Личностный опросник агрессивности басса дарки. Анализ результатов по методике ADOR

В статье расскажем, как опросник Басса-Дарки поможет вам узнать, на что способны подчиненные и кандидаты. Объясним, как применять методику и интерпретировать результаты. В статье опросник и ключ к нему. Бонус - подборка 5 профессиональных тестов для HR-а

Из статьи вы узнаете:

Скачайте полезные материалы:

Опросник Басса-Дарки: история

Опросник Басса-Дарки - методика диагностики форм и показателей агрессии человека. Психологов-создателей опросника интересовала агрессия, признаки ее проявления у человека и последствия для окружающих. Составляя опросник А.Басс и А.Дарки руководствовались следующими принципами:

  • каждый вопрос относится к агрессии;
  • вопросы сформулированы так, чтобы избежать влияния общественного мнения на ответ.

Что поможет выявить опросник Басса-Дарки

Опросник широко применяют в менеджменте. Он позволяет прогнозировать линию поведения подчиненных через их стимулы, эффективно управлять сотрудниками и находить способы воздействия на них. С помощью методики вы получите данные о готовности испытуемых действовать в определенном направлении, сделаете выводы о содержании мотивационной сферы.

Подсказка от экспертов журнала «Директор по персоналу»: особенности фигуры неконфликтного кандидата

Используйте опросник уровня агрессивности Басса-Дарки, чтобы определить типичные формы агрессивного поведения подчиненных . К ним относятся:

  • физическая агрессия или нападение - использование силы против другого человека;
  • косвенная агрессия - действия исподтишка, например, сплетни, злые шутки;
  • раздражение - повышенная нервозность, возбудимость и готовность отрицательно реагировать на любые раздражители;
  • негативизм - оппозиционная манера поведения, которая проявляется в диапазоне от активного сопротивления до пассивного неприятия;
  • обида - чувство, в основу которого заложены переживания человека из-за допущенной к нему несправедливости, непонимания со стороны других;
  • подозрительность - сложный комплекс чувств от недоверия по отношению к другим и до убежденности в том, что они явно вредят;
  • вербальная агрессия - проявление негатива через словесные реакции, например, через споры, сарказм;
  • чувство вины - переживания, связанные с ошибкой или причиненным вредом, которые приводят к тому, что у человека снижается самооценка.

Применяйте опросник Басса-Дарки, чтобы отобрать неконфликтных и эффективных соискателей. Результаты оценки помогут вам понять, справится ли человек с обязанностями, как быстро вольется в коллектив, как будет относиться к клиентам и партнерам . Кроме того, сведения, которые вы получите, позволят вам принимать правильные решения при перемещении специалистов внутри компании, разработке планов карьерного роста и развития.

Памятка от эксперта журнала «Директор по персоналу» : фразы, которые укажут на конфликтность подчиненного

Подборка 5 полезных тестов для HR . Скачайте и используйте в работе прямо сейчас

Анкета диагностики мотивационной структуры личности В.Э.Мильмана
Опросник организационной лояльности Лимана Портера
Тест-опросник субъективного контроля Дж. Роттера
Тест на стрессоустойчивость Холмса и Раге
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта

Как применять методику: инструкция

Вы можете оценивать сотрудников по одному или группой. Главное, чтобы в помещении, где проходит анкетирование, было тихо. Иначе люди не станут вникать в суть вопросов.

Попросите сотрудников поставить «да» или «нет» рядом с каждым утверждением, а не писать развернутые ответы. Следите за временем - нежелательно, чтобы тестирование затягивалось.

Инструмент от экспертов «Системы Кадры»: опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»

Как интерпретировать результаты

Как только все сотрудники заполнят опросник враждебности Басса-Дарки, соберите бланки и проанализируйте результаты. Чтобы определить индексы форм враждебности и агрессивных реакций, используйте ключ.

Шпаргалка от экспертов «Системы Кадры»: опросник Басса-Дарки интерпретация результатов

Физическая и косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия образуют суммарный индекс негативных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности. Чтобы интерпретировать результаты, за каждый ответ «да», который совпадает с ключом в определенных шкалах, начисляйте 1 балл , а за ответ «нет» - 0 баллов.

Норма агрессивности - 21 + 4, а враждебности - 6,5-7 + 3. Если результаты анкетирования вас не удовлетворили, повышайте психологическую выносливость персонала.

Чтобы получить достоверные результаты после анкетирования, следуйте трем советам ниже.

Совет №1. Используйте опросник Басса-Дарки в совокупности с другими методиками. Подойдет личностные тесты психологических состояний. Например, многофакторную оценку личности Кеттела . Можете использовать и тест Спилбергера: он доступен . Только после комплексного анализа делайте выводы и принимайте решения. Не полагайтесь на одну методику, потому что рискуете ошибиться и неправильно интерпретировать результаты.

Совет №2. Не давайте человеку заполнять опросник, если он не в духе или устал. Не просите сотрудника проходить тест,если он много работает, чтобы успеть сдать проект, давно не отдыхал, поругался с начальником или коллегой. Человек в плохом настроении неправильно воспримет суть вопросов или вовсе не будет в них вникать. В итоге, вы зря потратите и его, и свое время.

