Какие народы считаются славянами. От кого произошли поляки? Обычаи и верования восточных славян

Славяне постоянно вступали в культурное взаимодействие и смешение с соседями и захватчиками. Еще во время переселения народов славяне оказались под влиянием авар, готов и гуннов. Позже на нам влияли финно-угры, татаро-монголы, (которые, что характерно, не оставили следа в нашей генетике, но оказали сильное влияние на русский язык и еще более сильное на нашу государственность), нации католической Европы, турки, прибалты и многие другие народы. Здесь поляки отпадают сразу - их культура формировалась под сильным влиянием западных соседей.

В XVIII-XX вв. Польша была разделена между соседними державами, что тоже повлияло на национальную культуру и самосознание. Русские тоже - в нашем языке много финских и тюркских заимствований, очень сильное влияние на наши традиции оказали татаро-монголы, греки, а также достаточно чужеродные, с точки зрения традиции, преобразования Петра. В России уже несколько веков принято возводить традицию к Византии или к Орде, и при этом полностью забывать про, например, Великий Новгород.

Южные славянские народы поголовно были подвержены сильнейшему влиянию турок - мы можем видеть это и в языке, и в кухне, и в традициях. Наименьшее врияние иностранных народов испытали, прежде всего, славяне Карпат: гуцулы, лемки, русины, в меньшей мере словаки, западные украинцы. Эти народы формировались в ареале западной цивилизации, однако из-за изоляции смогли сохранить много древних традиций и защитить свои языки от большого числа заимствований.

Также стоит отметить старания народов, которые стремятся к восстановлению своей подпорченной историческими процессами традиционной культуры. Прежде всего, это чехи. Когда они попали под власть немцев, чешский язык начал стремительно исчезать, К концу XVIII века его знали только в глухих селах, а чехи, особенно в городах, не знали другого языка, кроме немецкого.

Преподаватель кафедры богемистики Каролав университета в Праге Мария Янечкова рассказывает, что если интеллигент-чех хотел выучить чешский язык, то шел в специальный лингвистический кружок. Но именно такие национальные активисты и восстановили по крупицам почти утраченный чешский язык. При этом очистили его от всех заимствований в довольно радикальном духе. Например, театр по-чешски - дивадло, авиация - лейтадло,артиллерия - делострелетство и так далее. Чешский язык и чешская культура очень славянские, но это было достигнуто благодаря стараниям интеллектуалов Нового Времени, а не благодаря непрерывной трансляции древней традиции.

Польский народ - один из самых многочисленных и моноэтничных в Восточной Европе.
Его происхождение одновременно просто и имеет множество необычных фактов!
От кого же произошли поляки?

Из ниоткуда и сразу в Средневековье

Поляки, как и прочие славяне, появились на исторической арене чрезвычайно поздно!
Уже давно пал Рим, конники Аттилы отступили за Дунай, а германские племена массово овладели римскими провинциями.
Славян же все еще нигде не видно!
На территории Польши проживали представители лужицкой и поморской культур, которых связывают с венедами.
Еще десять лет назад, венеды прочно ассоциировались со славянами, однако сейчас очевидно, что это была скорее кельтская культура, претерпевшая сильнейшее германское влияние от вандалов и готов, которые жили рядом.

Конец эпохе венедов положили готы , которые высадились на Балтике и огнем и мечом прошли всю будущую Киевскую Русь, истребляя непокорных. Место венедов в Польше заняли вандалы - германцы, виртуозные конники, которые оставались там до времен прихода гуннов.

Безусловно, в крови нынешних поляков немало следов от кельтов-венедов и вандалов-германцев, но основная масса славянского населения проживала где-то восточнее и южнее.
Лишь в 7-9 вв в Польше появляются славяне и за короткий срок занимают огромные территории, так называемой "ползучей миграцией" - небольшими группами земледельцев, они расселяются вдоль рек.
Возможно, ключевую роль в расселении славян в Восточной Европе сыграли авары , которые не только отогнали живших тут германцев, но и принудительно расселяли славян вокруг своей ставки, как буфер на случай нападения.

Легенды же гласят о трех братьях: Чехе, Лехе и Русе , которые разошлись в разные стороны, в поисках владений и Лех ушел на самый север, пока не увидел огромного белого орла. Сочтя это за знак свыше, Лех сделал этого орла своим символом.

В древних книгах пишут, что Норик является матерью и прародительницей всех славянских народов… от этих паннонцев родились три брата, сыновья Пана, владыки паннонцев, из которых первенец имел имя Лех, второй — Рус, третий — Чех. Эти трое, умножась в роде, владели тремя королевствами: лехитов, русских и чехов, называемых также богемцами.»

К 9 веку разнообразные польские племена объединяются под угрозой нашествия с запада и оформляют Польское королевство.
К слову, поляков издревле называли лехами или ляхами , а вот слово "поляк" бытовало одновременно с лехами и происходит от корня "поле", "жители полей", племя полян , которые жили на Киевщине, того же корня.
По каким-то причинам, в русском языке слово ляхи, заменилось на поляки и так дошло до наших дней.
А вот например жителей Новгорода, прочие русские считали родственниками поляков.
"Се бысть ляшского роду" - говорили о них, а наука подтвердила этот довод: черепа новгородцев наиболее схожи с черепами западных, а не восточных славян.

Что говорит наука?

Редкий случай, когда лингвистика и антропология не взаимно усложняют вопрос, а единодушны: поляки- эталонные славяне .
Их язык - занимает центральное положение среди славянских языков, он очень архаичен, несмотря на некоторые звуковые особенности, которые не присущи русскому или чешскому языку.
Если русский язык скорее периферия славянских языков, с огромным числом тюркизмов, а чешский тяготеет к немецкому, то польский, если не прямо выводится из старославянского, как болгарский, то сохраняет за собой право быть одним из базовых для славянской группы .

Поляки - рослые, светловолосые и не массивные

Антропологически, поляки - чрезвычайно близки к ранним славянам. Ранние славяне отличались небольшими размерами черепа, длинноголовостью, узким лицом и крупным носом, умеренно высоким ростом при лептоморфмном (удлиненном) телосложении и светлой пигментацией волос и глаз, несколько меньшей массивностью, чем германцы. Поляки до сих пор сохраняют эти черты в своем этносе, как доминирующие.
Генетика же, отбивается из общего хора и говорит о заметном влиянии на поляков прочих народов!

Кто еще входил в состав поляков?

Несмотря на доминирование гаплотипа R1A, характерное для индоевропейцев сатемной группы (балты, славяне, иранцы), в Польше довольно много носителей гаплотипа R1B.
Это потомки кельтского населения периода венедов.
Скандинавкой I2 , которую можно предполагать памятуя о вандалах и готах, почти не обнаружено.
Встречаются также носители балканских типов, вероятно потомки фракийцев , бежавших от Рима.
Значителен вклад евреев, которые когда-то в Польском царстве были на ведущих ролях и очень мощно "наследили" в польской генетике.
Конечно же велика роль и балтов, которые от литовцев активно расселялись в Польше, во времена Великого княжества Литовского .
Кроме того, нужно сказать и о небольшом татарском вкладе , в польский народ, когда в периоды длительных междоусобиц в Орде, мелкие татарские князьки с удовольствием приходили на службу в Польшу, где было спокойнее и сытнее жить, а татарские сабли были всегда в цене!

