Виды задних втулок велосипеда. Задняя втулка велосипеда: устройство, техобслуживание, разборка и сборка

В наличии

  • Материал: сталь
  • Особенности: для оси втулки 5/16ʺ
  • Материал: сталь
  • Особенности: для оси втулки 5/16ʺ
  • Артикул: 132345
  • При ремонте велосипеда вам потребуется множество запчастей и мелких элементов. Одним из них может стать стальная гайка серебристого цвета, которая фиксирует ось втулки, размер 5/16".

В наличии

В наличии

  • Марка: Joytech
  • Модель: JY-433
  • Материал: сталь
  • Особенности: MTB, на 36 спиц
  • Вес: 233 г
  • Цвета (выпускаемые): хром
  • Марка: Joytech
  • Модель: JY-433
  • Материал: сталь
  • Особенности: MTB, на 36 спиц
  • Вес: 233 г
  • Цвета (выпускаемые): хром
  • Артикул: 133083
  • Недорогая втулка Joytech JY-433 разработана для горных велосипедов бюджетного уровня. Корпус изготовлен из прочного стального сплава. Расстояние между фланцами составляет 69 мм, диаметр фланцев равен 38 мм. Имеет 36 отверстий для спиц. Фиксируется на вилке с помощью гаек. Размеры оси - 9 х 140 мм. O.L.D. - 100 мм. Весит втулка 233 грамма. Цвет: хром.

В наличии

  • Марка: Joytech
  • Модель: JY-434
  • Материал: сталь
  • Особенности: 32 спицы, под трещотку 5-7ск
  • Крепление: под гайку
  • Вес: 367 г
  • Цвета (выпускаемые): черный
  • Марка: Joytech
  • Модель: JY-434
  • Материал: сталь
  • Особенности: 32 спицы, под трещотку 5-7ск
  • Крепление: под гайку
  • Вес: 367 г
  • Цвета (выпускаемые): черный
  • Артикул: 132747
  • Задняя втулка от компании Joytech, предназначенная для горных велосипедов начального уровня. Корпус втулки изготовлен из прочного стального сплава. Технические особенности: совместима с трещотками 5-7ск, 32 отверстия для спиц, O.L.D. 130 мм, диаметр фланцев 45 мм, расстояние между фланцами 57 мм. Под ось 10х170 мм. Вес - 367г. Цвет: черный.

В наличии

  • Модель: AE-806
  • Материал: сталь
  • Особенности:
  • Крепление: под гайку
  • Цвета (выпускаемые): черный, серебристый
  • Модель: AE-806
  • Материал: сталь
  • Особенности: 32 спицы, под диск на 6 болтов
  • Крепление: под гайку
  • Цвета (выпускаемые): черный, серебристый
  • Артикул: 133352
  • Недорогая и надежная передняя втулка AE-806 FD подойдет для установки на велосипеды начального уровня. Корпус изготовлен из стали. На фланцах втулки предусмотрены 32 отверстия для спиц, есть также крепление для тормозного ротора на 6 болтов. Размеры оси втулки - 3/8ʺ х 140 мм. Расстояние между дропаутами вилки (OLD) - 100 мм. Втулка фиксируется гайками, входящими в комплектацию. Цвет: черный, серебристый.

В наличии

  • Марка: Quando
  • Модель: KT-122FQR
  • Материал: сталь
  • Особенности:
  • Крепление: под эксцентрик
  • Вес: 250 г
  • Цвета (выпускаемые): черный
  • Марка: Quando
  • Модель: KT-122FQR
  • Материал: сталь
  • Особенности: передняя, 32 отверстия для спиц
  • Крепление: под эксцентрик
  • Вес: 250 г
  • Цвета (выпускаемые): черный
  • Артикул: 133356
  • KT-122FQR - недорогая передняя втулка, на базе которой можно собрать колесо для велосипеда начального уровня. Подшипники запрессованы в прочный стальной корпус. На фланцах предусмотрено 32 отверстия для спиц. Диаметр фланцев - 38 мм. Расстояние между фланцами - 69 мм. Фиксация втулки: эксцентриком. Диаметр оси: 3/8". OLD (расстояние между дропаутами) - 100 мм. Конструкция весит всего 250 грамм. Цвет: черный.

