Гёте фауст краткое содержание. Фауст
Калининградский Государственный Университет
Доклад по литературе
Студентки II курса 7 группы факультета РГФ
Туровской Татьяны Викторовны
Религиозно – философский смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете «Фауст»
Калининград,
Поэзия – дар, свойственный всему миру и всем народам,
а не частное наследственное владение отдельных тонких
и образованных людей.
И. – В. Гете.
29 августа 1749 года во Франкфурте – на – Майне родился Иоганн Вольфган Гете. Именно этому ребенку суждено было стать лицом немецкой литературы 18 в. К моменту рождения Гете уже как 100 лет назад закончилась в Германии Тридцатилетняя война. Мир за собой повлек сначала бурное развитие экономики, а затем ее же резкий спад. По требованию отца, повзрослевший Гете изучал юриспруденцию и защитил в 1771 году диссертацию на тему о взаимоотношении между церковью и государством. Но кроме этого Гете занимался геологией, оптикой, морфологией животных и растений, изучал историю искусства, много рисовал, посещал лекции, посвященные творчеству Шекспира, и писал стихи. Кроме Шекспира на молодого Гете оказали сильное влияние такие писатели как В. Скотт, Гизо, Вильмен, Кузен – это все писатели – романтики. Но в немецкой литературе эпоха романизма была отмечена необычным взлетом философской мысли. Отсюда на Гете оказали свое влияние такие мыслители как Фихте, Шеллинг, Гегель.
В своей жизни Гете много путешествовал. Он трижды побывал в Швейцарии: этот «рай на земле» ко времени Гете был неоднократно воспет. Гете ездил и по городам Германии, где и столкнулся с удивительным явлением – кукольными ярморочными спектаклями, в которых главными действующими лицами был некий Фауст – доктор и чернокнижник и черт Мефистофель. Именно с национальной традицией связанно то, что для Гете принципы, сформулированные Аристотелем, утрачивают значение вечной нормы.
Неизгладимым впечатлением для Гете явилась Италия. Она стала исходным рубежом, определившим новое – классическое направление в творчестве Гете. Но она обогатила поэта такими впечатлениями, которые уже подготовили и выходы за рамки системы «веймарского классицизма». В Венеции Гете знакомится с театром масок. Мне кажется, что именно образ этого театра масок воспроизвел Гете в «Фаусте», а точнее в Вальпургиевой ночи в первой части и в бале – маскараде у императора при дворе во 2 – ой части. Кроме того во второй части произведения место всего действия – это какие – то классическо – античные итальянские ландшафты, а во многих сценах Гете, стилизируя, начинает изъясняться в ритме стихов античных авторов. И это не говоря уже о сюжете…
Как уже отмечалось раньше, поездки по Германии привели Гете к замыслу «Фауста». Театр представлял историю о докторе Фаусте и Мефистофеле как веселую, иронически – сатирическую комедию. Но ведь это театр, и он всегда отражает мысли, думы, да и сам стиль жизни народа. И Гете обратился к письменным источникам – хроникам и преданиям. Из хроник узнать удалось немного, а вот легенда рассказала о том, что некогда родился мальчик у вполне благополучных родителей, но с самых ранних лет он проявлял дерзкий нрав. Когда он подрос его родители и дядя посоветовали учиться ему на богословском факультете. Но молодой Фауст «оставил это богоугодное занятие» и занимался изучением медицины, а также попутно, «толкованием халдейских… и греческих знаков и письмен». В скоре он стал доктором и при том очень неплохим. Но его интерес к магии привел к тому, что он вызвал духа и заключил с ним договор … Это была чисто религиозная оценка ситуации; здесь окончательно и бесповоротно осуждались Фауст и Мефистофель, а все внемлющие предостерегались и поучались – наставлялись в богобоязненной жизни. Мефистофель на протяжении всей легенды обманывает Фауста, а островной конфликт можно было бы сформулировать так: «конфликт между добром и злом», без дальнейших разбирательств, что есть добро, а что зло… Мефистофель, здесь представляет сторону зла, предлагал знание и вместе с ним могущество, а от Фауста требовалось лишь отречение от христианства. Мефистофель был лишь одним из демонов, но отнять не особенным.
Гете перевел эту легенду на современную ему почву. В «Фаусте» оказались органически слиты самые разные элементы – начало драмы, лирики и эпоса. Именно поэтому многие исследователи называют это произведение драматической поэмой. «Фауст» включает с себя элементы, различные и по своей художественной природе. В нем есть сцены реально – бытовые, например, описание весеннего народного гуляния в выходной день; лирические свидания Фауста и Маргариты; трагические – Гретхен в темнице или момент, когда Фауст едва не прекратил жизнь самоубийством; фантастические. Но фантастика Гете в конечном счете всегда связана с реальностью, а реальные образы за частую носят символический характер.