Совет №3. Не просите заполнять опросник дома, а результаты присылать по электронной почте. Сотрудник, который проходит тест дома, может нечестно отнестись к заданию. Он хорошо изучит методику и ответит так, как нужно. В результате, наберет желаемое количество баллов, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Пример

В компании «Дельта» один конфликт сменялся другим, но никто не мог выявить зачинщика. Генеральный директор поручил HR-у провести психологическое тестирование, чтобы определить, кто агрессор. HR решил не тратить свое время, поэтому объявил всем на совещании, что дома нужно заполнить опросник Басса-Дарки на любом сайте. Результаты нужно было прислать специалисту по персоналу в электронном виде. Ничего хорошего из этой затеи не вышло: все сотрудники уложились в норму, агрессора так и не нашли. Противостояния в коллективе продолжились.

Опросник уровня агрессивности Басса - Дарки

Описание методики

Опросник агрессивности Басса - Дарки (Buss-Durkee Hostility Inventory) предназначен для выявления уровня агрессивности респондентов. Опросник состоит из 75 утверждений.

Теоретические основы

  • как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренц, Ардри);
  • как установку к господству (Моррисон);
  • как реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).

Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Миллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

Внутренняя структура

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Процедура проведения

Инструкция

Внимательно прослушайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, то ставьте знак «+», если нет, ставьте знак «-».

Обработка результатов

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

  • «да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;
  • «нет» = 1, «да» = 0: 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия:

  • «да» = 1, «нет» = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;
  • «нет» = 1, «да» = 0: 10, 26, 49.

3. Раздражение:

  • «да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
  • «нет» = 1, «да» = 0: 11, 35, 69.

4. Негативизм:

  • «да» = 1,
  • «нет» = 0: 4, 12, 20, 23, 36;

5. Обида:

  • «да»= 1, «нет» = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.
  • «нет» = 1, «да» = 0: 44.

6. Подозрительность:

  • «да» = 1, «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
  • «нет» = 1, «да» = 0: 65, 70.

7. Вербальная агрессия:

  • «да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;
  • «нет» = 1, «да» = 0: 39, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

  • «да» = 1, «нет» = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

  • Враждебность = Обида + Подозрительность;
  • Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

Интерпретация результатов

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и т.д.

Литература

1. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004

2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998

3. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка. - М.-Воронеж, 1996

Текст опросника

Опросник уровня агрессивности Басса - Дарки/Текст опросника

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю несогласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу".

34. Я никогда не бываю мрачен от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам".

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие.

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь только со злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Бланк ответов

Литература

  1. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004

В бланке ответов испытуемых ответы с 1 по 12 – девочек, с 13 по 20 – мальчиков. Ответ «да» обозначен «+», ответ «нет» обозначен «-».

Бланк ответов испытуемых (Таблица 1)

+ - + - - - + - + - + - + - + - + - + +
+ - + + + - - - + + + + - + - + - + - +
+ + - + + + + + + - - - - - - + + + + +
- + - + - - - - - - - + - + - + - + - -
- + + + + + + + + + + + - - - - + + + -
- - - - - - + + - + + + + + - - + - - -
+ - - - - - + + - + + + + + - - + - - -
- - - - - - + + - + - + + + + - + - - -
- - - - - - + + - + - - + + + + - - - -
+ + + + - - + + - + - - + + + - - - - -
+ + + + - - + + + - + + + + + + + + + -
+ + + + - - - - + - - - - - - - - + + -
- - - + - + - - + + - - - - + - - + + -
- - + + - + - + + - - - - - + - - + + -
- - - + - + - + - + - - + - + - + - + -
+ + + + - + - + - - - - + - + - + - + -
+ + - + + + - + - + - - + - + + + + + -
+ + + + + + - + - - - - - - + - + - + -
+ + - + + + - + - + + - - - + - - - + -
+ - + + + - - - - - + + + - + - - + + +
+ - - - + - - - - + + - + - + - - + + +
- - + - + + + + + + + - + - + - - - + +
- - - - - - - - - + - - + - + + - - + +
- - + - - - - - - - - - - - + + - - + -
- - - + - + - - - - - - - - - + + - - -
- + - + - - - - - + - - - - - + + - - -
- + - - + - - - - + - - - - - + + - - -
- + - - + - - - - + - - - - - + + - - -
+ - + - + - - - - - - - - - - + - - -
+ + + + + + - + - + + + + - + + + - - +
+ - + + + + - - + - + + - - + - - - +
+ + + - + + - - + - + + - - + + + - +
+ - + - - + + + - + - - + - - + + - - +
+ + + - - + + + - + - - - - - + - - + +
+ - - - - + + + - + - - - - - + - - + +
+ + - - - - - + - + + + + + - + - - + +
+ + - - - - - + - - - - - + - + - - + -
- + - - - - - + - - + - - + - + - - + -
- - - - - - - + - - + - - + - + - - + -
- - + + - - - + - - + - - + - + - + + +
- + - - - - - + - - + - - + - + + + + +
- + + - - - - + - - - - - - - + + + + +
+ + - + + + + + - - + - - - - + + + + +
- - - + + + + + - + + - - - + + - + + -
+ - + - - - + - + + - - - + + - + + -
+ - - - + - - + - + - + + - + + - + + -
- - + - + - - + - + - - + - + + - + + -
+ + - - + - - + - + + + + - + + - + + -
- + + - + - - + - - - - - - + - - + + -
+ + - - + - - + - - + + + + + + - + - -
- + + - + - - + - - + - - + + + + - +
+ - + + + + + - - + - - + + + + + - +
+ + - + + + + - - + - + + + + + + - +
- + + + + + - - + - - + + + + + - +
- + - + + + + + - - + - + + + + - + - +
+ - + - + - - + - - - + - + + + - + - +
+ + - - + - - + - - - + + + + + - + - +
- - + - - - - + - - + + - + + + + + - +
+ - - - - - - + - + - + - + + + - + - +
- - + - - + + - + + + - - + + + + + - +
+ - - - - + + - + + - - + + + + + + - +
- + - - - + + - + + + - + - + + + + - +
+ + + + - + + - - + - - + - + + + + - -
- + - + - - + - - + + + + - + - + + +
+ + + + - + + - + + + + + + + + - + + +
- - - + + - + + + + - + + - + + + + + -
+ + + + + + + + + + - + - + + + + - + +
- - - + + + + + + - - + - + + + + - + +
- + + + - - + + + - - + - - + + - + +
- - - + + - + + + - - + - - + + + + + +
- - + + - + + + + - + + + - - - + - - +
+ + - + + + + + + - - + - - - - - + + +
+ + + + + + + + + - - + - - - + + - + -
+ + - - - - + + + - - + - - - + + + + +
+ + + + + + + + + - - - - - - - - - - -