Таким образом, поляки - произошли от славян, вернее и являются наиболее "чистым" славянским народом, который в самой малой степени подвергся иноземному вмешательству.

Что интересно, столетиями польская знать культивировала миф, что она произошла не от славян, а от сарматов!
Славянами считались низшие слои, якобы исторически содержащиеся в рабстве, а шляхтичи - это сыновья гордых степняков. Шляхта копировала манеру одеваться и моду восточных народов, какой она казалась в 16-19 вв - вислые усы, шаровары, бритье головы.
Но, наука не видит сколь-нибудь серьезного иранского вклада в генофонд поляков, если скифские и сарматские находки еще можно обнаружить в Польше, то гаплотипы сармат либо отсутствуют, либо растворены в почти 60% типа R1A среди поляков.

СЛАВЯНЕ, крупнейшая в Европе группа родственных народов. Общая численность славян около 300 млн. человек. Современные славяне подразделяются на три ветви: восточные (русские, украинцы, белорусы), южные (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы) и западные (поляки, чехи, словаки, лужичане). Говорят на языках славянской группы индоевропейской семьи. Происхождение этнонима славяне недостаточно ясно. По-видимому, он восходит к общеиндоевропейскому корню, смысловым содержанием которого является понятие «человек», «люди», «говорящие». В таком значении этноним славяне зарегистрирован в ряде славянских языков (в том числе в древено-полабском языке, где «славак», «цлавак» означало «человек»). Этот этноним (средние словенцы, словаки, словинцы, словени новгородские) в различных модификациях чаще всего прослеживается на периферии расселения славян.

Вопрос об этногенезе и так называемой прародине славян остаётся дискуссионным. Этногенез славян, вероятно, развивался поэтапно (протославяне, праславяне и раннеславянская этнолингвистическая общность). К концу 1-го тысячелетия нашей эры складывались отдельные славянские этнические общности (племена и союзы племён). Этногенетические процессы сопровождались миграциями, дифференциацией и интеграцией народов, этнических и локальных групп, ассимиляционными явлениями, в которых принимали участие различные, как славянские, так и неславянские, этносы в качестве субстратов или компонентов. Возникали и менялись контактные зоны, для которых были характерны этнические процессы разного типа в эпицентре и на периферии. В современной науке наибольшее признание получили взгляды, согласно которым славянская этническая общность первоначально складывалась в ареале либо между Одером (Одрой) и Вислой (одерско-висленская теория), либо между Одером и Средним Днепром (одерско-днепровская теория). Лингвисты полагают, что носители протославянского языка консолидировались не позднее 2-го тысячелетия до нашей эры.

Отсюда началось постепенное продвижение славян в юго-западном, западном и северном направлениях, coвпадающее в основном с заключительной фазой Великого переселения народов (V-VII века). При этом славяне вступали во взаимодействие с иранскими, фракийскими, дакскими, кельтскими, германскими, балтскими, финно-угорскими и другими этническими компонентами. К VI веку славяне заняли придунайские территории, входившие в состав Восточной Римской (Византийской) империи, около 577 пересекли Дунай и в середине VII века расселились на Балканах (Мёзия, Фракия, Македония , бульшая часть Греции , Далмация, Истрия), проникнув частично в Малую Азию. Одновременно в VI веке славяне, освоив Дакию и Паннонию, достигли приальпийских районов. Между VI-VII веками (в основном в конце VI века) другая часть славян расселилась между Одером и Эльбой (Лабой), перейдя частично и на левобережье последней (так называемый Вендланд на территории Германии). С VII-VIII веков происходит интенсивное продвижение славян и в центральные и северные зоны Восточной Европы. В результате в IX-X вв. сложился обширный ареал славянского расселения: от Северо-Востока Европы и Балтийского моря до Средиземноморья и от Волги до Эльбы. Вместе с этим происходил распад праславянской этнолингвистической общности и формирование на основе локальных прадиалектов славянских языковых групп и позже - языков отдельных славянских этносоциальных общностей.

Античные авторы I-II веков и византийские источники VI-VII веков упоминают славян под разными именами, то называя их обобщённо венедами, то выделяя среди них антов и склавинов. Не исключено, однако, что подобные названия (особенно «венеды», «анты») употреблялись для обозначения не только собственно славян, но и соседних или связанных с ними других народов. В современной науке местопребывание антов обычно локализуют в Северном Причерноморье (между Северским Донцом и Карпатами), а склавинов трактуют как их западных соседей. В VI веке анты совместно со склавинами участвовали в войнах против Византии и частично осели на Балканах. Этноним «анты» исчезает из письменных источников в VII веке. Возможно, что он отразился в более позднем этнониме восточно-славянского племени «вятичи», в обобщённом обозначении славянских групп на территории Германии - «венды». Начиная с VI века византийские авторы всё чаще сообщают о существовании «Славиний» («Славий»). Их возникновение зафиксировано в разных концах славянского мира - на Балканах («Семь родов», Берзития у племени берзитов, Драгувития у драгувитов и др.), в Центральной Европе («государство Само»), у восточных и западных (в том числе поморских и полабских) славян. Это были непрочные образования, возникавшие и вновь распадавшиеся, менявшие территории и объединявшие различные племена. Так, государство Само, сложившееся в VII веке для защиты от аваров, баварцев, лангобардов, франков, объединяло славян Чехии , Моравии, Словакии , Лужиц и (частично) Хорватии и Словении . Возникновение «Славиний» на племенной и межплеменной основах отразило внутренние перемены древнеславянского общества, в котором шёл процесс образования имущей верхушки, а власть племенных князей постепенно перерастала в наследственную.

Появление государственности у славян относится к VII-IX векам. Датой основания Болгарского государства (Первое Болгарское царство) считается 681. Хотя в конце X века Болгария попала в зависимость от Византии, как показало дальнейшее развитие, болгарская народность к этому времени уже обрела устойчивое самосознание. Во второй половине VIII - первой половине IX вв. происходит становление государственности у сербов, хорватов, словенцев. В IX веке складывается древнерусская государственность с центрами в Старой Ладоге, Новгороде и Киеве (Киевская Русь). К IX - началу X вв. относится существование Великоморавской державы, имевшей большое значение для развития общеславянской культуры, - здесь в 863 началась просветительская деятельность создателей славянской письменности Константина (Кирилла) и Мефодия, продолженная их учениками (после разгрома православия в Великой Моравии) в Болгарии . В пределы Великоморавского государства в пору его наивысшего расцвета входили Моравия, Словакия , Чехия , а также Лужицы, часть Паннонии и словенских земель и, по-видимому, Малой Польши . В IX веке возникает Древнепольское государство. Одновременно протекал процесс христианизации, причём большинство южных славян и все восточные славяне оказались в сфере греко-православной церкви, а западные славяне (включая хорватов и словенцев) - римско-католической. У части западных славян в XV-XVI веках возникли реформационные движения (гусизм, община чешских братьев и др. в Чешском королевстве, арианство в Польше , кальвинизм у словаков, протестантство в Словении и др.), в значительной мере подавленные в период контрреформации.

