Как установить новые спицы на колесо велосипеда. С чего начинается сборка. Как собрать колесо велосипеда: процесс сборки

Колесо - это именно та часть велосипеда, которая находится в непосредственном контакте с землёй. А поскольку колесо также иногда встречается с бордюрами, камнями и прочими неровностями, то рано или поздно обод придется менять. Надо идти в мастерскую и, заплатив немаленькую сумму, получить качественно собранное и отбалансированное колесо. Между тем, можно собрать колесо самостоятельно, тем более, что вряд ли кто-то захочет платить за сборку колеса «Камы» или «Салюта» треть цены велосипеда.

Еще одно изобретение появилось сравнительно недавно, более ста пятидесяти лет назад. Круг был изобретен снова. Новизна заключалась в том, чтобы зажать спицы к ступице так, чтобы спицы были на самом деле напряжены. Стоит посмотреть на спицы со спицами и посмотреть, где есть опорные точки к центру этих спиц, которые в настоящий момент находятся ближе всего к точке контакта с землей. В точке контакта с землей натяжение спиц является самым слабым, что приводит к тому, что невооруженным глазом сглаживается невооруженный глаз в точке соприкосновения с землей.

Итак, чтобы собрать колесо, нам потребуются: спицы с ниппелями, обод, втулка и спицевой ключ. Также желательно иметь отвертку, но можно обойтись и без неё.

В этой статье описана сборка колеса на три креста (каждая спица пересекается с тремя другими)- наиболее распространенным способом. Хотя можно собрать и на два креста и вообще без крестов (солнышком). Чем больше крестов в колесе, тем оно жестче на кручение и тяжелее. Колесо солнышком легче и жестче при ударах, но собирать так заднее колесо или использовать дисковый тормоз в этом случая нельзя - резко возрастет нагрузка на обод и фланец втулки.

Чтобы колесо сыграло свою роль, спицы должны быть предварительно натянуты с зазорами. Благодаря умелому распределению напряжений была получена структура, которая, по некоторым оценкам, способна передавать силы в 400 раз больше, чем собственный вес. Подготовка модели распределения сил в спицевом колесе - само по себе задача. В более амбициозных книгах, посвященных построению велосипедного колеса, результаты анализа, проведенного с довольно сложным математическим аппаратом, Метод конечных элементов.

Это конец развития колеса? Будут ли еще более совершенные колеса? Следующий шаг, не столь впечатляющий, как переход от спицевого колеса, работающего на сжатие к рабочему колесу протектора, - это некоторые незначительные улучшения. Пример: у большинства велосипедных колес довольно много спиц, и в то же время каждая спица изогнута, характерная для одного из концов так называемого. локоть. Дизайнеры пытаются создать колеса, которые без потери параметров, таких как жесткость, будут иметь меньше прямых спиц, что должно уменьшить его массу и уменьшить влияние порывов.

Для начала нужно подобрать обод, втулку и спицы (фото 1).

Понятно, что количество отверстий для спиц в ободе, втулке и количество спиц должны совпадать. Для вашего первого колеса лучше использовать новую втулку, спицы и обод, так как в этом случае гарантирована чистота резьбы на спицах, то есть отсутствие проблем с завинчиванием ниппелей, а также и с балансировкой колеса.

Кажется, что такое велосипедное колесо, все видят. Фактически, это похоже на 95% всех велосипедных колес, но есть исключения, включая составные колеса и так далее. Системные колеса, то есть созданные конкретными компаниями, получают некоторые уникальные функции.

Для ясности в этой статье велосипедное колесо по умолчанию понимает спицевое колесо. Какие элементы состоят из спица велосипеда? В наиболее упрощенной форме, принимая во внимание только абсолютно существенные элементы, это. Ступица с осями и подшипниками, спицы, спицы, фиксирующие спицы в отверстиях в ободе колеса. Концентратор очень упрощен - это прямой цилиндр. Колеса, которые образуют оба цилиндра, имеют чуть больший радиус, чем радиус цилиндра. Что выходит за рамки вальса, часто называют воротником.