Теперь распределяю по восьми шкалам ответы испытуемых.



Распределение по шкалам ответов испытуемых (Таблица 2)

Шкала агресс - ти
Физическая
Косвенная
Раздражение
Негативизм
Обида
Подозрительность
Вербальная
Чувство вины

Опираясь на таблицу 2, определяю средний балл среди девочек и среди мальчиков по каждой шкале отдельно.

Средний балл по шкалам (Таблица 3)

По данным таблицы 3 выстраиваем график из полученных средних баллов.

Диаграмма средних балов (График 1)

Проведенная количественная обработка по шкалам выявила следующие тенденции: Из графика 1 видно, что в меньшей степени преобладает негативизм, как у мальчиков, так и у девочек. Это говорит о том, что подростки испытуемые не готовы к активной борьбе против установившихся обычаев и законов в обществе. А на первом месте стоит шкала вербальной агрессии. Это говорит о том, что учащиеся привыкли выражать свои негативные эмоции и чувства через такую форму поведения, как крики, ругательства, угрозы и т.п., что очень часто встречается в большинстве средних школ среди старшеклассников (со слов педагогов, сверстников, родителей и прочего окружения). Также можно увидеть, что есть существенное различие в шкале чувства вины. Оказывается, мальчики в большей степени осознают собственную вину. Но можно трактовать это по другому: может быть, мальчиков мучают угрызения совести в большей степени, чем девочек потому, что мальчики более «отважны» в осуществлении плохих поступков и таких поступков у них больше, чем у девочек.

По уже имеющимся данным в таблице 2, вычисляем индекс враждебности (шкала обиды + шкала подозрительности), индекс агрессивности (шкала физической агрессивности + шкала раздражения + шкала вербальной агрессивности). Затем вычисляем норму враждебности (индекс враждебности - шкала вербальной агрессивности + шкала раздражения) и норму агрессивности (индекс агрессивности + шкала негативизма).

Индекс враждебн
Шк.обиды
Шк.подоз-рительн.
Индекс агрес-ти
Шк.физич. агрес-ти
Шк.раздра-жения
Шк.вербагрес-ти
Норма враждебн
Индекс враждебн 8- 7- 11- 7- 10- 9- 5- 13- 5- 11- 15- 7- 6- 11- 13- 10- 8- 12- 11- 9-
Шк.верб. агрес-ти 6+ 4+ 6+ 5+ 6+ 8+ 6+ 6+ 4+ 8+ 8+ 7+ 9+ 8+ 7+ 7+ 7+ 5+ 6+ 7+
Шкала раздраж.
Норма агрес-ти
Индекс агрес-ти 17+ 19+ 11+ 16+ 22+ 21+ 15+ 16+ 12+ 16+ 20+ 16+ 19+ 15+ 17+ 21+ 17+ 19+ 17+ 21+
Шкала негатив.

Таблица вычисления индекса и нормы враждебности и агрессивности (Таблица 4)

По данным таблицы 4 построим график распределения нормы враждебности и нормы агрессивности по каждому испытуемому.

График нормы враждебности и нормы агрессивности (График 2)

Из графика 2 видно, что норма агрессивности значительно выше, чем норма враждебности у всех испытуемых. Это говорит о том, что учащиеся средней школы подсознательно не настроены на враждебное отношение к своим сверстникам, педагогам, родителям и прочему окружению. Значит вспышки агрессии вызываются различными сопутствующими факторами в той или иной сложившейся ситуации.

Благодаря опроснику Басса – Дарке можно сделать вывод, что у испытуемых преобладает инструментальная агрессия (проявляющаяся под действием каких-либо факторов, под контролем сознания, так и вне его) в совокупности с эмоциональными переживаниями: гнев, угрозы и т.п. Подростки не преследуют цель действовать агрессивно, «просто так приходится поступить».

