Основано на восприятии образов и представлений человека. Представление

Мышление как познавательный процесс: свойства, виды, формы, мыслительные операции .

1. Познание человеком окружающей его действительности осуще-ствляется, прежде всего, посредством органов чувств . Поэтому оно именуется чувственным познанием, чувственным отражением дей-ствительности. Возникающие при этом у человека образы предме-тов и явлений действительности называются ощущениями и вос-приятиями.

Между этими психическими процессами есть нечто общее, но есть и существенные различия. Общее заключается в том, что оба они — первичные познавательные процессы, возникают только при непос-редственном воздействии тех или иных раздражителей на органы чувств и являются продуктом деятельности нервной системы, ее пе-риферических и центральных мозговых механизмов. Общим также является то, что вся человеческая деятельность базируется на ощу-щениях и восприятиях. Через ощущения и восприятия человек не только получает непосредственную информацию о том, что про-исходит вокруг него и в нем самом, но ощущения и восприятия яв-ляются существенными элементами механизмов, позволяющих че-ловеку управлять действиями других людей.

Лишите человека воз-можности ощущать и воспринимать окружающую его действитель-ность, и он не сможет ничего делать. В специальных опытах у человека «выключали» все органы чувств, ни одно раздражение не проникало в его мозг, и человек засыпал. В условиях сенсорной изо-ляции у человека меньше чем через сутки отмечалось резкое сни-жение внимания, уменьшение объема памяти, происходили другие изменения психической деятельности.

Все это свидетельствует о решающей роли ощущений и воспри-ятий в жизни и деятельности людей. Основное существенное различие между ощущениями и вос-приятиями связано с их отражательной сущностью. Ощущение - это психический процесс отражения отдельных качеств пред-метов и явлений при их непосредственном воздействии на орга-ны чувств.

Существует несколько классификаций ощущений. Наиболее распространенной является классификация, основанная на призна-ке среды, из которой поступают раздражения, воздействующие на рецепторы. Это внешняя среда, в которой протекает жизнь и мно-гообразная деятельность человека, и внутренняя среда его организ-ма. Соответственно раздражения из внешней среды и вызванные ими ощущения получили название экстероцептивных; раздраже-ния же, поступающие из внутренней среды, и ощущения, от них воз-никающие, интероцептивными.

К экстероцептивным относятся ощущения зрительные, слухо-вые, кожные (среди них осязательные, температурные, болевые), обонятельные, вкусовые.


К интероцептивным относятся ощущения, характеризующие состояние внутренних органов, ощущения тяжести, боли, голода и т. д.; вестибулярные ощущения; двигательные ощущения (ощуще-ния положения и перемещения в пространстве всего тела и отдель-ных его частей). Их называют также проприоцептивными или кинестезическими.

В области ощущений существуют определенные закономерно-сти. Центральная закономерность ощущений - существование по-рогов чувствительности. Порогами ощущений называются величи-ны (по интенсивности) раздражений, при которых ощущения воз-никают, могут сохраняться, а однородные ощущения отличаются друг от друга. Таких порогов три: нижний, или абсолютный, верх-ний и порог различения.

Порогами различения называется наименьшая величина, на ко-торую нужно увеличить или уменьшить интенсивность действую-щего раздражения, для того чтобы впервые возникло ощущение его изменения. Эта величина для каждого вида ощущений является оп-ределенной и относительно постоянной.

Пороги ощущений тесно связаны с чувствительностью анали-заторов. Однако зависимость между ними обратная: чем ниже аб-солютный порог, или порог различения, тем выше чувствительность. Чувствительность и пороги ощущений не одинаковы у разных лю-дей.

Следующая закономерность ощущений - это адаптация. Яв-ление адаптации - в приспособлении анализаторов к функциони-рованию в изменяющихся условиях внешней среды. Оно заключа-ется в повышении или понижении их чувствительности.

Восприятии - это психический процесс целостного отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Восприятие - это процесс, в котором отражаются и особенно-сти реально существующих качеств и отношений предметов внешнего мира, служащих источником восприятия, и своеобразие субъективной деятельности личности. Внутренние установки и определенная направленность личности составляют объективный характер восприятия. Это раскрывается в предопределенности восприятия субъективной настроенностью личности.

Особенности восприятия:

1) предметность и целостность восприятия: в восприятии синтезированы (объединены) многие ощущения, хотя оно не является их простой суммой.

2) структурность. Она заключается в том, что восприятие не просто сумма ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей предмета, т. е. его структура.

3) константность восприятия характеризуется тем, что в оп-ределенных границах человек воспринимает предметы как отно-сительно неизменные.

Она обнаруживается, например, при зри-тельном восприятии формы и цвета предметов. Так, классная доска воспринимается черной, потолок — белым и при ярком солнечном освещении, и при тусклом свете пасмурного утра, и при электри-ческом освещении. Конечно, константность восприятия сохраняется не всегда, она может изменяться (например, при очень ярком и быстро изменяющемся цветовом освещении).

4) осмысленность.

Восприятие — это не только чувственное отражение, но и осозна-ние предметов, их осмысливание. Это значит, что в процессе вос-приятия включено и мышление. Воспринимая предмет, человек стремится вслух или про себя словесно назвать его или соотнести с какими-то другими предметами, напоминающими его. В этом вы-ражается не только осмысленность, но и обобщенность восприятия. Осмысленность его хорошо прибавляется, например, при восприя-тии незавершенных рисунков. Рассмотрение рисунка обнаруживает единство чувственных и логических элементов познания, неразрыв-ную связь восприятия и мышления человека. Поэтому окружаю-щая действительность в восприятии полнее и глубже, хотя это и относится только к внешним свойствам и качествам предметов.

