Художественная роспись по стенам. Способы декоративной росписи стен

Подбирая тип покрытия стен в процессе ремонта, можно остановить свой выбор на традиционной оклейке обоями или покраске, декоративной штукатурке. Оригинальным вариантом декорирования является художественная роспись стен в интерьере. В древние времена только аристократы могли позволить себе масштабные и мастерски исполненные рисунки на стенах. Современные дизайнеры по доступным ценам предлагают оформить стены в интерьере росписью, что позволяет интерьеру приобрести новые краски, погрузить обитателей дома в другую эпоху и культуру.

Виды росписи

  • Графические изображения – отлично подходят для декора любого помещения: как гостиной, так и ванной комнаты. Одинаково популярна черно-белая и цветная графика. Графические рисунки содержат орнаменты, асимметрические узоры, абстракцию, геометрические фигуры.
  • Пейзажи и сюжетные мотивы – прекрасное решение для визуального расширения пространства и корректировки нестандартных помещений. Объемные изображения привнесут глубину и масштабность, решая проблему маленьких или неправильной формы помещений. Наиболее распространенные в таком виде художественной росписи панорамные изображения городов, улиц, морские, лесные пейзажи. Такой вариант одинаково хорошо смотрится в зале или детской.


  • Роспись стен флуоресцентной краской – применяется для росписи интерьера в барах, ночных клубах.


Как выбрать изображение

Во избежание ошибок при оформлении стен художественной росписью нужно отталкиваться от общего стилевого решения в помещении: абстрактные изображения лучше подходят для минимализма, пейзаж – для интерьера в классическом стиле, изображения с яркими акцентами, космической тематикой – для интерьера в стиле хай-тек.

Важно! Освещение, общий стиль комнаты, мебели и роспись на стенах должны отвечать одним тенденциям


В гостиной для нанесения художественной росписи подойдут нейтральные мотивы, несущие позитив, успокаивающие после долгого и напряженного трудового дня. Часто используются изображения с эффектом оптической иллюзии – улица или лесная тропинка, уходящая вдаль, морской пейзаж.

На кухне идеальным местом для нанесения рисунка является стена в обеденной зоне.

Спальня – место для сна, поэтому «кричащих», чересчур ярких цветов не должно быть. Цветы, абстрактные рисунки, романтическая тематика подойдут для декора стен в спальной комнате.

Важно! При выделении одной стены с помощью художественной росписи с достаточно яркими красками остальные стены лучше окрасить в светлые, нейтральные тона.


Художественная роспись стен особенно уместна в детской комнате. Для детей младшего возраста можно выбрать изображения их любимых мультяшных персонажей, девочки придут в восторг от романтической «принцессой» тематики в детской, подросткам придется по вкусу граффити и современные хай-тек сюжеты.

Техники нанесения

Современная настенная роспись может быть выполнена как по сырой, так и по высохшей штукатурке. Это зависит от технологии выполнения, которая бывает следующих видов:

  • Альсекко – технология нанесения росписи на сухую штукатурку. Нанесенный таким образом рисунок прослужит не очень долго, но легок в исполнении.
  • Фреска – одна из старинных технологий художественной росписи. Такая техника предполагает качество и быстроту нанесения, а также высокий уровень профессионализма художника. Водорастворимая краска наносится на слой сырой штукатурки, однако быстро сохнет.
  • Аэрография – современный способ росписи, применяется для наиболее точного воспроизведения рисунка, позволяет привнести масштабность и реалистичность.
  • Роспись темперными и акриловыми красками – наиболее современный и практичный способ. Краски не выделяют токсины, легко наносятся на стену, корректируются по цвету, достаточно быстро высыхают, просты в уходе. Такие краски можно применять в помещениях с повышенным уровнем влажности (кухне, ванной).
  • Рельефная – наносится на штукатурку, создавая нужный рельеф.

Долговечность и износостойкость нанесенной художественной росписи придает покрытие акриловым лаком.


Настенная роспись своими руками

Для росписи стен в интерьере можно обратиться к специалистам, но, если у вас есть определенные художественные навыки и уверенность в себе, можно попробовать роспись стен в интерьере своими руками. Для первой росписи лучше выбрать незатейливый рисунок без изображения людей и сложных фигур.

Важно! Правильно подобранный рисунок играет важную роль в интерьере – он не должен привлекать к себе лишнего внимания, но делать определенный акцент на стиле помещения.