Однако в настоящее время необходимо выбрать не только длину спиц, но и их марку, и модель. Если для катания вокруг дома можно ставить недорогие спицы малоизвестных производителей, то для экстремального катания хорошие спицы даже важнее хороших ободов и втулок, хотя на них тоже лучше не экономить. Наиболее качественные спицы производят фирмы DT Swiss и Ritchey. Красиво смотрятся чёрные спицы, но спицы фирмы DT champion Ыаск стоят 75 центов за одну, против 25 центов за серебристую DT champion. Платить ли в три раза больше за красоту - дело ваше. А вот тянутые спицы и спицы с переменной толщиной и вправду лучше других. Первые - жестче обычных, вторые - легче, причём не в ущерб прочности.

Общее количество отверстий в обоих фланцах ступицы должно быть идентично количеству отверстий в ободе колеса. Способ крепления подшипника и различные решения подшипников, которые читатель может использовать в моих других статьях. Они часто имеют разную высоту.

Среди других Длина спиц зависит от правильной длины спиц. Спицы, в значительной степени, представляют собой куски проволоки из твердого металла. Их названия называются отдельными разделами спиц. И поэтому закругленный закругленный конец спиц называется головой. Прямо за головой спицы согнуты под углом 90 °. Точка изгиба называется изгибом. За коленом у нас есть правильные спицы. Другой конец спиц заканчивается ниткой. Как правило, это нить, полученная путем прокатки проволоки. Такой метод нарезания резьбы менее агрессивен для материала спиц.

Теперь немного о том, как собрать прочное и красивое колесо и как соблюсти хороший тон (представьте себе, настоящие велосипедисты относятся к нему весьма щепетильно). Правильным с эстетической точки зрения является колесо, надписи на ободах которого читаются с правой стороны велосипеда, а на втулках - из седла. Также некоторые механики собирают колеса так, чтобы надписи на втулках читались через ниппельное отверстие. Практического смысла во всём этом нет, но если хочется соблюсти все правила, то почему бы и нет. Напротив, правильное расположение крестов очень важно, особенно при использовании недорогих ободов. Дело в том, что у всех ободов есть слабое место - это стык. С наружной стороны обода он часто незаметен, но с внутренней стороны его, как правило, легко найти (фото 2).

Однако есть много исключений из этого правила. Популярным является так называемый. «затенение» спиц. Было отмечено, что силы сосредоточены в основном вблизи обоих концов спиц. Отсюда вывод, что вы можете уменьшить толщину спиц в центральной части. В результате некоторые спицы имеют разную толщину на определенном участке. Некоторые производители идут еще дальше и делают спицы с двумя спицами. В зависимости от секции такие спицы имеют три разных толщины. Заштрихованные спицы - это прежде всего область дорожных велосипедов, где они сражаются за каждый грамм.



Стык должен находиться под двумя крестами, которые будут скреплять его собой. В этой статье рассмотрен именно такой вариант сборки, при котором будет соблюдено последнее правило.

Следует обратить внимание на чистоту отверстий для спиц во втулках и, в случае необходимости очищаем их, чтобы грязь не попала на резьбу спиц, и не возникло затруднений при завинчивании ниппелей.

Есть спицы с поперечным сечением, отличные от кругового. Такие спицы чаще всего сплющены в направлении движения, что уменьшает сопротивление воздуха. Эти типы спиц требуют тщательной сборки и чаще всего используются в системных колесах. Гайки блокируют спицы в отверстиях в ободе колеса, называемые зажимами. Чаще всего из латуни. Латунь - легкий, но мягкий материал. Редкие материалы - алюминиевые или титановые сплавы. Опять же, причина изменения материала в основном массовая. Латунные ниппели часто имеют защитное покрытие из никеля.

Сосок состоит из головы, увеличенной части соска, которая блокирует ниппель и спицу против обода. Голова часто имеет разрезы, которые подходят отвертке. Это позволяет использовать отвертку при повороте спиц на спицы, по крайней мере, на начальной стадии. Эта часть ниппеля, выступающего над ободом, со стороны ступицы, квадратная в поперечном сечении. Эта форма поперечного сечения позволяет поворачивать ниппель с помощью гаечного ключа соответствующего размера. По всей высоте соска, в центре, проходит резьбовое отверстие.