Идея трагедии о Фаусте возникла у Гете достаточно рано. Изначально у него получилось две трагедии –«трагедия познания» и «трагедия любви». При этом обе они остались неразрешимыми. Общий тон этого «пра – Фауста» мрачный, что вообще-то и неудивительно, т. к. Гете удалось полностью сохранить колорит средневековой легенды, по крайней мере в первой части. В «пра – Фаусте» сцены, написанные в стихах перемежаются с прозаическими. Здесь в личности Фауста сочетались, титанизм, дух протеста, порыв к бесконечному.
13 апреля 1806 г. Гете записал в своем дневнике:» Закончил первую часть «Фауста». Именно в первой части Гете обрисовывает характеры двух своих главных героев – Фауста и Мефистофеля; во- второй части Гете больше внимания уделяет внимания окружающуму миру и общественному устройству, а также соотношению идеала и реальности.
С Мефистофелем мы знакомились уже в «Прологе на небе». И здесь уже видно, что Мефистофель – черт не будет полностью отрицательным персонажем, т. к. он симпотичен даже Богу:
Из духов отрицания ты всех менее
Бывал мне в тягость, плут и весельчак.
И именно Господь дает поручение Мефистофелю:
Из лени человек впадает в спячку.
Ступай, расшевели его застой…
Гете отражает в Мефистофеле особый тип человека своего времени. Мефистофель становиться воплощенным отрицанием. А 18 век особенно изобиловал скептиками. Расцвет рационализма содействовал развитию критического духа. Все, что не соответствовало требованиям разума ставилось под сомнение, а насмешка разила сильнее гневных обличений. Для некоторых отрицание стало всеобъемлющим жизненным принципом, и это отражено в Мефистофеле. Его реплики вызывает улыбку даже над тем, над чем смеяться, в принципе, и не надо:
Как речь спокойно и легка!
Мы ладим, отношения с ним не портя.
Прекрасная черта у старика
Так человечно думать и о черте
Но как уже было замечено, Гете не рисует Мефистофеля исключительно воплощением зла. Он умен и проницателен, он критикует очень обоснованно и критикует все: беспутство и любовь, тягу к знаниям и глупость:
Приятно то, что отдаляет цель:
Улыбки, вздохи, встречи у фонтана,
Печаль томления словом, канитель,
Которую всегда полны романы.
Мефистофель – мастер подмечать человеческие слабости и пороки, и нельзя отрицать справедливости многих его язвительных замечаний:
О, вера – важная статья
Для девушек властолюбивых:
Из женихов благочестивых
Выходит смирные мужья…
Мефистофель к тому же еще и пессимистически настроенный скептик. Именно он говорит, что жизнь человеческая – маята, сам человек считает себя «божком вселенной». Именно эти слова черта мне кажутся показателями того, что Гете уже отказывается от рационалистических концепций. Мефистофель говорит, что Господь наделил человека искрой разума, но пользы от этого нет, ибо он, человек, ведет себя хуже скотов. Речь Мефистофеля содержит резкое отрицание гуманистической философии – философии эпохи Возрождения. Люди сами настолько испорчены, что дьяволу нет необходимости творить зло на земле. Люди отлично обходятся в этом и без него:
Да, господи, там бессовестный мрак
И человеку бедному так худо.
Что даже я щажу его покуда.
Но тем не менее Мефистофель обманывает Фауста. Ведь на самом деле Фауст не говорит:» Мгновение, повремени!». Фауст, уносясь в своих мечтах в далекое будущее, употребляет условное наклонение:
Народ свободный на земле свободной
Увидеть я б хотел в такие дни.
Тогда бы мог воскликнуть я:»Мгновенье!
О, как прекрасно ты, повремени!»
Фауст в глазах Мефистофеля безумный мечтатель, желающий невозможного. Но Фаусту дана божественная искра поиска. На протяжении всей поэмы он ищет себя. И если вначале он отчаивается, что не может стать богоподобным, то в самом конце произведения он говорит:
О, если бы, с природой наравне,
Быть человеком, человеком мне…
На мой взгляд каждому из нас дана эта искра поиска, искра пути. И каждый из нас умирает, духовно умирает, в тот миг, когда ему уже становится ничего не надо, когда время как поток перестает иметь значение. Спор Бога с Мефистофелем – это решение каждого из нас куда идти. И правы, как ни странно, они оба. И Бог это прекрасно осознает. Поиск искупляет ошибки, и именно поэтому и Фауст и Маргарита оказываются в раю.
А закончить я хотела бы словами А. Аникста:
«»Фауст» Гете принадлежит к числу тех явлений искусства, в которых с огромной художественной силой воплощен ряд коренных противоречий жизни. Прекраснейшая поэзия сочетается здесь с поразительной глубиной мысли».