Для росписи стен собственноручно необходим эскиз изображения, разбитый на квадраты. Можно изготовить его самостоятельно, а можно приобрести уже готовый. Разбивать на квадраты рисунок рекомендуется для простоты перенесения изображения на стену. Стены должны быть основательно подготовлены для нанесения рисунка. Нужно нанести свежую штукатурку, выровнять стены, затем прошпаклевать и прогрунтовать. На стене нужно нарисовать большие квадраты, пропорциональные тем, которыми разбит рисунок. Можно воспользоваться и эскизом в натуральную величину – так проще переносить рисунок, обводя контуры. Воспроизведение изображения на стене при помощи проектора значительно облегчит задачу.


Для нанесения рисунка собственными силами лучше воспользоваться акриловыми красками, которые при помощи воды доводятся до нужной консистенции (сметаны). Акриловые краски можно смешивать, добиваясь необходимого цвета. Окончательным этапом является покрытие готового высохшего рисунка лаком.

Роспись стен для детской

Наиболее удачным местом для росписи стен своими руками является детская комната, тем более что обитатели детской, скорее всего, захотят тоже принять участие в этом процессе. Выбирая рисунок в детскую, не стоит делать выбор в пользу яркой палитры и кислотных оттенков в спальной зоне. При помощи масштабного рисунка можно удачно зонировать пространство, четко выделив игровую зону детской, где на стенах разместятся сюжеты любимых мультфильмов или персонажи книг, и зону для сна, оформив ее в пастельных, неярких тонах.

Обязательно продумывайте будущий настенный сюжет в детской с ребенком, учитывая его интересы и характер. В детской грудного ребенка уместно использовать простые фигуры, большие буквы приятных глазу оттенков. В пестрящей разными цветами комнате ребенку будет некомфортно.


В дошкольном возрасте детям становятся интересны животные, поэтому можно нанести рисунок в стиле сафари. Для школьников в детской стоит отталкиваться от их увлечений: спортивная, космическая, морская тематика, городской пейзаж или изображения автомобилей и самолетов.

Важно! Наиболее безопасными для комнате являются акриловые краски. Чтобы сделать мелкие части более четкими, можно воспользоваться аэрографом.

Дети подросткового возраста с радостью воспримут идею с нанесением изображения аэрозольными красками – современной техникой граффити. Детям постарше для оформления детской комнаты придутся по вкусу абстрактные изображения, геометрические формы, линии и иллюзии.

Не нужно бояться ошибиться при нанесении линий – акриловые краски легко поддаются исправлению, а при ручной работе точность и совершенство исполнения необязательно.


Художественная роспись на стенах многогранна, с ее помощью можно оживить любой интерьер, привнести яркую и оригинальную нотку в помещения. Настенная роспись очаровывает людей всех возрастов. Этот древнейший способ оформления стен создает особую атмосферу, настраивает на позитив, способствует созданию комфорта и уюта в вашем жилище. А художник-специалист поможет вам реализовать фантазии в реалистичных объемных картинах на стенах. Творческая работа в оформлении стен, выполненная своими руками, наполнит дом нежностью и любовью и подарит незабываемые впечатления. Еще больше информации по этой теме вы найдете в статье: « » .

Видеогалерея


Фотогалерея


Еще с древних времен люди считали, что, украшая свои жилища росписью на стенах, привлекают к себе удачу, счастье и благополучие. И в наши дни такой способ декора довольно актуален и становится все более популярным, ведь таким образом возможно полное преображение помещения, создание уюта и тепла в доме.

Древним прототипом росписи на стене является фреска, что в переводе с итальянского языка означает «свежий». Техника фрески подразумевала нанесение разведенными известковой водой красками на свежую сырую штукатурку рисунка, который не терял яркости своих цветов в течение многих веков. Фреска была наиболее распространена в Греции и в Риме в период 2-го тысячелетия до нашей эры, пользуясь большим успехом у представителей элитного сословия и являясь наилучшим способом для украшения потолков и стен. Благодаря уникальности своей технологии творения древнейших мастеров сохранились до наших дней, свидетельствуя об обычаях, традициях и верованиях предков. Пошаговое создание фрески было впервые описано Ченнино Ченнини в 1447 году. Изображение фрески наносили на штукатурку углем или охрой. В силу трудоемкости данного процесса, которой требовал высокое мастерство и соответственное большое вознаграждение, позволить себе такое могли лишь обеспеченные люди.


Современная роспись стен является более доступной, но так или иначе нельзя назвать ее и дешевым удовольствием. К примеру, ручная роспись на стене – это лучший способ получить эксклюзивный интерьер, не имеющий аналога. Существует большое разнообразие жанров и стилей росписи, гарантирующих прекрасный результат для интерьера.

Разновидности техник нанесения росписи

Существует множество методом для нанесения изображений на стену. Как правило, различают 2 основных вида: современная и традиционная техники, нанесения, свою очередь включающие в себя несколько различных подвидов.