Смазываем резьбу спиц, чтобы облегчить процесс сборки.

Вставляем одну спицу в отверстие в левом фланце втулки и в отверстие на ободе, расположенное слева от ниппельного (обод расположен левой стороной к собирающему). Фиксируем спицу ниппелем (см. фото 2).

Вставляем следующую спицу через одно отверстие во фланце и, отсчитав три отверстия в ободе, вставляем её в четвёртое (фото 3).

Размеры резьбы в конце спиц и внутри соска соответствуют друг другу. Но что-то нужно начинать. Как только обода были сделаны из полосок листового металла, прошедших через подходящий пресс, которые соответственно складывали края, которые позволяют вписаться в обод шины. В дополнение к изгибу листового металла все еще были отверстия в спицах и еще одно отверстие для клапана. Конечно, каждое отверстие слегка ослабляет обод. В простейшей версии отверстия расположены одна за другой половиной ширины обода.

В более продвинутых версиях отверстия смещены относительно друг друга, так что каждое второе отверстие падает на одну и ту же высоту, что немного усиливает обод. Наконец, отверстия были начаты под прямым углом, чтобы улучшить осаждение соска. Это, в свою очередь, требует правильно сформированных асимметричных ниппелей. Другая идея - укрепить края отверстий, то есть так называемых. укупорки. Наконец, такой подготовленный изогнутый листовой металл должен быть тонко сваривается или сваривается с образованием обода.



Продолжаем процесс, пока не получится то, что изображено на фото 4.



Разворачиваем колесо правой стороной к себе и вставляем спицу в отверстие в ободе, расположенное в данный момент справа от самой первой спицы (фото 5).



На сайте слияния производители с удовольствием придерживаются своего логотипа, чтобы скрыть его от менее занятого байкера. Как связаны эти элементы? Спицы зацепились за отверстия в фланцах ступицы благодаря головам. Другой конец каждого спица проходит через отверстие в ободе. К концу спиц находится винтовая крышка, которая представляет собой ниппель. Благодаря правильной длине спиц, нипель притягивает спицы во время затягивания. Спицы должны быть соответственно затянуты, а колесо центрировано, т.е. равно, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.

Продолжаем спицевать правую сторону колеса так же, как левую.

Само собой, отверстия, в которых находятся спицы левой стороны, следует считать как пустые. Результат проделанной работы - на фото 6.



Поворачиваем втулку по часовой стрелке относительно обода и вставляем следующую спицу изнутри (фото 7),



Задача сама по себе заключалась в создании машины, которая автоматически складывает и центрирует колеса. Колеса, созданные автоматически, не соответствуют качеству этой ручной сборки. Стоит иметь в виду, покупая новый велосипед. Кто-то, кто решает осваивать конструкцию колес, должен, на мой взгляд, осознавать выпуск этого навыка.

Нулевой уровень - выпрямление случайно очерченного колеса, базовый уровень - независимая замена сломанных спиц, зрелый уровень - самовыравнивание симметричного колеса, продвинутый уровень - самовыравнивание несбалансированного колеса; вход практически любого колеса. Следующие уровни требуют прежде всего времени и опыта. Фотоматериал, показанный ниже, относится к зрелому уровню. На мой взгляд, хороший способ обучения - организовать уже подготовленное колесо, а затем собрать его.

Продеваем так, чтобы она проходила над двумя спицами и под третьей (те самые «три креста», фото 8,9).



Вставляя таким образом оставшиеся спицы, завершаем сборку. То, что должно получиться, можно увидеть на любом велосипеде или на фото 10.

Пуристы, вероятно, скажут мне, что спицы вписываются в отверстия и некоторое напряжение, поэтому нарушение такого порядка может привести к тяжелому прогнозированию последствий. Если колеса, на которых мы решили тренироваться, не готовы к дорожным велосипедам высокого класса, нам нечего бояться. Другой проблемой является правильный выбор отдельных элементов колеса. Ключ должен выбрать длину спиц для выбранного концентратора и обода.

