Как совершать обеденный намаз. Порядок выполнения намазов

Полуденный намаз состоит из четырех ракаатов (циклов). Он совершается следующим образом:

1. Предварительно выполнив все условия, необходимые для начала совершения намаза, становитесь лицом к почитаемой Каабе , отбросив все посторонние мысли. Обратите свое сердце и внимание к Аллаху, думая о Его Величии, милосердии и любви к Его созданиям, с осознанием того, что Он наблюдает за вами. При этом ноги должны быть на ширине плеч, стопы на одной линии, руки опущены, взгляд направлен на место касания лба при земном поклоне.

Женщинам в течение всего намаза необходимо проявлять собранность тела: ноги у них должны быть вместе, руки прижаты к телу;

2. Намерение.

Начиная намаз, обязательно сделать намерение сердцем о выполнении соответствующего намаза. Сделайте это одновременно с произнесением такбира , то есть слов «Аллаhу акбар» для вступления в намаз. Например: «Я намереваюсь совершить обязательный (фарз) полуденный намаз ради Аллаха» . То есть, вы обязательно мысленно выражаете намерение совершить намаз, указываете в нем, что совершаете обязательный (фарз) намаз, и какой именно намаз (утренний, полуденный или послеполуденный и т.п.). Желательно указать в намерении, своевременный намаз это или возмещаемый, а также количество ракаатов. Следует помнить, что намаз совершается только ради Аллаха.

Однако перед такбиром произнести сначала намерение вслух является сунной, и это делается для того, чтобы легче было сосредоточиться на нем мысленно.

3. Произнесение такбира.

Обязательно стоя произнести вступительный такбир:

اَللهُ اَكْبَرُ

«Аллаhу акбар» (Аллах велик) . После его произнесения вы уже в намазе. Такбир и последующие словесные арканы и молитвы следует произносить так, чтобы вы сами могли слышать чтение, соблюдая, как положено, все правила чтения и произнося буквы без искажений, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы. Все молитвы необходимо читать только на выдохе.

При произнесении такбира рекомендуется поднять руки так, чтобы большие пальцы были на уровне мочек ушей, ладони направлены вперед, остальные пальцы чуть согнуты и тоже направлены вперед.
Женщины тоже поднимают руки подобным же образом.

4. Стояние.

Обязательно стоять при выполнении ритуального намаза, если человек может. При этом рекомендуется складывать руки ниже груди и выше пупка так, чтобы правая ладонь находилась на запястье левой руки и держала ее.

5. Чтение суры «Аль-Фатиха» (первой суры Корана).

Обязательно чтение суры «Аль-Фатиха» так, чтобы сами могли слышать чтение, соблюдая все правила чтения (таджвид) и последовательность аятов и произнося буквы без искажений. Правильному чтению суры «Аль-Фатиха» необходимо научиться непосредственно из уст компетентного учителя и, сделать это следует не откладывая.

Если кто-либо не может правильно читать суру «Аль-Фатиха», то он должен читать любые аяты Священного Корана, количество букв в которых в сумме эквивалентно количеству букв в суре «Аль-Фатиха» (156 букв). Если человек знает один или несколько аятов из суры «Аль-Фатиха» («Басмала» также является аятом суры «Аль-Фатиха»), он может повторять их столько раз, чтобы получилось такое же количество букв, как в суре «Аль-Фатиха». Если же человек не может читать ничего из Корана, он должен читать слова поминания Аллаха (зикр) :

سُبْحانَ اللهِ وَالْحَمْدُ لِلهِ وَلآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ واَللهُ اَكْبَرُ

«Субханаллаhи, валь-хамдулилляhи, валя иляhа илляллаhу валлаhу акбар»
(Аллах пречист от всех недостатков, хвала и слава Аллаху, нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, Аллах Велик) .

Молящийся произносит эти слова столько раз, чтобы по меньшей мере было столько же букв, как в суре «Аль-Фатиха». К примеру, достаточно произнести слова «Аллаhу акбар» двадцать раз. Если же человек не может читать ни суру «Аль-Фатиха», ни что-либо другое из Корана, не может читать зикр (к примеру, человек только что принявший веру), то он стоит молча столько времени, сколько занимает умеренное чтение суры «Аль-Фатиха».

آمينَ يا رَبَّ الْعالَمينَ

«Амин, я Раббаль-‘алямин»

(О Аллах – Господь миров, исполни мою просьбу!) .

Также желательно прочитать после суры «Аль-Фатиха» хотя бы один или три аята из Корана в первом и во втором ракаатах. До начала чтения суры «Аль-Фатиха» в первом ракаате рекомендуется прочесть молитву «Ифтитах» (см. Приложение 5) и затем «Исти‘азу».

6. Поясной поклон (руку‘) .

После чтения суры «Аль-Фатиха» обязательно сделать поясной поклон так, чтобы ладони обеих рук упирались в чашки колен. При этом локти бывают немного отведены в стороны, спина, шея и голова на одной прямой. В таком положении необходимо задержаться в состоянии покоя на некоторое время (минимум на время, достаточное для произнесения «Субханаллаh»). Такая задержка называется«тумаънина» . Следует отметить, что поклон, как и все другие последующие действия намаза, не должен быть совершен с другой целью, кроме как для исполнения элемента намаза. Рекомендуется при выполнении поясного поклона поднять руки до уровня ушей точно так же, как и при вступлении в намаз, и сказать: «Аллаhу акбар». Также во время поясного поклона желательно произнести три раза:

سُبْحانَ رَبِّيَ الْعَظيمِ وَبِحَمْدِه

«Субхана Раббияль-‘азыми ва бихамдиhи»

(Мой Великий Господь превыше всех недостатков, хвала Ему) .

7. Выпрямление (и‘тидаль) .

Обязательно возвратиться после поясного поклона в исходное положение «стоя» и задержаться в этой позе на некоторое время (тумаънина) . Рекомендуется во время выпрямления поднять руки до уровня ушей, как и ранее, и сказать:

سَمِعَ اللهُ لِمَنْ حَمِدَهُ

«Сами‘аллаhу лиман хамидаh»

(Аллах принимает восхваления того, кто славословит Его) , растягивая произнесение на весь период выпрямления. После того, как окончательно выпрямились, желательно сказать:

رَبَّنا لَكَ الْحَمْدُ

«Раббана лякаль-хамд»

(О наш Господь! Хвала Тебе!) .

8. Земной поклон (суджуд) .

Затем обязательно совершить земной поклон, прижавшись лбом к полу (коврику). Для этого сначала опускаетесь на колени, далее наклоняетесь вперед, упираетесь обеими руками в пол и касаетесь пола лбом. Пола должны касаться часть обеих колен, часть ладоней обеих рук, нижняя часть пальцев ног (при этом пальцы направлены в сторону Киблы) и часть лба (нос также касается пола). При этом, вес головы давит на лоб. Находитесь в этом положении некоторое время, в течение которого рекомендуется три раза произнести:

سُبْحانَ رَبِّيَ الْأَعْلى وَبِحَمْدِه

«Субхана Раббияль-а‘ля ва бихамдиhи»

(Мой Великий Гос-подь превыше всех недостатков, хвала Ему) .

