочки-матери», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» включают две-три взаимосвязанные ситуации. Литературный опыт детей практически не включается в игровых сюжетах, свои впечатления от мультсериалов (роботы, трансформеры) в игру вносят, в основном мальчики. Взрослые, в первую очередь педагоги, способны помочь детям и многому их научить.

Одна из форм передачи игрового опыта – игра-фантазирование, совместная деятельность детей и взрослых.

Совместная игра-фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей. В такой игре необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Сюжетной игре не свойственно жёсткое следование плану. В этом проявляются её специфические черты - необязательность, свобода выбора действий. Общий сюжет складывается из предложений участников в процессе игры .

Такие игры позволяют взрослому, будучи партнёром детей, ненавязчиво стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий.

Наиболее удобными для таких занятий являются сюжеты волшебных сказок, имеющих общую сюжетную схему и последовательность событий:

1- обнаруживается желание иметь какой-то объект (или его пропажа), вследствие чего герой сказки отсылается (или уходит сам) за ним;

2 - герой встречается с "дарителем" (обладателем) волшебного средства и для его получения проходит испытание (на доброту, смекалку, ловкость, находчивость и.п.);

3- герой получает от "дарителя" волшебное средство или волшебного помощника, с помощью которого достигает искомый объект;

4- герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником или решает заданные им трудные задачи);

5- герой побеждает противника и получает искомый объект;

6- герой возвращается домой и получает заслуженную награду.

Приведённая схема преобразования сказок нужна воспитателю, чтобы разворачивать игру-придумывание и изменять знакомый сюжет.

Мы решили сделать центральным героем игры - фантазирования Человечка – необычную мягкую игрушку, не похожую ни на одного из знакомых детям сказочных персонажей.

И
грушка изготовлена из мягкого, приятного на ощупь материала. Руки Человечка выполнены на проволочном каркасе, положение бровей, рта тоже можно менять так, чтобы лицо Человечка выражало разные чувства: радость, грусть, удивление, интерес, злость, страх в соответствии с игровой ситуацией, настроением героя.

Разработана карта сказочной страны с традиционными объектами, отражающими узловые точки сюжета (дорога, дворец положительного героя и замок анти-героя, река-препятствие, лес, горы). Карта помогает герою перемещаться во времени и пространстве. Работа с такой картой облегчает проведение игры-фантазирования, помогает детям самим организовывать игры, лучше запоминать придуманное. Все события в игре разворачиваются вокруг героя-Человечка и связаны сюжетной линией.

В начале игры, педагог дает «опорную точку», рассказывает о том, какие события в ней будут происходить, подробно описывает эмоциональное состояние героев, их переживания, дети совместно с педагогом изображают, как выглядит главный герой – Человечек в разные моменты сказки (мимика, позы, жесты).

Пример. В начале путешествия Человечек отправляется в сказочную страну Хохотанию. Дети придумывают, как выглядят жители этой страны, как называются города страны (например, Хохотанск), ее улицы, как выглядит столица, дворец, в котором живут правители и т.д. Жители страны Хохотании поведали Человечку грустную новость: Злой ветер украл юную принцессу Улыбку (описание принцессы: как выглядела принцесса?, Как проявлялась ее доброта?).

Наш смелый Человечек отправляется на поиски принцессы в царство Злого ветра.

Педагог постепенно привлекает детей к разработке сюжета, рассматривает вместе с детьми карту (например, «река на пути героя», «замок Злого ветра») и помогает детям вопросами: «Как могла называться река в волшебной стране?», «Какая в ней вода?», «Какой она стала после проделок Злого ветра?» и т.п.

По ходу игры привлекается литературный опыт детей, им, например, предлагается вспомнить, что в сказках всегда есть волшебные помощники, (Какие герои-помощники бывают в сказках?, Как они помогают герою?, Какие испытания придумывают?).

Наконец Человечек добрался до замка Злого ветра, но чтобы проникнуть туда, надо выполнить задание стражников (например, без бумаги и красок, одними словами нарисовать портрет Злого ветра, описать замок и его окрестностей, что можно увидеть внутри замка).

Особое внимание следует уделить развитию умения создавать образ персонажа, умению описывать знакомые эмоциональные состояния. Для этой цели используются музыкальные произведения (например Шопен «Ноктюрн» для обсуждения эмоционального состояния «грусть», П.И. Чайковский «Новая кукла» - для обсуждения эмоционального состояния «радость», Э. Григ «В пещере горного короля» - «страх» и т.д.).