5) апперцепция - это зависимость восприятия от жизненно-го опыта человека, интересов, запаса знаний, ценностных ориен-тации и установок. С апперцепцией связаны целенаправленность и избирательность восприятия, индивидуальные различия в вос-приятии одного и того же предмета различными людьми. Напри-мер, воспринимая сломанные лыжи, мастер, производящий их, будет фиксировать внимание на материале, из которого они изго-товлены, качестве их изготовления, художник-дизайнер — на внешнем оформлении, начинающий спортсмен — на соответствии лыжи росто-весовым показателям, опытный тренер, выбирающий лыжи для своих учеников, будет оценивать их всесторонне.

Таким образом, ощущения и восприятие - это психические процессы, позволяющие человеку получать знания о качествах и свойствах предметов окружающего мира и создавать целостные образы этих предметов.

2. Внимание в системе психологических феноменов занимает осо-бое положение. Оно включено во все остальные психологические про-цессы, выступает как их необходимый момент и отделить его от них, выделить и изучить в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматри-вается динамика познавательных процессов и особенности различ-ных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаем-ся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального со-держания психических феноменов, она как бы исчезает.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познава-тельной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действитель-ности, которые на данный момент времени становятся осознаваемы-ми и концентрируют на себе психические и физические силы чело-века в течение определенного периода времени. Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей че-рез органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно вклю-чено в другие психические процессы: ощущения и восприятия, представления, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, проявления воли. Внимание включено и в практические", в частно-сти, двигательные действия людей, в их поведенческие акты - по-ступки. Это обеспечивает ясность и отчетливость отражения дей-ствительности, что является одним из необходимых условий успеш-ности любой деятельности.

Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамерен-ное) и послепроизвольное.

Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние дей-ствия и поступки.

Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма.

Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важ-ную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.

Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различ-ной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности. При произвольном внимании сосредоточенность сознания оп-ределяется целью деятельности и конкретными задачами, вытека-ющими из ее требований и изменяющихся условий. Непроизвольное внимание возникает без предварительной по-становки цели - как реакция на сильный звук, яркий свет, новиз-ну предмета.

Предметом непроизвольного внимания становится любой нео-жиданный раздражитель. При всех неожиданностях внимание со-средотачивается на короткий срок. Но произвольное внимание мо-жет удерживаться и длительно в тех случаях, когда восприятие предмета, даже мысль о нем вызывает живой интерес, окрашива-ется положительными эмоциями удовольствия, удивления, восхи-щения и др. Следовательно, внимание является не только фактором, огра-ничивающим психическую деятельность, но и само может регули-роваться извне, в частности, в педагогическом процессе.

Послепроизволъное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на ка-ком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых во-левых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.

Все три вида внимания - это динамичные процессы, связан-ные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.

Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся объем, концентрация, устойчивость, переключе-ние и распределение внимания.

Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и производимого материала. Объем внимания можно увеличить путем упражнения или устанавливая смысловые связи между вос-принимаемыми предметами (например, объединяя буквы в слова).

Концентрация внимания - свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека. При наличии такой сосредоточенности человек становится вы-соко помехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыс-лей, в которые он погружен.

Устойчивость внимания - способность длительно быть сосре-доточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса дея-тельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего мес-та, навыков.

Переключение внимания выражается в произвольном, сознатель-ном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром пере-ходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.

Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточеннос-ти сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности со-средоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания.

Распределение внимания - свойство, благодаря которому воз-можно выполнение двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привыч-ны для человека и осуществляются хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизировано.

В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания (индивидуально-типологи-ческие особенности внимания, обусловленные также и типом не-рвной системы), на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Таким образом, внимание - это психическая категория, включенная во все психологические процессы, имеющая свои виды и свойства.

3. Памятью называется запоминание, сохранение и воспроизве-дение того, что человек воспринимал, думал, переживал или делал когда-то, т. е. отражение прошлого опыта, обстоятельств жизни и деятельности личности. Память служит основой непрерывности психической деятель-ности, связывая прошлое, настоящее и будущее. Основные процессы памяти — запоминание, сохранение, вос-произведение.

Запоминание - процесс запечатления в сознании поступающей информации в виде образов, мыслей (понятий), переживаний и дей-ствий. Различают непроизвольное (непреднамеренное) и произволь-ное (преднамеренное) запоминание.

Непроизвольное запоминание осуществляется как бы само со-бой, без преднамеренного желания что-то запомнить. Оно опреде-ляется не установками или целями, а особенностями объектов и от-ношением человека к ним. Так обычно запоминается то, что произ-вело яркое впечатление, вызвало сильные и глубокие пережива-ния. Непроизвольное запоминание может быть эффективным, если оно включено в активную умственную деятельность. Например, ар-тист в ряде случаев не заучивает специально текст роли, а запоми-нает его в ходе репетиций, главная цель которых заключается не в том, чтобы усвоить слова, а в том, чтобы вжиться в образ.

Ведущим для человека является произвольное запоминание. Оно возникает и развивается в процессе общения людей и трудовой де-ятельности. Произвольное запоминание — запоминание целенаправленное (что запомнить, зачем, на какой срок, как использовать и пр.), что придает ему планомерность и организованность. Особая форма произвольного запоминания — заучивание. Оно используется тогда, когда необходимо что-то запечатлеть в памяти очень точно и очень прочно.