Классика нанесения

Традиционно живопись на стене является монументальным творчеством, которое выполняется вручную, не применяя соответствующей современной техники. На ряду с вышеупомянутой фреской традиционными техниками являются:

  • Энкаустика – метод наложения масляных или восковых расплавленных красок на штукатурку. Также часто используют другой способ, нанося изображения на деревянную панель либо холст, приклеив после на стены.
  • Альсекко, что в переводе с итальянского языка означает «по сухому». При такой технике росписи стены красящую смесь наносят на сухую штукатурку. Расписные краски растирали на яйцах, добавив известь и смешанный с акриловыми, масляными и темперными растворами растительный клей;
  • Сграффито, который в переводе означает «выцарапанный». Это достаточно технологически сложная процедура, при которой стену первично покрывают черной, а затем белой грунтовкой. Далее рисунок выскабливают до появления черного фона. Данный метод был изобретен в Древней Греции и имел широкое распространение период эпохи Ренессанса.

Современные техники


Современные методы росписи стен являются не менее интересными имеют большое разнообразие

  • Гризайль, что в переводе с французского языка означает «серый». Данный метод является особенным тем, что рисунок выполняют во всех оттенках серого цвета, придавая композиции эффект скульптуры.
  • Нанесение рисунка на декоративную штукатурку. В этом случае до нанесения изображения производят отделку стены посредством придания нужного объема. Обработанная таким образом картина получается на подобие “живой”.
  • Роспись стен акрилом – довольно востребованный метод из-за быстрого нанесения и сушки, который способен передать игру тонов и света.
  • Невидимые и видимые краски, светящиеся в темноте. При применении такой техники допустимо использовать красящие смеси, добавляя перламутр и светонакопительные частицы, которые сияют в ультрафиолете.
  • Граффити – метод, подразумевающий использование аэрозольных баллончиков краски.
  • Роспись по винилу, которая является одной из современнейших разработок, которая востребованная благодаря своей простоте исполнения и экономичности. Наносимое на виниловые обои изображение придает обстановке помещения новое дыхание, становясь главным украшением интерьера комнаты.

Подготовка к росписи стен


Чтобы приступить к росписи стены требуется:

  1. Определение места для росписи. Роспись должна подчеркивать либо выделять пространство. Также при помощи настенного изображения можно легко замаскировать какое-либо неудачное место. В таком случае рисунок делают легким и ненавязчивым.
  2. Подборка изображения — исходника для росписи на стене. Желаемый рисунок можно найти в интернете.
  3. Подготовка фона для настенного изображения.
  4. Подборка соответствующих красок для нанесения изображения.

Необходимые для росписи материалы и инструменты


При нанесении изображения на стену потребуются следующие инструменты материалы:

  • Грунт, так как стены необходимо пропитать акрилатной грунтовкой, а после в случае необходимости нанести художественный акриловый грунт. Для влажных помещений используют специальный влагостойкий грунт с наличием антигрибковых добавок.
  • Живопись. Как правило, рисунок выполняется акриловыми красками, но также по желанию заказчика можно использовать масляные краски. Если изображение наносится во влажном помещении, то используют специальные акриловые краски, которые позволяют получить достаточно прочную поверхность. Преимущество акриловых красок в том, что они не являются токсичными, разводятся обычной водой, довольно быстро сохнут, подходят практически для любой поверхности и универсальны в использовании. Высохшая акриловая краска образует прочную пленку, которая не смывается водой и устойчива к воздействию ультрафиолета. Такую роспись разрешается протирать влажными тряпками.
  • Кисти, синтетические либо из натуральной щетины, мастихины, валики, тряпки для нанесения краски.
  • Лак, чтобы покрыть готовую роспись для увеличения защитных свойств расписных красок.


Стену под роспись необходимо подготовить. Для этого может пригодится оставшаяся после покраски стены краска для обработки фона рисунка. Выполняющие роспись профессионалы обычно требуют идеальную прошпаклеванную поверхность стены. Но если есть изъяны на стены, это не страшно, ведь зачастую роспись делают для того, чтобы замаскировать какие-либо недостатки.

В соответствии с требованиями заказчика используют один из двух вариантов:

  • Расписываемый холст, приклеиваемый в дальнейшем на стену или устанавливаемый с подрамником в месте, которое отведено под роспись. Такой вариант удобен в случае, если исполняющий работу по определенным причинам не может находиться на месте, где планируется нанесение росписи. При этом произведение будет в некоторой степени мобильным ля установки, а также в случае, если штукатурка стены испортится, например, при протечке в доме. Однако такой вариант имеет свои недостатки, так как полотно холста имеет ограниченную ширину и практически невозможно избежать появления швов и стыков между его краями
  • Роспись стены непосредственно на финишном слою штукатурки. Данный вариант приемлем практически в любом случае и для любых помещений, как влажных, так и сухих. Главным здесь является подготовка стены.