В наличии

  • Марка: Joytech
  • Модель: JY-431
  • Материал: Сталь
  • Особенности: На 36 спиц
  • Крепление: Эксцентрик
  • Вес: 190г.
  • Производство: Тайвань
  • Разработка: Тайвань
  • Цвета (выпускаемые): Серебристый
  • Марка: Joytech
  • Модель: JY-431
  • Материал: Сталь
  • Особенности: На 36 спиц
  • Крепление: Эксцентрик
  • Вес: 190г.
  • Производство: Тайвань
  • Разработка: Тайвань
  • Цвета (выпускаемые): Серебристый
  • Артикул: 131461
  • Втулка передняя хромированная со стальным корпусом модель JY-431431 Joytech. Рассчитана на MTB тип и 36 спиц. В комплект входит эксцентриковый зажим 102F. Диаметр фланцев по отверстиям подходит под спицы 38 мм. Расстояние между фланцами составляет 69 мм. Размер оси - 9х108 мм. Изделие весит всего 190 гр. Бюджетная втулка имеет высокие технические характеристики.

В наличии

  • Марка: Stels
  • Модель: AE-806RD
  • Материал: сталь
  • Особенности:
  • Крепление: под гайку
  • Цвета (выпускаемые): черный, серебристый
  • Марка: Stels
  • Модель: AE-806RD
  • Материал: сталь
  • Особенности: задняя, 32 отверстия для спиц, резьба под трещотку
  • Крепление: под гайку
  • Цвета (выпускаемые): черный, серебристый
  • Артикул: 133357
  • AE-806RD - задняя втулка начального уровня, разработанная для горных велосипедов бюджетного сегмента. Корпус втулки выполнен из стали. Предусмотрено 6-болтовое крепление для тормозного ротора и резьба под трещотку. На фланцах втулки 32 отверстия под спицы. Размеры оси: 3/8ʺ х 175 мм. Расстояние между дропаутами/гайками или OLD равно 135 мм. Выпускаемые цвета: черный, серебристый.

В наличии

  • Марка: Stels
  • Модель: AE-806RD
  • Материал: сталь
  • Особенности:
  • Крепление: под гайку
  • Цвета (выпускаемые): черный, серебристый
  • Марка: Stels
  • Модель: AE-806RD
  • Материал: сталь
  • Особенности: задняя, 36 отверстий для спиц, резьба под трещотку
  • Крепление: под гайку
  • Цвета (выпускаемые): черный, серебристый
  • Артикул: 133358
  • Задняя втулка AE-806RD разработана для горных велосипедов начального уровня. Технические особенности: стальной корпус, 6-болтовое крепление для тормозного диска, резьбовое крепление для трещотки, 36 отверстий для спиц на фланцах. Диаметр/длина оси: 3/8ʺ х 175 мм. Параметр OLD равен 135 мм и характеризует расстояние между дропаутами рамы. Расцветки: черная, серебристая.

В наличии

  • Марка: Joytech
  • Модель: JY-431
  • Материал: алюминий/сталь
  • Особенности: 32 спицы, под эксцентрик
  • Вес: 190 г
  • Цвета (выпускаемые): черный
  • Марка: Joytech
  • Модель: JY-431
  • Материал: алюминий/сталь
  • Особенности: 32 спицы, под эксцентрик
  • Вес: 190 г
  • Цвета (выпускаемые): черный
  • Артикул: 132344
  • Втулка из прочной стали, модель Joytech JY-431 – это качественный элемент велосипеда начального или любительского уровня. Подшипники втулки надёжно защищаются стальным корпусом от попадания грязи. Имеются 32 отверстия для спиц, под эксцентрик 102F. Вес втулки 190 грамм, чёрного цвета.

В наличии

  • Марка: Quando
  • Модель: KT-A15FQR
  • Материал: алюминий
  • Особенности: передняя, 32 отверстия для спиц
  • Крепление: под эксцентрик
  • Цвета (выпускаемые): черный
  • Марка: Quando
  • Модель: KT-A15FQR
  • Материал: алюминий
  • Особенности: передняя, 32 отверстия для спиц
  • Крепление: под эксцентрик
  • Цвета (выпускаемые): черный
  • Артикул: 133359
  • Передняя втулка KT-A15FQR подойдет для горных велосипедов начального и любительского классов. Корпус выполнен из легкого алюминиевого сплава. Диаметр фланцев равен 38 мм, расстояние между ними - 71,5 мм. Предусмотрены 32 отверстия для спиц. Размеры оси: 3/8ʺ х 108 мм. OLD - 100 мм. Втулка фиксируется эксцентриковым зажимом. Корпус окрашен в черный цвет. Вес - 153 грамма.