Список литературы:
И. –В. Гете. Фауст. М., 1982 г.
Аникст А. Творческий путь Гете. М., 1986 г.
Конради К. О. Гете. Жизнь и творчество. М., 1987 г. Том 1, 2.
Легенда о докторе Фаусте. М., 1978 г.
Тураев С. В. Гете и формирование концепции мировой литературы. М., 1989 г.
Пролог в театре
Произведение начинается с разговора директора театра, поэта и комика. Директор заказывает поэту написать новую пьесу, которая была бы «поярче, поновей», содержала больше приключений. Директор сознается, что публика прекрасного, конечно, не поймет, а потому ей нужно представить зрелище. С директором согласен и комик, советующий «шаловливого дурачества прибавить».
И вы не видите, как гнусно и постыдно Такое ремесло? Иль не художник я? -
спрашивает поэт. Он не соглашается писать только для потехи толпы и говорит, что своего призвания не предаст. «Мне высшие права природа уделила», - говорит поэт, оставаясь верен своим идеалам.
Пролог на небесах
Начинается с того, что архангелы Рафаил, Гавриил и Михаил восхваляют величие вселенной.
Звуча в гармонии вселенной И в хоре сфер гремя, как гром,
Златое солнце неизменно Течет предписанным путем. Непостижимость мирозданья Дает нам веру и оплот,
И, словно в первый день созданья, Торжественен вселенной ход!
Все в природе находится в непрерывном движении, в борьбе. Сразу же по окончании этого гимна мирозданию начинается спор о человеке, о смысле его существования. Оппонентом в этом споре архангелам и Господу служит Мефистофель. Он утверждает, что человек, даже такой, как Фауст, ничтожен, беспомощен, жалок. Мефистофель смеется над тем, как человек гордится своим разумом, сатана считает это пустым самомнением. Господь же противопоставляет Мефистофелю свою веру в человека. Он с убеждением говорит, что Фауст преодолеет временные заблуждения и найдет дорогу к истине.
Господь разрешает Мефистофелю испытать Фауста:
Тебе позволено: иди И завладей его душою И, если можешь, поведи Путем превратным за собою, -
И посрамлен да будет сатана!
Знай: чистая душа в своем исканье смутном Сознаньем истины полна!
Часть первая
Фауст сидит в своем кабинете. Мрачная комната с готическими сводами символизирует тот душный, тесный круг, из которого Фауст стремится вырваться «на волю, в широкий мир». Изучение самых различных наук не приблизило его к познанию истины. Он сетует, что вместо живой природы его окружают «скелеты животных и кости мертвецов».
Отчаявшись познать истину в науке, Фауст прибегает к магии. С помощью заклинания ему удается вызвать Духа Земли. Однако минутная слабость, испуг перед появившимся духом привели к тому, что дух удалился, не пожелав разговаривать с Фаустом. Тайна Природы ученому не открылась.
Фауст рассуждает о том, что Природа необъятна, путь к ее познанию труден. Он вспоминает о мучениках мысли, сожженных на кострах.
В комнату заходит ученик Фауста, Вагнер. Он восхищен гением Фауста и с удовольствием говорит со своим учителем о науке.
Ах, боже мой, наука так пространна,
А наша жизнь так коротка!
Мое стремленье к знанью неустанно,
И все-таки порой грызет меня тоска.
Как много надо сил душевных; чтоб добраться До средств лишь, чтоб одни источники найти;
А тут, того гляди, еще на полпути Придется бедняку и с жизнию расстаться.
Из его речи становится ясно, что, в отличие от Фауста, Вагнер вполне удовлетворен своим жребием, и ничего приятнее не видит, чем кропотливо рыться в пыльных пергаментах, замкнувшись в полумраке средневекового кабинета. Он является яркой противоположностью Фаусту. Вагнер - ученый, который за книжными страстями забывает о настоящей жизни. Фауст и Вагнер вместе выходят на улицу.
В тот день был праздник Пасхи. Празднично одетые люди спешили провести день весело. Среди танцующих крестьян Фауста пронизывает ощущение жизни, радости бытия.
Чу! Слышится говор толпы на поляне;
Тут истинный рай им! Ликуют селяне,
И старый и малый, в веселом кругу.
Здесь вновь человек я, здесь быть им могу!
Его узнали. Благодарные крестьяне обступили Фауста и благодарят за помощь во времена эпидемии. В тот период ученый со своим отцом лечили народ, не брезгуя язвами, не требуя платы. Признательность людей отзывается в душе у Фауста насмешкой. Он прекрасно понимает, что наука пока не в силах помочь народу в борьбе с болезнями. Выздоровления были случайными, а его лечение создавало лишь видимость помощи.