Подготовку стены под роспись важно выполнять очень качественно, так как от этого зависит ее долговечность. В обратном случае рисунок может начать трескаться со шпаклевкой либо штукатуркой, осыпаться, поменять цвет либо отслоиться.

Подготовку стены начинают с очищения от слоя старой краски, старых обоев, побелки, отслаивающейся штукатурки и прочего. Необходимо также заделать все трещины в стене.

Очистив стену от излишков старого слоя, стену обезжиривают при помощи строительной грунтовки либо уайт-спиритом, чтобы достичь хорошего сцепления поверхности стен со следующим слоем штукатурки.

  • удаление больших неровностей посредством нанесения одного либо нескольких слоев штукатурки;
  • доведение все поверхности стены до абсолютной плоскости, применяя финишную шпаклевку.


Когда слой высохнет, стену следует проштукатурить, убрав образовавшуюся при этом пыль.

В случае выравнивания стен гипсокартоном, допустима шпаклевка только мест стыков и крепления гипсокартонных листов.

Следует отметить, что выравнивание гипсокартоном, шпаклевка и штукатурка различаются для влажных или сухих помещений, и важно это учитывать.

Завершающим шагом для подготовки стен является грунтовка всей поверхности при помощи акрилового грунта с использованием валика либо кисти. Грунтовка придаст слою прочности и предотвратит обсыпание поверхности, укрепив ее, а также обеспечит хорошее сцепление стены и краски. Грунтовки также различаются для влажных и сухих помещений.

Роспись по трафарету

На стоимость росписи стен влияет множество факторов, к примеру, сложность рисунка, размер изображения, метод нанесения и так далее. И если есть желание сэкономить, то можно остановить выбор на трафаретах для росписи стен, которые являются простым и доступным способом украшения комнаты.

На рынке представлено множество готовы шаблонов для выполнения росписи, но при желании такой трафарет возможно изготовить и самому, взяв лист плотного картона либо пластика, нарисовав силуэт желаемого изображения и вырезав.

Затем трафарет закрепляется на стене и закрашивается при помощи специальной трафаретной кисти и латексных либо водно-дисперсионных красок. Одинарный шаблон подходит для создания узора из одного цвета, а для рисунка нескольких оттенков применяют мультитрафареты, которые состоят из нескольких элементов.

Трафаретная техника росписи стен очень удобна для декорирования детской комнаты.


Художественная роспись вручную

В первую очередь определяют место для расположения изображения и приобретают соответствующие материалы.

Для такой техники подходят как лаковые, так и матовые акриловые краски. Для работы с акриловыми красками следует выбирать кисти с искусственным ворсом и разных размеров.

Стену необходимо подготовить, выполнив шпаклевку с идеально гладкой поверхностью и покрасив белой краской для получения яркого рисунка. Желательно предварительно выполнить проработку последовательности нанесения элементов рисунка на листе бумаге. Контур рисунка необходимо прорисовать цветными карандашами, в обратном случае простой карандаш под воздействием красок расплывется и испортит весь рисунок. Делая набросок, сначала обозначаются основные крупные элементы, которые далее дополняются второстепенными.

Закрашивание рисунка также выполняется поэтапно. Краску наносят, начиная от светлых тонов и переходя к темным.


Завершающий этап лакирования

Данная процедура не является обязательной для акриловых красок, но нелишним будет подстраховаться, закрепив выполненную работу. А при нанесении росписи акварельными либо гуашевыми красками покрытие лаком необходимо. Лак наносится аккуратно при помощи пульверизатора несколькими тонкими слоями.

Слой лака надежно защитит роспись от воздействия пыли и времени. Рекомендуется иногда протирать созданный рисунок влажной тряпкой.

Альтернативный вариант

Те, кто не совсем уверен в своих художественных способностях, существует альтернативный вариант – рекламная пленка Orakal, которую можно вырезать в виде любой фигуры. Такую пленку наклеивают на стену и с помощью кисти или поролоновой губки заполняют пространство внутри трафарета. Затем пенка осторожно снимается, оставляя на стене четкий и аккуратный рисунок. Такой трафарет можно использовать более одного раза.