Также рекомендуется перед выполнением земного поклона произнести «Аллаhу акбар». При земном поклоне желательно, чтобы руки были на уровне плеч, пальцы слегка прижаты друг к другу и направлены в сторону Каабы. Для мужчин рекомендуется, чтобы локти при земном поклоне были отведены в стороны и приподняты от пола, живот не касается бедер. Женщины же при земном и поясном поклонах держат локти прижатыми к телу, а при земном поклоне локти также приподняты от пола, но живот касается бедер.

Между лбом и местом, в которое он упирается, не должно быть преград, например, волос, шапки или платка, хотя бы часть лба должна касаться непосредственно пола.

9. Сидение между двумя земными поклонами.

Обязательно после земного поклона сесть, выпрямив при этом туловище, и находиться в этом положении некоторое время. Поднимаясь с земного поклона, желательно произнести «Аллаhу акбар». Находясь в положении «сидя», рекомендуется сказать:

رَبِّ اغْفِرْ لي وَارْحَمْني وَاجْبُرْني وَارْفَعْني وَارْزُقْني وَاهْدِني وَعافِني

«Раббигфир ли, вархамни, ваджбурни, варфа‘ни, варзукни, ваhдини, ва ‘афини».

(О мой Господь! Дай мне прощение, смилуйся надо мной, помоги мне, возвысь мою степень, даруй мне пропитание, веди далее по истинному пути и защити меня от болезней) .

При сидении рекомендуется поджать под себя левую ногу, чтобы стопа находилась под ягодицами, в то время как правая стопа расположена вертикально на полу и опирается на направленные вперед, в сторону Киблы, пальцы, как при земном поклоне. Этот способ сидения называется «ифтираш» . Руки во время сидения рекомендуется положить на колени, пальцы направлены в сторону Каабы.

10. Обязательно выполнить второй земной поклон . Он выполняется так же, как и первый. При этом, наклоняясь и поднимаясь, произносите такбир. С выполнением второго земного поклона завершается первый ракаат (цикл) намаза .

11. После этого обязательно нужно встать в полный рост для выполнения второго ракаата . Для этого сначала принимаете положение «сидя на коленях», затем, опираясь руками о пол, ладонями вниз, встаете в полный рост и принимаете положение «стоя», как в начале предыдущего ракаата. Во время подъема рекомендуется произнести «Аллаhу акбар». Повторите после этого все пункты от 5 до 10. Этим заканчивается второй ракаат .

12. После второго земного поклона второго ракаата (в намазах, состоящих из 3-х или 4-х ракаатов) рекомендуется сесть и прочитать «Ташаhhуд» (другое его название «Ат-Тахийят», и после него «Салават» Пророку (мир ему и благословение). Желательно сидеть в позе «ифтираш» (см. пункт 9) . При необходимости можно сидеть и на обеих скрещенных ступнях.

Рекомендуется держать обе руки на коленях. Пальцы левой руки лежат на левом колене и направлены в сторону Каабы, пальцы правой руки лежат на правом колене, кроме указательного, который слегка приподнимается при произнесении «илляллаh» (в «Ташаhhуде») и остается в таком положении до конца сидения. При этом взгляд с места касания лба отводится на поднимающийся указательный палец, даже если вы из-за темноты или по другой причине не видите его. Приподнятый палец слегка согнут, средний и безымянный пальцы и мизинец правой руки слегка сжаты в кулак, а большой палец слегка прижат к указательному пальцу.

13. Затем обязательно надо встать и выполнить два следующих ракаата таким же образом, как описано в пунктах 5 - 11. Вставая на третий ракаат, рекомендуется поднять руки на уровень ушей, одновременно произнеся «Аллаhу акбар». Однако перед четвертым ракаатом поднимать руки не следует.

14. После выполнения второго суджуда в последнем ракаате обязательно сесть, прочесть «Ташаhhуд» и «Салават» . Руки рекомендуется держать так, как указано в пункте 12 . Указательный палец слегка приподнимается при произнесении «илляллаh» и остается в таком положении до окончания намаза. Сидеть рекомендуется на полу, подогнув левую ногу и просунув ее под правую ногу, которая остается в таком же положении, как и при земном поклоне (рис.9) . Этот способ сидения называется «таваррук» .

Намаз выступает в качестве одного из столпов ислама, наряду с произнесением свидетельства (шахады), держанием поста, выплатой закята и совершением паломничества в Мекку и Медину.

О важности молитвы в Священном Коране упоминается множество раз, а потому каждый мусульманин должен не только своевременно совершать намаз, но и делать это с предельной концентрацией и ощущением, что на все действия смотрит Сам Всевышний (впрочем, такое отношение у верующего должно присутствовать всегда, а не только во время поклонения).

Про обязательный характер намаза говорится в одном из аятов суры «Хадж»:

«Проявляйте усердие в том деле, которое заповедовал вам Аллах. Он оставил Свой выбор на вас и не сделал ничего затруднительного в религии ислам… Выстаивайте намаз, платите из своего имущества подаяние (закят) и яростно держитесь за Всевышнего Творца…» (22:78)

Поэтому крайне важно выполнять все В этой статье мы подробно разберём, как совершается полуденная молитва («зухр» по-арабски или «ойля-намаз» у тюркских народов) - самая длинная из пяти ежедневных в исламе.

Обратите внимание , что положение частей тела в ракаатах описаны для мужчин. У женщин они несколько (незначительно)

Время, когда мусульмане совершают полуденный намаз

Зухр-намаз разрешается читать с того момента, когда солнце перестанет находиться в зените (это положение небесного светила, когда оно достигает наивысшей точки по орбите по отношению к определённой географической местности) и пока тень предмета не увеличится так, что станет длиннее самого предмета. Тем не менее, богословы придерживаются разных точек зрения по поводу того, когда именно заканчивается время молитвы зухр. Если представители всех четырёх суннитских богословско-правовых школ настаивали на вышеприведённой трактовке, то великий имам Абу Ханифа полагал, что полуденную молитву нельзя совершать тогда, когда длина тени какой-то вещи становится больше её размера в два раза.

Время совершения намаза ойля в различных городах России на текущий год можно посмотреть и скачать .

Как читать полуденную молитву

Полуденная молитва состоит из четырёх ракаатов сунны, четырёх - фарда и двух ракаатов последующей сунны. Фактически порядок совершения всех этих частей зухр-намаза идентичен друг другу, однако имеются некоторые нюансы, о которых мы расскажем ниже. В целом, описание того, как необходимо совершать полуденную молитву мы приведём на примере 4 ракаатов сунны. О фарде и двух дополнительных ракаатах сунны будет сказано в контексте тех особенностей, которые характерны для этих частей намаза. Это видео поможет вам понять суть описанного в тексте.