3.2 Результаты исследования ПДО и код расшифровки

Результаты обследования определяются с помощью кода. Этот код составлен на основании статистически достоверных выборов для подростков, определенного по клинической оценке. Буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу соответствующих типов: Г - гипертимный, Ц - циклоидный, Л - лабильный, А - астено-невротический, С - сенситивный, П - психастенический, Ш - шизоидный, Э - эпилептоидный, И - истероидный, Н - неустойчивый, К - конформный.

Пропуск в графах, где проставлены баллы, означает, что данный выбор является неинформативным.

Сдвоенные и строенные буквенные символы (например АА в выборе № 5 на тему «Самочувствие» в 1–м исследовании, ШШШ в выборе № 3 на тему «Отношение к одиночеству» во втором исследовании) означают, что за этот выбор начисляется два или три балла в пользу соответствующего типа. За один выбор могут начисляться баллы в пользу двух или более типов (например, ГН на выбор 1 на тему «Настроение» в первом исследовании означает, что 1 балл начисляется в пользу гипертимного, а 1 балл - в пользу неустойчивого типов).

Кодом предусмотрены следующие дополнительные показатели:

О - негативное отношение к исследованию; Д - диссимуляция действительного отношения к рассматриваемым проблемам и стремления не раскрывать черты характера; Т - откровенности; В - черт характера, встречающихся при органических психопатиях; E - отражения в самооценке реакции эмансипации; d - психологической склонности к делинквентности (только для подростков мужского пола); М - черт мужественности; Ф - черт женственности в системе отношений.

Кроме того, на основании числовых баллов в теме «Отношение к спиртным напиткам» может быть дана оценка психологической склонности к алкоголю (шкала VI).

Варианты ответов испытуемых были проставлены соответственно 5 -1 , 16-2, 18-3.

Собрав бланки ответов и регистрационные листы испытуемых, проверила не проставлено ли в какой-либо графе более трех номеров выборов и отказов 7 и более. Таковых не оказалось. Испытуемые поняли инструкцию к проведению опросника.

Бланки ответов испытуемых я не стала приводить в своей работе, а решила перейти к интерпретации полученных данных по портативному код расшифровки, где перечисляются только номера выборов, за которых начисляются баллы по разным шкалам: в первой таблице за первое исследование (наиболее подходящие выборы), во второй - за второе исследование (наиболее отвергаемые выборы).

Портативный код расшифровки (Таблица 5)

Тема Первое исследование Второе исследование Тема Первое исследование Второе исследование
Самочувствие А ГММ Ц П АА Ц ННД О d C О Настроение ГН П ЦА Ш СЛ Т О Г d О
Сон ГНММ К Аd Ц А ЛА О Э В Ц А О Пробуждение Э Т С Ф А НН d Ц О Л К ЛМ О
Аппетит Ш Т А ЛЛП СТ М Н М Ц О ЦЭМ И О Спиртные напитки +2 М+1 ГГ+2 -1 -1 С-3 +1 П СПШ-3 Цd А О Ц С-1 +2 +1 ЦЛ+2 Ф +1 И Л ОЭ
Сексуальные проблемы ННД М ТТТ ЛИ О М Ц НН КВ ИИ ЛС ГЛ О Одежда ИИ АС КФ О АВ К О
Деньги Ц ИМ ЛА О М ЭИД И О Родители П ЛЛВ Е ЕЕФ ПП М Е ШЕ Эd ОЕ К ГЛПЭ О
Друзья Д ГЦ К СС Л А О d И Д О Окружающие ММ Г В d О ЭФ С С П О
Незнакомые ЭЭ Ц ГЦ СС Г ЭЭ Г С О Одиночество И СШШ ГЭН ЛА d Ш Л О ШШ СПШШШ ЭИВ О
Будущее М ГГ П Э Ц d О О Новое Ш d ЛЭ ПШШЭ Э ИД О
Неудачи ШВ Э И ЭЭd П К ППЭ ЭЭ В Л Ц О Приключения Г С СМ В Ф Г О СС ЭЭ ЛН О
Лидерство Ц ПП ЛС О И И О Критика ШШЕ Е НЕd Т А Е Ц Е ОЕ К Л ПП d И О
Опека ЦПМ ЭЭ ДЕ Е ЦЛ Е ИИЕФФ ЕФФФ ЕФФ ОЕ И И О Правила Е ГГЕ d Е Е d ЛФ ОЕ К С Г Л Ц ddd И О
Детство Г Д Г СС Л И ЭЭ Ц С ИИ Л Л О Школа ГЭИНН Э Ц Ф d Ц О ЭЭН И ШШdd d О
Оценка в данный момент М ТТ А ЭИ d ШИ С О Г ПП А М М О

По бланкам ответов испытуемых (которые не представлены в моей работе из-за объёмности) и таблице 5, я вывожу полученные результаты.