В наличии

  • Марка: Joytech
  • Модель: JY-751 DSE
  • Материал: Алюминий/сталь
  • Особенности: Для дискового тормоза
  • Длина:
  • Объем: 100 мм
  • Вес: Вес - 153
  • Производство: Тайвань
  • Разработка: Тайвань
  • Цвета (выпускаемые): Черный/серебристый
  • Марка: Joytech
  • Модель: JY-751 DSE
  • Материал: Алюминий/сталь
  • Особенности: Для дискового тормоза
  • Длина: Диаметр фланцев по отверстиям для спиц 38 мм
  • Объем: 100 мм
  • Вес: Вес - 153
  • Производство: Тайвань
  • Разработка: Тайвань
  • Цвета (выпускаемые): Черный/серебристый
  • Артикул: 13817
  • Втулка велосипедная передняя. Предназначена для 32-отверстий под спицы, специально для дисковых тормозов. Имеет прочную конструкцию, состоящую из алюминиевого корпуса, со стальным барабаном и стальной оси размеров 9 мм. В комплекте к данной втулке JY--751 DSE идет зажим эксцентриковый RLCA-F. Ширина: 100 мм. По спицевым отверстиям фланцы имеют диаметр 38 мм, расстояние между фланцами составляет 72 мм, ось: 10 мм. Втулка оснащена двойными уплотнительными кольцами, которые имеют функцию защитного механизма, предотвращающего попадание грязи. Вес - 153 грамма.

Втулки являются одними из самых важных элементов велосипеда, будь это дорогой спортивный велосипед или простенький городской, ведь от их качества весьма существенно зависит накатистость, а значит и коэффициент полезного действия (КПД) велосипеда, высокое значение которого очень важно, ведь велосипедист при езде тратит не что-нибудь, а свои собственные силы. Недаром, подшипники качения впервые появились именно на велосипедах, а уже позднее распространились на множество других машин и механизмов.

НАЗНАЧЕНИЕ:

Современные втулки различаются по многим параметрам: назначению, материалам из которых сделаны, "начинке". Втулки, предназначенные для горных, гибридных и туристических, шоссейных или городских велосипедов различаются по таким показателям, как вес, прочность, качество защиты от внешних воздействий. Втулки передних и задних колес также существенно различаются. Во-первых, нагрузки на переднее колесо много меньше, чем на заднее, а значит, детали можно делать миниатюрнее и легче.

Во-вторых, на заднюю втулку возложен ряд дополнительных функций, таких как передача крутящего момента от педалей к колесу и многих других: задние втулки велосипедов почти всегда включают в себя механизмы свободного хода, нередко тормозные механизмы и, иногда, механизмы внутреннего переключения передач. Втулки с внутренним переключением передач (internal gear hubs), так называемые планетарные втулки, имеют столько отличий от традиционных, что будут рассмотрены позже в отдельной статье.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Общий вид большинства втулок примерно одинаков. Самой простой конструкцией обладают втулки переднего колеса обычного велосипеда. Это цилиндрический корпус, по торцам которого располагаются фланцы с отверстиями для крепления спиц. Внутри корпуса находятся ось и подшипниковые узлы, закрытые теми или иными по конструкции пыльниками. Устройство задней втулки заметно сложнее. Общий вид представлен ниже. Обозначения на схеме: 1 - эксцентрик, 2 - сборка деталей на оси втулки, 3, 15 - контргайки, 4, 5, 7, 13, 14 - шайбы, 8, 12 - уплотнительные кольца, 9, 11 - конуса подшипников, 10 - ось, 16 - пыльник, 17 - полый болт крепления барабана втулки к корпусу, 18 - набор шариков, 19 - барабан ("орех"), 20 - шайба.



Корпуса втулок могут быть точенными, литыми или штампованными, изготовленными из стали или алюминиевых сплавов, хотя, стальные уже можно отнести к устаревшим. Точеные и штампованные втулки обладают лучшими весовыми и прочностными характеристиками, чем литые. Визуально точенные втулки можно отличить по следам резца на внешней поверхности (спиральный след, похожий на очень мелкую резьбу). Втулки, предназначенные для колес с радиальным спицевым набором, имеют упрочненные фланцы, способные выдерживать чисто радиальные нагрузки, обычные втулки для этого не применимы. Оси втулок могут быть стальными, алюминиевыми или титановыми. В последнее время среди втулок высокого уровня появилась отчетливая тенденция к использованию полых осей большого диаметра, имеющих меньший вес и большую жесткость.

К настоящему моменту наибольшее распространение получили втулки с радиально-упорными конусными подшипниками качения. Такие подшипники состоят из внешней и внутренней обоймы, набора шариков и, иногда, сепаратора. В качестве внутренней обоймы выступает конус, навинчиваемый на ось втулки, в качестве внешней - корпус втулки. Главные достоинства таких подшипников - ремонтопригодность и возможность регулировки по мере износа. Достаточно серьезное неудобство - сложность сборки (много деталей) и необходимость регулировки.