4 ракаата сунны

Ракаат №1

1-й шаг - ният, т.е. намерение на совершение четырёх ракаатов сунны. Оно может быть либо в форме желания человека сделать что-то, либо в словесной форме, когда высказывание служит подтверждением изначального желания человека. Последний момент применительно к намазу не выражается в какой бы то ни было молитвенной формуле. Достаточно подумать о том, что верующий будет делать сейчас четыре ракаата сунны или проговорить на родном языке: «О Всевышний! Вознамерился я совершить 4 ракаата сунны полуденной молитвы» .

2-й шаг - такбир, выражение «Аллаху Акбар» («Аллах Велик»). В рамках этого шага первоначально необходимо совершить поднятие рук до уровня головы так, чтобы большой палец соприкасался с мочкой уха (соприкосновение практикуется в рамках ханафитского и маликитского мазхабов, в то время как в шафиитском и ханбалитском этого можно не делать), а остальные пальцы должны быть направлены в сторону Мекки (то есть кыйблы). В момент соприкосновения произносится такбир - выражение «Аллах Велик» на арабском языке «Аллаху Акбар» . Собственно, с этого момента наступает время, когда человек во время намаза не может произносить посторонние слова и совершать излишние движения. Глаза следует направить в то место, куда, предположительно, верующий будет совершать земной поклон.

3-й шаг - чтение дуа «Сана» и сур из Священного Корана. Текст дуа-сана следующий:

Субханяка Аллахумма уа бихамдикя, уа табаракасмукя, уа та’аля джаддука, уа ля Иляха гайрук

Переводится эта молитвенная формула так: «Слава Тебе, Всевышнему Аллаху! Имя Твоё благое, Твоё имя является самым великим, нет ничего равного Тебе. Никто не может быть достойным поклонения, только Ты этого достоин».

У шафиитов дуа-сана читается иным образом:

Ваджахту ваджхия лиллязии фатарас-самаваати валь-ард, ханиифам муслиима, ва ма анна мин аль-мушрикиин, иннас-саляяти ва нусуки, ва махъяйа, ва маммати лилЛяхи раббиль-‘алямиин, ля шариикя лях, ва би зяликя умирту ва анна мин аль-муслимиин

Перевод смысла : «Я направляю свой лик к Создателю небес и земляной тверди. Я не поклоняюсь другим богам, потому что, поистине, моя вера, молитвы, воздаяния, просьбы, благой нрав, жизнь и смерть - всё это принадлежит Всевышнему Аллаху, Господину, Который не имеет никакого сотоварища. Это то, что мне велено совершать, я являюсь мусульманином».

4-й шаг - кыям. Согласно ханафитской богословское-правовой школе, во время кыяма (стояния в намазе) руки верующего должны располагаться ниже пупка. Правая кисть выше левой, обхватывая её таким образом, что указательные, средний и безымянный пальцы располагаются вдоль левой руки. Шафииты держат руки ровно таким же образом, но они должны быть выше пупка и ниже груди. В ханбалитском мазхабе вопрос о том, как именно держать руки, оставляется на усмотрение верующего. Маликиты, в свою очередь, читают намаз, опуская руки.

После дуа-сана, произнося слова «А’узу билЛяхи минашшайтаанир-раджиим, бисмилЛяхи-р-Рахманир-Рахиим» («Обращаюсь к Всевышнему Аллаху от дьявола, который достоин побития камнями. Именем Всевышнего, Милостивого и Милосердного») , верующий читает . Затем следует любая другая кораническая сура (либо её фрагмент не менее чем из трёх идущих подряд аятов). В качестве примера может выступить .

5-й шаг - поясной поклон (по-арабски «руку’»). Человек проговаривает такбир «Аллаху Акбар» и делает руку’. То есть кланяется так, что его руки опираются на коленные чашечки, при этом пальцы необходимо расставить друг от друга. Локти не касаются тела. Спина держится параллельно полу, голову не следует ни опускать вниз, ни поднимать. В этом положении верующий трижды проговаривает: «Субэханя Раббиаль-‘Азыйм» («Является Пречистым [от абсолютно любой негативной характеристики] Господин») . Затем нужно завершить руку’. Выходя из него, верующий произносит: «Сами’аАллаху лимян Хяямидяя» («Всевышнему слышно (известно) абсолютно все прославления, [которые поступают в Его адрес]») . Далее он занимает вертикальное положение, опустив руки и произнося про себя следующую формулу: «Раббаня, ЛяКа-л-хамдэ» («О Владыка миров! Для тебя все эти восхваления»).

6-й шаг - суджуд (земной поклон). Верующий произносит такбир - слова «Аллаху Акбар» , опускает параллельно колени, опирается кистями рук на пол и располагает между ними голову, прикасаясь лбом и переносицей. Так суджуд делается в рамках ханафитской богословское-правовой школы. Шафииты совершают этот элемент практически так же, но только кисти рук находятся на уровне плеч, а не головы. Ханбалиты делают земной поклон иначе - они сначала опускают руки на пол, после чего соприкасаются с ним (полом) коленями. Пальцы при этом направлены в направлении Мекки, их нельзя отрывать от пола. В положении земного поклона глаза следует держать открытыми.

Во время суджуда три раза проговариваются слова: «Субэханя Рабби аль-А’ля» («Является Пречистым [от абсолютно любой негативной характеристики] Мой Великий Творец [всего сущего]»).

Из земного поклона верующий выходит, произнося такбир. Механика процесса проста: сначала поднимается голова, далее от пола отрываются руки, и молящийся садится на левую ногу. Правая нога остаётся в промежуточном состоянии, то есть кончики пальцев смотрят в направлении кыйблы. Верующий ставит ладони на бёдра, пальцы рук так же направлены к Каабе. Так он сидит пару мгновений, после чего вновь повторяет суджуд с той же фразой. Стоит отметить, что этот элемент намаза символизирует ключевую составляющую поклонения. Человек признаёт своё рабское по отношению к Всевышнему Творцу положение.

Земной поклон завершается словами «Аллаху Акбар» и занятием вертикального положения (кыям). После этого верующий приступает ко второму ракаату сунны намаза зухр.

Ракаат №2

В положении кыям человек снова читает «Фатиху», после которой следует другая сура из Корана или несколько коранических аятов. В качестве примера можем привести . Далее следуют оба вида поклонов. Отличие второго ракаата от первого заключается в том, что после суджуда человек не встаёт сразу на кыям 3-го ракаата, а занимает сидячее положение, аналогичное тому, что характерно для промежутка между двумя частями земного поклона. Такое положение в исламском праве именуется «кууд». Далее верующий читает про себя дуа-ташаххуд :

Ат-тахияту лилЛяхи вас-салявату ваттаиибату. Ас-саляму ‘аляйка, айюханнабийю, ва рахматулЛахи вабарякятуху. Ас-саляму ‘аляйня ва ‘аля ‘ыйбадилляхи-с-салихиин. Ашхаду ал-ляя-иляяха илля-Ллаху, ва ашхаду ан-на Мухаммадан габдуху ва расулух

Перевод значения: «Наши приветственные возгласы, наши молитвы и выражения превосходства. Мир тебе, наш Пророк, милость тебе от Всевышнего Творца и благословения от Него. Привожу свидетельство, что нет никого, кому можно было бы поклоняться, кроме Всевышнего Аллаха. Также привожу свидетельство, что Мухаммад является Его рабом и посланником».