Во время прогулки у городских ворот Фауст замечает черного пуделя, на первый взгляд показавшегося ученому странным. Фауст в движениях пса рассматривает магические спирали. Он уводит пуделя к себе в кабинет. Ученый собирается заняться трудами и начинает уже переводить Евангелие на немецкий язык, как вдруг замечает волшебные превращения собаки. Пес стал увеличиваться в размерах. Фауст, понимая, что первоначальные его догадки относительно этого зверя верны, пробует защититься заклинаниями. Пес исчезает в тумане, из которого затем появляется Мефистофель.
На вопрос Фауста, кто он такой, Мефистофель отвечает так:
Я отрицаю все - и в этом суть моя.
Затем, что лишь на то, чтоб с громом провалиться,
Годна вся эта дрянь, что на земле живет.
Не лучше ль было б им уж вовсе не родиться! Короче, все, что злом ваш брат зовет, - Стремленье разрушать, дела и мысли злые,
Вот это все - моя стихия…
Часть вечной силы я,
Всегда желавшей зла, творившей лишь благое.
Мефистофель оказывается попавшимся в ловушку. У порога комнаты Фауста начертана пентаграмма, защищающая дом от злых духов. Входя в образе собаки в дом, Мефистофель сумел найти изъян в пентаграмме и пробраться в том месте. Но изъян был у самых дверей, и обратно сквозь все начертание пройти не представлялось возможным. А житель ада выйти из дома может только тем путем, которым в него вошел. Казалось, Мефистофель в руках Фауста, но при помощи хора своих прислужников-духов сатане удается усыпить Фауста. Пока ученый спит, Мефистофель приказывает крысам прогрызть пентаграмму и уходит прочь.
Во второе свое посещение Мефистофелю удается убедить Фауста подписать договор. Сатана обязался найти для Фауста развлечения, благодаря которым жизнь ученого приобрела бы смысл.
Довольно же играть своей тоскою,
Что рвет, как коршун, грудь твою! Взгляни:
Ты окружен беспечною толпою,
Ты человек такой же, как они.
Впрочем, ведь я не равняю с тобою Эту толпу, неразумный народ.
Слушай: хоть я не из важных господ,
Все-таки, если ты хочешь со мною В светлую жизнь веселее вступить,
Буду усердно тебе я служить,
Я тебе преданным спутником стану И ни на шаг от тебя не отстану;
Знай, что повсюду помощник я твой;
Стану рабом и покорным слугой.
Фауст же, как только скажет: «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» - потеряет свою душу навсегда. После закрепления договора кровью, когда Фауст собирается в путь, Мефистофель, переодевшись в платье ученого, беседует с юношей, собирающимся учиться у Фауста. Сатана высмеивает стремление похоронить себя в пыльных кабинетах ради науки, с иронией отзывается о логике, метафизике - науке о Боге, душе и проч.
Затем, первей всего, займитесь неизбежно Вы метафизикой: учитесь ей прилежно; Глубокомысленно трудясь,
Вместить старайтесь то, что отродясь В мозг человеческий не входит;
Вместите ль, нет ли - не беда:
Словечко громкое всегда Из затрудненья вас выводит!
Но в первые полгода, милый друг,
Порядок вам нужнее всех наук;
Вам в день занятий пять часов нормально:
С утра к звонку являйтесь пунктуально! Старайтесь раньше дома протвердить Параграф, чтобы в классе проследить,
Что вам твердит учитель, слово в слово,
Лишь то, что в книге, - ничего другого,
И так старательно пишите все в журнал,
Как будто б Дух Святой вам диктовал.
Ученик уходит, так и не поняв насмешки, приняв слова «ученого» за чистую монету, а Мефистофель с Фаустом улетают на крыльях волшебного плаща служителя преисподней.
Чтобы сбить Фауста с пути истинного, Мефистофель сначала приводит его в погреб Ауэрбаха в Лейпциге, где веселится компания гуляк. Там, чтобы сойтись с новыми знакомыми, Мефистофель устраивает так, чтобы прямо из стола лилось вино, причем каждому по вкусу. Когда же доходит дело до пьяной драки, Мефистофель наводит на гуляк галлюцинации, а сам в это время с Фаустом удаляется. В погребе Ауэрбаха Фауст не поддался соблазнам, и, чтобы отвлечь его от высоких стремлений, сатана ведет его в кухню ведьмы, где опьяняет волшебным зельем.
Зелье это возбудило в Фаусте волнение страсти. Он выходит из дома ведьмы и в первую же девушку, встретившуюся ему на улице, без памяти влюбляется.
Опьяняющий напиток пробуждает в Фаусте низменные желания к этой девушке. Он просит Мефистофеля помочь соблазнить Маргариту. Кажется, что сатане начинает удаваться его замысел. Мефистофель достает ларец с дорогими подарками и проводит Фауста в комнату Маргариты, чтобы незаметно подложить драгоценности.