Другой тип подшипников, встречавшийся ранее только в отдельных моделях втулок для шоссейных велосипедов, это радиальные промышленные (неразборные) подшипники. Сейчас они все шире распространяются не только среди шоссейных, но и среди горных велосипедов. К их достоинствам можно отнести лучший КПД, простоту установки, отсутствие необходимости регулировки. С учетом легкой замены подшипника, ресурс втулки увеличивается многократно. Интересная особенность некоторых втулок высокого класса состоит в том, что они разбираются при помощи лишь одного шестигранного ключа. Но радиальные подшипники плохо переносят осевые нагрузки, иногда возникающие в велосипедных колесах.

О ЗАМЕНЕ СПИЦ

Для передней втулки, не имеющей дискового или барабанного тормоза, замена лопнувших спиц не представляет никакой проблемы, так как спицу можно легко завести во фланец втулки сбоку. Но этот вариант малоприменим в случае, если рассматривается втулка с дисковым тормозом или задняя втулка. Для установки спицы во фланец, придется снимать ротор тормоза и звезды, что сильно усложняет работу и требует применения специальных инструментов. Для упрощения этих операций компании Mavic и Shimano разработали втулки с нетрадиционным способом крепления спиц.

Mavic использует втулки с сегментированными фланцами под специальные прямые спицы. Заменить спицу в колесе, собранном на таких втулках, очень просто. Но сейчас колеса на таких втулках производит, насколько я знаю, только сам Mavic и их стоимость очень высока.


КРЕПЛЕНИЕ ОСИ ВТУЛКИ НА РАМУ ВЕЛОСИПЕДА

Колесо крепится на велосипеде путем заведения концов оси втулки в пазы на перьях рамы и их последующей затяжки, которая может осуществляться либо гайками, накрученными на концы оси, либо при помощи эксцентрикового механизма или, как его еще называют, механизма quick release. Удобство использования эксцентриковой стяжки заключается в возможности быстрого снятия и установки колеса без использования инструментов, которая при необходимости иногда оставлять где-либо велосипед, в условиях нашей страны иногда превращается в недостаток. Второе преимущество - неизменность регулировки подшипников при затяжке эксцентрика после установки колеса на велосипед. Все современные втулки, кроме самых дешевых, снабжаются эксцентриковым механизмом.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Наибольшее распространение на данный момент получили втулки Shimano . Особенно это касается задних втулок, имеющих заметно более сложную конструкцию, чем передние: многие велосипеды комплектуются задними втулками Shimano и дешевыми передними втулками других производителей. Shimano выпускает втулки только на конусных подшипниках. Среди втулок задних колес для горных велосипедов лишь втулка группы Tourney имеет крайне устаревшую конструкцию с резьбовой трещеткой, остальные - более прогрессивную типа FreeHub. Втулки групп Tourney и Altus/Acera имеют самую простую грязезащиту, Alivio - более развитую, Deore - двойную, Deore LX и Deore XT - двойную защиту и улучшенную обработку беговых дорожек подшипников, XTR - наилучшую обработку, грязезащиту и шарики из нержавеющей стали. На мой взгляд - втулки Deore LX - лучшие втулки Shimano по соотношению цена/качество: Deore сильно уступает по своим характеристикам, а Deore XT значительно дороже.

Другой известный производитель оборудования для горных велосипедов, выпускавший втулки на конусных и промышленных радиальных подшипниках - SRAM с 2002 перестал их выпускать. Точнее, он продолжает выпускать только втулки с внутренним переключением передач.

Большинство недорогих горных велосипедов комплектуется втулками Formula (с Тайваня), обладающими средненькими характеристиками. В отличие от них, другая Formula (из Италии) выпускает втулки, предназначенные для установки дисковых тормозов, на промышленных подшипниках. Правда, отзывы об их продукции очень неоднозначны - от восторженных до откровенно негативных.

Дорогие и качественные втулки выпускают такие компании, как DT Swiss , Hope, Hayes, American Classic и некоторые другие. Встречаются и неплохие втулки от дочерних компаний производителей велосипедов: Coda, Scott Components и др.