Вопрос в том, стоит ли покупать такие навыки. Частичный ответ на этот вопрос можно найти выше. По-моему, освоение первых двух уровней - это необходимость. В случае двух последних, этот вопрос является более спорным. Стоимость труда весьма незначительна. Опытный ремесленник крутится около часа. Возможно, эта задача займет в 2-3 раза больше. Конечно, остается вопрос, будет ли мастер уделять столько внимания и заботы сердцу, как мы делаем в самодельном колесе. С другой стороны, мастер, вероятно, имеет гораздо больше опыта, чем любитель гаража, что должно позволить ему достичь более высокого качества.

После того, как все спицы встанут на свои места, можно приступать к балансировке. Балансировка осуществляется подтягиванием спиц специальным ключом (фото 11)



Или отвёрткой со стороны обода (фото 12).



И здесь ответ зависит от уровня, который мы достигнем. В случае нулевого уровня есть хороший шанс, что даже удобный многофункциональный инструмент, «Ручной нож» уже оснащен фабрикой с несколькими вырезами, которые соответствуют зазорам. В определенных ситуациях, в полевых условиях, в течение долгого путешествия такой инструмент достаточно. Однако используйте этот инструмент очень осторожно.

В случае неосторожного обращения с инструментом боковые края могут закругляться, что может затруднить отвинчивание ниппеля. Такие ключи доступны во многих вариантах и ​​размерах. Очевидно, что ключ должен быть изготовлен из материала, который превосходит твердость материала из нейлона. После того, как вы установили ключ на соске, давайте попробуем переместить ключ в стороны. Его нельзя наклонять более чем на 22, 5 °, наполовину под углом 45 °. Если мы преуспели в таком искусстве, то возможности - это два: во-первых, неправильный размер ключа до размера соска.

Существуют три разновидности дефектов.

ВОСЬМЕРКА - колесо при вращении движется так, что обод не находится в одной и той же плоскости постоянно.

ЯЙЦО - биение колеса вверх-вниз при вращении.

ЗОНТ - постоянное смещение колеса вправо или влево относительно втулки.

Все вышеназванные дефекты исправляют ослаблением спиц со стороны изгиба и подтягиванием с противоположной. Важно помнить, что при изменении натяжения одной спицы меняется натяжение остальных, а в исправлении того или иного дефекта участвуют все спицы. Чтобы постепенно свести дефект «на нет», нужен станок для правки колес. Вместо станка можно использовать велосипед. Если у вашего велосипеда есть крепления под ободные тормоза типа V-брейк, то нет ничего проще. Сняв тормоз (фото 13),

Как правило, ключ имеет три стены, соответствующие ниппелям. Есть шанс, что ключ соскользнет из соска. Только один производитель придумал довольно тривиальную идею поместить даже небольшие появления на краях ключа, что минимизирует вероятность неконтролируемой потери контакта и округления края ниппеля. Вам нужен центр? Особенно на первых двух уровнях, нашего собственного велосипеда достаточно. Мы можем делать все хорошо или иначе: центрируйте колесо достаточно, чтобы поместить его только в вилку нашего велосипеда.

Более того, центральную часть можно сделать самостоятельно, используя для этого старую вилку. С другой стороны, стоит иметь центральное место, поскольку он может значительно облегчить работу, а в случае продвинутого уровня даже указывается. Но опять же: центрированный центр неровности.



На один из штифтов надеваем бельевую прищепку (фото 14,15)





И, придвинув её к краю обода, вращаем колесо. Найдя таким образом место дефекта и отрегулировав нужным образом натяжение спиц, повторяем операцию. Таким образом, можно выправить восьмерку или яйцо. Зонт же можно легко выправить на глаз.

Итак, можно ставить колесо на велосипед и ехать. Только не забудьте после ещё раз осмотреть колесо и выправить новые дефекты, если они появятся. А впредь будьте осторожнее и следите за давлением в камерах - лучше чуть-чуть перекачать, чем править колесо или собирать его заново.

Фотографии.

12... или отвёрткой снаружи.

Антон АТАМАС, г. Красногорск Московской обл.
САМ 8 2014
[email protected]
[email protected]

Колесо является одной из самых важных частей велосипеда. Если взять два велосипеда - один супер-пупер а другой дешевый десяти-скоростной - и поменять на них колеса, то дешевый окажется быстрее. Но найти хорошие колеса не так-то просто. Да и то, что колесо отбалансировано в момент покупки, вовсе не гарантирует, что оно будет оставаться таким во время эксплуатации.