Обычно верующие поднимают правый указательный палец в момент проговаривания формулы «Ашхаду ал-ляя-иляяха илля-Ллаху», после чего указательный палец опускается обратно в исходное положение. Так заканчивается второй ракаат сунны молитвы зухр.

Ракаат №3

Третий ракаат выполняется так же, как и первый, за исключением того, что здесь не повторяется дуа-сана. После «Фатихи» некоторые богословы рекомендуют читать . За руку’ и саджда следует заключительный ракаат.

Ракаат №4

Эта часть сунны полуденного намаза аналогична описанному выше 2-му ракаату. В кыяме за «Фатихой» можно прочитать . После совершения обоих видов поклонов в положении кууд (сидение) вместе с дуа-ташаххуд необходимо прочитать дуа-салават:

Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля Али Мухаммад. Камаа саляята аля Ибрахиима ва аля Али Ибрахиима. Инняка хамийидун маджиид. Аллахумма бярик аля Мухаммадин ва аля Али Мухаммад. Камаа барактя аля Ибрахиима ва аля Али Ибрахиима. Инняка хамийидун маджид

Перевод значения: «О Всевышний Творец! Просим благословить Мухаммада и его семью, подобно тому, как ты в своё время благословил Ибрахима и его семью. Воистину, Ты являешься Достойным похвалы. О Всевышний Творец! Просим послать благословения Мухаммаду и его семье, подобно тому, как ты послал это Ибрахиму и его семейству. Воистину, Ты являешься Достойным похвалы и славы».

«Раббаняя-аттиина фиддунья хасанатян ва фил ахираати хасаната ва кыйна газабан-нар» (2:201)

Перевод смысла: «О Всевышний Господин! Прошу Тебя подарить в этом мире и мире Вечном добро. Также просим защиты от Ада и его мучений»

Затем в обе стороны произносится салям - приветствие. На арабском языке это звучит так: «Ас-саляму галяйкум ва рахматулЛаа» («Приветствие вам и милость Всевышнего Творца») . Под «вам» в этом случае подразумеваются верующие люди, которые совершают молитву, ангелы, которые записывают наши дела, а также те джины, кто исповедует ислам.

После этого мусульманин трижды произносит слова «Астагфируллахи» («Прости меня, о Аллах») и читает дуа следующего содержания: «Аллахумма антас-саляяму ваминкя-с-саляму. Табаракта йа заль-джаляяли валь-икрам» («О Всевышний! Ты - это мир, и Ты являешься источником этого мира. Даруй нам Своё благословение»).

4 ракаата фарда

Эта часть молитвы читается точно таким же образом, как и 4 ракаата сунны. Отличий лишь несколько:

  • такбиры, которые ознаменуют новые действия внутри намаза, и приветствие (салям) в конце намаза произносятся в рамках фардовой части намаза вслух;
  • в третьем и четвёртом ракаатах вслед за «Фатихой» в кыяме не читается дополнительная сура.

2 ракаата сунны

В рамках этой части полуденного намаза также отсутствуют новые элементы. Во втором ракаате после ташаххуда сразу необходимо прочитать дуа-салават, аят «Раббаняя-аттиина…» из суры «Бакара», совершить приветствия и сделать заключительное дуа.

Обычно после выполнения всех частей намаза мусульмане совершают зикр - упоминание Всевышнего, которое свидетельствует о том, что верующие постоянно думают о своём Господине. Правда, перед этим следует прочитать 255-й аят суры «Бакара», именуемый .

Сам зикр (или тасбих) представляет собой повторение с определённой частотой (по 33 раза) слов восхваления Всевышнего Творца. Первой формулой выступает «СубханаАллахи» . Её перевод: «Пречист Аллах». Далее верующий произносит «Аль-хамду лилЛяхи» , что переводится как «хвала Аллаху» . Наконец третьей формулой зикра в конце молитвы служит такбир «Аллаху Акбар» («Аллах Велик») . После слов тасбиха проговаривается шахада-свидетельство «Ля иляха илля-лЛахи Мухаммаду РасулулЛахи» («Нет никого достойного для поклонения, кроме Аллаха, Мухаммад является посланником Аллаха»).

Следует также учитывать, что в пятницу молитву зухр заменяет , который имеет свои отличительные особенности.

Порядок выполнение полуденного намаза

Полуденный намаз состоит из четырех ракаатов (циклов). Он совершается следующим образом:

1. Предварительно выполнив все условия, необходимые для начала совершения намаза, становитесь лицом к почитаемой Каабе , отбросив все посторонние мысли. Обратите свое сердце и внимание к Аллаху, думая о Его Величии, милосердии и любви к Его созданиям, с осознанием того, что Он наблюдает за вами. При этом ноги должны быть на ширине плеч, стопы на одной линии, руки опущены, взгляд направлен на место касания лба при земном поклоне.

Женщинам в течение всего намаза необходимо проявлять собранность тела: ноги у них должны быть вместе, руки прижаты к телу;

2. Намерение.

Начиная намаз, обязательно сделать намерение сердцем о выполнении соответствующего намаза. Сделайте это одновременно с произнесением такбира , то есть слов «Аллаhу акбар» для вступления в намаз. Например: «Я намереваюсь совершить обязательный (фарз) полуденный намаз ради Аллаха» . То есть, вы обязательно мысленно выражаете намерение совершить намаз, указываете в нем, что совершаете обязательный (фарз) намаз, и какой именно намаз (утренний, полуденный или послеполуденный и т.п.). Желательно указать в намерении, своевременный намаз это или возмещаемый, а также количество ракаатов. Следует помнить, что намаз совершается только ради Аллаха.

Однако перед такбиром произнести сначала намерение вслух является сунной, и это делается для того, чтобы легче было сосредоточиться на нем мысленно.

3. Произнесение такбира.

Обязательно стоя произнести вступительный такбир:

اَللهُ اَكْبَرُ

«Аллаhу акбар» (Аллах велик) . После его произнесения вы уже в намазе. Такбир и последующие словесные арканы и молитвы следует произносить так, чтобы вы сами могли слышать чтение, соблюдая, как положено, все правила чтения и произнося буквы без искажений, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы. Все молитвы необходимо читать только на выдохе.

При произнесении такбира рекомендуется поднять руки так, чтобы большие пальцы были на уровне мочек ушей, ладони направлены вперед, остальные пальцы чуть согнуты и тоже направлены вперед.
Женщины тоже поднимают руки подобным же образом.

4. Стояние.

Обязательно стоять при выполнении ритуального намаза, если человек может. При этом рекомендуется складывать руки ниже груди и выше пупка так, чтобы правая ладонь находилась на запястье левой руки и держала ее.

5. Чтение суры «Аль-Фатиха» (первой суры Корана).