Сохранение — удержание в памяти в течение более или менее длительного времени и переработка того, что было запечатлено, что запомнилось. Сохраняется в памяти материал значимый, много-кратно повторяемый, постоянно использующийся в деятельности, хорошо понятный или запечатлевшийся с установкой «запомнить надолго». Главным условием сохранения является использование запом-нившегося на практике, в деятельности. Это относится не только к знаниям, но и к навыкам и умениям.

Забывание — не всегда желательный, но неизбежный процесс, противоположный сохранению. Он протекает почти всегда непро-извольно. Благодаря забыванию в памяти не остается мелких, не-нужных, незначимых деталей, запоминание обобщается. Частично забытое бывает трудно воспроизвести, но легко узнать. Быстро за-бывается то, что редко включается в деятельность человека, что ста-новится незначимым для него, систематически не подкрепляется восприятием и повторением. В этом положительная сторона забы-вания. Забывание особенно интенсивно в первые 48 часов после за-учивания или восприятия и зависит от содержания материала, его осознанности и объема.

Воспроизведение — избирательное оживление хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека, конкрет-ными обстоятельствами и задачами в деятельности.

Разновидностью воспроизведения является узнавание, прояв-ляющееся при вторичном восприятии объекта. Обычно возникаю-щее при этом чувство знакомости объекта сопровождается мыслью: «Да, я это видел где-то». Мысль отождествляет отражаемое в на-стоящий момент с тем, что воспринималось раньше.

Воспроизведение, подобно запоминанию, может быть произ-вольным и непроизвольным.

Существует несколько оснований для выделения видов памя-ти:

1) степень сознательной активности при запоминании и воспроизведении (непроиз-вольная и произвольная. Произвольная, в свою очередь, может быть механической и логической);

2) психологическое содержание запоминаемого (выделяется память образная (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная), словесно-логическая, эмоциональная и двигатель-ная);

3) продолжительность сохранения (долго-временная, кратковременная и оперативная).

Существуют индивидуальные различия между людьми по объе-му, точности памяти, быстроте запоминания, длительности сохра-нения, готовности памяти.

Таким образом, память - это форма отражения психической действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении, узнавании и воспроизведении информации, что обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.

4. Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного от-ражения, установления существующих связей и отношений меж-ду предметами и явлениями действительности.

Мышление - познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением дей-ствительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чув-ственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни.

Мышление выполняет регулирующую, познавательную и ком-муникативную функцию, т. е. функцию общения. И здесь особое зна-чение приобретает выражение его в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли научная книга или произведение художественной литературы — всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее по-няли другие люди.

Как и все психические явления, мышление является продуктом рефлекторной деятельности мозга. Единство чувственного и логического в мышлении основывается на сложном взаимодействии коры и подкорковых образований мозга. Мышление — всегда решение какой-то задачи, поиск ответа на возникший вопрос, поиск выхода из сложившейся ситуации. При этом ни решения, ни ответа, ни выхода нельзя усмотреть, только воспринимая действительность. Мышление — это не только опосредованное, но и обобщенное отражение действительности. Обобщенность его заключается в том, что для каждой группы однородных предметов и явлений вычле-няются общие и существенные признаки, их характеризующие

Виды мышления.

Наглядно-действенное мышление. Его называют еще практи-чески действенным или просто практическим мышлением. Оно про-текает непосредственно в процессе практической деятельности людей и связано с решением практических задач: производствен-ных, организации учебного процесса. Этот вид мышления являет-ся, можно сказать, основным на протяжении всей жизни человека

Наглядно-образное мышление. Этот вид мышления связан с решением мыслительных задач, основанных на образном материа-ле. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно-образ-ное мышление тесно связано с практическим мышлением.

Словесно-логическое мышление. Его называют еще отвлеченным или теоретическим. Оно имеет форму отвлеченных понятий и сужде-ний и связано с оперированием философскими, математическими, физическими и другими понятиями и суждениями. Это самый высо-кий уровень мышления, позволяющий проникать в сущность явлений, устанавливать законы развития природы, общественной жизни.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. Однако у разных людей тот или иной вид занимает ведущее положение. Какой имен-но, определяется условиями и требованиями деятельности. Скажем, у физика-теоретика или у философа — словесно-логическое мышление, у художника — наглядно-образное.

Взаимосвязь видов мышления характеризуется также их взаимопереходами. Они зависят от задач деятельности, требующих то одного, то другого, а то и совместного проявления видов мышления.

Основные формы мышления - понятие, суждение, умозаклю-чение.

Понятие - это выраженная в слове мысль об общих и существен-ных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно от-личается от представлений, которые только показывают их образы. Понятия формируются в процессе исторического развития человече-ства. Поэтому содержание их приобретает характер всеобщности. Это значит, что при различном обозначении одного и того же понятия сло-вами в различных языках сущность остается одной и той же.

Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни чело-века по мере обогащения его знаниями. Умение мыслить всегда связано с умением оперировать понятиями, оперировать знаниями. Суждение - форма мышления, в которой высказывается утвер-ждение или отрицание тех или иных связей и отношений между пред-метами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими (на-пример, «все растения имеют корни»), частными, одиночными.

Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное (индукция) и дедуктивное (де-дукция). Индуктивным называется умозаключение от частных случаев, от частных суждений к общему. Существует еще умозаключение по аналогии. Оно обычно ис-пользуется для построения гипотез, т. е. предположений о возмож-ности тех или иных событий, явлений. Процесс умозаключения, таким образом, представляет собой оперирование понятиями и суждениями, приводящее к тому или иному умозаключению.

Мыслительными операциями называются умственные дей-ствия, используемые в процессе мышления. Это анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация и классификация.

Анализ - мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств.

Синтез - мысленное соединение частей, признаков, свойств в единое целое, мысленное соединение предметов, явлений, событий в системы, комплексы и др.

Анализ и синтез взаимосвязаны друг с другом. Ведущая же роль того или другого определяется задачами деятельности.

Сравнение - мыслительное установление сходства и различия между предметами и явлениями или их признаками.

Обобщение - мысленное объединение предметов или явлений на основе выделения при сравнении общих и существенных для них свойств и признаков.

Абстракция - мысленное отвлечение от каких-либо свойств или признаков предметов, явлений.

Конкретизация - мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства и признака.

Классификация - мысленное разъединение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы и подгруппы по определенным признакам.

Мыслительные операции, как правило, протекают не изолиро-ванно, а в различных сочетаниях.

К числу особенностей мышления относятся широта и глубина ума, последовательность, гибкость, самостоятельность и критич-ность мышления.

Широта ума характеризуется разносторонностью знаний, уме-нием творчески мыслить, способностью к широким обобщениям, умением связывать теорию с практикой.

Глубина ума - это умение выделить сложный вопрос, вникнуть в его сущность, отделить главное от второстепенного, предвидеть пути и следствия его решения, рассмотреть явление всесторонне, понять его во всех связях и отношениях.

Последовательность мышления выражается в умении устанав-ливать логический порядок в решении различных вопросов.

Гибкость мышления - это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко пе-реключаться с одного способа действия на другой.

Самостоятельность мышления выражается в умении поста-вить новый вопрос, найти ответ на него, принимать решения и дей-ствовать не шаблонно, не поддаваясь внушающему постороннему влиянию.

Критичность мышления характеризуется умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, подвергать критичес-кому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения, только взвесив все «за» и «против».

Перечисленные особенности мышления у разных людей соче-таются по-разному и выражены в различной степени. Это и харак-теризует индивидуальные особенности их мышления.

Таким образом, мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенного нового.

5. Воображением называется процесс воспроизведе-ния и преобразования хранящихся в памяти образов предметов и явлений действительности, создания на этой основе в новых соче-таниях и связях новых образов новых предметов, явлений, действий, условий деятельности.

Воображение является одним из тех новообразований в психи-ке человека, которое связано с удовлетворением потребностей вый-ти за рамки существующего настоящего и заглянуть в будущее. Реальность воображаемого проверяется практикой. Чтобы со-здавать нечто новое в воображении, нужно много знать, видеть, слы-шать, накопить практический опыт в жизни и хранить все это в оп-ределенной системе и в переработанном с помощью мышления виде в памяти. Чем богаче опыт человека, тем больше он имеет возмож-ностей для создания небывалых комбинаций бывалых впечатлений.

Различают воображение воспроизводящее и творческое, меч-ты и грезы.

Воспроизводящее воображение - процесс воссоздания образа какого-либо предмета, события, человека, местности и т. д. по опи-санию, чертежу, схеме, географической карте или по другим зна-ковым изображениям.

Воспроизводящее воображение функционирует у каждого че-ловека всегда, когда приходится рисовать в своем воображении то, что недоступно непосредственному восприятию.

Существенно, что полнота, точность, яркость образов воспро-изводящего воображения зависят прежде всего от качества, харак-тера и формы материала, вызывающего эти образы. Но они, как и все другие психические образы, — субъективные образы объектив-ного мира. Поэтому их полнота, точность, яркость зависят от широ-ты, глубины знаний и личностных установок человека.

Творческое воображение — это процесс создания новых обра-зов", продуктов творческого труда, оригинальных идей, обогащаю-щих теорию и практику деятельности человека.

Творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, когда появляется потребность в создании чего-то нового. Творчес-кое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (со-единение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ творческого воображения, выступают все-гда в новых сочетаниях и комбинациях. В большинстве случаев ре-зультат творческого воображения может быть материализован, т. е. создана новая машина, прибор, новый сорт растений и др. Но об-разы воображений могут оставаться и на уровне идеального содер-жания, в виде научной монографии, романа, поэмы и др.

Творческое воображение теснейшим образом связано с мыш-лением, особенно с такими операциями, как анализ, синтез, срав-нение, обобщение.

Выделяют несколько приемов создания творческих образов во-ображений: агглютинация, аналогия, преувеличение-преуменьше-ние, акцентирование, типизация.

Агглютинация (лат. склеивание) - прием соединения («скле-ивания») каких-то частей от двух или нескольких предметов в одно целое. Агглютинация широко распространена в сказочных сюже-тах в виде образов избушки на курьих ножках, русалки - женщи-ны с хвостом рыбы и др. Используется агглютинация и в реальных образах (например, танка-амфибии, аккордеона, в котором сочета-ются элементы пианино и баяна).

Аналогия - прием построения образа по принципу подобия. Например, по принципу подобия органу ориентации летучей мыши был создан локатор.