Сам процесс юстировки колес требует высокой квалификации и, как следствие, большого опыта. Многие профессиональные гонщики почти всю настройку велосипеда делают сами, но настройку колес доверяют профессионалам. Поэтому, Вы должны быть готовы к тому,что с первого раза может не получится сделать юстировку хорошо.

Для работы вам понадобиться специальный ключ для спиц (точнее для ниппелей спиц). Ниппели бывают разных размеров: 3.22 мм., 3.3 мм., 3.45 мм., 3.96 мм. Важно чтобы ключ точно подходил, иначе он будет проскальзывать.



Так выглядят ключи для спиц

Желательно, но не обязательно иметь специальный станок для правки колес и инструмент для измерения силы натяжения спиц . И уж совсем здорово, если у вас есть специальный инструмент для центрирования обода относительно втулки.

Станок для правки колес

Если у вас нет специального станка, то можно юстировать колесо прямо на велосипеде, используя тормозные колодки ободных тормозов, чтобы оценивать деформации. При этом надо особенно тщательно проверить насколько ровно стоит колесо и как работают тормоза.

Обычно описываются действия по шагам: первый шаг, второй и т.д. В данном случае, больше всего, что некоторые операции надо будет повторить несколько раз. Вполне возможно, что после выправления яйцевидности (радиального смещения) придется опять править боковое смещение, или наоборот.

Существует несколько критериев для оценки юстировки :
Боковое смещение
Радиальное смещение
Сила натяжения спиц
Центрирование относительно втулки

Исправление всех этих смещений происходит за счет затягивания спицы (поворот ниппеля по часовой стрелке) или ослабления спицы (против часовой стрелки). При этом вращается только ниппель, сама спица не вращается.

Спицы которые с права – тянут обод вправо. Те которые слева – влево. Если с одной стороны спицы натянуты сильнее – то в этом месте обод будет «перекошен». Стоит обратить внимание на следующий важный момент: спица воздействует не только на тот участок обода, к которому она прикреплена, но и на соседние (но в меньшей степени).


Натяжение одной спицы воздействует на соседние участки обода

Поскольку станок для правки колес есть мало у кого, дальнейшее описание ориентировано на вариант с установкой колеса на велосипед. Естественно перед тем как править обод, необходимо снять покрышку и камеру. (Еще должен быть флиппер – такая полоска, которая защищает камеру от спиц, ее можно сразу снять).

Сила натяжения спиц

Начать осмотр колеса можно с силы натяжения спиц. Если есть спицы которые совсем не натянуты - надо их подтянуть.

Измерить натяжение спиц можно с помощью специального инструмента. Для каждого колеса есть свои рекомендуемые значения. Спицы заднего колеса всегда натягивают сильнее, чем спицы переднего.


Аналоговый и цифровой измерители силы натяжения спиц

Возможно, опытные механики могут определить натяжение по звуку или на ощупь. Но мне кажется это не самый надежный вариант.

Много специалистов веломехаников вообще не умеют правильно собирать колеса, на которых можно долго ездить без подстройки. Но даже квалифицированные механики не имеют достаточно времени для тщательной работы и пропускают некоторые операции, вследствие чего снижается качество и надежность. Поэтому лучше всего разобраться и собирать колеса самому. Делается это следующим образом:

А. Набор

1. Смажьте маслом резьбу спиц и обод в местах соприкосновения с ниппелями. Без этого невозможно натянуть спицы достаточно жестко.

2. Если отверстия на фланцах втулки имеют зенковку только с одной стороны, то головки спиц должны находиться на незенкованной стороне, т.к. зенковка предназначена для изгиба спицы.

3. Вставьте девять спиц в один фланец так, чтобы между ними было по свободному отверстию и чтобы головки были с внешней стороны. Если это заднее колесо, начинайте с правой (резьбовой) части втулки.

4. Возьмите обод, найдите среди отверстий, смещенных вправо, ближайшее справа от вентильного отверстия.