Результаты по методике ПДО и сумма набранных баллов (Таблица 6)

Самочувствие П ННД
Настроение П
Сон и сновидения К, ЛА Ц Аd
Пробуждение ото сна Т А Ф
Аппетит и отношение к еде Т
Отношение к спиртным напиткам +2, Л +2, ГГ, И -1
Сексуальные проблемы ГЛ М
Отношение к одежде АВ, КФ
Отношение к деньгам ЭИД ЭИД, ИМ ЭИД
Отношение к родителям П, Эd, ГЛПЭ ЕФФ, ГЛПЭ К
Отношение к друзьям А, Д К, Д
Отношение к окружающим ММ, П Г С
Отношение к незнакомым ГЦ Г С
Отношение к одиночеству ЛА СШШ
Отношение к будущему М
Отношение к новому ЛЭ
Отношение к неудачам ШВ, Э К, Ц Л
Отношение к приключению и риску Ф, ЛН ЛН С
Отношение к лидерству
Отношение к критике и возражениям Е Ц, К Т
Отношение к опеке и наставлениям ЦПМ, ИИЕФФ, И Е
Отношение к правилам и законам Ц С Е
Оценка себя в детстве Л
Отношение к школе Э d Ц
Оценка себя в данный момент А, М А
Сумма полученных баллов П-5, К-2, Л-8, Т-1, А-5, Г-3, В-2, Ф-4, Э-6, И-4, Д-2, М-4, Ц-3, Ш-1, Н-1, Е-2,d-1,+2(VI) П-2, К-3, Л-2, Т-1, А-1, Г-5, Ф-2, Э-2, И-3, Д-2, М-2, Ц-3, Н-1, Е-2, С-1,d-1,+2(VI) К-1, Л-1, Т-1, А-2, Ф-1, Э-1, И-1, Д-2, М-1, Ц-1, Ш-2, Н-2, Е-1, С-4,d-1,-1(VI)

По полученным данным из таблицы 6 выстраиваем график.

График результатов по ПДО (График 3)

По данным графика 3 можно выявить тип акцентуации каждого испытуемого.

Испытуемый под номером один соответствует типу Лабильный: главная черта этого типа - крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Всякого рода эксцессы избегают. К лидерству не стремятся. Тяжело переносят утрату или отвержение со стороны значимых лиц. Самооценка отличается искренностью и умением правильно подметить черты своего характера. Чрезмерная эмоциональность обычно сочетается с вегетативной лабильностью: легко краснеют и бледнеют, меняется частота пульса, величина артериального давления. Нередко наблюдается довольно выраженная инфантильность: выглядят моложе своих лет. Лгать и скрывать свои чувства не умеют: настроение всегда написано на лице. Дети почти все наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому о данном типе можно судить, если эти черты ярко выражены у подростков.

Испытуемый под номером два соответствует типу Гипертимный: такие подростки отличаются всегда хорошим, даже слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств, в силу чего могут незаметно для себя оказаться в дурной компании, начать выпивать (обычно предпочитая неглубокие степени опьянения), пробовать действие наркотиков и других токсических средств (но пристрастия к ним в подростковом возрасте обычно не возникает). Правонарушения присущи групповые. Легко осваиваются в незнакомой и быстро меняющейся обстановке, но переоценивают свои возможности и строят чрезмерно оптимистические планы на будущее («хорошие тактики и плохие стратеги»). Неразборчивы в выборе приятелей и напарников, отчего нередко бывают преданы ими.

Плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Стремление окружающих подавить их активность и лидерские тенденции нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения. Не злопамятны. Легко мирятся с теми, с кем поссорились.

Разговорчивы, говорят быстро, с живой мимикой и жестами. Высокий биологический тонус проявляется всегда хорошим аппетитом, здоровым, крепким сном - встают бодрыми, отдохнувшими. Сексуальное влечение рано пробуждается и отличается силой. Быстро увлекаются, но и охладевают к сексуальным партнерам. Самооценка нередко неплохая, но часто стараются показать себя более конформными, чем это есть на самом деле. Плохо совместимы с подростками эпилептоидного типа, от представителей шизоидного, сенситивного и психастенического типов стараются дистанцироваться. Первые проявления гипертимности нередко бывают с детства: неугомонность, шумливость, стремление командовать сверстниками, чрезмерная самостоятельность.

Испытуемый под номером три соответствует типу Сенситивный: у этого типа две главные черты - большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно во внешности и в области качеств морально-этических и волевых. Замкнутость, робость и застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми бывают трудны даже самые поверхностные формальные контакты, но с тем к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ни к алкоголизации, ни к делинквентности склонности не обнаруживают. Непосильной оказывается ситуация, где подросток оказывается объектом неблагожелательного внимания окружения, когда на его репутацию падает тень или он подвергается несправедливым обвинениям или насмешкам. Самооценка отличается высоким уровнем объективности. При этом типе нередко бывает ярко выражена реакция гиперкомпенсации - стремление преуспеть именно в той области, где таится комплекс собственной неполноценности (например, парашютные прыжки, чтобы преодолеть робость; усиленные занятия гимнастикой, чтобы исправить дефекты фигуры; стремление к общественной работе, чтобы преодолеть застенчивость и т.п.). Сенситивные черты начинают выявляться с детства робостью, застенчивостью, боязнью незнакомцев, но критическим является возраст 16–18 лет - вступление в самостоятельную социальную активность после многих лет учебы в привычном окружении сверстников. Некоторые действительные физические дефекты (например, заикание) могут способствовать заострению сенситивных черт или наслаивать их на некоторые другие типы акцентуаций (эмоционально-лабильную, психастеническую, шизоидную). Необходимость отвечать не только за себя, но и за других, может наоборот, сглаживать сенситивные черты.

Оценку графика удобно проводить в следующем порядке.