Преувеличение-преуменьшение - прием, с помощью которого стремятся показать господствующие качества человека (например, доброту могучего Великана или ум и мягкое сердце Мальчика с пальчика).

Акцентирование - прием, близкий к преувеличению, выделя-ющий в образе какую-либо одну ярко выраженную положительную или отрицательную черту. Особенно часто он используется в кари-катурах и шаржах.

Типизация - самый сложный прием творческого создания об-разов воображения. Характеризуя творчество в литературе, М. Горький говорил, что характер героя делается из многих отдель-ных черточек, взятых от различных людей определенной социаль-ной группы. Нужно присмотреться к сотне-другой, скажем, рабо-чих для того, чтобы приблизительно верно описать портрет одного рабочего.

Все описанные приемы могут быть использованы в любой сфе-ре жизни и деятельности в связи с поиском нового, с проявлением творческого воображения.

Мечтой называются создаваемые в воображении образы же-лаемого. Они не противоречат реальной действительности, поэто-му при определенных условиях мечта может быть осуществлена. Многие столетия многие люди мечтали летать, но в их телесной орга-низации нет крыльев. Однако наступило время, когда были созда-ны летательные аппараты, и человек полетел. Теперь воздушный транспорт стал повседневным, быстрым, удобным средством сооб-щения и передвижения. Мечта, таким образом, — полезный меха-низм творческой деятельности.

Грезами называется бесплодное фантазирование. В грезах че-ловек вызывает в сознании образы и мысли несбыточные, противо-речащие реальной действительности.

В любом виде человеческого труда имеют место те или иные проявления воспроизводящего или твор-ческого воображения. Развитие воображения в процессе обучения, воспитания, как и в процессе других видов деятельности, служит основой развития творческих способностей человека.

Таким образом, воображение - это процесс творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.

6. Речь есть процесс материализации мысли. Под этим термином в психо-логии понимают процесс общения людей посредством языка, а также используемую человеком для передачи информации систему звуковых сигналов и письменных знаков. Речь — главное приобретение человечества, катализатор всех его до-стижений. Она делает доступными не только те объекты, с которыми непосредственно контактирует человек, но и отсутствующие в его ин-дивидуальном жизненном опыте. Это позволяет оперировать и с объ-ектами, которые человек вообще не встречал раньше, но перенесенными. из опыта других людей. Основное предназначение языка — закрепле-ние за каждым словом определенного значения, то есть обобщение ряда схожих предметов или явлений в одном символе.

Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем.

Язык - это система условных символов, с помощью которых переда-ются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. В этом смысле данное понятие более широкое, чем речь, так как включает в себя помимо слов еще жесты, мимику, символы, знаки и пр. Если язык — объективная, исторически сложившаяся система ко-дов, предмет специальной науки — языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мыс-ли средствами языка. Как психологический процесс речь является пред-метом раздела психологии, называемого психолингвистикой.

Выделяют следующие признаки языка:

Исторически сложившееся средство общения;

Система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенное значение и смысл;

Развивается относительно независимо от человека, по законам лингвистики;

Отражает менталитет конкретного народа, его социальные уста-новки и мифологию.

Речь имеет свои свойства.

Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или вы-делением слов с помощью логического ударения (т. е. интонационным рисун-ком).

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Действенность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие толь-ко им названия.

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посред-ством слов, фраз.

Существуют определенные виды речи.

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли.

Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух со-беседников.

Письменная речь - это речь посредством письменных знаков.

Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Таким образом, речью называется процесс практического применения человеком языка в це-лях общения с другими людьми. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

7. Представление - это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозна-чает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались ана-лизаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроиз-водства образов.

Представления как психические явления имеют черты как сходства, так и различий с такими психическими явлениями, как восприятие и гал-люцинации.

Сходство представления с восприятием заключается в следующем: при формировании образов представления и воспри-ятия возникающий образ существенно видоизменяет-ся по сравнению с исходным образцом под влиянием ряда внутренних факторов (потребностей, мотивации, установок, жизненного опыта и т. д.).

Отличие представления от восприятия:

Образы представлений, как правило, менее ярки, менее детальны и более фрагментарны, чем образы восприятия.

В них находят отражение наиболее характерные черты для данного предмета, а второстепенные детали часто опускаются.

Неустойчивость образа, его тенденция к саморазрушению.

Большая искаженность образа по сравнению с образом восприятия.

Под воздействием языка и внутренней речи происходит перевод представления в абстрактное понятие.

Сходство представлений с галлюцинациями: и те, и другие образы возникают при отсутствии реальных объектов, которые они отображают.

Отличие представления от галлюцинаций: осознание идеального характера образа представления, отсутствие его проекции во внешний мир, в том время как при галлюцинациях человек считает возникающий образ частью реального мира.

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных воз-буждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности» центральной нерв-ной системы.

Классификация представлений.

В соответствии с разделением представлений по видам ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений: зрительные (образ человека, места, пейзажа); слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии); обонятельные (представление какого-то характерного запаха - например огуречного или парфюмерного); вкусовые (представления о вкусе пище - сладком, горьком ипр.); тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета); температурные (представление о холоде итепле).

Тем не менее часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет, ипупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах. Представления формируются в процессе деятельности человека, по-этому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у композитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика - обонятельный и т. д.

по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).

Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они со-провождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти, как узнавание.

Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или яв-ления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером могут служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

Третья классификация представлений - по происхождению. В рам-ках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения. Следует отметить, что большая часть представлений человека - это образы, возникающие на основе восприятия,то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальнойжизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.

Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так, у большинства людей имеются представления таких понятий, как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.

Представления могут формироваться и на основе воображения. Данный тип представлений составляет основу творчества - как художественного, так и научного.

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например грезы.

Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Информацию об окружающем мире мы получаем благодаря нашим органам чувств. Глаза, уши, нос, рот, кожа кодируют предметы реальности в зрительные, звуковые, вкусовые, обонятельные или тактильные образы. Ощущение и восприятие помогают нам приобретать необходимые знания об окружающем мире и жизненный опыт. Все ранее увиденное мы можем достать из памяти, благодаря процессу представления.

в психологии

Этот термин означает психический процесс и описывается как воссоздание в сознании предметов или явлений, которые мы не можем наблюдать в данный момент, но благодаря тому, что мы видели это ранее, какая-то информация осталась в нашей памяти.

Процесс представления в психологии играет очень важную роль для человека в процессе познания. Письменная речь, создание художественных или музыкальных образов и мышление напрямую связаны с данным процессом.

Характеристики представления

С точки зрения психологии формирование представлений происходит благодаря процессу восприятия. Мы фотографируем или записываем на свой внутренний диктофон образ или явление, благодаря памяти, мы фиксируем его в своем сознании. Мышление же перерабатывает эти данные и присваивает нужный формат.

Наглядность

Первая характерная черта представления в психологии - это наглядность. Если восприятие дает нам ярко ощущаемую картинку, звук, вкус, запах или тактильное ощущение, то представление воспроизводит эти данные в более блеклом варианте.

Фрагментарность

Следующей характеристикой является фрагментарность. Так как нам приходится воссоздавать по памяти, то многие элементы попросту теряются, остаются яркие моменты, эпизоды. Могут искажаться цвета, формы, пространственное расположение. Лица мы так же воспринимаем не целостно, а запоминаем лишь отдельные черты.

Непостоянство

Текучесть и изменчивость

Текучесть и изменчивость характеризуются тем, что нам сложно сфокусироваться на каком-то одном элементе образа представления. Наше внутреннее внимание будет ускользать. Однако талантливый художник может фокусировать свое внимание на зрительных элементах, музыкант - на звуковых, парфюмер - на обонятельных и т. д.

Обобщенность

Так как представлением мы пользуемся каждый день, то для более быстрой работы мозг сжимает имеющуюся в нем информацию. По факту это приводит к обобщенности образов. Это касается даже весьма конкретных предметов. Например, мы практически 24 часа в сутки держим телефон у себя в руках, но, слыша данное слово, в своем сознании рисуем обобщенный образ этого гаджета.

Виды представлений по видам ощущений

Значительная часть человеческих представлений основывается на зрительных образах. Мы можем запомнить предмет во всех мелочах и нюансах, если в прошлом имели возможность долго концентрировать на нем свое внимание, на чаще наш мозг запоминает какой-то отдельный фрагмент или характеристику: цвет, форму, деталь и т. д. Часто в своих представлениях мы видим плоскую картину, реже объемную. Изображение может быть как цветным, так и черно-белым, иногда даже бесцветным.

Слуховые представления в психологии - это умственное проигрывание звуков. Они условно делятся на речевые и музыкальные. Первые включаются тогда, когда нужно в уме произнести какое-то слово, вспомнить тембр, интонацию. Музыкальные представления могут быть результатом приобретенного опыта в виде прослушанных песен, арий и т. д. или самостоятельно генерироваться мозгом, если у человека есть талант композитора.

Двигательные ощущения имеют колоссальное отличие от всех остальных потому, что образы не тихо всплывают в мозге, а переносятся на тело и провоцируют легкое сокращение мышц, которое можно зафиксировать специальным оборудованием. Они не являются воспроизведением прошлых ощущений, а связаны с актуальными, которые мы переживаем в данный момент.

Пространственные представления в психологии - это объединение зрительных и двигательных. Оно активизируется, когда, например, мы вспоминаем дорогу от дома до школы или университета.

Индивидуальные особенности представления

У каждого человека преобладает свой тип представления, по данному критерию всех людей можно условно разделить на 4 группы:

  • визуалы (наиболее развиты зрительные представления);
  • аудиалы (наиболее развиты слуховые представления);
  • кинестетики (преобладают двигательные представления);
  • смешанный тип.

Личности с высоким уровнем развития зрительных представлений легко воспроизводят информацию, которую они видели, то бишь имеют фотографическую память. Чтобы освоить информацию, им нужно опираться на схемы, таблицы или графики. Если они вспоминают текст из книги, то помнят, как выглядела страница и где нужное предложение было размещено.

Аудиалы запоминают и воспроизводят информацию в форме звуков, голосов. Даже вспоминая прочитанный текст, они слышат тембр своего внутреннего голоса.

Кинестетики запоминают информацию, зарисовывая, записывая. Для них важным является действие. Эти люди хорошо мыслят пространственно с фокусировкой на своем теле.

Чистые визуалы, аудиалы и кинестетики встречаются довольно редко, чаще в людях совмещаются все три вида представления.

Если вы не знаете, к какой группе вы относитесь, данную информацию о себе можно получить не только на основе самонаблюдения, но благодаря и методам психологии. Представления о предметах и воспроизведение их в своей памяти - один из наиболее действенных способов.

/ Представление

Почему так трудно бывает сохранять контроль над собой в стрессорных ситуациях?