Практически на каждом этапе игры-фантазировании в качестве заключительной части занятия можно использовать рисование в любой технике, в том числе и «волшебными красками», в состав которых входит гуашь, клей ПВА, крупная соль. При высыхании такие рисунки будут загадочно поблескивать.

На первых этапах игры педагог подробно описывает детям события, эмоциональное состояние героев, их переживания. Через некоторое время можно предложить детям использовать фишки-пиктограммы, на которых изображены основные эмоции Человечка. Детям нужно придумать, что произошло, почему у героя именно такое лицо, подробно описать новые события в жизни героев.

Игра-фантазирование, по мнению Д.П.Н. Н.Я. Михайленко, К.П.Н. Н.А. Коротковой способствует формированию монологической речи дошкольников, а именно - овладению детьми самым сложным ее видом - творческим рассказом. Этот вид игры расковывает воображение детей, развивает речевые умения и навыки в области сочинения, придумывания историей, рассказов, сказок.

Желание придумывать историю или сказку, героем которой является игрушка, побуждает ребенка подобрать нужные слова, грамматически оформить их в связные высказывания, ясно, четко, интонационно выразительно рассказать слушателям, чтобы вовлечь их в игру. Для этого нужно владеть хорошо развитой монологической речью, что на сегодня является скорее исключением, чем правилом для дошкольника.

С помощью игры-фантазирования решаются следующие задачи : умение комбинировать предложенные самим ребёнком и другими участниками события в общем сюжете игры; формирование игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является играющим партнёром; самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для неё.

Список использованной литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз 1999 305с.

2. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие,// Психологический журнал.2001. №5.с.57

3. Кравцова Е. А. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 1996.

4. Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском садуМ.: Линка-Пресс, 2009. - 96 с.

Калиниченко А.В. Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М. Айрис-пресс, 2004.

5. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Наука, 2007. 258с

6. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2005 . 192с.

7. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74

9. Фантазия: Чубчик в стране Хохотании.//Обруч.-1997.-№4

Инна Тарханова
Мастер-класс для педагогов «Игры развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Мастер – класс для педагогов

Тема : «Игры , развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста »

Цель : познакомится с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества , способствующими совершенствованию связной речи».

Задачи :

Активизировать знания педагогов о значимости развития связной речи при подготовке к обучению в школе;

Обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества ;

Продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

Расширить умение педагогов в реализации полученных знаний и умений для индивидуальной коррекционной работы с детьми.

Важной составной частью этой работы являются : развитие образной речи , воспитание интереса к художественному слову , формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании.

Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями.

Стремление к повышению качества подготовки к школе привело к созданию увлекательных для детей средств и форм обучения - игре (например : дидактические игры , конструкторы, игрушки - трансформеры, игры - занятия и др .)

Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьёзная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?

Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны.

Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества . К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми

Игра "увеличение - уменьшение".

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Одна команда будет рассказывать о том, что бы они хотели увеличивать. А другая команда, о том, что бы они хотели уменьшить. А третья команда уменьшает и увеличивает.

(Ответы взрослых) .

А вот как отвечали дети :

Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

Хотела бы увеличить выходные.

Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование , предложите пофантазировать совместно , задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ,а именно : способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? (Ответы 1 команды)

О чем думает ваша обувь? (Ответы педагогов 2 команды )

О чем думает мебель? (Ответы педагогов 3 команды )

Игра «Измени характер персонажа» .

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом : Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают. (Педагоги приводят свои ответы) (грамзапись дети)

«Разными глазами»

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Подарок»

Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу и сказать,чтобы он хотел подарить : "Я дарю тебе зайчонка", или "Я дарю тебе большую конфету " и т. д.

«Обними невиданное животное»

Каждый из участников игры должен изобразить как он «обнимает» какое – то животное, а остальные угадывают это животное.

Все выше указанные игры помогают :

- развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ;

Обогатить словарный запас ;

Сделать речь ребёнка более красочной, эмоциональной.

«Использование пальчиковых игр для развития связной речи детей 3-4 лет »

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка , стимулируют развитие речи , творческие способности , фантазию . Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Пальчиковая гимнастика по трем принципам : «Слышу. Вижу. Делаю» .

Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект - это раз.

Стимуляция мыслительных функций и речи - это два.

Заряд положительных эмоций - это три.

На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.

Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний - с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца - на работе сердца.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками, мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки . Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

«Апельсин»

Мы делили апельсин (кулачок - «апельсин» перед собой.)

Много нас (левая рука растопырена - это «мы» .)

А он один (взгляд переводим на кулачок.)

Эта долька для котят (отгибаем один пальчик.)

Эта долька для утят (отгибаем другой пальчик.)

Эта долька для ужа (отгибаем третий пальчик.)

Эта долька для чижа (отгибаем четвертый пальчик.)

Эта долька для бобра (отгибаем пятый пальчик.)

А для волка кожура (встряхиваем кистью с расслабленными пальцами, словно кожурой .)

Разозлился волк - беда

Разбегайтесь кто куда (руки прячем за спину.)

Чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда это японская пальчиковая гимнастика для Вас!

1. Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз) .

2. Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя "круг". Начинаем с левой руки.

Работа рук способствует психическому успокоению;

Предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи)

Способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов)

Уважаемые коллеги, если хотя бы раз в день вы будете выполнять данные упражнения, то ваша нервная система станет спокойной, ведь давно подмечено, что все болезни от нервов, берегите их! Здоровья Вам и Вашим детям!

Цель: познакомится с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи».

Задачи:

  • Активизировать знания педагогов о значимости развития связной речи при подготовке к обучению в школе;
  • Обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества;
  • Продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
  • Расширить умение педагогов, реализовать полученные знания и умения в индивидуальной коррекционной работы с детьми.

Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании.

Здравствуйте! Меня зовут Мерзлякова Наталья Яковлевна учитель - логопед.

Я проведу семинар на тему: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста», которые вы можете использовать в своей работе.

Организационный момент – Распределение педагогов на 3 команды. (камушки)

Уважаемые коллеги! Вы любите играть? Сегодня я предлагаю поиграть с камушками. Сейчас каждый из вас возьмёт по одному камушку. Посмотрите, какого они цвета, вы занимаете место за столом в соответствии с цветом на мячике.

(Размещение участников семинара)

А сейчас мы с вами познакомимся. Все умеют складывать оригами. Если кто-то из вас не умеет, то я научу. Возьмём лист белой бумаги и сложим пополам, ещё раз пополам. Сейчас лист разворачиваем и одну сторону сложим во внутрь. У вас должны получится треугольники- это бейджики. Возьмите фломастеры и напишите, как к вам удобно обращаться. Вот мы с вами и познакомились.

  • Тема нашего семинара: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста».

Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель . Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Стремление к повышению качества подготовки к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения- игре (например: дидактические игры, конструкторы, игрушки - трансформеры, игры - занятия и др). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьёзная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?

Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны.

Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и

почувствовать себя детьми

Игра "увеличение - уменьшение".

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Одна команда будет рассказывать о том, что бы они хотели у увеличивать. А другая команда, о том, что бы они хотели уменьшить. А третья команда уменьшает и увеличивает.

(Ответы взрослых).

А вот как отвечали дети:

Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

Хотела бы увеличить выходные.

Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Оживи предмет».

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? (Ответы 1 команды)

О чем думает ваша обувь? (Ответы педагогов 2 команды)

О чем думает мебель? (Ответы педагогов 3 команды)

Игра «Измени характер персонажа».

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают. (Педагоги приводят свои ответы)

«Разными глазами» Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Физминутка с мячиками «Су-джок».

Игра «Подарок» Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу и сказать, что бы он хотел подарить: "Я дарю тебе зайчонка", или "Я дарю тебе большую конфету " и т. д..

«Обними невиданное животное» Каждый из участников игры должен изобразить как он «обнимает» какое – то животное, а остальные угадывают это животное.

Итог семинара.

Все выше указанные игры помогают:

Развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей дошкольного возраста;

Обогатить словарный запас;

Сделать речь ребёнка более красочной, эмоциональной.

Задачи: формировать навыки речевого общения детей, развивать речевое творчество, выразительность речи; формировать индивидуальные способности к речевой деятельности: формирование речи – доказательства, речи – рассуждения, воспитание уважительного отношения к мнению другого, навыки взаимовыручки и взаимопомощи.

Оборудование: полифункциональный игровой материал игрового пространства: карта – макет, фигурки Кляксы, Маши, Вани, Снегурочки, Здоровяка, девушек и парней, фигурки зверей, лесного массива.