Также существует еще один альтернативный способ для росписи стен – наклейки на стену, которые имеют множество красивых цветов и оттенков. Достаточно просто примерить заранее наклейку на стене и аккуратно приклеить


Роспись стен является очень интересным занятием, которое не требует особых усилий и затрат, а лишь аккуратности и художественного вкуса. Приложив некоторые усилия и следуя определенным правилам можно поучить результат, который приятно удивит, наполнив пространство помещения особым настроением и уютом.


В настоящее время художественная декоративная роспись не самый распространенный способ оформления помещений, поскольку существуют менее трудоемкие и более экономичные альтернативы, такие как покраска стен или оклейка обоями. И все же никакие другие способы оформления не способны преобразить помещение так, как делает это декоративная роспись стен.

Современная роспись стен и потолка

Со времен первых настенных росписей, технологии позволили существенно облегчить процесс работы. Современные краски позволяют с меньшими затратами сил и времени достигнуть столь же великолепного результата, что и при помощи трудоемких классических методик.

Наиболее часто в современном дизайне используются силикатные, латексные, водоэмульсионные и акриловые краски. Они имеют обширную цветовую палитру, легко и надежно связываются с поверхностью-основой, не блекнут со временем, что позволяет росписи длительное время сохранять свою привлекательность. Роспись можно даже мыть, не повреждая рисунка, кроме того, современные краски не токсичны.

Буйство дизайнерской фантазии расширило границы применение техники росписи. Сегодня можно встретить рукописные изображения нанесенные не только на стены квартиры, но и на потолок, части бытовой техники и даже мебели. Это потрясающе красиво и гармонично. Однако цена профессиональной росписи весьма высока.

Методика росписи стен

В декоративной росписи стен есть несколько ключевых моментов, соблюдение которых является основой качественного и эффектного дизайна.

Несоответствие размера росписи и габаритов комнаты в квартире приведет к искажению пространства помещения, рисунок, не вписывающийся в общий стиль помещения, будет как минимум неуместным дополнением готового интерьера.

В первую очередь необходимо правильно подобрать рисунок и размер будущей картины. После чего его детали рекомендуется проработать в заготовках, что позволит более точно и аккуратно нанести роспись на поверхность стены. Особенно необходимо использовать данную технику при работе с крупными рисунками, занимающими обширную по площади поверхность.

Впрочем, сегодня можно купить готовые трафареты для росписи. Они незатейливы и невелики по размерам, но и такой рисунок сможет украсить ваш дом.

Вторым основным этапом является подготовка поверхности. Необходимо обеспечить стене идеальную гладкость, которая достигается при помощи шпаклевания поверхности и последующего нанесения белой краски.

Третий этап - перенос рисунка или его деталей (при масштабном проекте) на поверхность стены. Здесь важно точно соблюдать пропорции будущей росписи.

Следующий шаг - сама роспись, закрашивание нанесенного на стену рисунка. Если вы работаете по сырой основе, которая активно впитывает краску - вы получите фреску. Ее прелесть в особой мягкости и гармоничности линий. Если же основа - высохшая подготовленная поверхность - это вид аэрографии. Аэрография позволяет передать мельчайшие детали, прорисовать все штрихи и контуры. Это очень точный рисунок.

Рисунок наносится от крупных объектов к мелким деталям, сначала окрашиваются светлые тона, затем более темные.

Финальный этап подготовки росписи - лакирование поверхности. Если роспись выполнялась акриловой краской, этот этап не обязателен, но все же рекомендуется провести его для максимальной сохранности рисунка. Поверхность покрывают лаком при помощи пульверизатора, равномерно распределяя лак по стене в несколько тонких слоев.

Роспись, выполненная с соблюдением указанных правил, получится не только эффектной, но и долговечной. А если роспись наносить не на саму стену, а на съемный холст, ее можно будет перенести с собой

Роспись стен дома в славянских традициях своими руками. Пошаговая инструкция с фото

Мастер-класс по росписи стен дома в славянских традициях (1 часть)

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: материал может быть полезен всем кто увлекается творчеством, можно использовать в семейном кругу для оформления дома, дачного участка, детям 10-12 лет и их родителям, воспитателям дошкольных учреждений для оформления групповых комнат.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением жилого пространства, создаст прекрасное настроение и хорошею атмосферу любого дома.
Цель: декоративное оформление стен дома в славянской традиции
Задачи:
-продолжать знакомство детей со славянскими традициями: оформление наличников, их роль и значение;
-научить рисовать декоративную композицию "терем расписной";
-развивать внимание, пространственное мышление, технику работы с кистью;
-воспитывать интерес к творчеству и украшению жилого пространства своими руками, славянской культуре и традициям.