Как работают наши генетичсекие программы и можно ли их обойти?

Представление

Глава 7. Представления

7.1 Понятие о представлении

Представление — это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них (существительное) обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов (то есть является глаголом).

Представления как психические явления имеют как черты сходства, так и отличий с такими психическими явлениями, как восприятие и галлюцинации. Эти черты сходства и отличий показаны на Рис. 7.1 и 7.2

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «сле-ды» сохраняются благодаря известной "пластичности центральной нерв-ной системы.

7.2 Классификация представлений

Существует различные способы классификации представлений (Рис. 7.3):

В соответствии с разделением представлений по видам ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений:

·зрительные (образ человека, места, пейзажа);

·слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

·обонятельные (представление какого-то характерного запаха - например, огуречного или парфюмерного);

·вкусовые (представления о вкусе пище - сладком, горьком и пр.)

·тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);

·температурные (представление о холоде и тепле);

Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигатель-ный, у химика — обонятельный и т. д.

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от вос-приятий, которые всегда бывают единичными).

Единичные представления — это представления, основанные на вос-приятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.

Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

Третья классификация представлений - по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения. Следует отметить, что большая часть представлений человека - это образы, возникающие на основе восприятия - то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.

Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.

Представления могут формироваться и на основе воображения, и данный тип представлений составляет основу творчества - как художественного, так и научного.

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные представления — это представления, возникаю-щие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например - грезы.

Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Первичную информацию человек получает с помощью ощущений и восприятия. Однако человек может спустя какое-то время вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».
Представление – это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
В основе представлений лежит восприятие объектов, имевших место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Это представления памяти, т.е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-то объекта или явления, и представления воображения, которые формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.
Физиологической основой представлений является оживление в коре головного мозга следов прошлых воздействий.
Представление, как и любой другой процесс, осуществляет ряд функций.
Сигнальная функция представлений состоит в отражении не только образа предмета, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности (например, двигательные представления).
Настроечная функция. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды, обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма деятельности.
Различают следующие виды представлений (рис. 3.4).
1. По ведущему анализатору:
– зрительные (образ человека, предмета, пейзаж);
– слуховые (представления музыкальной мелодии);
– обонятельные (представление запаха эфира);
– осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее);
– двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.;
2. По степени обобщенности:
– единичные представления – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета;
– общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.
3. По степени проявления волевых усилий:
– непроизвольные представления – это представления, возникающие спонт
– произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.
4. По продолжительности:
– оперативные представления – представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности;
– кратковременные представления – это представления очень непродолжительные по времени;
– долговременные представления – это представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и доста точно часто.
5. По степени обобщенности:
– единичные – образы отдельных конкретных предметов, явлений;
– общие – образы обобщенных предметов, явлений.
Роль и место представлений в психологической структуре личности определяются тем, что они являются своеобразным звеном в переходе от ощущений и восприятий к мышлению.

Воспроизведение образа предмета

Представление - воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. Поэтому понятие "представление" тесно связано с понятием "восприятие":

Восприятие дает нам непосредственный образ предмета в режиме реального времени и в присутствии предмета,

Представление также дает нам образ предмета, но не в режиме реального времени и - как правило - в отсутствии предмета.

В первом случае источник образа предмета кроется в самом предмете и работе сенсоров. Во втором случае источник образа кроется в нашей памяти и особенностях текущей деятельности. Тем не менее, с некоторой натяжкой, можно сказать, что представление это отложенное во времени восприятие.

Наглядность

Как и восприятия, представления, даже общие, наглядны. По сравнению с восприятием представления обычно отличаются меньшей яркостью, хотя степень яркости представления бывает очень различной. Представляемый предмет нагляден:

Он предстает в существенных своих свойствах,

Обладает качеством модели, то есть его можно использовать для моделирования тех или иных отношений, ситуаций.

Фрагментарность

Разные представления имеют разную - то большую, то меньшую - фрагментарность. При внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены.

С одной стороны, это может показаться недостатком представления. Мы, например, можем довольно четко представить себе табличку на двери магазина с указанными часами работы, можем представить ее цвет, стиль оформления, даже шрифт цифр, но сами цифры - часы работы - в этот образ не попали. А ведь может быть так, что для нас эта информация очень важна, и оформление таблички не будет иметь вообще никакого значения, а содержание - наоборот.

С другой стороны, это одна из функций представления: максимально упрощать образ предмета, оставляя лишь самые существенные его характеристики. Упрощение может достигать уровня абстракции, и тогда этот образ включается в уровень абстрактно-логического мышления.

Да, работа этого механизма иногда может давать сбои (как в примере с табличкой), но надо понимать, что структура представления сильно зависит от особенностей восприятия. Если нас сильно поразил дизайн таблички, и при этом мы не придали большого внимания содержанию оной, то потом в представлении может доминировать именно оформление таблички.

Обобщенность

Удивительной и очень важной особенностью представления является обобщенность образов.

Предположим, мы прочитали пять лет назад какую-нибудь книгу, например "Анну Каренину". По прошествии времени мы уже не можем вспомнить, как выглядели все страницы книги, не помним подробного содержания описываемых сцен, может забыться даже очередность сцен. Остался однако образ всего произведения в целом. Сохранились образы наиболее запоминающихся сцен. Если книга была оформлена иллюстрациями, то можем вспомнить некоторые из них. Могут всплыть в памяти какие-то малозначительные детали (например, что в каком-то месте встретилась смешная опечатка).