Предварительная работа: чтение В. Сутеева «Мы ищем Кляксу». Изготовление фигурок, карты – макета, заучивание скороговорок, физкульт минутки. Опыт «Превращения воды в пар и обратно». НОД «Круговорот воды в природе».

Ход:

Воспитатель: Ребята, а что у меня в руках? (Клякса) .

Воспитатель: A откуда она появилась? (Из сказки «Мы ищем кляксу»).

Воспитатель: А как она образовалась? (Высказывания детей. Маша нечаянно опрокинула баночку с тушью прямо на альбом и получилась большая, безобразная клякса ).

Воспитатель: И что же произошло потом? (Она ожила, захихикала и куда – то спряталась).

Воспитатель: Как вы думаете, на что способна клякса? (Ответы детей).

Воспитатель: А вы хотели бы поиграть в путешествие по следам кляксы вместе с нашими героями Ваней и Машей? А хотели бы придумать для них новые приключения? Что же для этого нам надо? (Нам надо взять карту путешественников и разные фигурки).

Воспитатель: Ну, хорошо, пора нам оправляться в путь. Для этого нам надо обязательно посчитать. Считать будем полную минуту от 1 до 60 и произнесем волшебные слова: «крибли, крабли, бум».

Воспитатель: А теперь открыли глаза, увидели первые следы Кляксы. Куда же они нас привели? (В сказочный лес, полный сказок и чудес, здесь есть парни и девушки, водят хороводы, песни поют и прыгают через костер. Среди них и Снегурочка ).

Воспитатель: Дети, а видите, вот и клякса, она подговаривает Снегурочку прыгнуть через костер? А что наши друзья? (Они отговаривают ее, хотят ее задержать).

Воспитатель: А если бы вы были рядом, чтобы вы сказали? («Не прыгай, растаешь»).

Воспитатель: А клякса уже толкает Снегурочку к костру. Снегурочка прыгнула и превратилась в облачко. Какое облачко? (Облачко пушистое, белоснежное, холодное оно повисло над лесом. Маша и Ваня заплакали).

Воспитатель: Кто же сможет помочь нашим друзьям и как? (Большой здоровяк, который забросит Машу и Ваню на облачко, чтобы они могли следить за кляксой сверху и не допускать безобразия).

Воспитатель: Дети, давайте расскажем о «здоровяке» и покажем его, выходите сюда.

Физкультурная минутка.

«Один пузатый здоровяк, (руки соединенные вместе показывают большой живот).

Съел десять булок натощак (руки прямо перед собой и показывают 10 пальцев).

Запил он булки молоком. (имитируем, как пьем молоко).

Съел курицу одним куском. (хлопки в ладоши перед собой).

Затем барашка он зажарил (изображаем рожки и покачиваем головой)

И в брюхо целиком отправил. (руки соединенные вместе показывают большой живот).

Раздулся здоровяк, как шар (руки в стороны, переступаем с правой ноги на левую).

Он столько съел всего! Кошмар!» (руки к голове, покачивание головой).

Воспитатель: А теперь закрыли глаза и посчитали десятками 1 минуту (10, 20, 30 … 60) и сказали волшебные слова «крибли, крабли, бум», вот мы и на втором поле нашей карты. Оно желтое, куда же мы попали? Кто здесь живет? (В пустыне живут быстроногие антилопы, длинношеи жирафы, грозные львы, огромные слоны и гиппопотамы).

Воспитатель: «За гиппопотамами по пятам быстро топает гиппопотам» - давайте скажем эту скороговорку.

А вот и следы кляксы, что она делает? (Она хочет развести костер и разводит его).

А как она может развести костер? (Ответы детей. С помощью спичек, с помощью увеличительного стеклышка, и т. д.).

Воспитатель: О чем кричат Ваня и Маша с облака? (Это катастрофа, если разгорится костер, будет пожар, все сгорит).

Воспитатель: Как себя повели животные, почуяв запах дыма! (Жираф первым увидел дым и забил тревогу, помчался на своих высоких ногах, лев, зарычал и стал собирать свой прайд. Тревожно стало в пустыне).

Воспитатель: Кто сможет затушить разгорающийся пожар и как? (Рассердилось облачко, нахмурилось и потемнело, и полетели с неба крупные капли дождя, заливает костер, поливает нашу землю).

Воспитатель: Дети, давайте скажем закличку.

«Дождик, дождик пуще!

Дадим тебе гущу,

Дадим тебе ложку,

Хлебай понемножку!»