Определение конформности . Если К=0 или К=1, как у испытуемого под номером 3, то это свидетельствует о низкой конформности и даже о нонконформизме. При К=2, К=3 конформность умеренная, как у испытуемых под номерами 1 и 2; при К=4, К=5 - средняя, при К=6 и более баллам - высокая, но таковых не оказалось в моем исследовании.

Определение негативного отношения к исследованию . Величина показателя «О», равная 7 и более баллам, свидетельствует о скрытом негативном отношении к исследованию. Надежность диагностики типа при этом снижается. Но в моём исследовании испытуемые не набрали ни единого балла по этому показателю, что говорит о положительном отношении к исследованию.

Определение возможной склонности к диссимуляции . Если показатель Д превышает показатель Т на 4 и более баллов (См. график 3), то это свидетельствует в пользу возможной диссимуляции. Это снижает точность диагностики типа и практически полностью исключает правильную диагностику типов Ц и К. Сам по себе высокий показатель Д, равный 6 и более баллам, наиболее часто встречается при типе Н. в моём исследовании разница между показателем Д и Т не превышает единицы, что говорит о точности диагностики.

Определение повышенной откровенности . Если Т>Д, то это свидетельствует о повышенной откровенности. Чаще всего это встречается при типах Ц и особенно П. В моём исследовании Т<Д, что говорит о умеренной откровенности испытуемых.

Указание на возможную органическую природу психопатии и акцентуации характера . Может быть получено при помощи индекса В, если его величина равна 5 и более баллам. Высокий показатель В встречается также при типе Э. Но в моём исследовании показатель В=2 встречается только у одного испытуемого, что противоречит органической природе акцентуации характера.

Тест определения агрессивности и враждебности

Инструкция : проставьте в бланке для ответов «да» (+) у номеров тех положений, с которыми Вы согласны. «Нет» (-) - около номеров тех положений, с которыми Вы не согласны.

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведения друзей, то даю им это почувствовать.

8. Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем яожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим.

20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. От злости я иногда бываю мрачен.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь со злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.

64. Я бываю грубоват но отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не разражаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Ключи теста Басса-Дарки

Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

1 . Физическая агрессия:

«да» — № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68«нет» — № 9, 17, 41

2 . Косвенная агрессия:

«да» — № 2, 18, 34, 42, 56, 63«нет» — № 10, 26, 49

3 . Раздражение:

«да» — № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72«нет» — № 11, 35, 69

4 . Негативизм:

«да»— № 4, 12, 20, 23, 36----

5 . Обида:

«да» — № 5,13,21,29,37,51,58«нет» — № 44

6 .Подозрительность:

«да» — № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59«нет» — № 65, 70, 30

7. Вербальная агрессия:

«да» - № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73«нет»—№ 39, 66, 74, 75

8 . Угрызение совести, чувство вины:

«да»- № 8, 16, 24, 32 ,40, 47, 54, 61, 67----

Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций.

Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия — под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена — взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

Склонность к раздражению (коротко — раздражение) — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм — оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это пове-дение может нарастать от пассивного сопротивления до ак-тивной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действитель-ные или мнимые страдания.

Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержа-ние словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

Угрызения совести (чувство вины) — ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества) . Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызения совести.

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций , а обида и подозрительность — индекс враждебности.

Бланк Басса - Дарки

Ф.И.О._________________ Возраст___

Дата обследования _________________

Басса-Дарки методика была предложена еще в 60-е годы прошлого века, но до сих пор находит множество сторонников и активно используется. О ней мы и расскажем сегодня. Можно с уверенностью сказать, что данная методика (опросник Басса-Дарки) - одна из самых популярных в наши дни, используемых в зарубежной психологии для изучения агрессии. Прежде чем рассказать о ней, следует определиться с самим понятием агрессии. Каковы механизмы ее возникновения, ее значение для человека? Давайте вместе разберемся.

Для чего нужна агрессия

Ученые считают, что применение агрессии - один из самых популярных вариантов решения проблем, которые возникают у человека в фрустрирующих (трудных) ситуациях. Эти трудные ситуации вызывают у людей психическую напряженность, с которой необходимо справиться.

Агрессивные действия могут быть средством достижения определенной значимой цели. Они также могут являться способом замещения удовлетворения какой-либо блокированной потребности, психической разрядки. Также агрессивные действия применяются в целях самоутверждения и самореализации.

Теории агрессий

Долгое время психологический подход к агрессии и агрессивности определялся как теориями, которые рассматривали ее как последствие фрустрации (Розенцвейг, Доллард), так и концепцией влечения. Ряд публикаций по этому вопросу появился в конце 50-х годов прошлого века. Эти работы вызвали приток теоретических и экспериментальных работ по данной теме, к которым относится и опросник Басса-Дарки.

Методика эта далеко не единственная из тех, что используются в наши дни. Сегодня существует множество теорий агрессии. Самые известные из них - К. Лоренца и З. Фрейда. У каждой из теорий есть свой собственный взгляд на агрессию, а также свое отношение к ней. Благодаря этому в них можно найти общие черты и разделить на 4 основные категории. Расскажем вкратце о каждой из них.