ОБСЛУЖИВАНИЕ

Сразу оговорюсь, что здесь речь идет только о наиболее распространенных типах втулок. Их обслуживание сводится к обслуживанию несущих подшипников: их чистке и замене смазки, а также регулировке, так как трещеточные механизмы ("орехи") втулок условно-неразборные, механизмы втулок типа "Торпедо" необслуживаемые, а другие типы механизмов встречаются весьма редко и должны иметь какие-то конкретные указания по обслуживанию в паспорте велосипеда. При умеренной эксплуатации переборку втулок для замены смазки следует производить раз в сезон или раз в 5000 км., при агрессивном использовании, обслуживание необходимо проводить чаще. В случаях появления люфта в подшипниках или посторонних звуков при вращении колеса переборку или регулировку необходимо проводить по возможности быстрее. Если во втулки попала вода, также желательно перебрать их. Втулки шоссейных и городских велосипедов могут перебираться реже в силу более щадящего режима эксплуатации. Втулки на промышленных подшипниках также должны обслуживаться.

Надо сказать, что для разборки втулки на радиально-упорных подшипниках требуются конусные ключи и съемник кассеты, в случае задней втулки, поэтому обычно проще сдать велосипед на переборку в мастерскую. При замене смазки необходимо использовать пластичную смазку типа Литола, ШРУС или другой качественной пластичной смазки. В случае использования конусных подшипников стоит осмотреть поверхность шариков и беговых дорожек на предмет наличия трещинок и сколов и, в случае необходимости, заменить шарики и конуса. Перед закладкой свежей смазки, необходимо как следует вычистить втулку от остатков отработанной. Не стоит разжижать консистентную смазку жидкими маслами, иначе смазка будет легко вымываться и быстро срабатываться.

Кроме обслуживания подшипников, пользуясь случаем желательно осмотреть втулки на предмет появления трещин в корпусах и, главное, на фланцах в зоне расположения спицевых отверстий.

ИТОГИ

Работа втулки очень сильно зависит от типа подшипников, качества их обработки, а также качества уплотнений. Мягкость и легкость вращения подшипников определяется точностью изготовления, типом полировки беговых дорожек, и их поверхностным упрочнением. Чем выше поверхностная прочность беговых дорожек, тем меньше сопротивление вращению втулки, особенно под нагрузкой, но при этом может снижаться долговечность из-за склонности к выкрашиванию материала.

Чрезмерно плотный сальник будет существенно тормозить вращение втулки, а свободный будет плохо выполнять свои функции. Все современные втулки кроме самого низкого уровня имеют двойное уплотнение. В дорогих втулках, например DT Swiss, применяется лабиринтное уплотнение, которое более эффективно защищает внутреннюю полость втулки. В то же самое время, любая подобная защита помогает защитить подшипники лишь от летящей грязи и воды, поэтому не стоит лишний раз окунать втулки в воду.

Переднее колесо является одним из главных узлов велосипеда. От того, как оно вращается и воспринимает нагрузку от общей массы, зависит удобство и . Вращательная способность колеса напрямую связана с втулкой, которая является его соединительным элементом с рамой. Передняя втулка – это часть колеса велосипеда, расположенная в самом его центре и соединенная с ободом при помощи спиц.

Виды передних втулок

имеет достаточно простое устройство. Для разных типов велосипедов ее конструкция может отличаться по размеру, весу и прочности. В настоящее время передние втулки в большинстве своем изготавливаются их алюминия путем литья. Также встречаются точеные и штампованные модели, которые отличаются большей прочностью и легкостью.

Есть множество особенностей, по которым различаются передние втулки: материал изготовления, назначение, внутренней части. Для туристических, горных, городских или втулки могут различаться по качеству защиты, прочности и весу.


Передняя втулка.

Сейчас все чаще крепление втулки происходит с помощью эксцентриковых зажимов . Такие модификации позволяют быстро снимать и . Для велосипедов, используемых в экстремальных видах спорта, применяется вариант крепления болтами.

Устройство передней втулки


Устройство передней втулки.

Самой массивной деталью передней втулки является ее корпус, который может быть изготовлен по-разному. В первом случае он представляет собой одно целое с чашечками, во втором – центральную трубку и две чашечки – это составные детали втулки. Сверху на чашечки с каждой стороны напрессованы фланцы с отверстиями, куда вставляются спицы.

Внутренняя часть втулки состоит из оси, шариковых подшипников, расположенных с обеих сторон, конусов, предохранительных крышек, шайб, контргаек и гаек, с помощью которых ось крепится к .

Составными элементами шариковых подшипников являются чашечное углубление, шарики и конус. Шарики могут ставиться по одному, а в некоторых случаях бывают в специальных обоймах, называемых сепараторами.

Конусы накручиваются на ось, причем один из них должен оставаться неподвижным , для чего накручивается до упора. Другой накручивается до тех пор, пока не отрегулируется зазор в подшипниках. Зазор регулируется путем вращения конуса. Оба конуса имеют правую резьбу и дополнительно фиксируются контргайками.