5. Вставьте в это отверстие первую спицу и заверните ниппель на два оборота. Эта спица называется ключевой.

6. Отсчитайте от ключевой спицы четыре отверстия по часовой стрелке, вставьте следующую спицу и заверните ниппель.

7. Проверьте сделанное на выполнение следующих условий:

а. Нарезная часть втулки обращена к работающему;

b. Самая близкая к вентильному отверстию спица находится справа от него;

с. Обе спицы соединяют правую сторону обода с правым фланцем втулки:

d. Между спицами три свободных отверстия.

8. Если все эти условия выполнены, закрепляйте остальные семь спиц, используя для этого каждое четвертое отверстие в ободе.

9. Переверните колесо. Теперь оно обращено к вам своей левой стороной. Далее нужно соединить с ободом девять спиц, вставленных снаружи в левый фланец.

10. Найдите ключевую спицу. Она расположена слева от вентильного отверстия или через одно ниппельное отверстие.

Десятая спица должна быть рядом с ключевой справа (слева - в оригинале) от вентильного отверстия. При этом десятая спица не должна пересекать ключевую спицу.

11. После установки десятой спицы остальные восемь спиц левого фланца набираются в указанной выше последовательности.

12. Теперь набрана уже половина спиц. В случае заднего колеса эти спицы называются приводными. Их головки должны находиться с внешней стороны 2 фланца. Если посмотреть на обод, то по всей окружности должны перемежаться пары свободных отверстий и пары отверстий с ниппелями. Ниппеля должны быть завернуты только на несколько оборотов.

13. Переходим к натяжным спицам, головки которых должны находиться с внутренней стороны фланца. Продеваем одну натяжную спицу в отверстие фланца и закручиваем втулку так, чтобы уже набранные спицы получили направление, как можно более близкое к касательной относительно фланцев. В случае заднего колеса возьмите втулку за нарезную часть и поверните ее по часовой стрелке. Первая натяжная спица пересекает три уже набранных приводных спицы (считая только те которые относятся к одному фланцу). Каждая натяжная спица должна проходить снаружи от первых двух пересекаемых ею спиц и внутрь под третью пересекаемую.

При наборе первых девяти натяжных спиц следите за тем, чтобы вставлять их в соответствующие отверстия обода, т.е. в те, которые смещены к их фланцу.

14. Остальные натяжные спицы набираются точно так же. При этом может оказаться, что концы некоторых спиц не доходят до ниппельных отверстий. Обычно это вызывается тем, что один или несколько ниппелей зацепились носиками за обод и не проходят в отверстия. Если же причина не в этом, значит вы слишком далеко завернули ниппеля, которые, пока не набраны все спицы, должны заворачиваться не более, чем на два оборота.

В. Предварительное натяжение

15. Прежде чем натягивать спицы, нужно завернуть все ниппеля на одинаковую глубину. Например, при длинных спицах так, чтобы их концы выходили вровень со шлицами ниппелей. Если спицы коротки для этого, достаточно, чтобы на всех спицах было видно одинаковое число резьбовых витков. Равномерное заворачивание ниппелей очень важно, т.к. существенно облегчает весь дальнейший процесс. При этом спицы еще не должны быть натянуты.

16. В случае заднего колеса, теперь пора заняться зонтиком. Правые спицы должны иметь большее натяжение, чем левые. Для большинства втулок достаточно в качестве первого приближения завернуть все правые ниппеля еще на 3,5 оборота.

17. Приступаем к равномерному натяжению спиц. Начиная от вентильного отверстия, заворачиваем каждый ниппель на один оборот. Если в спицах остается большая слабина, добавляем по одному обороту. При этом, пройдя три четверти обода, может оказаться, что становится трудно проворачивать ниппеля. Значит, второй поворот чрезмерен и следует возвратить все затянутые по второму обороту ниппеля в исходное положение, т.е. отвернуть на один оборот. После этого снова начинаем от вентильного отверстия и вкручиваем все ниппеля на пол оборота.

18. Устанавливаем колесо на станок и смотрим, какая неровность обода больше - вертикальная (эллипс) или горизонтальная (восьмерка). Всегда нужно править большую из них.