Переход к государственным образованиям отразил качественно новую ступень этносоциального развития славян - начало формирования народностей.

На характер, динамику и темпы складывания славянских народностей определяющее влияние оказали факторы социальные (наличие «полных» или «неполных» этносоциальных структур) и политические (наличие или отсутствие собственных государственно-правовых институтов, стабильность или подвижность границ ранних государственных образований и т. п.). Политические факторы в ряде случаев, особенно на начальных этапах этнической истории, приобретали решающее значение. Так, дальнейший процесс развития великоморавской этнической общности на базе входивших в состав Великой Моравии моравско-чешских, словацких, паннонских и лужицких племён славян оказался невозможным после падения этого государства под ударами венгров в 906. Произошёл разрыв экономических и политических связей указанной части славянского этноса и его административно-территориальное разобщение, что создало новую этническую ситуацию. Наоборот, возникновение и упрочение на востоке Европы Древнерусского государства явилось важнейшим фактором дальнейшей консолидации восточнославянских племён в сравнительно единую древнерусскую народность.

В IX веке земли, населённые племенами - предками словенцев, были захвачены германцами и с 962 стали частью Священной Римской империи, а в начале X века предки словаков после падения Великоморавской державы были включены в состав Венгерского государства. Несмотря на длительное сопротивление германской экспансии, основная часть полабских и поморских славян лишилась независимости и подверглась насильственной ассимиляции. Несмотря на исчезновение у этой группы западных славян собственной этнополитической базы, отдельные группы их в разных регионах Германии сохранялись длительное время - до XVIII века, а в Бранденбурге и под Люнебургом даже до XIX века. Исключение составили лужичане, а также кашубы (последние в дальнейшем вошли в состав польской нации).

Приблизительно в XIII-XIV веках болгарская, сербская, хорватская, чешская и польская народности начали переходить к новой фазе своего развития. Однако этот процесс у болгар и сербов был прерван в конце XIV века османским нашествием, в результате которого они на пять столетий потеряли независимость, а этносоциальные структуры этих народностей были деформированы. Хорватия ввиду опасности извне в 1102 признала власть венгерских королей, но сохранила автономию и этнически хорватский господствующий класс. На дальнейшее развитие хорватской народности это оказало позитивное воздействие, хотя территориальное разобщение хорватских земель привело к консервации этнического регионализма. К началу XVII века польская и чешская народности достигли высокой степени консолидации. Но в Чешских землях, включённых в 1620 в состав габсбургской австрийской монархии, вследствие событий Тридцатилетней войны и политики контрреформации в XVII веке в этническом составе правящих слоёв и горожан произошли существенные перемены. Хотя Польша до разделов конца XVIII века сохраняла независимость, общая неблагоприятная внутри- и внешнеполитическая обстановка и отставание в экономическом развитии тормозили процесс формирования нации.

Этническая история славян в Восточной Европе имела свои специфические особенности. На консолидацию древнерусской народности оказали воздействие не только близость культуры и родственность диалектов, которыми пользовались восточные славяне, но и сходство их социально-экономического развития. Своеобразие процесса формирования отдельных народностей, а позже - этносов у восточных славян (русские, украинцы, белорусы) заключалось в том, что они пережили стадию древнерусской народности и общей государственности. Их дальнейшее формирование было следствием дифференциации древнерусской народности на три самостоятельных близкородственных этноса (XIV-XVI века). В XVII-XVIII веках русские, украинцы и белорусы вновь оказались в составе одного государства - России , теперь уже как три самостоятельных этноса.

В XVIII-XIX веках восточнославянские народности перерастают в современные нации. Процесс этот протекал у русских, украинцев и белорусов в различном темпе (наиболее интенсивном - у русских, наиболее замедленном - у белорусов), что обусловливалось своеобразными историческими, этно-политическими и этнокультурными ситуациями, которые переживал каждый из трёх народов. Так, для белорусов и украинцев важную роль сыграла необходимость противостоять полонизации и мадьяризации, неполнота их этносоциальной структуры, образовавшаяся в результате слияния собственных верхних социальных слоёв с верхними социальными слоями литовцев, поляков, русских и др.

У западных и южных славян становление наций, при некоторой асинхронности исходных рубежей этого процесса, начинается во второй половине XVIII века. При формационной общности, в стадиальном отношении между регионами Центральной и Юго-Восточной Европы существовали различия: если у западных славян этот процесс в основном завершается в 60-х годах XIX века, то у южных славян - после освободительной русско-турецкой войны 1877-78.

Вплоть до 1918 поляки, чехи и словаки входили в состав многонациональных империй, и задача создания национальной государственности оставалась нерешённой. В то же время политический фактор сохранял в процессе становления славянских наций своё значение. Закрепление независимости Черногории в 1878 создало основу для складывания в дальнейшем черногорской нации. После решений Берлинского конгресса 1878 и изменения границ на Балканах вне пределов Болгарии оказалась бульшая часть Македонии , что в последующем привело к формированию македонской нации. В начале XX века, а особенно в период между первой и второй мировыми войнами, когда западные и южные славяне обрели государственную независимость, этот процесс, однако, был противоречивым.

После Февральской революции 1917 предпринимались попытки создания украинской и белорусской государственности. В 1922 Украина и Белоруссия вместе с другими советскими республиками были учредителями СССР (в 1991 они объявили себя суверенными государствами). Утвердившиеся в славянских странах Европы во второй половине 1940-х годов тоталитарные режимы с господством административно-командной системы оказывали деформирующее воздействие на этнические процессы (нарушение прав этнических меньшинств в Болгарии , игнорирование руководством Чехословакии автономного статуса Словакии , обострение межэтнических противоречий в Югославии и т. д.). Это явилось одной из важнейших причин общенационального кризиса в славянских странах Европы, который привёл здесь, начиная с 1989-1990 гг., к существенным изменениям социально-экономической и этнополитической ситуации. Современные процессы демократизации социально-экономической, политической и духовной жизни славянских народов создают качественно новые возможности для расширения межэтнических контактов и культурного сотрудничества, имеющих прочные традиции.

По данным 2013 года, которые приводит «Аналитическая газета», сегодня славянский мир насчитывает около 300-350 миллионов человек, и столько же было ассимилировано с другими народами. Иными словами, ассимиляция буквально разделила славянский мир на две половины и нанесла больше вреда, чем все войны - прежде всего, освободительные - которые вели славяне. Славяне «переплавлялись» во все соседние народы: в немцев, венгров, румын, турок, албанцев, шведов, финнов, литовцев, а также ассимилировались друг с другом. Чаще всего славяне римско-католической веры «поглощали» православных славян (поляки - русских, хорваты - сербов), или же носители «искаженного православия» (румыны) ассимилировали православных славян (сербов и русских).