Обязательно чтение суры «Аль-Фатиха» так, чтобы сами могли слышать чтение, соблюдая все правила чтения (таджвид) и последовательность аятов и произнося буквы без искажений. Правильному чтению суры «Аль-Фатиха» необходимо научиться непосредственно из уст компетентного учителя и, сделать это следует не откладывая.

Если кто-либо не может правильно читать суру «Аль-Фатиха», то он должен читать любые аяты Священного Корана, количество букв в которых в сумме эквивалентно количеству букв в суре «Аль-Фатиха» (156 букв). Если человек знает один или несколько аятов из суры «Аль-Фатиха» («Басмала» также является аятом суры «Аль-Фатиха»), он может повторять их столько раз, чтобы получилось такое же количество букв, как в суре «Аль-Фатиха». Если же человек не может читать ничего из Корана, он должен читать слова поминания Аллаха (зикр) :

سُبْحانَ اللهِ وَالْحَمْدُ لِلهِ وَلآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ واَللهُ اَكْبَرُ

«Субханаллаhи, валь-хамдулилляhи, валя иляhа илляллаhу валлаhу акбар»
(Аллах пречист от всех недостатков, хвала и слава Аллаху, нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, Аллах Велик) .

Молящийся произносит эти слова столько раз, чтобы по меньшей мере было столько же букв, как в суре «Аль-Фатиха». К примеру, достаточно произнести слова «Аллаhу акбар» двадцать раз. Если же человек не может читать ни суру «Аль-Фатиха», ни что-либо другое из Корана, не может читать зикр (к примеру, человек только что принявший веру), то он стоит молча столько времени, сколько занимает умеренное чтение суры «Аль-Фатиха».

آمينَ يا رَبَّ الْعالَمينَ

«Амин, я Раббаль-‘алямин»

(О Аллах – Господь миров, исполни мою просьбу!) .

Также желательно прочитать после суры «Аль-Фатиха» хотя бы один или три аята из Корана в первом и во втором ракаатах. До начала чтения суры «Аль-Фатиха» в первом ракаате рекомендуется прочесть молитву «Ифтитах» (см. Приложение 5) и затем «Исти‘азу».

6. Поясной поклон (руку‘) .

После чтения суры «Аль-Фатиха» обязательно сделать поясной поклон так, чтобы ладони обеих рук упирались в чашки колен. При этом локти бывают немного отведены в стороны, спина, шея и голова на одной прямой. В таком положении необходимо задержаться в состоянии покоя на некоторое время (минимум на время, достаточное для произнесения «Субханаллаh»). Такая задержка называется «тумаънина» . Следует отметить, что поклон, как и все другие последующие действия намаза, не должен быть совершен с другой целью, кроме как для исполнения элемента намаза. Рекомендуется при выполнении поясного поклона поднять руки до уровня ушей точно так же, как и при вступлении в намаз, и сказать: «Аллаhу акбар». Также во время поясного поклона желательно произнести три раза:

سُبْحانَ رَبِّيَ الْعَظيمِ وَبِحَمْدِه

«Субхана Раббияль-‘азыми ва бихамдиhи»

(Мой Великий Господь превыше всех недостатков, хвала Ему) .

7. Выпрямление (и‘тидаль) .

Обязательно возвратиться после поясного поклона в исходное положение «стоя» и задержаться в этой позе на некоторое время (тумаънина) . Рекомендуется во время выпрямления поднять руки до уровня ушей, как и ранее, и сказать:

سَمِعَ اللهُ لِمَنْ حَمِدَهُ

«Сами‘аллаhу лиман хамидаh»

(Аллах принимает восхваления того, кто славословит Его) , растягивая произнесение на весь период выпрямления. После того, как окончательно выпрямились, желательно сказать:

رَبَّنا لَكَ الْحَمْدُ

«Раббана лякаль-хамд»

(О наш Господь! Хвала Тебе!) .

8. Земной поклон (суджуд) .

Затем обязательно совершить земной поклон, прижавшись лбом к полу (коврику). Для этого сначала опускаетесь на колени, далее наклоняетесь вперед, упираетесь обеими руками в пол и касаетесь пола лбом. Пола должны касаться часть обеих колен, часть ладоней обеих рук, нижняя часть пальцев ног (при этом пальцы направлены в сторону Киблы) и часть лба (нос также касается пола). При этом, вес головы давит на лоб. Находитесь в этом положении некоторое время, в течение которого рекомендуется три раза произнести:

سُبْحانَ رَبِّيَ الْأَعْلى وَبِحَمْدِه

«Субхана Раббияль-а‘ля ва бихамдиhи»

(Мой Великий Гос-подь превыше всех недостатков, хвала Ему) .

Также рекомендуется перед выполнением земного поклона произнести «Аллаhу акбар». При земном поклоне желательно, чтобы руки были на уровне плеч, пальцы слегка прижаты друг к другу и направлены в сторону Каабы. Для мужчин рекомендуется, чтобы локти при земном поклоне были отведены в стороны и приподняты от пола, живот не касается бедер. Женщины же при земном и поясном поклонах держат локти прижатыми к телу, а при земном поклоне локти также приподняты от пола, но живот касается бедер.

Между лбом и местом, в которое он упирается, не должно быть преград, например, волос, шапки или платка, хотя бы часть лба должна касаться непосредственно пола.

9. Сидение между двумя земными поклонами.

Обязательно после земного поклона сесть, выпрямив при этом туловище, и находиться в этом положении некоторое время. Поднимаясь с земного поклона, желательно произнести «Аллаhу акбар». Находясь в положении «сидя», рекомендуется сказать:

رَبِّ اغْفِرْ لي وَارْحَمْني وَاجْبُرْني وَارْفَعْني وَارْزُقْني وَاهْدِني وَعافِني

«Раббигфир ли, вархамни, ваджбурни, варфа‘ни, варзукни, ваhдини, ва ‘афини».

(О мой Господь! Дай мне прощение, смилуйся надо мной, помоги мне, возвысь мою степень, даруй мне пропитание, веди далее по истинному пути и защити меня от болезней) .

При сидении рекомендуется поджать под себя левую ногу, чтобы стопа находилась под ягодицами, в то время как правая стопа расположена вертикально на полу и опирается на направленные вперед, в сторону Киблы, пальцы, как при земном поклоне. Этот способ сидения называется «ифтираш» . Руки во время сидения рекомендуется положить на колени, пальцы направлены в сторону Каабы.

10. Обязательно выполнить второй земной поклон . Он выполняется так же, как и первый. При этом, наклоняясь и поднимаясь, произносите такбир. С выполнением второго земного поклона завершается первый ракаат (цикл) намаза .

11. После этого обязательно нужно встать в полный рост для выполнения второго ракаата . Для этого сначала принимаете положение «сидя на коленях», затем, опираясь руками о пол, ладонями вниз, встаете в полный рост и принимаете положение «стоя», как в начале предыдущего ракаата. Во время подъема рекомендуется произнести «Аллаhу акбар». Повторите после этого все пункты от 5 до 10. Этим заканчивается второй ракаат .