Агрессия - врожденный задаток

Агрессия может рассматриваться как врожденный задаток или посыл. То есть это присущая нам с рождения форма поведения, действующая на инстинктивном уровне. Приверженцы теорий, относящихся к этой категории, агрессию рассматривают как свойство человека, запрограммированное генетически. Она уже присутствует в нем и проявляется в течение всей жизни. Агрессию, согласно мнению приверженцев этих теорий, искоренить невозможно. В лучшем случае можно лишь уменьшить ее влияние.

Агрессией можно управлять

Другие теории рассматривают ее проявления как познавательные и эмоциональные процессы. Такой вывод основан на убеждении о том, что каждый из нас может управлять агрессией на основе приобретенных с жизненным опытом навыков. Для того, чтобы делать это, необходимо уметь представлять потенциальные опасности, а также верно оценивать те или иные угрожающие факторы.

Агрессия - необходимость

Агрессия может пониматься также как необходимость, порожденная внешними факторами и стимулами. С этой точки зрения она рассматривается как потребность, реализующаяся непосредственно под воздействием тех или иных внешних стимулов. "Фрустрационная теория агрессии" составляет основу этого взгляда. Она была предложена американским антропологом и психологом Джоном Доллардом. Согласно этой теории, фрустрация непременно приводит к агрессии в той или иной ее форме, а последняя, в свою очередь, всегда бывает результатом фрустрации.

Агрессия - выражение социального опыта

Другой подход к агрессии - рассматривать ее как актуальное выражение социального опыта. То есть это модель социального поведения, приобретенная в ходе развития. Агрессивные реакции проявляются у человека после того, как он оказался в подобной ситуации или же наблюдал пассивно за ней со стороны. Это результат накопления и последующего применения полученного опыта.

Вред, причиняемый агрессией

Проанализировав наиболее популярные взгляды на понятие "агрессия", можно сказать, что ее нужно понимать как разрушительное мотивированное поведение, которое противоречит правилам и нормам существования человека в обществе. Это поведение причиняет вред неодушевленным или одушевленным объектам нападения. Оно наносит им физический ущерб или же может вызывать у них состояние страха, напряженности, подавленности, отрицательные переживания, то есть психический дискомфорт.

Понятие агрессивности и ее оценка

Агрессивность - это особое качество, свойство личности, для которого характерны деструктивные тенденции, главным образом в сфере субъектно-объектных отношений. Деструктивный компонент активности, вероятно, необходим человеку в созидательной деятельности. Ведь потребности индивидуального развития формируют способность к разрушению и устранению препятствий, к преодолению всего противодействующего данному процессу.

Ученые пришли к выводу о том, что агрессивность обладает количественной и качественной характеристикой. Как и любое другое свойство, степень выраженности ее различна: от практически полного отсутствия до предельного уровня развития. Определенная ее степень должна быть у каждой личности. Отсутствие агрессивности приводит к конформности, ведомости, пассивности и т. д. Напротив, чрезмерное развитие может характеризовать личность в целом как конфликтную, у которой отсутствует способность к сознательной кооперации.

Агрессивность сама по себе не делает человека сознательно опасным субъектом. Ведь, с одной стороны, связь, существующая между агрессией и агрессивностью, нельзя назвать жесткой. Их могут вызывать различные причины. С другой стороны, акт агрессии сам по себе может не принимать неодобряемые и сознательно опасные формы.

Агрессивность - злонамеренная активность

Агрессивность в житейском сознании - синоним такого понятия, как "злонамеренная активность". Однако само по себе не обладает "злонамеренностью". Его делает таким то есть ценности, для достижения которых и разворачивается данная активность. Практические действия внешне могут быть сходны, однако мотивационные компоненты при этом бывают прямо противоположны.

Два типа агрессии

Агрессию можно разделить, исходя из вышесказанного, на 2 основных типа. Первый - агрессия мотивационная, как самоценность. Второй тип агрессии - это инструментальная, рассматриваемая как средство. При этом подразумевается, что обе они могут проходить как под контролем нашего сознания, так и без него. Кроме того, оба этих типа сопряжены с такими эмоциональными переживаниями, как враждебность и гнев.

Психологов-практиков интересует в большей степени именно мотивационная агрессия, рассматриваемая как проявление реализации деструктивных тенденций, присущих личности. Если определить уровень этих тенденций, то появляется возможность с большой точностью прогнозировать вероятность проявления у человека открытой мотивационной агрессии. Одной из таких диагностических процедур как раз и является опросник Басса-Дарки. Методика, интересующая нас, была разработана в 1957 году американскими исследователями, по фамилиям которых названа.

Применение методики Басса-Дарки

В зарубежных исследованиях этот опросник получил широкое распространение. Они подтвердили его высокую надежность и валидность. И в отечественных работах применяется опросник Басса-Дарки. Методика эта была использована, в частности, С.Н. Ениколоповым в 1989 году. Однако на отечественных выборках данные о ее стандартизации не указываются.

Ученые отмечают, что методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности в ситуации экспертизы не защищена от определенных мотивационных искажений. Ответ может зависеть, например, от установки самого человека, от социальной желательности. Кроме того, достоверность полученных результатов зависит также от степени доверительности в отношениях психолога и испытуемого, если используется методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности. Поэтому полученные результаты требуют проверки на надежность путем ретеста или иных способов. Использование этого опросника в работе с учениками школ (с 6-го класса и выше) и с учителями оказалось довольно диагностичным, а также конструктивным для дальнейшей коррекционной работы. В настоящее время широко используется методика Басса-Дарки. Цель ее применения мы рассмотрели, теперь необходимо определиться с основными положениями.