Девичья комната Маргариты, в которой оказывается Фауст, будит в нем лучшие чувства.
О милый сумрак, о приют святой,
Привет мой вам! Владей, любви томленье, Душой моей; питай свое стремленье Надежды милой сладкою росой!
Как дышит здесь повсюду дух покоя, Порядком все проникнуто кругом!
Средь бедности довольство здесь какое! Святой приют! Благословенный дом!
Он очарован простотой, чистотой и скромностью жилища Маргариты. И Фауст оставляет подарок своей возлюбленной, спрятав его в шкафу, уже совсем с другими чувствами, нежели были ранее. Он и Мефистофель уходят из комнаты, не дождавшись прихода девушки. Со временем Фауст узнает, что Маргарита, обнаружив дорогие вещицы, была настолько удивлена находкой, что показала ее матери. Та, не долго думая, предположила, что случайная прибыль не может быть во благо, потому отнесла ее в церковь. Поп, сильно не мучаясь совестью, прибрал к рукам подарок, и Маргарита осталась ни с чем. Фауст уговаривает Мефистофеля достать для девушки другой ларец с драгоценностями и вновь незаметно подкладывает его в комнату Маргариты Гретхен. Чтобы устроить свидание Фауста и Маргариты, Мефистофель приходит к соседке девушки, у которой та частенько бывает.
Марта, соседка, что называется, «не вдова и не мужняя жена». Некоторое время назад ее муж пропал без вести. Марта не знала, бросил он ее или умер. Воспользовавшись этим обстоятельством, чтобы войти в доверие, Мефистофель называется знакомым мужа Марты, который принес весть о кончине последнего. Видя, что соседка Маргариты не откажется от замены своему погибшему мужу, Мефистофель назначает ей свидание в саду. Он просит Марту привести с собой подругу, сам же обещает прийти с Фаустом.
С помощью сводничества сатаны у Фауста и Маргариты происходит первое свидание. В саду встречаются Мефистофель и Марта, Фауст и Маргарита. С тех пор сад Марты стал постоянным местом свиданий влюбленных. Однажды Фауст сомневается вдруг в правильности своего чувства, уединяется в пещере и предается размышлениям. Он не хочет навлекать на Маргариту беду, желает отказаться от плотской страсти. Но Мефистофель хитрыми вопросами и намеками вновь разжигает в душе ученого пламя страсти. И Фауст вновь идет на свидание. Маргарите как-то случается встретить у колодца свою знакомую, которая рассказывает о девушке, которая была осуждена за то, что встречалась с мужчиной и потеряла невинность до замужества. Любимый, как только дело получило огласку, бросил ее, предпочитая найти себе партию более выгодную. Маргарита вспоминает, что и сама ранее осуждала подобное поведение некоторых девиц. Но теперь она поступает так же, и понимает, что нет в том вины. После этого разговора Маргарита у городской стены, где поставлена статуя Деве Марии, молится Пречистой Деве, прося ее понять и простить.
Скорбя, страдая,
О мать святая,
Склонись, склонись к беде моей!..
Увы, кто знает,
Как изнывает
Вся грудь моя, тоски полна!
Как душа моя томится,
Как дрожит, куда стремится, -
Знаешь ты лишь, ты одна!
С людьми ли я - невольно Мне больно, больно, больно,
Везде тоскую я!..
Одна ли горе прячу -
Я плачу, плачу, плачу,
И рвется грудь моя.
В один из дней случилось так, что Валентин, брат Маргариты, возвращался из армии домой.
Перед домом он видит Фауста и Мефистофеля, пришедших на свидание к девушке. Он возмущен до предела, бросается на них со шпагой. Во время драки Фауст смертельно ранит Валентина. Мефистофель и Фауст скрываются с места дуэли, куда через минуту сбегается народ. Заслышав шум, Маргарита тоже выходит из своего дома и видит окровавленного брата. Тот еще жив. Он обвиняет сестру в том, что она забыла стыд, осквернила честь семьи. Валентин считает, что преступление ее настолько велико, что должно быть предано огласке. Он умирает, проклиная Маргариту.
Следующая сцена показывает Маргариту в храме. Ее одолевает Злой Дух, коря ее в содеянном. Дух на самом деле является сознанием вины, угрызениями совести. Он винит Маргариту в убийстве матери. Дело в том, что однажды, прося Гретхен о свидании в ее доме, Фауст дает ей снотворное. Этим снотворным Маргарита усыпляет мать, чтобы та не мешала их свиданию. Ни Маргарита, ни Фауст не знали, что Мефистофель подложил им вместо снотворного яд. Злой Дух винит девушку не только в убийстве матери, но и в смерти брата, и в грехе распутства, и в убийстве собственного ребенка.
О Гретхен!
Где голова твоя?
И на душе твоей Какой тяжелый грех?