Поэтому можно говорить о том, что представления дают нам такие образы, которые не были полностью, разом в нашем восприятии, а были составлены и обобщены из цепочки образов восприятия. Сложность этого процесса (обобщения) можно понять еще в том, что образ той же "Анны Карениной" более-менее целостен, но саму книгу мы могли читать продолжительное время (неделю, месяц, три месяца), перебивая это занятие другими делами.

Моделирование предмета

Восприятие дает образы (и весьма детальные) насущной ситуации. Уже в восприятии заложено выделении из фона отдельных предметов, однако в восприятии предметы все равно тесно связаны с фоном, то есть с ситуацией. В образе, который дает восприятие, стул стоит рядом со столом, позади одного человека стоит другой, на человеке синее платье, в руках у него коробка с карандашами и т.д.

В образе же, который дает представление, присутствуют обычно модели. Если надо, одна модель может быть связана с другой, если надо, то рассматривается только она одна: рядом со стулом нет никакого стола и вообще ничего, человек тоже один, на нем надето что-то женское , а в руках что-то канцелярское .

Моделирование свойств предмета

Можно представить "зеленый цвет", можно представить "ярко-зеленый цвет" и т.д. Можно представить "что-то низкое", а можно - "что-то высокое". Интересно, что в последнем случае человек обычно мысленно запрокидывает голову наверх, и в таких случаях можно даже экспериментально отметить кратковременное напряжение мышц шеи.

Подвижность

Один из очевидных "недостатков" представлений - их чрезвычайная нестабильность, подвижность, динамичность. Без специальной тренировки очень сложно держать в своем сознании хотя бы одну минуту одно и то же представление: оно будет меняться само по себе, будет вызывать ассоциированные образы-представления.

Например, представление романа "Анна Каренина" очень быстро перетечет в представление какой-нибудь сцены из этого романа, образ сцены может вызвать представление об одном из участников сцены, данный образ вызовет представление о - например - "типичном мужчине", этот образ породит представление о реальном мужчине из жизни. И так далее.

Такая подвижность диктуется самим способом моделирования, то есть представлением в динамике.

Моделирование родо-видовых отношений

Можно представить конкретного человека (например коллегу-мужчину). Можно представить какую-то социальную группу и типичного члена этой группы (например все коллеги-мужчины). Можно двигаться и далее вверх по иерархии: все мужчины, все люди, все животные. Можно двигаться вниз по иерархии: животное - люди - плохие люди - плохие люди-начальники - мой начальник.

Моделирование фантастического

Основной "пищей" для представления служит память. Однако могут быть такие сложные проявления работы нашей памяти и представления, как:

Память о памяти,

Память о представлении,

Представление о памяти,

Представление о представлении.

Такая сложная рефлексия позволяет психике работать не только с представлениями о реальных предметах, но и генерировать фантастические образы-представления. Этот процесс называется воображением . Сложно переоценить значение воображения для эволюции человечества. Все новое, что появилось в обиходе человека разумного, пришло из вымышленного пространства: каменный топор, ткань, колесо, компьютер...

Наглядная основа мыслительной деятельности

Любое мышление - наглядное или абстрактно-логическое оперирует представлениями. В первом случае представления более детальны, наглядны (связаны с особенностями трехмерного пространства). Во втором случае представления схематичны и сильно абстрактны.

Известный композитор Людвиг ван Бетховен, как известно, в зрелом возрасте потерял слух (оглох), но не перестал творить. Представления стали для него единственной наглядной основой в его профессиональной деятельности.

Похожие статьи

  • Вбить осиновый кол в могилу Забить осиновый кол в землю

    ЗАЩИТИТЕ СВОЙ ДОМ Давление усиливалось, ещё немного, и я был готов услышать, как у меня «застучат» виски.А вот и чай, - женщина поставила на стол кружку, и пододвинула ко мне блюдце с вареньем, - угощайтесь, Эдуард...

  • Спирулина полезные свойства для кожи лица

    Водоросль спирулина относится к зеленой группе водорослей. Выглядит она следующим образом: окрашена в темно-зеленый, сине-зеленый или изумрудный цвет и имеет форму спирали (см. фото), из-за чего и получила соответствующее название. Запах...

  • Спирулина: как принимать, полезные свойства и побочные эффекты

    Рассмотрим полезные свойства и лучшие маски из спирулины для кожи лица. На морском дне, обширными колониями, разрастаются водоросли. Неприглядный внешний вид окупается уникальным составом, не имеющий аналогов в природе. Народные рецепты,...

  • Анания ширакаци Анания ширакаци

    Анания Ширакаци Անանիա Շիրակացի Дата рождения около 610 года Место рождения в области Ширак (гавар) провинции Айрарат Дата смерти около 685 года Страна Научная сфера математик, астроном, географ Известен как автор...

  • Итальянский поход Наполеона

    Командовавшие войсками республики генералы Ожеро и Массена встретили нового командующего с лёгким пренебрежением-назначение Наполеона как «приданое мадам де Богарнэ» от Барраса было лишь одной из интерпретаций армейских сплетен. Но после...

  • Петр II – краткая биография

    Родился 23 (12 по старому стилю) октября 1715 года в Петербурге. Он был сыном , старшего сына Петра I, и его супруги, урожденной Шарлотты-Софии Бланкенбургской. Мать Петра умерла через 10 дней после его рождения, в 1718 году он потерял...