12. После второго земного поклона второго ракаата (в намазах, состоящих из 3-х или 4-х ракаатов) рекомендуется сесть и прочитать «Ташаhhуд» (другое его название «Ат-Тахийят», и после него «Салават» Пророку (мир ему и благословение). Желательно сидеть в позе «ифтираш» (см. пункт 9) . При необходимости можно сидеть и на обеих скрещенных ступнях.

Рекомендуется держать обе руки на коленях. Пальцы левой руки лежат на левом колене и направлены в сторону Каабы, пальцы правой руки лежат на правом колене, кроме указательного, который слегка приподнимается при произнесении «илляллаh» (в «Ташаhhуде») и остается в таком положении до конца сидения. При этом взгляд с места касания лба отводится на поднимающийся указательный палец, даже если вы из-за темноты или по другой причине не видите его. Приподнятый палец слегка согнут, средний и безымянный пальцы и мизинец правой руки слегка сжаты в кулак, а большой палец слегка прижат к указательному пальцу.

13. Затем обязательно надо встать и выполнить два следующих ракаата таким же образом, как описано в пунктах 5 - 11. Вставая на третий ракаат, рекомендуется поднять руки на уровень ушей, одновременно произнеся «Аллаhу акбар». Однако перед четвертым ракаатом поднимать руки не следует.

14. После выполнения второго суджуда в последнем ракаате обязательно сесть, прочесть «Ташаhhуд» и «Салават» . Руки рекомендуется держать так, как указано в пункте 12 . Указательный палец слегка приподнимается при произнесении «илляллаh» и остается в таком положении до окончания намаза. Сидеть рекомендуется на полу, подогнув левую ногу и просунув ее под правую ногу, которая остается в таком же положении, как и при земном поклоне (рис.9) . Этот способ сидения называется «таваррук» .
Однако после «Ташаhhуда» рекомендуется прочитать полностью «ас-Салят аль-Ибраhимийя», затем желательно произнести дуа. Можно прочитать и это известное дуа:

اَللّهُمَّ إِنّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذابِ جَهَنَّمَ وَمِنْ عَذابِ الْقَبْرِ وَمِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيا وَالْمَماتِ وَمِنْ شَرِّ فِتْنَةِ الْمَسيحِ الدَّجّالِ

«Аллаhумма инни а‘уз у бика мин ‘аз аби джаhаннама ва мин ‘аз абиль-кабри ва мин фитнатиль-махья валь-мамати ва мин шарри фитнатиль-масихи-ддаджжали».

(О Аллах! Я ищу помощи и спасения у Тебя от мучений Ада, и от могильных мук, от заблуждений жизни и смерти и от зла смуты ложной мессии даджала).

15. Заключительный «Салям» .

Завершая намаз, обязательно произнести «Ас-Саляму ‘аляйкум» , но рекомендуется сказать:

اَلسَّلامُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ اللهِ

«Ас-Саляму ‘аляйкум ва рахматуллаh» , повернув голову сначала направо, затем налево. Произнесением этих слов заканчивается полуденный намаз .

Порядок выполнения послеполуденного и ночного намазов

Послеполуденный и ночной намазы выполняются так же, как и полуденный. В намерении следует указать, что выполняется обязательный послеполуденный (или ночной) намаз. В первых двух ракаатах ночного намаза мужчинам рекомендуется после суры «Аль-Фатиха» короткую суру читать вслух. Это разрешено и женщинам, если рядом нет посторонних мужчин.

Порядок выполнения вечернего намза

Три ракаата вечернего намаза выполняются так же, как и первые три ракаата ночного намаза, но с намерением выполнить обязательный вечерний намаз. После второго суджуда третьего ракаата выполняются пункты 14 и 15 .

Порядок выполнения утреннего намаза

Два ракаата утреннего намаза выполняются так же, как и первые два ракаата ночного намаза, но с намерением выполнить обязательный утренний намаз.

После второго суджуда второго ракаата выполните пункты 14 и 15 . Также после произнесения «Раббана лякаль-хамд» , выпрямившись после поясного поклона (в и‘тидале) второго ракаата, рекомендуется прочитать дуа «Кунут».

"Передано имамами ан-Навави и Ибн Хиббаном, что однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришел некий человек и попросил: «О, Посланник Аллаха! Воистину, я не могу обучиться чтению Корана. Научи меня тому, что заменит чтение Корана». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Скажи: субханаллаhи, валь-хамдулилляhи, валя иляhа илляллаhу валлаhу акбар, валя хавля валя куввата илля билляhиль-‘алиййиль-‘азым»."
"В другом изречении Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если можешь читать Коран, то читай его. Если же нет, то читай: аль-хамду лилляh, ля иляhа илляллаh, Аллаhу акбар»".

"При чтении «Салавата» в «Ташаhhуде» обязательных намазов слово «саллим» не произносится. «Ташаhhуд» читается без этого слова."

"Произнеся «Салям» и поворачивая голову вправо, желательно мысленно приветствовать всех верующих (людей, ангелов и джиннов), находящихся по правую сторону от вас. Затем точно так же поворачиваете голову влево и произносите «Салям», при этом мысленно делаете намерение приветствовать всех верующих, находящихся по левую сторону от вас."

Тот, кто собирается прочитать намаз, должен быть не оскверненным, то есть у него должно быть полное омовение и малое омовение . Если у вас его нет - нельзя читать намаз. Еще, должны быть выполнены условия намаза . Только после этого женщина и мужчина может встать на намаз.

Видео обучение по чтению намаза для женщин

Данное видео, иншаАллах, поможет вам понять что и как делается. Подробное текстовое описание ниже.

Основная наша задача - что бы могли научится читать намаз начинающие женщины. Именно для них мы постарались вкратце и в понятном виде написать порядок. Там необходимый минимум, можно сказать. А для тех, кто хочет подробнее тонкости узнать - мы скрыли дополнительную информцию в "подробнее".

Намаз для начинающей женщины из 2 ракатов

Утренний намаз-фаджр состоит из 2 ракатов. Еще двухракатный намаз используется в дополнительных молитвах. Как правильно делать намаз из двух ракатов женщине? Правила выполнения этого намаза одинаковы для всех мусульман. Единственное, что отличаются лишь положения рук и ног в намазе. Чтобы правильно совершать намаз, женщиненеобходимо знать не только как произносятся на арабском дуа и суры, но и понимать их смысл. Внизу будет приведена схема выполнения намаза с переводом смыслов на русский язык. Желательно выучить чтение сур и дуа с учителем арабского языка или слушать правильное аудио воспроизведение. Очень важно - правильное произношение слов. Для того чтобы намаз смогла выполнять начинающая женщина при написании сур и дуа использован русский алфавит, но к сожалению такое написание не передает правильность произношения.

Намаз является важнейшей формой поклонения в исламе. Это по сути один из 5 столпов, на которых держится данная религия. Во сколько обеденный намаз, утренний и вечерний - знает каждый мусульманин. Ежедневно они совершают его несколько раз.