Сложные процессы, которые привели к исчезновению разных частей славянских народов, начались в далеком прошлом, но продолжаются и поныне, однако славянские ученые так и не занялись этим феноменом. Ясно, что на славян нападают, и что много их погибло в разных войнах. При этом сами славяне не становились причиной исчезновения какого-либо из их народов - этому способствовала (насильственная) ассимиляция, менявшая их идентичность. В одних случаях ассимиляция продолжалась долгое время и затрагивала большую или меньшую группу славянского народа, тогда как в иных случаях под влиянием сторонних центров власти формировался новый славянский народ. Правда, у него была новая идеология и система ценностей, и такой народ обладал своей, совершенно отличной от других, культурой, политическими ориентирами и характером.

Согласно российскому порталу kramola.info, с которым согласны и сербские сторонники автохтонизма, самым ранним примером ассимиляции большой части славянского населения является процесс, протекавший на территории современной Греции, то есть на Пелопоннесе. Ассимиляция завершилась в 11 веке, и только на севере этого региона славянам удалось сохранить свою идентичность. Вероятно, наиболее драматично ситуация сложилась в Эгейской Македонии. Согласно турецкой переписи населения от 1904 года, сербы составляли 85% от населения Эгейской Македонии (896 494). Но уже следующая, греческая, перепись 1912 года принесла данные о том, что в этом регионе проживает 326 426 православных и 41 тысяча исламизированных сербов вместе с 295 тысячами турок, 234 тысячами греков, 60 тысячами евреев, 50 тысячами православных валахов, плюс 25 302 цыган и 15 108 албанцев. Согласно следующей переписи, которую в 1920 году провела Греция, сербов было 500 тысяч, а в 1949 году - 195 395. Сегодня в Эгейской Македонии сербов нет, но есть греки, которые говорят на славянском языке (их десять тысяч).

Другой пример полной ассимиляции - «поглощение» немцами многочисленных племен полабских славян, которые с 12 века оказались под властью немцев (светской и церковной). В результате этой ассимиляции славяне на востоке современной Германии просто исчезли. И только лужицкие сербы, которые жили вдали от больших торговых путей в густых и неприступных лесах, сумели сохранить себя (сегодня их около 46 тысяч). Такая же судьба постигла славян в Восточных Альпах: там их территория сократилась на две трети.

Этноцид в Румынии

Особенно ощутимым было исчезновение (этноцид) славян, в основном сербов и русских, на территории современной Трансильвании, Валахии и Молдавии. Римско-католическая церковь занялась там социальной инженерией: в рамках так называемой Арделянской школы (ею руководили иезуиты) была создана идеология «румынизма». Согласно ей, жители этих трех провинций, когда-то даже образовывавших самостоятельное государство - Дунайское княжество, являются потомками граждан Римской империи. Для них был создан соответствующий романский язык, в котором сначала было до 50% славянских слов, а потом, после разных кампаний по «борьбе за чистоту румынского языка», осталось не более 25%. Поэтому и название их государства (в переводе) больше походит на шутку, чем на этническую реальность: Румыния - государство римских воинов! Сегодня в эту ложь верят миллионы, а вот то, что народ этого государства - ассимилированные славяне, понимают только самые знающие.

Прямая романизация населения на территории современной Румынии началась с народного образования - прежде всего, в Трансильвании под контролем Габсбургов. Начались переговоры об унии православной епархии с Римско-католической церковью, а затем романизация осуществлялась в рамках всеобщего школьного образования. Позже греко-католические учителя распространяли в Трансильвании идеи румынского национализма, а после освобождения Валахии и Молдавии от османов эти учителя продолжили ту же работу на литературном поприще. Идеи румынского национализма распространяли образованные люди, которые, что парадоксально, в большинстве своем были иностранцами по происхождению. Их поддерживала Габсбургская империя, а затем и Французская. На народное сознание они воздействовали с помощью просвещения, школьного образования, печати и литературы.

Сначала иезуит Ладислав Барняи от имени Римско-католической церкви провел переговоры об унии Рима с митрополитом трансильванского Белграда (Алба-Юлия) Теофилом Серемием (митрополит в 1692-1697 годах), который был готов нарушить единство православной церкви . Митрополит Теофил созвал Собор Митрополии в 1697 году, чтобы согласиться на унию с Римом. После его смерти новый кандидат на место митрополита Атанасий Ангел, прибыв в Царьград для рукоположения, был вынужден поклясться, что не согласится на унию с Римом. Атанасий Ангел был сыном православного священника из Бобяйны. Однако после приезда в Алба-Юлия оказалось, что клятва для нового митрополита ничего не значит. Благоприятные условия для заключения унии сложились, когда все иерархи империи Габсбургов во главе с Атанасием Ангелом (умер в 1713 году) официально согласились на унию с Римом на новом соборе в Алба-Юлия в 1698 году. Потом, в 1700 году, унию с Римом на соборе утвердили остальные православные иерархи Трансильвании. Все сохранившиеся документы с этого собора написаны на славянском языке (сегодня румыны скрывают этот факт, называя славянский язык «древнерумынским»). Правда, есть и такие ученые, как, например, Илия Барбулеску, которые называют этот период истории Румынии «славянским». Но иезуиты с униатами открыли образовательное учреждение для распространения собственной идеологии. Позднее эта школа получила название Арделянской. Именно ее ученики создали движение Арделянской школы, благодаря которому в 1791 году появилась политическая петиция романизированных валахов Трансильвании. В петиции высказывалось требование объединить валашскую, трансильванскую и молдавскую нации на идеологической основе революционной Франции. Тогда впервые было высказано политическое требование объединить народы, которые сегодня представляют собой румынскую политическую нацию. Участники движения Арделянской школы стали настоящими создателями румынского языка и румынского национализма и разрушителями славянского наследия в этих землях. Унию как метод Римско-католической церкви для обращения православных в католицизм, к сожалению, ни сербы, ни русские так до конца не изучили и не сделали нужных выводов.

Трагичной была судьба славян, прежде всего сербов и русских, и в Молдавии. Известно, что Молдавию основал воевода Драгош. Вторым правителем Молдавии был воевода Богдан, который отстоял независимость Молдавии в борьбе с уграми. В 1512 году русский (сейчас белорус) Франциск Скорина побывал в Молдавии у царицы Елены Бранкович, которая дала ему денег на борьбу с унией и римскими католиками. Румын Илия Барбулеску, который, правда, был и нашим академиком в межвоенный период, утверждал, что до 17 века в Молдавии проживали преимущественно сербы, и существовала авторитетная богословская школа. В нее приезжали богословы даже из Прибалтики и современной Западной Украины (из Львова), чтобы «изучать сербский язык и церковное пение». Мы не говорим уже о том, что Валахия и Молдавия входили в состав Сербской православной церкви (Охридское архиепископство, а потом Печская патриархия), в этой церкви рукополагались священники, и именно Сербская православная церковь создавала множество рукописных книг, использовавшихся в литургии и образовании! Румынская церковь стала самостоятельной, как и так называемая Македонская православная церковь, по решению государства и только тогда, когда перешла в ведение Константинопольской патриархии в 1924 году по томосу, даровавшему ей статус автокефальной. Конечно, новая автокефальная церковь перешла на латиницу и румынский язык, а также Григорианский календарь.