Ты молишься ль за мать свою? Она Тобой для долгих-долгих мук усыплена!
Чья кровь у дома твоего?
Что у тебя под сердцем скрыто?
Не шевелится ль что-то там И не тревожит ли тебя Присутствием своим?
Маргарита не выдерживает и падает в обморок. А Мефистофель меж тем, продолжая добиваться цели сбить с пути истинного Фауста, в вальпургиеву ночь приводит ученого в горы Гарц, в окрестности деревень Ширке и Эленд. Там происходит шабаш ведьм. Фауст, не зная о терзаниях возлюбленной, предается веселью. Но даже там он не забывает о милой Гретхен, видя ее образ в дымке дали. Маргарита оказывается заключенной в тюрьму за свое якобы преступление. Мефистофель старается скрыть сей факт от влюбленного, но это ему не удается. Фауст требует от сатаны спасения для Гретхен. Однако Мефистофель не может сделать этого. «…Ведь не все же силы земли и неба в моей власти», - говорит он. Мефистофель обещал помрачить ум стражника, а взять ключи и вывести узницу из тюрьмы предстояло Фаусту.
Когда Фауст открывает двери темницы, Гретхен принимает его за палача и умоляет сжалиться над ней. Ее сознание словно помутнено от горя. В какой-то миг она узнает Фауста, радуется ему. Но идти с ним не может. Над ней довлеет вереница тех смертей, что принесла ее любовь, - матери, брата и дочери. Дальнейшая жизнь для нее невозможна. Она лишилась самых близких людей, ее осудит толпа, и ее судьба - вечные скитания и боязнь быть настигнутой правосудием. Маргарита отказывается уходить с Фаустом. Час рассвета приближается, и, дабы не быть застигнутыми, Мефистофель с Фаустом удаляются. Сатана говорит: «Она навек погибла». Глас же свыше возражает: «Спасена».
Часть вторая
Вся вторая часть построена на символах и образах. Она начинается с того, что Фауст лежит утомленный на цветущем лугу и спит. Над ним парят прекрасные эльфы, своей песней убаюкивая Фауста. Фауст просыпается и в пробуждающейся природе видит торжество высокого стремленья. Он рассуждает о том, как нас
Лелеют часто гордые желанья И раскрывают двери исполненья, -
Но сразу мы в испуге отступаем,
Огнем объяты и полны смущенья…
Потом действие переносится в императорский дворец. Звучат трубы, и в тронный зал входит император со свитой. Прежде чем начать совет, император замечает, что куда-то пропал шут.
Из свиты отвечают, что шут следовал за императором следом, но наступил на длинный шлейф, упал и разбился.
Вместо него попытался пробраться со всеми другой шут, но стража у порога дворца не впустила его. Этим вторым шутом оказывается Мефистофель. Ему каким-то образом удается пройти мимо стражников, и он входит в тронный зал. Император оставляет его при свите.
Он кажется царем щедрот,
И потому восторг законен Всех тех, к кому он благосклонен:
Он им, что может, раздает,
А сам становится богаче,
Чем больше жертвует в раздаче.
Это греческий бог богатства Плутус. С ним вместе сидит в повозке Скупость:
А позади него другой,
Петрушка с высохшей ногой.
Моща! Щипи его иль нет,
И не почувствует, скелет.
Плутус показывает свое богатство. Он достает с колесницы сундук, полный драгоценностей. Толпа, окружавшая переодетого в греческого бога человека, бросается к сокровищам, забыв о том, что на маскараде они могут быть только бутафорскими. Чтобы восстановить порядок, Плутусу приходится отгонять разгоряченных людей жезлом, конец которого он предварительно раскалил в огне. Беспорядок устраняется, и маскарад продолжается. В зале появляется Пан со свитой. Он тоже подходит к «огненному фонтану», что горит прямо в зале. И опять происходит досадная случайность. Бутафорская борода отклеивается и падает в огонь. От нее загорается платье Пана. Герольд узнает в пострадавшем императора, у которого ожог. Происходит пожар. И тут Плутус с помощью магии вызывает дождь, который тушит огонь.
Тучи от речного яра,
Ливнями излейтесь ниц.
Это зарево пожара Превратите в блеск зарниц. Поджигателям бесстыжим Мы ответим чернокнижьем.
Следующая сцена показывает, что весь пожар был разыгран Мефистофелем и Фаустом. Сидя в саду для гулянья император рассказывает последним о восхищении, которое он испытал, когда оказался в центре разыгравшегося действия. Во время беседы заходит смотритель дворца и говорит о наступившем во дворце и в стране благоденствии. В счет богатств, скрывающихся в недрах земли, были напечатаны кредитки, которые наравне с металлическими деньгами вошли в ход. Банкноты всем пришлись по вкусу, и нищета в стране закончилась.