Воспитатель: Обрадовались звери, птицы на земле спасительному дождю: получилось чудо. Какое чудо может произойти? (Дождевая вода затушила костер, размыло кляксу, на земле осталось только белое пятно).

Воспитатель: А с облачком случилось что? (Оно стало маленьким, очень легким и едва удерживает Машу и Ваню).

Воспитатель: Надо срочно спасать облачко и детей Машу и Ваню, где облачко может восстановиться, стать большим и пушистым, быстрым? (Надо подуть, чтобы облачко полетело к океану, к морю, к реке. Над водой формируются облака, тучи. Здесь происходит круговорот воды в природе).

Воспитатель: Вот мы и попали на голубую часть нашей карты. Что же мы видим? (Голубой океан).

Воспитатель: А какие океаны вы знаете? (Тихий, Атлантический, Индийский, Северно – Ледовитый океан). А это волшебный океан, океан «Оживил».

Воспитатель: А как вы думаете, что делает этот океан? (Он оживляет все предметы, которые в нем находятся).

Воспитатель: Что может случится с предметами, которые попали в океан «Оживил»? (Они оживляются).

Воспитатель: Что мы видим в нем? (карандаш и линейка)

О чем может думать карандаш? О чем может думать линейка? (выслушивает ответы детей).

Воспитатель: Можем ли мы как – то изменить их мысли, их настроение? (Мы можем их взять с собой, наше облако тоже увеличилось над океаном, с помощью водяного пара, он испаряется с океана из – за жаркого солнышка, поднимается над водой и летит вверх, потом охлаждается, капельки объединяются, и становится большими облаками. Наше облачко стало тоже большим и сильным и принесло детей на лесную полянку).

Воспитатель: Маша и Ваня спустились с него на землю и попрощались с облачком. Вам понравилось наше путешествие? (Да, мы же нашли новых друзей, карандаша и линейку).

Воспитатель: Дети, а вы хотели бы нарисовать наше путешествие и сделать из него потом мультфильм и показать его потом остальным детям? Берите бумагу, цветные карандаши и приступайте, нарисуйте то, что вам понравилось в нашем путешествии. (дети рисуют.

Воспитатель: А в следующий раз мы с облачком полетим на Север. Что нам для этого будет нужно? (Сделать новое игровое поле, новых героев).

Спицина Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №10
Населённый пункт: Пермский край г.Губаха
Наименование материала: статья
Тема: Игры - фантазии для детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 20.01.2016
Раздел: дошкольное образование