Начавшаяся в 15 веке дискриминация славян, прежде всего сербов и болгар, которые оказались под властью османов, привела к их исламизации. Официальный Стамбул превратил ее в государственную политику и остался ей верен до последнего дня. Сегодня, по турецким данным, в самой Турецкой Республике проживает около десяти миллионов сербов, принявших ислам, и два миллиона таких же болгар. Их количество в Албании, Македонии, Сербии и Боснии и Герцеговине только предстоит узнать. Основным последствием исламизации сербов в Боснии и Герцеговине стало появление боснийцев, которые таким образом «выпали» из сербской нации, сохранив при этом очень слабую славянскую идентичность. Их культурный и политический образец пронизан исламом и приверженностью ко всему турецкому, поэтому они не ощущают своей принадлежности к славянским народам. Ту же позицию занимают и сербы-мусульмане, мусульмане региона Рашка, а также торбеши в Македонии и помаки в Болгарии. Все они скорее противники народа, из которого вышли, нежели его союзники.

Австро-венгерская германизация

Австро-Венгерская монархия проводила политику германизации, хотя немцы составляли только 25% населения, а разные славянские народы - 60%. Ассимиляция велась разными способами: с помощью школ, церковной унии и системы законодательства, по которому, например, православные не могли стать офицерами без принятия римско-католической веры. Разумеется, Вена взяла на вооружение и идеологию, которая помогала германизации. Отсюда, например, псевдонаучные теории о том, что древние чехи были немцами, которые ассимилировались со славянами, а словенцы были «древними немцами», которые должны вернуться к своим корням. Австро-Венгрия достигла больших успехов в ассимиляции сербов в Трансильвании, которых склонила, повысив налоги в 18 раз, к мадяризации, а в светской Хорватии, Славонии и Далмации сформировала из сербов-униатов и католиков новую хорватскую нацию, которая стала «ударным кулаком» Ватикана и Вены против православных сербов. Об идеологии хорватов-усташей и их ненависти к сербам и русским даже не стоит и говорить.

Венгры захватили исконно славянские земли сербов, русинов и словаков, которые вскоре ассимилировались. Основным методом ассимиляции в Венгрии было навязывание венгерского языка. Лучше всего структуру венгерской нации иллюстрирует происхождение известнейшего венгерского поэта и национального лидера Шандора Петёфи (Александр Петрович) - он по отцу был сербом, а по матери - словаком. В Венгрии до сих пор остались греко-католики (православные сербы и русины), правда, только в литургическом смысле, поскольку они забыли свой родной язык.

Ситуация не улучшилась и в 20 веке. За время Второй мировой войны процесс ассимиляции славянского населения Европы обрел просто угрожающий характер. Третий рейх хотел «наконец-то решить чешский вопрос», то есть германизировать всех западных славян. Продвигалась идеология, согласно которой чехи - это «немцы, которые говорят на славянском языке». Схожие планы немцы строили относительно поляков, словаков, словенцев, русских, сербов и других народов. Гитлер собирался затопить Москву и на ее месте устроить озеро, а всех русских выслать в Сибирь. Павелич с помощью геноцида решал сербский вопрос на территории Независимого государства Хорватии, тогда как сама Сербия была разделена и отдана на откуп разным оккупантам.

С конца Второй мировой войны велась албанизация Косово и Метохии, и начался этот проект с того, что из фамилий выбрасывались две последние буквы («ич»), поскольку такие имена были явно славянского происхождения. Первыми под удар попали сербы-мусульмане, а потом православных сербов стали преследовать и убивать. Лучший пример албанизации Косово и Метохии - сербская община Рафчана (Ораховац и окрестности). Ее полная албанизация не завершена до сих пор, поскольку ее представители, хоть и связывают себя с национальной албанской идентичностью, своим родным языком считают сербский (правда, они называют его «рафчанским» и «нашим» языком). После «обретения» Косово независимости представители общины вытеснили и эту часть своей идентичности. По имеющимся данным, сегодня «государство» Косово ведет жесточайшую албанизацию оставшегося сербского населения.

О том, чтобы трагедия славян была еще больше, позаботились и они сами. Так, некоторые государства организовали даже процесс межславянской ассимиляции, который был успешным ввиду близости народов. Польша полонизировала русских в Белоруссии и Малороссии (сейчас Украина) и придумала идеологию украинства, которая привела к созданию новой славянской нации, состоящей в основном из этнических русских. В наше время ситуация приняла трагический оборот. Эстафету «дерусификации» Белоруссии и Украины потом принимали разные центры власти, в том числе Австро-Венгрия, немцы (нацисты и неонацисты), большевики, ЕС , США…

После Второй мировой войны и присоединения Подкарпатской Руси к Украине она ассимилировала русинов, и всем им без разбирательств в графу «Национальность» записали «украинец» и перевели школы на обучение на украинском языке. Так же, избрав политику жестокой ассимиляции оставшихся сербов, поступали хорваты, словенцы и черногорцы, точнее Республика Хорватия, Республика Словения и Республика Черногория после обретения ими независимости.

Современное состояние идентичности русских и сербов очень похожи. Сегодня национальная политика России копирует курс времен СССР так же, как Сербия копирует политику СФРЮ. Это приводит к искусственному созданию национальных меньшинств и проблем. Например, в России заявляют о существовании каких-то сибиряков, казаков и так далее, а в Сербии - «воеводинцев» и румын.

Распад СССР и СФРЮ снова не только вверг русских и сербов в кризис идентичности, но и лишил их естественной защиты. Представители других народов, защищенные национальными государствами и националистической идеологией, называли сербов и русских главным злом человечества и беспрепятственно преследовали, выселяли, грабили и отнимали территории, на которых они проживали. После распада СССР в 1989 году (так в оригинале - прим. перев.) русских в Российской Федерации насчитывалось 119 миллионов, на Украине к русскому народу себя причисляли 11,4 миллиона (22% населения), в Казахстане - три миллиона (37,8%), в Узбекистане 1,7 миллионов (восемь процентов), в Белоруссии - 1,4 миллиона (13,2%), в Киргизии - 917 тысяч (или 21,5%), в Литве - 905,5 тысяч (37,6%), в Молдавии - 562 тысячи (13%), в Эстонии - 475 тысяч (30%), в Азербайджане - 393 тысяч (5,5%), в Таджикистане - 389 тысяч (7,6%), в Грузии - 342 тысяч (6,3%), в Латвии - 344,5 тысячи (9,3%), в Туркмении - 334 тысячи (9,4%), в Армении - 51,5 тысячи (1,5%). Все русские, которые остались за пределами России, подверглись гонениям и ограничению национальных прав. Причем в некоторых новых государствах, появившихся на постсоветском пространстве, например, на Украине, эта политика продолжается, и права русских по-прежнему ограничиваются (речь идет о праве на язык, образование, СМИ и так далее). В такой же ситуации оказались этнические сербы на пространстве бывшей Югославии. Добавим только, что в дальнем зарубежье проживает 1,4 миллиона русских, и большинство из них - в США (миллион).