С. Правка восьмерки

19. Предположим, что начинаем с "восьмерки", и самая худшая часть обода смещена вправо на участке четырех спиц. Две из них идут к правому фланцу и две к левому. Заверните левые ниппеля на четверть оборота, а правые на столько же отпустите, этот участок обода сместится влево. Однако натяжение спиц не меняется, поскольку было ослаблено столько же спиц, сколько и подтянуто, и притом на одинаковую величину. Если участок обода более короткий, например, из трех спиц - одной левой и двух правых, можно натянуть левую спицу на пол-оборота, а каждую из правых отпустить на четверть оборота. Таков принцип балансировки колес, благодаря которому можно устранить горизонтальные биения, не ухудшая вертикального.

20. Сделанного может оказаться недостаточно для полного выправления этой неровности, но если есть улучшение, не следует стараться сразу достичь окончательного результата. Теперь находим наихудшее отклонение обода влево и подтягиваем его. Таким образом переходим с одной стороны на другую, мы сохраняем предварительно заданный зонтик. Не пытайтесь на этом этапе выправить восьмерку лучше, чем на 3 мм. Это делается при окончательной юстировке после правки зонтика и эллипса.

D. Правка эллипса

21. Найдите участок обода, наиболее удаленный от втулки. Натяжением спиц в этом месте приближают его к ней. При этом увеличивается жесткость всего колес. Принцип баланса, описанный выше, действует и здесь. Предположим, что найденный участок имеет три ниппеля - два левых и один правый. Если подтянуть две левых спицы на пол-оборота каждую, а правую на один оборот, то выступ обода втянется без нарушения равномерности натяга. Таким образом можно выправлять эллипс, не ухудшая з а м е т н о восьмерку.

22. Найдите следующий участок обода, наиболее уходящий от концентричности, и вытягивайте его описанным способом. Затем следующий участок, и так далее. С каждым разом колесо будет становиться ближе к кругу, спица натягиваться туже.

23. До какой степени следует подтягивать спицы? Самое лучшее - как можно жестче, пока не начинают съедаться грани ниппелей - натяжение спиц дает колесу прочность. Во время езды в каждый данный момент различные силы, прилагаемые к одним спицам, складываются, прилагаемые к другим - вычитаются. Спицы должны иметь достаточный натяг, чтобы в том случае, если прилагаемые силы ослабляются, спица никогда не теряла бы натяжения. Последовательные циклы натяжения и провисания приводят к излому.

24. Если колесо уже круглое, а натяг спиц недостаточен, подтяните все ниппеля на одинаковую величину (например, на пол оборота) и снова проверьте колесо на концентричность.

25. Выправка эллипса требует большей подтяжки, чем восьмерка, и в этом случае можно за один раз подтягивать спицы на пол-оборота и даже на целый оборот. Для предварительной правки восьмерки - четверть и пол-оборота, для точной правки - 1/8 и 1/4 оборота.

Е. Зонтик

26. Зонтик заднего колеса должен располагаться в плоскости, проходящей через середину расстояния между наконечниками задней втулки. Иначе велосипед будет стремиться повернуть в сторону.

27. Проще всего проверить правильность зонтика по расстоянию от обода до тормозных колодок. Это расстояние измеряют при нормальном положении колеса и при таком положении, когда правый конец оси вставляется в левый наконечник (т.е. колесо перевернуто). В обоих случаях расстояние должно быть одинаковым. Однако, такой способ годится лишь в том случае, если не погнута ось.

28. Для настройки зонтика нужно при полностью натянутых спицах на одну и ту же величину отпустить ниппеля одной стороны и подтянуть ниппеля другой стороны (обычно 1/4 оборота). Если спицы натянуты не очень туго, можно только подтянуть ниппеля той стороны, куда вы хотите пододвинуть обод. При этом одновременно увеличится и жесткость всего колеса.

F. Окончательная настройка

29. Окончательная настройка заключается в последовательном повторении всех трех процессов, выправки эллипса, восьмерки и зонтика. Подстройка одного может влиять на остальные, поэтому в каждый данный момент нужно работать над тем, что более всего отличается от нормы.