О происхождении

Выясняя, что такое намаз у мусульман, нужно учитывать, откуда произошло данное слово. Оно обладает персидскими корнями. Переводится как «молитва» либо «место для совершения молитв». Такое название распространилось по всему тюркскому миру. Арабы стали использовать термин «салят». Он переводится аналогичным образом.

О правилах

В Коране Всевышний возглашает: «Совершайте намаз». Каждую из 5 молитв, включая обеденный намаз, отличают свои особые характеристики. Так, каждой молитве отводится строго свое время.

Главная единица в молитве - это ракаат. Он является циклом совершения нескольких действий. При этом произносятся суры и дуа, они сменяют друг друга в определенном порядке.

О требованиях

Чтобы совершить, к примеру, обеденный намаз, мусульманину нужно выполнить несколько условий. Так, он в обязательном порядке должен предварительно принять веру. Не мусульманам обеденные намазы совершать запрещено. Несмотря на это, представителям других религий, атеистам вменяется в качестве греха их пропуск.

В случаях, когда человек долгий период оставался приверженцем другой религии либо был атеистом, с момента, когда он приходит к исламу, соблюдение строгого времени намаза в мечети является для него обязательным.

Вторым требованием является достижение совершеннолетия. В данном случае имеется в виду не юридическая дееспособность, а момент, когда человек созревает в половом плане. И это время у каждого человека индивидуально.

Третье требование заключается в психическом здоровье человека. Если же он обладает каким-либо отклонением, то освобожден от следования графикам намаза. Помимо этого, важно, чтобы он находился в состоянии ритуальной чистоты. До молитвы ему нужно выполнить омовение - тахарат.

Об обязанностях

Для всех остальных существуют строго установленные графики намаза. Обязанностью каждого мусульманина является совершение молитв по всем правилам. Однако правилами в исламе допускаются отклонения от графика по причине форс-мажорных ситуаций. Из-за них верующий может отложить осуществление намаза.

Перед тем как читать обеденный намаз, нужно произнести шепотом либо про себя намерение. Нужно молиться лишь в чистой обстановке и в чистой одежде. Чтобы молиться, имеет смысл переодеться. Помимо этого, во время совершения как женского намаза, так и мужского, нужно прикрыть несколько частей тела - аурат.

Тут подразумеваются «срамные» для ислама места на теле. Отпуская молитвы, нужно поворачиваться лицом к Каабе. Она находится в Мекке. В то же время исключения из данного правила имеются. К примеру, если время обеденного намаза настигло человека в общественном транспорте, он может не поворачиваться к Каабе.

О действиях

Любой намаз - идет ли речь о фардах, ваджибах, суннатах либо нафль-намазах - сформирован из ряда последовательных действий, которые повторяются. Каждый намаз, включая обеденный намаз в пятницу, делят на периоды - ракааты. Они представляют собой строго определенные последовательности телодвижений и фраз. Начинают их, стоя слушая чтение Корана. Далее кланяются в пояс, а затем, выпрямляясь, встают, принимая вертикальную позицию. Далее снова совершают земной поклон. Его повторяют дважды. Каждый второй ракаат заканчивают сидением для чтения ташаххуда. Число периодов у обеденных намазов для женщин, для мужчин, у утренних молитв, вечерних различается.

Для женщин

Если речь идет о намазе для женщин, нужно учитывать, что им не нужно оглашать азана и икамата. Помимо этого, они молитвы не отпускают всем коллективом. Представительница женского пола старается каждую молитву отправлять дома, а не в мечетях. На пятничный намаз женщина также не приходит. В то же время она может участвовать в коллективных молитвах на территории дома, находясь сзади мужчин.

До начала отправления молитв представительница женского пола должна убедиться в том, что все части ее тела, за исключением кистей рук, ступней, покрывает непросвечивающая, плотная одежда. Также важно убедиться в том, что прикрыты волосы, а запястья не будут обнажаться во время этого ритуала.

В случаях, когда во время отпускания молитв по меньшей мере четвертая часть ее тела окажется открытой, она может произнести 3 раза «Субъаналлах», что займет около 6 секунд. После этого намаз будет считаться недействительным. После того как человек убедился в том, что каждое условие намаза выполнено, он готов его совершить.

Подробнее о процедуре

Намерение является мысленной готовностью произвести какие-либо действия. Важно осознать, что человек собирается отпустить молитву. Нужно мысленно продумать, какая именно молитва будет совершена. В противном случае намаз действительным не считается.

Намерение должно звучать в голове до того, как человек начнет отпускать молитву. Важно встать прямо, глазами смотреть туда, куда будет опускаться лоб при земном поклоне. Не рекомендуется наклонять голову и опускать подбородок на грудь.

Представительницы женского пола обязуются ставить ноги близко друг к другу. Колени их должны соединяться. Между ними не должно оставаться много пространства. Запрещено отпускать молитвы, будучи одной в одежде, которую женщина бы не надела на публике.

О начале молитвы

Подняв ладони к кибле, мусульманки приступают к произнесению первых такбиров - «Аллаху Акбар». По сути, это является началом молитвы. Вплоть до ее завершения женщина не может выйти из нее, пока не доведет до конца.

Совершив такбир, женщина складывает свои руки на груди. Она кладет правую руку на пальцы левой. Ей нет необходимости складывать руки на пупке, подобно представителям мужского пола. Не нужно ей и шевелиться, если в том не возникает необходимости. Ей нужно лишь стоять спокойно - чем тише, тем лучше.

Когда хочется почесаться, делать это нужно только в крайних случаях, затрачивая как можно меньше сил и времени. При этом стоять нужно прямо, а вес равномерно распределить на 2 ноги. При этом важен взгляд прямо перед собой, его не нужно отводить, смотреть по сторонам. В данном положении прочитывают вступительные дуа «сана».

Далее женщина просит защиты от шайтана. После этого она прочитывает басмалу. Далее она прочитывает суру «Аль-Фатиха», а завершает чтение, произнося «Амин». Произносят его несколько нараспев - растягивая «а» и «и».

В то же время важно отметить, что даже при тихой молитве нужно, чтобы человек сам себя слышал. Некоторые части намаза произносятся достаточно тихо. «Чтение» лишь в мыслях, без участия речевого аппарата, фактически означает недействительность намаза.

Вслед за сурой «Аль-Фатиха» читают следующую. При этом нужно прочесть как минимум 3 коротких аята либо заменить их одним длинным. Длинный аят равен по длине трем коротким. Чаще всего, когда человека обучают намазу, ему дают короткие суры, которые перечисляются в конце Корана.

Вторую суру прочитывают лишь в первых 2 ракаатах. В намазе витр вторую суру читают в каждом ракаате. Все эти отрывки приведены непосредственно в самом Коране. Оттуда их и берут. Когда заканчивается чтение суры, мусульманки произносят такбир - «Аллаху Акбар», а затем кланяются в пояс - руку.

Отличия полов

В руку представительницам женского пола нет необходимости вытягивать спину, подобно мужчинам. Не нужно кланяться настолько же низко, насколько делают это мужчины.