Отсутствие политики в сфере национального вопроса грозит тем, что фрагментация славянских народов, в первую очередь русских и сербов, продолжится. Однако этот процесс не обойдет и славянские народы, проживающие в Европейском Союзе. Под влиянием Брюсселя, например, популяризируются «смешанные браки», хотя для государств, руководство которых заботится о национальной идентичности и национальной интеграции, подобные браки нежелательны, поскольку приводят к национальной ассимиляции. В Израиле, например, работает государственная программа, в рамках которой евреям рассказывают об опасности смешанных браков. Но в России и Сербии СМИ подобные браки популяризируют.

История доказывает, что основными факторами этнической консолидации славянского населения на протяжении веков были язык и культура, а также внутренняя государственная политика. Утрата лингвистических и культурных особенностей (а именно в этом смысл дробления сербского и русского языка, замена кириллицы на латиницу и так далее) всегда приводила к скорой ассимиляции славян с чуждыми им народами.

Проанализирована демографическая ситуация славянских народов в постсоветский период. Использованы материала Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг., а также статистические данные по Белоруссии, Болгарии, Чехии, Польше, Словакии, Украине. К причинам демографических потерь можно отнести переход к малодетной семье, половую диспропорцию, старение, эмиграцию.

Логинова Нина Николаевна

кандидат географических наук,
доцент кафедры физической и социально-экономической географии
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева

Славяне крупнейшая в Европе этноязыковая общность, численностью около 300 млн чел. Славянскую группу народов образуют три подгруппы: 1 ― западная (поляки ― около 45 млн, чехи ― свыше 11 млн, словаки ― около 6 млн и лужичане ― около 100 тыс. чел.); 2 ― южная (болгары ― свыше 9 млн, сербы ― более 10 млн, хорваты ― около 6 млн, словенцы ― около 2,5 млн, македонцы ― около 2 млн, черногорцы ― около 1 млн, боснийцы ― свыше 2,2 млн чел.) и 3 ― восточная (русские ― около 140 млн, русины, украинцы ― около 50 млн и белорусы ― свыше 9 млн чел.) .

Представители славянского этноса составляют основную часть населения РФ (146,5 млн чел. в 2016 г.), а также республик Восточной Европы: Белоруссии (9,5 млн), Украины (42,9 млн), Польши (38,5 млн), Чехии (10,5 млн), Словакии (5,4 млн), Болгарии (7,2 млн). Славяне составляют большинство в странах Западной и Южной Европы. Представители славянских этносов проживают в Республиках Прибалтики, Венгрии, Греции, Германии, Австрии, Италии, странах Америки и в Австралии .

Общая численность славянских народов в мире в начале XX в. составляла около 150 млн чел., в том числе: русских 65 млн, украинцев 31 млн, белорусов 7 млн; поляков 19 млн, чехов 7 млн, словаков 2,5 млн; болгар 5,5 млн. Основная масса славянских этносов проживала в Российской империи (ок. 110 млн), Австро-Венгрии (25 млн), Германии (4 млн) и странах Америки (3 млн чел.) .

По данным Всероссийской переписи 1897 г., было выделено более 100 крупных народов, хотя ядро населения империи составляли великороссы (55,7 млн чел. или 44,35 %) (русские), национальная идентичность которых сформировалась в среде восточнославянского населения Древнерусского государства. Другим крупным славянским народом были малороссы (украинцы), численность которых достигла 22,4 млн чел. (17,8 %) и третьим большим по численности славянским народом были белорусы 5,9 млн чел. (4,7 %). Все они официально считались «русскими», общая численность которых составляла 83,6 млн чел., или 66,3 % населения империи.. Все славяне (русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары, сербы и др.) составляли порядка 75 % населения Российской империи .

Первая советская перепись 1926 г., охватившая всю территорию СССР, показала, что население страны увеличилось до 147,0 млн чел. (в том числе население России 92,7 млн чел.), учла свыше 190 этнических общностей и около 150 языков (без наречий). На территории РСФСР численность крупных славянских народов составила: русских 74,0 млн чел. (79,8 %), украинцев 7,9 млн чел. (8,5 %), белорусов 638,0 тыс. чел. (0,6 %). На территории Украины: русских проживало 2,7 млн чел., украинцев 23,2 млн чел., белорусов 75,8 тыс. чел., на территории Белоруссии русских было 383,8 тыс. чел., украинцев 34,6 тыс. чел., белорусов 4,0 млн чел. .

Сильный урон населению РФ и странам Восточной Европы нанесли две мировые войны. Прямые военные потери в первой из них составили свыше 7 млн чел. (только в Германии более 2 млн чел.). Если же учесть косвенные потери, то в сумме с прямыми, они составят более 25 млн чел. Вторая мировая война унесла жизни более 40 млн чел. .

В послевоенные годы во всех странах Европы наблюдалось некоторое повышение рождаемости. Особенно быстрыми темпами росла численность славян, причем как в СССР, так и в странах Восточной Европы. В 1961 г. славянская группа народов составляла 243 млн чел., в том числе: русские 121 млн, украинцы 40, поляки 35, чехи 9,7, белорусы 8,3, болгары 7,5 . В 1970 г. по сравнению с началом XX в. общая численность славян увеличилась более, чем на 100 млн и составила около 260 млн чел. Из них: русских - свыше 130 млн, украинцев - 41,5 млн, белорусов - 9,2 млн; поляков - около 37 млн, чехов - около 10 млн, словаков - 4,7 млн, болгар - 7,9 млн чел. . В 1975 г. численность народов славянской группы увеличилась до 270 млн чел., в том числе: русских ― 136 млн, украинцев 44, поляков 38,чехов 10,3, белорусов 9,6, болгар 8,2 млн чел. Численность славянских народов в странах Восточной Европы росла и в1980 -х гг. (табл. 1,2) .

Табл. 1. Численность славянских народов в 1980 г., тыс. чел.

Народ Общая численность

народа славянской группы

Основные страны расселения и их доля в общей численности народа в %
Белорусы 9 680 СССР – 97,8; Польша – 1,9.
Болгары 8 420 Болгария – 92,6;

СССР – 4,3.

Поляки 39 100 Польша – 87,6; США – 6,1; СССР -3,0.
Русские 138 600 СССР – 99,1
Словаки 5 290 Чехословакия – 86,8;
Украинцы 44 000 СССР – 96,2; Канада 1,3
Чехи 10 420 Чехословакия – 92,9;

Табл. 2. Динамика численности населения славянских стран Восточной Европы после второй мировой войны, млн чел.

Страна Численность населения, млн чел.
1950 г. 1970 г. 1988 г. Прирост (+), убыль (-)

(1950-1988 гг.)