Кружева, кружева, кружева деревянные,
Исчезаете вы у меня на глазах.
Навсегда исчезаете, уходите, таете,
Остаются обломки, дома, как в слезах.
Ходят люди по древнему деревянному городу,
Ходят, будто слепые, не подняв головы.
Кружева деревянные к ним взывают: Взгляните!
Мы уходим навеки, прощаемся мы!
Мы горим, осыпаемся, нас убивают,
Сносят вместе с домами, терзают, крушат!
Сотню лет нас ломают, ломают, ломают...
Сохранить не желают, как будто спешат.
Дом с резьбою изысканной заменят кирпичным
Новоделом уродливым с ухмылкой кривой,
И опять будут мимо ходить по привычке
Люди с сердцем без памяти, с душою пустой.
Мы не помним, как звали наших дедов и прадедов,
Что дома свои строили не на год - на века!
Украшали резьбою, чтобы внуки и правнуки
Жили лучше, счастливее, наверняка.
Ходим в собственном городе, странные гости,
Равнодушные роботы, на глазах - пелена.
И лежат за заборами перебитые кости
Деревянных сокровищ. И наша страна.
(Автор Мирошникова Ирина)
Здравствуйте, уважаемые гости! Очень меня тронули-эти восхитительные строки, столько в них печали, восхищения и любви к своей Родине! Наличники, казалось бы такая малость в нашем культурном наследии, но если углубится в их изучение-это огромный исторический источник, деревянные письмена-оставленные нам нашими предками.



Современная жизнь, её уклад и архитектура, если можно так назвать бетонные и кирпичные коробки, вытеснили и практически уничтожили-это великое культурное наследие. Тень давно минувших лет, исковерканной истории, устройства мироздания и веры наших славных предков. Но и сейчас в России осталось много деревянных домов, строятся новые, впечатляющие своими кружевными узорами на окнах. Может я чересчур мечтательна и сентиментальна, но уж очень хочется вернуть нашим городам и сёлам былую красоту, колорит русского национального стиля, традиции наших прадедов. Именно этой теме и повещена моя новая работа. Это всего лишь маленькая искра, порыв души, но без искры не разгорается пламя.
(Художник Всеволод Иванов)



Более тысячи лет прошло с того времени, как Русь "огнём и мечом" приняла крещение, но эхо родной веры славян осталось в резных письменах, в кружевных узорах русской избы, наличниках на окнах. В них скрыта та самая символика, тайный смысл, дошедший до нас от наших пращуров, а более того-дивная красота, заставляющая подолгу любоваться делами рух человеческих.
Любой оставленный на дереве знак или зарубка несли свой смысл, постепенно превращаясь в особый знак-оберег от нечистой силы. В основу всей символики деревянной резьбы положены самые главные славянские божества наших предков-Бог неба Сварог и Бог солнца Дажьбог.
(Художник Виктор Корольков)



А поскольку, согласно славянской мифологии, Дажьбог-сын Сварога, то в украшении окон символы неба, как правило, помещаются над солнцем (полусолнцем), как бы накрывают его сверху. Такой же принцип украшений использовали и для крыши (верха) дома. Верхний контур двускатного фронтона славянского дома представлял собой небосвод, по которому солнце совершает свой дневной путь от левого нижнего конца кровли вверх к щипцу кровли, к ее «коньку» и далее вниз к правому нижнему концу кровли.
Привлекают к себе внимание изображение коней, с их помощью выражались различные символические смыслы. В народном представлении солнце по небосводу везёт золотой конь, запряжённый в золотую колесницу, и потому образы коней непосредственно связывались с солнцем, считались символом света, грома, молнии, ветра, воды. Как правило кони устремлены в разные стороны от солнца и символизируют движение из прошлого в будущее, подчеркивают неразрывную связь старого и нового, смерти и возрождения, непрерывную цикличность явлений в природе, в соответствии с верованиями славян.
Встречаются на наличниках и реалистичные изображения птиц (утки и лебеди), их как раз наоборот располагали в нижней части, ибо они уносили солнце на закате.
(Художник Андрей Клименко)



Мир наших славных предков состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны, именно это мироустройство нашло своё отражение в деревянных узорах, их композиционном построение.
Четыре компонента наличника-боковые, верхний и нижний символизировали четыре времени года и четыре стороны света. Поэтому, каждый узор, вплетаемый в орнамент наличника, имел строго определенное место. Одни символы были прямым обращением к богам, или силам природы, другие были способны стереть грань между мирами, третьи служили оберегами, отвращающими темные силы, все узоры на наличниках несли в себе магическую силу.
(Художник Виктор Корольков)