Чашечные углубления и конус изготавливаются из сталей высокой прочности, прошедших термическую обработку.

Разборка и ремонт передней втулки своими руками

Если вы заметили, что переднее колесо стало хуже вращаться, нет той быстроты и легкости, как после покупки, это значит, что пришло время разобрать и . Ее конструкция достаточно простая, поэтому небольшой ремонт можно сделать своими руками. Главное, соблюдать порядок разборки и собрать все в обратной последовательности.

Разборка передней втулки:

  1. Ставим велосипед в положение, удобное для ремонта, то есть «на козла».
  2. При наличии расстегните их.
  3. Берем два подходящих ключа и откручиваем втулку. Будьте внимательны, не растеряйте подшипники, которые начнут выпадать оттуда, аккуратно соберите их. Даже если установлен сепаратор, будьте внимательны: если он изношен, то не будет удерживать шарики. Складывайте все детали в той последовательности, в которой снимаете, чтобы потом было легче собрать.
  4. Проводим тщательный осмотр чашки втулки. Недопустимо наличие на ней механических дефектов, только ровный гладкий след от шариков. При наличии повреждений подшипник вашей втулки будет издавать треск и клинить.

Последовательность сборки:

  1. Тщательно протираем все детали.
  2. , в том числе и чашку втулки, густой смазкой типа литола.
  3. На чашку втулки наносим жирным слоем смазку и налепляем равномерно по кругу кругом шарики либо ставим подшипник с сепаратором. При установке шариков распределяйте их равномерно, расстояние между ними может достигать 1-2 мм. С обеих сторон втулки должно быть равное число шариков.
  4. Проверяем поверхность конуса. Она также должна быть без повреждений. Смазываем конус и ось.
  5. При выполнении следующего шага будьте внимательны. Одну сторону делаем «мертвой». Для этого с одной стороны гайку затягиваем до упора. Затем вставляем ось во втулку и закручиваем с другой стороны. Не переусердствуйте, затягивая конус, иначе ваше колесо не будет крутиться. При слабом же затягивании оно будет болтаться из стороны в сторону. Поэтому ищите золотую середину.
  6. Ставим колесо на велосипед и регулируем его положение. Проверяем легкость вращения и отсутствие люфта. Не должно быть посторонних шумов, трений и треска.

Видео. Передняя втулка колеса велосипеда. Как разобрать и обслуживание

Автор статьи — Воробьева Елена

Для того, чтобы разобрать втулку велосипеда, первым делом нужно снять колесо. Я советую промыть колесо, чтобы песок и грязь не попали внутрь втулки. При подготовке к разборке втулок, надо быть готовым к тому, что из неё могут выпасть шарики подшипника, поэтому разборку следует производить над чистой газетой или тряпкой.

Разборка втулки




Снимаем эксцентрик (если он есть) (№1 на рис.). Для этого откручиваем до конца гайку-колпачок, снимаем пружинку, вытаскиваем ось зажима;



Снимаем пыльник с левой стороны (если он есть). Далее идет контргайка (№2 на рис.), шайба (№3 на рис.) и конус (№4 на рис.) с гранями для ключа;



Одним ключом удерживаем конус, а другим откручиваем контргайку, снимаем её и шайбу;





Выньте шарики подшипников из корпуса втулки. В некоторых втулках шарики могут быть объединены в один промышленный подшипник, в данном случае надо просто вынуть его;



Удалите старую смазку с шариков и корпуса втулки. Это можно сделать тряпочкой смоченной в керосине, а затем просушить на чистой тряпке.

Сборка и смазка втулки

Запомните, что правый и левый концы оси отличаются. Правый конус наворачивается на ось намертво и фиксируется контргайкой, он никогда не снимается с оси, а регулировки происходят с помощью левого конуса. Не перепутайте с какой стороны вставляете правый конус.



Наложите на поверхность чашек для шариков новую смазку (густую);





Вставьте ось с правой стороны. При установке не вытолкните шарики с противоположной стороны втулки;



Наверните левый конус на ось, закрутите его практически до упора, но не затягивайте. Если сильно затянуть конус, тогда ось не будет крутиться, а если слишком слабо, тогда колесо будет ходить из стороны в сторону. Наденьте шайбу и контргайку, и в конце не забудьте надеть резиновый пыльник.

Переднее колесо велосипеда – движущий узел, без которого невозможно представить байк, разве что уницикл. Ведомое колесо, синхронизированное с вилкой, отвечает за траекторию велосипеда и, в большей мере, накатистость. В отличие от заднего, переднее колесо более простое по устройству, но также требует своевременного обслуживания.