G. Окончательное натяжения

30. Теперь у вас должно получиться колесо, ничем не отличающееся от серийного заводского: все три параметра в пределах нормы, спицы достаточно натянуты. Многие механики посчитали бы работу законченной. Однако при езде такое колесо довольно быстро выйдет из нормы. Дело в том, что головки спиц еще не полностью вошли в отверстия фланцев, а ниппеля в отверстия обода. При езде они начинают "усаживаться" плотнее и нарушают баланс колеса.

31. Есть несколько способов усадки спиц. Например: взять колесо в обе руки, сильно надавить на спицы в местах их пересечения, повернуть колесо и проделать то же со следующими четырьмя спицами, и так по всей окружности колеса. При этом будут слышны скрипы и потрескивания, то есть звук усаживающихся спиц. После этой процедуры колесо может несколько выйти из нормы. Снова подстройте его и повторите выжимание спиц. Продолжайте весь процесс до тех пор, пока он не перестанет влиять на обод и не прекратится звук.

32. Есть и другая причина, из-за которой колесо быстро выходит из нормы. Это скручивание спиц. При тугом натягивании поворот ниппеля может вначале скручивать, т.е. поворачивать спицу вместо того, чтобы тянуть ее вверх по резьбе. Например, вы хотите натянуть спицу на четверть оборота. При этом не так уж редко происходит следующее: сначала на одной восьмой оборота вместе с ниппелем вращается и сама спица, потом резьба подается и тянет спицу на оставшиеся 1/8 оборота. Через некоторое время скрученная спица отдает назад и раскручивает при этом затяжку в ниппеле. Самый простой способ избавится от этого состоит в том, чтобы затягивать ниппель на 3/8 оборота, а затем ослаблять на 1/8, так что получается чистая подтяжка на 1/4 оборота без скручивания. При некотором опыте вы будете чувствовать, когда спица начинает скручиваться. Начинающий может перед натяжкой нанести на все спицы метки фломастером, которые при скручивании будут поворачиваться.

33. После того как колесо полностью отбалансировано, убедитесь в том, что концы спиц не выступают над ободом. В противном случае их надо спилить.

34. Удалите оставшуюся смазку, которая будет портить однотрубки или камеры!

35. При настройке колеса ни в коем случае не торопитесь. Если вы устали, отложите работу и возвращайтесь к ней только на свежую голову.

Похожие статьи

  • Жидкий дым: польза и вред

    Жидкий дым — это водный экстракт, полученный из неполного сгорания древесины. С помощью него можно получить вкус продукта, схожий с копчением. Жидкий дым можно использовать в концентрированном виде или разбавленном для любых видов блюд....

  • Белые грибы на зиму в банках

    Сентябрь богат различными грибами, особенно хорошо растут они в дубовых и берёзовых лесах. Бывалые грибники могут насобирать в этот период несколько вёдер. Что же теперь с ними делать? Из двух-трёх килограммов можно приготовить несколько...

  • Расчёска во сне – символ богатства или неприятностей

    В объятиях сладких сновидений, мы зачастую не задумываемся, к чему снится тот или иной сюжет. А ведь толкования сонника с легкостью помогут разобраться в сложившейся жизненной ситуации, или даже предсказать будущее. И увидев расческу во...

  • Дева – Водолей: совместимость в любовных отношениях Водолей и дева вместе получится

    Это хороший союз для духовного самосовершенствования Девы и самодисциплины Водолея. Но в житейских делах это не очень удачное партнёрство. Дева и Водолей плохо понимают друг друга и хотят разных вещей. Они могут испортить друг другу жизнь,...

  • К чему снится творог по соннику

    Что означает видеть во сне творог? Даже среди толкователей есть скептики, объясняющие такие сны прозаично. Мол, не хватает белка, кальция и других полезных веществ. А вдруг есть более таинственное объяснение подобных сновидений. Посмотрим,...

  • Взаимоотношения ссср и югославии в период конфликта

    27 мая - 2 июня 1955г. Хрущев в Белграде После смерти Сталина в 1953г. ЦК КПСС и Советское правительство пришло к выводу, что разрыв отношений с Югославией причинил ущерб как интересам Югославии, СССР и всему международному...