Магическая система защиты предусматривала изображение не только солнца и его пути по небу, но и самого неба как вместилища дождевой воды, необходимой для роста всего живого. Верхняя часть наличников являет собой небо, состоящее их двух уровней:
1. "Небесная твердь" (верхнее небо), в понимании наших пращуров она удерживала «хляби небесные» где-то в недосягаемой вышине над воздушным пространством обычного неба. Это раздвоение неба отразилось в русском языке в словах "небо" (единственное число) и "небеса" (множественное число).Твердь чаще всего изображали в образе двускатной крыши;
2. "Хляби небесные" (запасы воды на небе), хранящихся на уровне "верхнего неба" находящегося над "средним небом", по которому движутся Луна и Солнце. Сильный дождь, ливень определялся фразой: «разверзлись хляби небесные», то есть открылась, получила свободу небесная вода и ринулась вниз, на землю. Изображаются как волнистые линии или отчетливые полукружья и могли "стекать" по краям окна, изображаясь в виде капелек.



Славяне представляли себе дождевые струи как поток молока Матери-богини, поэтому волнистые линии или полукруги символизировали грудь питающей землю богини плодородия.Груди изображались то в виде узора, где этот сюжет является повторяющимся, то в виде парных изображений двух грудей, тщательно обозначенных резчиком, но также образующих в своей повторяемости волнистый узор.
Самым важным событием в жизни наших предков было рождение, и женщина-мать так же являлась одной из основных фигур в украшение наличников. Фигурка с раскинутыми руками и ногами - "Берегиня-Рожаница", дарующая жизнь, олицетворяющая женское начало, иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.
Берегиня-Рожаница-это Богиня Лада, жена Сварога, Богиня любви, красоты, семейного счастья, покровительница брака, хранительница домашнего очага, матушка, покровительница молодоженов и деток, радость стариков.
(Художник Виктор Корольков)



Но главным и центральным знаком в верхней части оформления наличников было Солнце-самое почитаемое божество у славян. В узорах оно представлено, как солярный знак-стилизованное символическое воплощение солнца, и воспринимается как выражение мощной силы, энергии и сияния жизни, несущего тепло. В советские времена его заменили цветочком или пятиконечной звездой.
Также солнце изображалось на наличниках как небольшой полудиск с лучами, и как равносторонний крест, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника. Косой крест-символ солнца и огня (огонь земной), уходящий в далёкую первобытность, слово "окрест" означает "округу", пространство вокруг нас. Крест заключенный в круг обозначал гармонию огня: небесного и земного.
Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.
Солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу. В давние времена предметы, украшенные символами солнца, имели особенно магическую силу. Они охраняли владельца от болезней, несчастья, злого глаза, оберегали не только отдельных людей, но и весь род от несчастья.



Рядом с солнечными символами размещали символику грома, которая должна была защитить дом от удара молний. Громовым символом являлся круг, разделенный на 6 равномерных секторов (шести- или восьмилучевая звезда). Славяне называли этот символ Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Этот знак-символ мужества, доблести и магический знак русского воинства. Иногда этот знак обозначал смену дня и ночи.
Также для изображения солнца использовали ромб. Он мог помещаться в любой части наличника, а иногда и сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времён года и дня и ночи.



Боковые части наличников мастера резьбы по дереву называли «полотенцами», здесь располагали растительный и животный орнамент, символизирующий срединный мир, в котором обитают звери, люди и растения.
Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай-нижняя часть наличников символизировала земную твердь. Ромбики и кружочки с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы-всё это изображение земли, вспаханного и засеянного поля. Очень часто они располагались рядом с символом солнца обозначая единство небесного и земного, явного, и символизировали собой Мать Сыру Землю-Богиню Макошь.
Женщины древности учились быть Макошью в своем роду. Макошь-это та женщина, которая умеет трудиться в поле, в саду, на огороде, в лесу, знает лекарственные травы, умеет вырастить и правильно воспитать детей.
Здесь же изображалась и подземная часть мира, течение подземных вод. Ведь речная вода совсем другая, в отличие от дождевой, она в основе своей, пришла как раз из-под земли, из ключей, родников. А родник всегда считался священным местом.
Кроме этих, основных знаков, славянская символика включает изображение радуги, фигур богини на вершине строения, реалистичные изображения животных, ужей, ящеров, различные растительные орнаменты, подковы и многие другие. И каждое изображение, каждая деталь деревянного кружева несёт свой смысл, обереговое значение, скрытое послание потомкам.( )
Художник Виктор Корольков)



Добро пожаловать дорогие друзья и гости на мастер-класс по росписи стен в славянских традициях!
Перед началом росписи потребовалась небольшая предварительная работа. Дом очень старый, на своём веку я помню только один ремонт, поэтому вид дома ужасный. Всю штукатурку, которая обсыпается и крошится пришлось отбить молотком и с помощью цементного раствора привести в порядок. А том как работать с цементом можно посмотреть



Фундамент я решила декорировать под каменную кладку. Вся работа проводится руками, без мастерка, так словно мы как в детстве пекём пороги из мокрого песка, затем получившийся комочек прилепляем к смоченной стене. А далее дело за росписью.