Велосипеду, как и машине, нужен регулярный уход, и переднее колесо – одна из таких важных составляющих, которой нельзя пренебрегать. Уделим ему немного внимания!

Из чего состоит колесо

Колеса велосипеда – самая консервативная составляющая. Конечно, появились , ставятся цельнокруглые колеса на трековые модели, но их меньшинство. Все-таки основная доля велосипедов оснащается спицевыми колесами.

Устройство переднего колеса следующее:

  • втулка обычная;
  • обод;
  • соединительные спицы;
  • защитная лента обода (флиппер);
  • камера и покрышка;
  • диск (на моделях с дисковыми тормозами).

Втулка – осевая часть колеса, представляет собой сборочный узел из центральной оси, подшипников и конусных фиксаторов. Конусно-подшипниковые системы чаще всего устанавливаются на втулках с подшипниками открытого типа. Также они могут оснащаться закрытыми подшипниками или промами.

Втулка на открытых подшипниках

Обод – несущая конструкция, металлическое кольцо. Обода изготавливаются в основном из алюминия, на дорогих моделях ставятся карбоновые обода. По жесткости и мощности они делятся на три типа:

  • одностенные – внешняя и внутренняя поверхности имеют одну линию соприкосновения (перемычку);
  • двойные – внутренняя поверхность крепится к боковинам, отделена от внешней;
  • тройные – самый крепкий и прочный вариант: внутренняя стенка также закреплена к боковинам, но, в отличие от двойного обода, тройной имеет дополнительную стенку посередине.



Разновидности ободьев для велоколес

Вертикальные перемычки образуют каналы, идущие по направлению вращения. По количеству таких каналов современные обода делятся на одно, трех- и пятиштучные:


Спицы – элементы соединения втулки с ободом. Выполняют функции закрепления, распределения нагрузок по ободу и центральной оси и смягчения колебаний при движении. Обод перфорирован, каждое отверстие предназначено для закрепления одной спицы. На велосипедное колесо устанавливается число спиц, кратное четырем. В зависимости от модели, их количество различается – от 28 до 40 в среднем.

Число спиц для переднего колеса обычно меньше количества на заднем. Это связано с тем, что на основная доля нагрузок приходится на заднюю часть велосипеда, и там колесо должно быть прочнее.

По типу сечения спицы разделяются на:

  • стандартные (катаные) – постоянное круглое сечение по всей длине от крепления втулки до наконечника;
  • аэродинамические (лезвиеобразные) – эллиптический или прямоугольный профиль;
  • переменного сечения (тянутые) – стандартное сечение у головок и сужение к середине.

Камера – внутренняя часть шины, которая держит внутри себя воздух под давлением. Покрышка – внешняя оболочка, контактирует с дорогой, принимает на себя неровности, защищает камеру. Покрышка изготовлена из более жесткой резины, чем камера.

Ободная лента, или флиппер, – резиновая подкладка под камеру для ее защиты от пробоев об наконечники спиц. Динамические нагрузки заставляют стенки камеры изгибаться, из-за чего они прижимаются к ободной поверхности. Без флиппера камера может продавиться в отверстие с наконечником спицы. Данная проблема больше выражена на заднем колесе, где нагрузки выше, но и на переднем наличие флиппера обязательно. Порванную ленту необходимо заменить на новую. Проверенный самодельный вариант – обклеить обод несколькими слоями изоленты, кроме отверстия под ниппель.

Как снять переднее колесо с вилки

Снятие колеса – простейшая процедура по обслуживанию байка. Делается это очень просто:

  1. Перевернуть велосипед вверх колесами.
  2. Разжать ободной тормоз, снять калипер с дискового.
  3. Ослабить крепления с дропаутов вилки.
  4. Снять ось колеса с креплений.

На дропаутах крепление бывает гайковым и эксцентриковым. В первом случае понадобятся два гаечных ключа на 15 мм – одним удерживаем гайку, другим аккуратно скручиваем на противоположной стороне. С эксцентриком все проще – ослабить гайку-фиксатор и откинуть зажимной рычаг.



Направление вращения эксцентрика при снятии

Когда нужно снимать переднее колесо:

  • замена камер/покрышек;
  • подтяжка/ослабление спиц;
  • переборка втулки;
  • покраска обода.

Установка переднего колеса на вилку делается в обратной последовательности.

Переборка втулки, выравнивание обода, замена камеры и покрышки

Техническое состояние велосипеда напрямую зависит от исправности всех его узлов, в том числе и переднего колеса. Проблем с ним не так много, но посещают они регулярно:

  • износ компонентов втулки, выработка смазки;
  • искривление обода – «восьмерки»;
  • пробои камеры, растрескивание покрышки.