2014 г. Прирост (+), убыль (-)
Болгария 7,3 8,5 9,0 +1,7 7,2 -1,8
Польша 24,8 32,5 37,9 +13,1 38,5 +0,6
Чехословакия

Словакия

12,4 14,3 15,6 +3,2
СССР 180,1 242,8 285,4 +105,3
В том числе:

Белоруссия

Украина 37,3 41,5 48,9 +11,6 42,9 -6,0
РСФСР (Россия) 102,7 130,0 146,8 +44,1 146,5 -0,3

Общая численность народов славянской группы в конце XX в. составила: в СССР - 190, 7 млн чел, в Зарубежной Европе - 78,9 млн., в Зарубежной Азии - 90 тыс., в Африке - 15 тыс., в Америке - 6, 9 млн., в Австралии и Океании - 137 тыс. чел. В мире в целом проживало около 277 млн чел. представителей славянской группы народов .

Динамика численности населения славянских стран Восточной Европы в 2014 г. дана в табл. 2. Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что с 1950 по 1988 гг. численность населения увеличилась во всех славянских странах Восточной Европы. Самый большой абсолютный прирост был в Российской Федерации, Польше и Украине. Однако, в 1970 г. темпы естественного прироста в странах Восточной Европы и СССР, стали снижаться (табл. 3). Это привело к замедлению темпов прироста численности славян. Если темпы прироста населения РСФСР в 1939 – 1959 гг. составляли 8,4 %, в 1959 – 1970 гг. 10,7 %, то в 1970 – 1980 гг. 5,0 %; Украины соответственно: 3,5 %, 12,6 %, 5,0 % и Белоруссии: 9,6 %, 11,8 %, и 5,0 % . Основная причина, на наш взгляд, - снижение коэффициентов рождаемости и сохранение высокого уровня смертности.

Уменьшение рождаемости явилось результатом сознательного ограничения. Эта тенденция была свойственна как городскому, так и сельскому населению славянских стран. Господствующей стала ориентация супругов на малодетную семью, при сравнительно высокой продолжительности жизни .

Табл. 3. Динамика общих демографических коэффициентов в славянских странах Восточной Европы после второй мировой войны, ‰

Страна Год Коэффициент

рождаемости

Коэффициент

смертности

Коэффициент младенческой смертности
РСФСР 1980 15,9 11,0 4,9 22,1
Украинская ССР 1980 14,8 11,3 3,5 16,6
Белорусская ССР 1980 16,0 9,9 6,1 16,3
Болгария 1980 14,5 11,1 3,4 20
Польша 1980 19,5 9,9 9,6 21
Чехословакия 1980 16,3 12,2 4,1 18

Характер изменения уровня рождаемости и типа воспроизводства отражает динамика коэффициента суммарной рождаемости. При переходе к новому, современному типу воспроизводства населения снижение суммарной рождаемости произошло во всех славянских странах. Например, в 2000 г. рождаемость в РФ уменьшилась до 8,6 ‰, а смертность увеличилась до 15,2 ‰, коэффициент суммарной рождаемости снизился до 1,20. Увеличение рождаемости и сокращение смертности фиксируется с 2007 г. (табл. 4).

Табл. 4. Динамика коэффициентов воспроизводства населения РФ,

Год Общий коэффициент

рождаемости

Общий коэффициент

смертности

Коэффициент естественного прироста Коэффициент

младенческой

смертности

Коэффициент суммарной рождаемости
2000 8,6 15,2 -6,6 16,9 1,20
2005 10,2 16,1 -5,9 12,0 1,29
2010 12,4 14,3 -1,9 8,2 1,45
2015 13,3 13,1 +0,2 6,5 1,87

Численность славянского населения России росла лишь в XX в.: с 1897 по 1926 г. она увеличилась на 18 млн; с 1926 по 1989 г., еще на 36,3 млн чел. После распада СССР численность славян стала сокращаться. Так, с 1989 по 2002 г. русских стало меньше на 4,0 млн, украинцев на 1,5 млн и белорусов на 0,4 млн чел. С 2002 по 2010 г. численность славян сократилась еще значительнее: русских на 4,8 млн (но доля их во всем населении страны увеличилась на 0,3 %), украинцев на 1,0 млн и белорусов на 0,3 млн чел. Несмотря на то, что украинцы остались на третьем рейтинговом месте, их численность сократилась на 1 014 тыс. чел., что привело к значительному уменьшению доли украинцев в населении страны (на 34,5 %). Сокращение численности белорусов в России стало заметно с 1989 г. В 2002 – 2010 гг. численность белорусов уменьшилась на 300 тыс. чел., или на 37,5 % (табл. 5) .

Табл. 5. Динамика численности и доля славянских народов в населении России,

Народы 2002 г.

(перепись)

2010 г.

(перепись)

Прирост (убыль)
Тыс. чел. % от всего населения тыс. % от всего населения тыс. чел.
Все население 145 166 100 142 856 100 -2310 -1,6
В том числе:
украинцы 2 942 2,0 1 927 1,35 -1 014 -34,5
белорусы, чел. 807 970 0,6 521 443 0,36 -300 -37,5
болгары, чел. 31 965 0,02 24 038 0,02 -7 927 -24,8
поляки, чел. 73 001 0,05 47 125 0,032 -25 876 -35,4
русины, чел. 97 0,000 225 0,000 +128 +131,9
словаки, чел. 568 0,000 324 0,000 -244 -42,9
чехи чел. 2 904 0,001 1 898 0,001 -1 006 -34,6

Таким образом, в новейший период российской истории численность восточнославянских народов уменьшилась на 12,1 млн чел. За рассматриваемый период русских стало меньше на 8,9, украинцев на 2,5 и белорусов на 0,7 млн чел.

Сокращение численности славян привело к росту их медианного возраста. Если средняя величина медианного возраста населения России составила 38,0 лет, то у «молодых» чеченцев 23,9 лет, а самых «старых» белорусов 54,2, украинцев 52,5 лет. В период с 2002 г. по 2010 г. произошло самое высокое повышение медианного возраста у славян более чем на 6 лет .

Такое развитие демографических процессов во многом было исторически детерминировано. Причины сложившейся ситуации обусловлены действием трех факторов. Первый фактор связан с различием в естественном воспроизводстве отдельных этносов. Второй с процессами смены этнического самосознания под влиянием комплекса причин. Третий фактор это внешняя миграция, обусловленная множеством причин различного характера.

Важным аспектом анализа динамики численности населения стран стал этнический. Убыль численности населения происходит в российских регионах с преимущественно славянским (русским) населением. Лидерами по положительным демографическим показателям являются национальные республики с низкой долей русского населения, а так же Тюменская область и г. Москва (благодаря иммиграции и высокому уровню жизни граждан). Регионы с большой долей этнических русских имеют высокую естественную убыль населения. Самая высокая естественная убыль населения в РФ была зафиксирована в небогатых областях с высокой долей русского населения (87-95 %). Например, в Псковской обл. (самый бедный российский субъект, где после минимальных трат у полной семьи с двумя детьми в распоряжении остается 570 руб.), Тульской, Тверской, Тамбовской, Новгородской, Ленинградской обл. убыль составила -7 до -5 ‰ или -0,7–0,5 % в год . Следует отметить, что русские области Центрального ФО характеризуются самыми низкими показателями рождаемости и высокими показателями смертности. Субъекты Центрального ФО по показателям рождаемости в 1,5 раза, а по показателям смертности в 1,7 раза хуже показателей субъектов Северо-Кавказского ФО. Перспектива достижения превышения рождаемости над смертностью в русских (славянских) регионах страны в ближайшие годы невозможна.