«Игры – фантазии краеведческого характера в развитии у детей

старшего дошкольного возраста патриотических чувств»
Воспитатель высшей квалификационной категории Спицина Л.А. МАДОУ «Детский сад № 10» г. Губаха Патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. Понятие патриотизм исходит из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, толерантности. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут, - это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптура. У детей возникают вопросы о том, почему люди украшают место, в котором они живут. Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам, - совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях (посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в микрорайоне и пр.). Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родному краю успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка
Что такое детская фантазия?
Взрослые часто забывают, как сами когда-то мечтали, смело претворяя фантазии в жизнь. Ребенок выдумывает сказки и разрешает ими проблемы своей жизни, потому что фантазия - это возможность восстановить свое душевное состояние. Фантазия у ребенка красочная и разнообразная. Не нужно отвергать подобные фантазии, так как люди с обширной фантазией вырастают творческими личностями: великими художниками, писателями, дизайнерами. Хотя есть и недостатки фантазий. Это когда фантазии появляются из-за каких-либо страхов, обид, конфликтов, злости. Так же к фантазии можно отнести и такую неприятную нам ложь, ведь дети когда-то все же начинают врать, причем все и нужно быть к этому готовыми. Но все же начнем с хорошего - развития фантазии. Разбудить в ребенке волшебника – это значит развить у него воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона нашей жизни.
Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как бы они могли усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановиться. Значит, воображение и фантазия являются высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 4 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вариативная часть ООП МАДОУ «Детский сад №10» разработана на основе программы «Наша Родина – Россия», которая направлена на развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному. В связи с этим, Нами составлен план – программа взаимодействия с городским краеведческим музеем. Основная идея краеведческой деятельности заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее. Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьёзная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия? Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции. Одним из методов развития патриотических чувств у старших дошкольников является игра – фантазия. Так как основным видом деятельности для дошкольников остается игра, то и актуальным на этот период будет вопрос развития фантазии через различные виды игр. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игры – фантазии, игровые проблемные ситуации, игры - инсценировки, игры-этюды и пр.
В своей группе мы стремимся поддерживать проявления интереса детей к малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисовании и конструировании; рассказываем детям сюжетные истории о жизни города, об архитектурных сооружениях. В данное время углубленно ведется работа по проекту «Мой родной город – Губаха». Часто проводим игры-путешествия по родному городу, воображаемые экскурсии. Все это побуждает задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию, способствует развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх- фантазиях. Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходима соответствующая развивающая среда, а именно эвристическая с р е д а. Эвристическая среда характеризуется насыщенно стью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления т в о р ч е с т в а, и н и ц и а т и в ы, с а м о с т о я т е л ь н о с т и. Стараемся уделять особое внимание среде, так как в предметной среде ребенок растет, действует, творит и поэтому предметная среда должна быть многофункциональной, не сдерживающей полет фантазии ребенка. В группе разработана богатая картотека игр на развитие фантазии и воображения. Такие игры, как «Увеличение и уменьшение», «Оживи предмет», «Придумай продолжение». Большое внимание уделяем играм разного направления, так как почти во всех видах игр идет работа по развитию воображения. Дети с большим удовольствием играют в дидактические игры, такие как «На что похожи облака» или «Смешные животные» - цель таких игр развить воображение, наблюдательность. Большую роль в развитии воображения имеет изобразительная деятельность. Дети в своих рисунках, в самостоятельной деятельности рисуют «космические ракеты», «путешествие на воздушном шаре», то, что им хотелось бы увидеть и самим быть участниками всего того, что нарисовали. Игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. Помимо дидактических игр и упражнений, для развития фантазии и воображения огромную роль играют сюжетно-ролевые и строительные игры. В сюжетно-ролевых играх ребенку надо научиться вжиться в эту роль, что бы игра была интересной, а это тоже воображение. И этому тоже нужно учить. Поэтому для проведения игр – фантазий, режиссерской и сюжетно-ролевой игры необходима предварительная работа. Она проводится, как в самостоятельной, так и в совместной деятельности и в тесном контакте с родителями. Алгоритм игры - фантазии 1. Наблюдение самостоятельной деятельности детей, выявление их фантазий, интересов, мечты,
2. Анкетирование родителей «О чем мечтает Ваш ребенок?» 3. Создание проблемной ситуации 4. Подготовка претворения детских замыслов – фантазий (альбомы, игрушки, просмотры мультфильмов, чтение художественной литературы, экскурсии и беседы о родном городе, рассматривание и создание фотоальбом; подготовка и изготовление атрибутов и т.д.) 5. Обговаривание, составление сценариев игр – фантазий 6. Разыгрывание отдельных сюжетов из предложенной игры 7. Общая совместная с педагогом игра 8. Самостоятельные игры детей Например, игра «Город моей мечты
»,
цель игры:  Поддерживать проявления интереса детей к малой родине, любовь к родному городу, желание сделать окружающий мир лучше, таким, каким видят дети в своих фантазиях  Способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок, изобразительной деятельности  Р а з в и т и е к о н с т р у к т и в н ы х н а в ы к о в и у м е н и й стремление передать в постройке задуманное в своих фантазиях сооружение  Умения объединяться для создания коллективной постройки и умение обыграть ее. На подготовительном этапе предлагаем детям ответить на такие вопросы, как – Каким бы вы хотели видеть наш город? Что бы ты хотел построить в нашем городе и для чего? и др. Вопросы, которые требуют от детей умение фантазировать, способность к воображению, творчеству, а также умению сформулировать свой ответ. Одной из составляющих данной игры является обыгрывание сюжета «Зоопарк». Дети хотели бы, чтобы у нас в городе был зоопарк – как для диких животных, так и для домашних, чтобы ими любоваться и заботиться о них Мальчики решили, что у нас в городе идет строительство ракеты, для полета в космос. В этих играх, дети проявляют интерес к окружающему их миру, любовь к родному городу, желание сделать окружающий мир лучше, таким, каким они его видят. Другая игра, которую предложили дети – это «Дом моделей» Дети пробовали себя в разных ролях: дизайнер одежды, портной, модели, стилист и другие. В этих играх также идет обогащение и расширение активного словаря детей. Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края. Дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети
«изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно. Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Используя в работе с детьми игры – фантазии краеведческого характера, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формулируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.

Похожие статьи