В положении руку представители мужского пола обхватывают пальцами колени, в то время как женщине достаточно положить руки на колени таким образом, чтобы пальцы оказались на близком расстоянии друг от друга. То есть между ними должно оставаться пространство. Помимо этого, представительницам женского пола необязательно сохранять ноги в прямом положении. Вместо этого они могут сгибать колени несколько вперед.

Что касается мужчин, для них правила иные - им нужно держать руки в стороны от боков. Женщины же руки прижимают к бокам. Взгляд в этот момент должен быть направлен на ступни.

При нахождении в позиции руку нужно трижды восхвалить Аллаха, произнеся «Субхана роббияль-азым». Это переводится как «Великий Господь не имеет недостатков». Говорится данная фраза ровным и спокойным тоном.

При выпрямлении нужно сказать «Сами аллаху лиман хамидах», это нужно говорить до тех пор, пока тело снова не примет полностью вертикальное положение. Когда человек окончательно выпрямляется, он говорит «Роббана уа лякаль-хамд».

В таком положении не нужно класть руки на грудь, их нужно опустить по бокам. Нужно в обязательном порядке для этого полностью выпрямиться. Взгляд должен быть направлен в место совершения саджда. То же касается и стояния - кыяма.

За этими действиями следует земной поклон. Совершая его, мусульманки произносят «Аллаху Акбар». Мужчинам важно не опускать торс до того, как на полу окажутся оба колена. Для женщин данное правило не писано - они могут сразу опускаться в поклон.

При этом представительницам женского пола нужно совершать поклон таким образом, чтобы живот прижимался к бедрам, а руки - к бокам. Помимо этого, им нужно оставить ноги на полу, складывая их по правую сторону.

Мужчины не должны опускать руки на пол, делая поклон. Однако женщинам, напротив, нужно класть всю руку. Опустившись в такое положение, нужно трижды сказать «Субхана роббияль-аля». Важно при этом соблюдать спокойствие и не торопиться.

Совершив первый поклон, следует усесться левым бедром на пол, а затем произнести «Аллаху Акбар». При этом нужно выпрямляться, складывая ноги по правую сторону от тела, левую ногу кладя на голень правой. Важно учитывать, что совершать второй земной поклон, не выпрямляясь, нельзя.

Далее необходимо класть ладони, пальцы прижимая друг к другу. Нужно сложить их таким образом, чтобы между ними не оставалось свободного пространства. Взгляд при этом направляется на колени. В таком положении нужно пробыть на протяжении времени, достаточного для произнесения «СубханаЛлах». Полный перечень всех действий содержится в Коране.

О пятничном намазе

Джума-намаз является обязательной массовой мусульманской молитвой. Производят ее в пятницу, находясь на полуденной молитве в мечети. То, как правильно совершать Джума-намаз, написано в Коране.

Обязанности

Данную молитву в обязательном порядке отправляют мужчины, уже достигшие совершеннолетия. Представительницам женского пола она является желательной, но выполнять ее условия необязательно. То же касается физически немощных людей. На данный момент богословы указывают на то, что женщинам посещать коллективные намазы нежелательно, а это требование целиком и полностью распространяется на пятничные намазы. Каждому, кто принял ислам, запрещается прекращать данную молитву, не имея к тому веского повода. Но если речь идет о стихийных бедствиях - морозах, угрозах схода лавин, ливнях - то отправлять молитву не обязательно.

О порядке совершения

Еще до молитвы важным условием является омовение мусульманина. Ему нужно подстричь ногти, надев чистую и праздничную одежду. Имеет смысл воспользоваться духами. Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу продукты, которые обладают острыми запахами - чеснок, лук и так далее.

До начала молитвы произносят второй азан, читают проповедь - хутбу. Она делится на 2 части. Между ними рекомендуется ненадолго присесть. Уже затем верующие вместе с имамом приступают непосредственно к намазу. При этом совершение молитвы в пятницу наделяет правом не совершать намаз в полдень.

О действительности

Нужно помнить о строгости правил в мусульманстве для того, чтобы молитва считалась действительной. Так, намаз должен быть прочитан на территории крупных населенных пунктов. В каждом населенном пункте для совершения Джума-намаза нужно собираться в одно место. Но если мусульмане на одной территории совершали данный намаз в разных местах, действительным из них будет считаться только один - тот, который был отправлен раньше остальных.

Чтобы проводить имам обязуется получить разрешение местных властей. Важно, чтобы время отправления молитвы совпало со временем полуденного намаза. Нужно, чтобы на проповеди побывал хотя бы 1 здравомыслящий мужчина. Мечеть, в которой происходит намаз, должна оказаться открытой для каждого. Исключением являются здания, которые закрываются исходя из соображений безопасности.

О нежелательных действиях

Помимо вышеперечисленных запретов, имеется ряд действий, которые совершать не запрещено. Однако допускать их крайне не рекомендуется. К данному перечню относят опоздания в мечети. Мусульмане всегда должны стремиться добираться до мест совершения молитвы заблаговременно.

Это относится ко всем видам религиозных ритуалов, которые прописаны в Коране, совершаются в мечетях. Все дело в том, что опоздавший человек будет мешать тем, кто уже начал совершать намаз, внимание верующих на мгновения будет переключаться на него. Пришедшему позже остальных нельзя ни в коем случае занимать место в первых рядах, перешагивая через мусульман. Нельзя ходить между рядами и доставлять неудобство кому бы то ни было. Помимо этого, во время проповеди категорически запрещается разговаривать, отвлекать окружающих. Запрет данного рода вступает в силу, как только имам восходит ко своему месту, с которого и зачитывает текст своей проповеди.

Похожие статьи

  • Вкусный омлет для годовалого малыша!

    Дорогие читатели, в этой статье вы узнайте, как приготовить омлет ребенку. Вам станет известно, когда пришло время ввода такого блюда. Выясните, каких правил нужно придерживаться. Ознакомитесь с вариантами приготовления. Первое знакомство...

  • Феодальная раздробленность Руси: причины и последствия

    С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям - Мономаху, его сыну Мстиславу - удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления...

  • К чему снятся желтые туфли

    Но стоит ли так обобщать все сновидения? Ведь на их значение влияет много факторов: цвет, модель и др.А как объясняет сонник туфли во сне? К чему же снится этот универсальный, всеми любимый предмет стиля?Если они были чёрного цветаНовые...

  • Предприятие с обособленными подразделениями: расчет налога на прибыль и представление налоговой декларации Декларация прибыли обособленному подразделению пример

    Наша компания зарегистрировала обособленное подразделение (без выделения на отдельный баланс и отдельного расчетного счета) в феврале 2014г. И головная организация и обособленное подразделение зарегистрированы в одном муниципальном...

  • В храмике своей души ты порядок наведи

    На вопросы телезрителей отвечает иерей Константин Морозов, клирик Храма св. пророка Илии на Пороховых. Передача из Санкт-Петербурга. Добрый вечер, дорогие телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», ведущий ди

  • Мир помнит святителя луку

    Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим. 16:17). Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не...