Втулка обеспечивает неподвижное закрепление оси на дропаутах и равномерное беспрепятственное вращение колеса. Недостаточная смазка вызывает повышенное трение подшипников и, как следствие, их быстрый износ. Симптомы – колесо болтается, ярко выраженный люфт, затрудненное вращение, хруст.

Итак, как разобрать втулку:
1. Снять ось с дропаутов (смотрим выше).


2. Ослабить крепежную втулочную гайку. Для этого понадобятся два ключа на 17 мм – одним жестко зафиксировать гайку справа, другим против часовой стрелки скрутить слева.


3. Свинтить конус. Для подцепки нужен будет ключ на 14, далее он легко скручивается руками.

4. Вытащить ось с противоположной стороны. Аккуратно вынуть левый подшипник из полости корпуса и стянуть правый с конуса.


Тщательно осмотреть всё, особенно подшипники. Поврежденные детали нужно заменить на новые.

Чистка, смазка и сборка втулки:

  1. Выдуть грязь из пустого корпуса.
  2. С помощью узкой кисточки или ватной палочки нанести смазку тонким слоем на внутренние стенки втулки.
  3. Протереть ось, конусы и подшипники керосином и дать высохнуть (если устанавливаем те же компоненты).
  4. Смазать ось, подшипники и конусы с внутренних сторон, которые прилегают к подшипникам. На подшипники смазки не жалеем: чем больше, тем лучше. Излишки аккуратно стереть чистой тряпочкой.
  5. Одеть правый подшипник на соответствующий конус той стороной, какой он стоял раньше.
  6. Просунуть ось во втулку и установить на нее левый подшипник.
  7. Аккуратно вкрутить конус. Его поверхность должна касаться, но не зажимать подшипник.
  8. Затянуть втулку гайкой.
  9. Поставить колесо на дропауты и зафиксировать.

Проверяем работу втулки – с силой раскручиваем колесо. Если все по переборке втулки было сделано правильно, колесо будет крутиться легко и беззвучно. Если вращение дается с трудом либо втулка «ходит» по оси, необходимо ослабить или подтянуть левый конус. Возможно, для точного результата регулировка потребуется несколько раз, тут главное – не спешить.

Восьмерки – самая неприятная проблема с колесами. Она в равной степени возникает и спереди, и сзади. Передняя восьмерка доставляет меньше дискомфорта, чем задняя, но все-таки на кривом колесе ездить не по кайфу. Рассмотрим, как . Для работы понадобится универсальный , выглядит он так:


Ремонт восьмерки делается следующим образом:

  1. Определить максимальную выпуклость колеса. В этой области подтянуть спицу на угол, кратный 1 обороту.
  2. Ослабить две спицы по краям на угол, вдвое меньше, на какой подтягивали центральную спицу.
  3. Следующие крайние спицы подтянуть на угол, вдвое меньший, на который ослабляли те две спицы.


Если кривизна расположена между спицами, делаем так:


Замена камер проще устранения дефектов обода, но и чаще требуется. Чтобы правильно и беспрепятственно снять и поставить покрышку, желательно воспользоваться специальными пластиковыми монтажками.

Как разобрать шину:

  1. Снять колесо с креплений вилки.
  2. Спустить воздух из камеры (если меняем только покрышку).
  3. Открутить защитный колпачок с ниппеля и слегка продавить его вниз.
  4. С противоположной стороны зацепить двумя монтажками борт покрышки.
  5. Третьей монтажкой подцеплять борт по бокам, до тех пор, пока покрышка не слезет с обода. Теперь можно достать камеру.

Собрать шину по следующей схеме:

  1. Немного накачать камеру, чтобы она распрямилась.
  2. Уложить камеру в покрышку.
  3. По стрелочке выбрать правильное направление шины.
  4. Вставить ниппель в отверстие обода.
  5. Затолкать борта покрышки в обод со стороны ниппеля к противоположному концу. Когда заталкивать станет тяжело, воспользоваться монтажками.
  6. Вытянуть трубку ниппеля наверх (для Schrader).
  7. Проверить, чтобы борта полностью легли в обод и надеть колесо на велосипед.

Переднее колесо на велосипеде – простой узел, который можно самостоятельно обслуживать дома своими руками: разобрать и собрать втулку, поменять шину и устранить искривления на ободе. Серьезные проблемы – поломка спиц, растрескивание корпуса втулки – потребуют помощи специалиста.

Похожие статьи