Разграничение понятий враждебности и агрессии

А. Бассе, оттолкнувшись от разработок своих предшественников, разграничил понятия враждебности и агрессии. Первую он определил как реакцию, которая развивает негативные оценки событий и людей, негативные чувства. Методика изучения агрессии Басса-Дарки предполагает дифференциацию различных проявлений враждебности и агрессии. Виды реакций, которые ученые выделили при этом, следующие.

Виды реакций

1. Физическая агрессия, то есть использование против другого лица физической силы.

2. Косвенная, направленная окольным путем на другое лицо или же не направленная ни на кого.

3. Раздражение, то есть готовность при малейшем возбуждении проявлять негативные чувства. Ее можно определить также как грубость, вспыльчивость.

4. Негативизм, представляющий собой оппозиционную манеру в поведении. Он может проявляться по-разному, от пассивного сопротивления до борьбы против действующих законов и обычаев.

5. Обида, то есть зависть или ненависть по отношению к окружающим за определенные действия, вымышленные или действительные.

6. Подозрительность, которая может варьироваться в диапазоне от осторожности и недоверия к людям до убеждения в том, что они наносят или планируют нанести вред.

7. Еще один вид реакции - вербальная агрессия. Она представляет собой выражение негативных чувств как через словесные ответы (угрозы, проклятия), так и через форму (визг, крик).

8. Чувство вины представляет собой возможное убеждение человека в том, что он является плохим, что неправильно поступает. Сюда же относятся угрызения совести, ощущаемые им.

Завершая описание методики Басса-Дарки, отметим, что опросник включает в себя 75 утверждений. На них испытуемый должен ответить однозначно: либо "да", либо "нет". На основании этого оценивается степень агрессивности человека. Перейдем теперь к методу интерпретации полученных результатов.

Интерпретация результатов

Обработка методики Басса-Дарки не представляет большого труда. Вопросы сформулированы так, что они относятся лишь к одной форме агрессии. Кроме того, результаты методики Басса-Дарки несложно интерпретировать еще и потому, что влияние общественного одобрения того или иного ответа максимально ослаблено.

Норма агрессивности, согласно Рогову Е. И., - величина ее индекса, которая равняется 21 ±4. Что же касается враждебности, она должна находиться в пределах 6,5-7 ±3. Схема Хвана А. А. несколько более сложна, однако она не сильно усложняет такой способ исследования агрессии, как методика Басса-Дарки. Интерпретация результатов по Хвану А. А. следующая. Сырые баллы, набранные по каждой отдельной шкале, нужно умножить на коэффициент. Его цель - привести к ста баллам максимальное значение параметров по каждой шкале, которую предлагает методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности.

Интерпретация, однако, не вполне однозначна. Пользуясь этой методикой, нужно понимать, что агрессивность, являющуюся свойством личности, а также агрессию, понимаемую как акт поведения, проанализировать можно только в рамках психологического анализа всей мотивационно-потребностной сферы человека. Иначе результаты могут быть неточными. Поэтому данная методика (опросник Басса-Дарки) применяется вместе с другими, такими как (например, Люшера) и личностные тесты различных психических состояний (Спилберг, Кэттелл).

Похожие статьи

  • Доктор комаровский об аллергии у детей Аллергия у ребенка 1 год комаровский

    С проявлениями аллергии у ребенка сталкивалась каждая мама и знает ее симптомы не понаслышке. Но иногда даже опытным родителям сложно определить причину высыпаний на коже и слезящихся глаз. Помочь разобраться в этом вопросе готов врач...

  • Миры скандинавской мифологии как уникальное культурное явление североевропейской традиции

    Вселенная в скандинавской мифологии, имеет многоуровневую основу и построена детально, логично и связно. Скандинавский мир это не просто плоский круг с безликими границами и территориями, это результат гармонии и сосуществования множества...

  • Филе судака под сыром с зеленью Судак под сыром в духовке рецепт

    Всем известно, что рыба - это кальций, фосфор и железо. В ней присутствуют необходимые для организма человека жирные кислоты омега-3. Постоянное употребление рыбы хорошо сказывается на работе сердца. Содержащийся в ней витамин D необходим...

  • Вкусная баклажанная икра на зиму

    Описание Икра баклажанная жареная – это один из множества вариантов приготовления всеми любимого блюда. В классическом рецепте икры баклажанной домашней все ингредиенты, такие как баклажаны, морковь и лук – обжариваются на сковороде с...

  • Сценарий сказки "Морозко"

    Главные герои (взрослые): Сказочница, Настенька, Мачеха, Марфа, Дед Мороз, Лиса, Волк, Заяц Сказочница: Много сказок есть на свете. Все они наполнены добротой, загадочностью. В сказках добро побеждает зло. Сегодня вы увидите новую сказку...

  • Искусство оказывать влияние на людей (2013)

    Это поможет вам лучше понять собственные эмоции и раскрыть «шестое чувство», которое пока дремлет внутри вас. Леонардо да Винчи проницательно заметил, что человек обычно «смотрит, но не видит, слушает, но не слышит, трогает, но не...