Следующее действие происходит в темной галерее. Фауст и Мефистофель одни. Фауст просит черта помочь ему показать для императора представление с Парисом и Еленой. Император очень хочет посмотреть на прекраснейшую женщину античности и на красивейшего мужчину. Мефистофель предупреждает Фауста, что для этого ему придется пройти через пустоту и спуститься в обитель Матерей. Фауст на это готов. Тогда черт дает ему ключ, который поможет открыть нужные врата.
Тогда спустись! Или: «Направься ввысь», -
Я б мог сказать. Из мира форм рожденных В мир их прообразов перенесись.
В следы существований прекращенных, Давным-давно прервавшихся всмотрись.
Но, чтобы их держать на расстоянье, Размахивай своим ключом в тумане.
С помощью этого ключа Фауст сможет попасть в обитель Матерей, где он должен украсть треножник. Из пара, исходящего от треножника, появятся Парис и Елена.
И вот сцена в рыцарском зале. Начинается спектакль. В нем участвует Фауст. Он в жреческом платье совершает обряд, вызывая из прошлого героя античного мифа Париса. Согласно древнегреческой мифологии, этот юноша похищает самую прекрасную из дев того времени - Елену. Фаусту удается вызвать на сцену и ее. И тут ход представления выбивается из-под контроля и идет по совершенно новому пути.
Увидев прекрасную Елену, Фауст влюбляется в нее без памяти. Он забывает о своей роли и объясняется в любви античной красавице.
Когда же Парис обнимает Елену и собирается ее похитить, Фауст решает помешать этому. У него в руках ключ, который провел его сквозь время в античность.
С помощью этого ключа он прорывается в мир духов прошлого, хватает Елену и касается Париса ключом. Неверные действия с волшебным предметом приводят к громовому взрыву. Фауст падает. Парис и Елена исчезают в тумане.
Мефистофель уносит Фауста на плечах с места развернувшихся событий и оставляет его в кабинете Фауста.
Он оставляет ученого лежать в постели, а сам облачается в старый наряд Фауста. В этом одеянии ему случается встретить вновь того ученика, которому Мефистофель давал «научные» советы. Теперь он бакалавр.
В грубом и самонадеянном человеке трудно узнать прежнего скромного и наивного юношу. Бакалавр хвастает:
Мир не существовал, пока он мной Не создан был; я солнце золотое Призвал восстать из зыби водяной…
Расставшись с самовлюбленным бакалавром, Мефистофель отправляется в комнату Вагнера, который производит опыты по созданию человека искусственным путем.
Мефистофель появляется вовремя: Вагнеру только что удалась его затея. В пробирке рождается младенец, которого впоследствии называют Гомункулом. Младенец рассматривает Фауста, лежащего без чувств, и видит в нем то, что черт ранее не замечал.
Он бредит чудесами.
Рой женщин раздевается в тени Густых деревьев у лесного пруда. Красавицы на редкость все они,
Одна же краше всех, и это чудо,
Из героинь или богинь, ногой
Болтает ясность влаги ледяной…
И видит с женским удовлетвореньем, Царь-лебедь нежно льнет к ее коленям,
Он робок, но становится смелей И все настойчивее жмется к ней.
Как вдруг туман окутывает дымом Прелестный берег и навес ветвей Над происшествием непостижимым.
На вопрос Мефистофеля, почему Гомункул это видит, а он нет, младенец отвечает так:
Ты - северянин,
И ты родился в средние века.
Твой мир попов и рыцарей - туманен,
Его окутывают облака.
Как хочешь ты свободен быть и зорок,
Когда тебе привычный сумрак дорог?
Гомункул подсказывает Мефистофелю, как еще можно соблазнить Фауста. Вскоре должна начаться вальпургиева ночь. Он предлагает отправить Фауста в центр событий и познакомить с фессалийской ведьмой. Он не сможет устоять перед ее чарами и совершит грех.
Мефистофель, Фауст и Гомункул переносятся в Фессалию.
Просторы Греции радуют глаз Фауста, общение со сфинксами, грифонами, сиренами ему интересно. Все они напоминают ему о Елене.
Как крупно все! Черты души громадной Здесь даже и в уродливом наглядны!
Все мне кругом так много говорит И, кажется, удачу мне сулит.
(Посмотрев на сфинксов.)
Пред ними некогда стоял Эдип.
(Посмотрев на сирен.)
От этих Одиссей чуть не погиб,
В пеньковых путах корчась.
(Посмотрев на муравьев.)
Муравьями
Редчайший в мире клад зарыт был в яме.
(Посмотрев на графов.)
Тот клад вот эти грифы стерегли.
В какой величественной панораме
Былое подымается вдали!
Фауст видит нимф у водного потока, разговаривает с кентавром Хироном. Кентавра Фауст просит рассказать о прекраснейшей из женщин.