По данным переписи 2010 г., у славянских народов России преобладали домохозяйства, состоящие из 2-х человек, например, у белорусов 62 %, украинцев 59 %, русских 41 %. Из общего числа домохозяйств, состоящих из 2-х и более человек, 66 % имели одного ребенка, 27 % 2 детей и только 7 % 3 и более детей. Наиболее высокий процент семей, имеющих одного ребенка, был у белорусов (74 %), украинцев (71 %) и русских (69 %). Среди семей, имеющих троих и более детей самые низкие показатели у белорусов, украинцев (по 4 %) и русских (5 %). Среди славянских семей много состоящих из одного человека: 15 % у белорусов, 13 % у украинцев и 10 % у русских. И больше всего одиноких в возрасте 55 лет и старше: у белорусов 73 %, украинцев 70 % и русских 60 % .

Демографическая ситуация в славянских странах Восточной Европы особенно ухудшилась в начале XXI в., что и обусловило сокращение общей численности населения. В 2014 г. в сравнении с 2000 г., численность населения уменьшилась в 4-х странах (в том числе и в Российской Федерации), а в 3-х странах увеличилась. Небольшой прирост численности населения был в Чехии (табл. 6). Ухудшение демографической ситуации можно объяснить низкими коэффициентами рождаемости и довольно высокими показателями смертности, которые предопределили естественную убыль населения в начале XXI в. во многих славянских странах Восточной Европы.

В 2014 г. естественный прирост населения имел место в Словакии и Российской Федерации. В Чехии было зарегистрировано простое замещение поколений, а в Польше, Болгарии, Украине и Белоруссии наблюдалась естественная убыль населения. Эти страны можно отнести к группе демографически неблагополучных регионов Восточной Европы.

Табл. 6. Динамика численности населения славянских стран Европы

* Оценка с учетом населения Крымского ФО

В 2014 г. наиболее высокий уровень рождаемости был зафиксирован в РФ, а наиболее низкий в Болгарии. Самый низкий коэффициент смертности был зарегистрирован в Чехии и Словакии, а самый высокий на Украине и Болгарии (табл. 7).

На рубеже XX–XXI вв. вновь стал актуальным вопрос об общности судеб западных, восточных и южных славян. Первый Всеславянский конгресс состоялся в Праге в 1848 г. В 1858 г. инициатива в славянском движении переходит к Москве, а связи между славянскими народами укрепляются. С 1898 г. съезды стали проводиться регулярно. Но известные события в начале XX в. вновь разрушили славянское единство.

Табл. 7. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения,

Коэффициент

рождаемости

Коэффициент

смертности

Естественный прирост (+), Коэффициент

суммарной

рождаемости

1970 2014 1970 2014 1970 2014 1970 2014
Страны Восточной Европы
Болгария 16,3 9,0 9,1 14,0 +7,2 -5,0 2,2 1,5
Польша 16,6 10,0 8,1 11,0 +8,5 -1,0 2,2 1,2
Чехия 10,0 10,0 0,0 2,0 1,5
Словакия 11,0 10,0 +1,0 2,0 1,3
Белоруссия 16,2 12,0 7,6 13,0 +8,6 -1,0 2,3 1,7
Украина 15,2 11,0 8,8 15,0 +6,4 -4,0 2,0 1,5
Россия 14,6 13,3 8,7 13,1 +5,9 +0,2 1,9 1,7

В годы второй мировой войны идея славянского братства вновь стала актуальной. В 1946 г. в Белграде прошел очередной Славянский конгресс, но в 1948 г. произошло обострение советско-югославских отношений и славянское движение практически перестало существовать.

В 1998 г. в Праге был проведен VII Славянский съезд. Идея славянского братства вновь стала возрождаться. Славянские съезды прошли в Москве (2001), в Минске (2005) и Киеве (2010). День дружбы и объединения славян провозглашен 25 июня 2013 г. Идеи славянского единства вновь обретают свою актуальность. Однако, события на Украине в 2014-2015 гг. очевидно вновь нанесли серьезный удар по международному славянскому движению.

Список литературы

  1. Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. / М.: Наука, 1981. – 880 с.
  2. Логинова Н.Н. Население Республики Мордовия: геодемографическая ситуация, динамика и структура: монография / Н, Н. Логинова; науч. ред. А. М. Носонов. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. – 100 с.
  3. Население СССР, 1988. Стат. сборник / Госкомстат СССР – М. : Финансы и статистика, 1989. – 704 с.
  4. Народонаселение стран мира: Справочник / под ред. Б.Ц. Урланиса. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Статистика, 1978. – 527 с.
  5. Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811 – 1913 гг.). – М. : 1956.
  6. Российский статистический ежегодник. 2014. / Росстат. – М. : 2015. – 880 с.
  7. Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб., 1995.
  8. Социально-демографический портрет России: По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. / Федер. служба гос. статистики. – М. : ИИЦ «Статистика России», 2012. – 183 с.
  9. Статистический ежегодник России. 1915 г. / Изд. Центрального Статистического Комитета М. В. Д. - Петроград, 1916. - 658 с.
  10. Страны и народы. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 632 с.
  11. Population Reference Bureau. 2014 Word Population Data Sheet.
  12. Росстат об итогах Всероссийской переписи населения 2010 г.

Похожие статьи

  • Вкусный омлет для годовалого малыша!

    Дорогие читатели, в этой статье вы узнайте, как приготовить омлет ребенку. Вам станет известно, когда пришло время ввода такого блюда. Выясните, каких правил нужно придерживаться. Ознакомитесь с вариантами приготовления. Первое знакомство...

  • Феодальная раздробленность Руси: причины и последствия

    С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям - Мономаху, его сыну Мстиславу - удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления...

  • К чему снятся желтые туфли

    Но стоит ли так обобщать все сновидения? Ведь на их значение влияет много факторов: цвет, модель и др.А как объясняет сонник туфли во сне? К чему же снится этот универсальный, всеми любимый предмет стиля?Если они были чёрного цветаНовые...

  • Предприятие с обособленными подразделениями: расчет налога на прибыль и представление налоговой декларации Декларация прибыли обособленному подразделению пример

    Наша компания зарегистрировала обособленное подразделение (без выделения на отдельный баланс и отдельного расчетного счета) в феврале 2014г. И головная организация и обособленное подразделение зарегистрированы в одном муниципальном...

  • В храмике своей души ты порядок наведи

    На вопросы телезрителей отвечает иерей Константин Морозов, клирик Храма св. пророка Илии на Пороховых. Передача из Санкт-Петербурга. Добрый вечер, дорогие телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», ведущий ди

  • Мир помнит святителя луку

    Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим. 16:17). Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не...