Материалы и инструменты:
-краска водоэмульсионная влагостойкая белая, для наружных работ (4 килограмма)
-колеры разных цветов (зелёный, бежевый, оранжевый, красный), вместо них вполне подойдёт гуашь
-гуашь
-простой карандаш
-кисти
-тряпочка
-банка для воды
-стремянка
-лак акриловый
-трафареты
-бумага для трафаретов
-ножницы



Так как масштаб росписи очень большой, то нам понадобятся трафареты. Изготавливаем их используя симметричное рисование и вырезывание с помощью ножниц.
Хляби небесные.





Боковые столбы.



Берегиня и вода.



Кони.





Солнышко.



Лебедь.



Растительный орнамент.


Ход мастер-класса:

Начинаем работу с окраски стен основным тоном. Для этого примерно 2 литра белой водоэмульсионной краски смешиваем с бежевым колером, и наносим цвет на стены с помощью большой кисти.





Далее делаем зелёный цвет, и окрашиваем область окон. Создаем силуэт наличников.



Рисуем силуэт верха наличников. Посередине размещаем коней, а по бокам будет располагаться орнамент "берегиня". Сначала рисуем набросок рисунка простым карандашом.



В самом верху дома рисуем орнамент "небесные хляби" и разукрашиваем их голубым цветом.



С помощью импровизированных столбов намечаем границы композиции.



В нижней части столбов рисуем силуэты перил с орнаментом "вода".





Возвращаемся на верх композиции. Тёмно-голубым рисуем шестилучевые звёзды "громовики". И окантовку по нижнему краю орнамента.





Белую краску смешиваем с оранжевым колером, этим цветом продолжаем оформление наличников.



Столбы украшаем тёмно-голубым цветом по обе стороны композиции. По бокам окон рисуем силуэты полусолнца.



Таким же полусолнцем соединяем окна в низу.



Центральное солнышко в форме круга рисуем под парой коней.



С правой стороны рисуем водоэмульсионной белой краской силуэт волшебной птицы, усаживаем её на перила. О том как нарисовать птицу расскажу позже.
В нижней части окон рисуем стилизованный рисунок "лебеди", они символизирует не только заходящее солнышко, но и служат оберегом семейного счастья.
В самом низу, под окнами рисуем растительный орнамент.

Похожие статьи

  • К чему снится водить машину: что нам говорят сонники Миллера, Ванги, Хассе и других

    Путешествия в ночных грёзах бывают столь же увлекательны, как и в реальном мире. Чувство движения наполняет лёгкостью и сопровождается приятными ощущениями. Во сне к услугам сновидца авиаперелёты в любую точку планеты, скоростные поезда,...

  • Лунный гороскоп – рыбы. Луна в гороскопе мужчины

    Луна оказывает сильное влияние на все знаки зодиака. Планета наделяет людей особой чувствительностью, усиливает положительные и Луна в Рыбах у женщин открывается в виде материнской заботы, безграничной и беззаветной любви к своему...

  • Как ИП открыть расчетный счет в Сбербанке?

    Как интересует многих предпринимателей и юридических лиц. Ведь иметь действующий счет в самом крупном банке Центральной Европы, согласитесь — это очень неплохо. Плюс на руку клиентам играет самая большая сеть торговых точек в России,...

  • Претензия в Сбербанк — образец жалобы

    Обращаться в Сбербанк РФ по различным вопросам приходится почти всем гражданам, и не всегда они остаются довольными качеством обслуживания. Проблемы возникают самые разнообразные, начиная от некорректного поведения сотрудников или их...

  • Отчет об оценке образец бланк

    Отчет об оценке рыночной и ликвидационной стоимости объекта недвижимости имущества, расположенного по адресу: С-Петербург, Калининский р-он, Гражданский пр-т, д. 41, литер А Работа выполнена Colliers International. Санкт-Петербург,...

  • К чему снится тюрьма женщине?

    Толкование сна в соннике: Мужчина видит, как его освобождают из тюрьмы - к большим трудностям в жизни преступник видит свое освобождение - к увеличению срока. Женщина видит, как ее освобождают - к беременности. Муж видит, как жену...