Ничтожна женщин красота, Безжизненная зачастую.
Воистину прекрасна та,
Что и приветлива, чаруя.
Живая грация мила,
Неотразима, не надменна,
Такою именно была,
Когда я вез ее, Елена.
Хирон на своей спине привозит Фауста к замку. Здесь, он обещал, Фауста могут вылечить от любовного недуга.
Он подводит Фауста к Манто, которая в свое время провела безнаказанно Орфея по царству мертвых. Манто и Фауст спускаются вниз за Еленой. На равнине же Мефистофель встречается с форкиадами, у которых, как известно, один зуб и глаз на троих.
Форкиады ими пользуются по очереди. Мефистофель предлагает «свершить мифологический подлог» и взять внешность одной из форкиад себе в обмен еще на один зуб и глаз.
Фауст же переносится в античную эпоху, во дворец Менелая. Действие начинается с того, что Елена возвращается из Фригии домой. Она видит свой дом опустевшим. Лишь смогла найти Елена огромную, страшного вида старуху, сидящую у камина.
Это была Форкиада, которая поведала, что случилось с родным домом царицы. Пока муж Елены, Менелай, участвовал в Троянской войне (которая длилась десять лет), на севере Спарты поселился народ «из полночных стран». Их предводитель построил там замок и правит теперь Спартой. Форкиада отводит Елену в замок пришельца, которым оказывается Фауст. Он предлагает царице замужество, и Елена, полюбив Фауста, соглашается.
Мы не останемся в твердыне.
В соседстве с ней, у рубежа,
Аркадия еще доныне Неиссякаемо свежа.
В краю безоблачности редкой С тобой укроемся вдвоем,
Приютом изберем беседку И полным счастьем заживем.
Действие из Спарты переносится в Аркадию, где поселилась молодая семья. Уйдя от мирских забот, Фауст и Елена живут в одной из пещер гор Аркадии, призвав служить себе только форкиаду.
У Елены и Фауста родился сын Эвфорион. Резвый мальчишка, он любил прыгать со скалы на скалу.
Эти слова девизом звучат из уст мальчика. И далее читаем:
Пусть! На крылах своих Ринусь туда!
Рвусь в боевой пожар,
Рвусь я к борьбе!
Он падает со скалы и умирает. Уже из-под земли доносится его голос, просящий мать не оставлять его одного в царстве теней. Елена восклицает:
На мне сбывается реченье старое,
Что счастье с красотой не уживается.
Увы, любви и жизни связь разорвана. Оплакивая их, с тобой прощаюсь я,
В последний раз к тебе в объятья падая. Прими меня, о Персефона, с мальчиком!
Елена исчезает, уносясь к своему сыну. Перед исчезновением она обнимает в последний раз Фауста, и в его руках остаются лишь одежды любимой. Одежды Елены, расплывшись в облака, поднимают Фауста ввысь и уносят вдаль. На сцене остается Форкиада, которая, сняв маску, оказывается Мефистофелем.
Облака приносят Фауста на высокую гору, где он говорит Мефистофелю о своей новой идее. Он собирается осуществить смелый проект преобразования природы: осушить часть моря и на образовавшемся полуострове построить город.
Морское это полноводье,
Подкрадываясь на часы,
Приносит на века бесплодье Земле прибрежной полосы.
Недолговечно волн злорадство,
Пуста достигнутая цель,
И море очищает мель,
Опустошив земли богатства. Разбушевавшуюся бездну Я б властно обуздать хотел.
Я трате силы бесполезной Сумел бы положить предел…
И я решил: построив гать,
Валы насыпав и плотины,
Любой ценою у пучины Кусок земли отвоевать.
Вот чем я занят. Помоги Мне сделать первые шаги.
В это время у подножия гор они видят войска императора, затеявшего междоусобную войну. Мефистофель, продолжая совращать Фауста с пути истинного, предлагает ему стать генералом. Но он не поддается тщеславию. Фауст стремится осуществить свою мечту, но у нее есть препятствие. На берегу, где Фаусту хотелось бы поставить вышку, стоит хижина двух стариков. Они не соглашаются оставить обжитые места, хотя им и предлагалось другое жилье. Это портит Фаусту «плод его побед». Он жалуется на это Мефистофелю, и сатана обещает с делом разобраться. Только разбирается он по-своему: в хижине случается пожар, в котором погибают старики.
К этому времени Фауст уже глубокий старик. Осуществлению давнего плана мешает и еще одно обстоятельство: Фауст ослеп. Но вместо того чтобы сложить руки и оставить мечту, он с новыми силами принимается за руководство строительством.
Фауст умирает в момент, когда мечтает об осушении земель. В финале трагедии Мефистофелю не удается забрать душу Фауста в ад. Он проиграл пари, заключенное с Господом. Бог вознес Фауста на небеса.
Мефистофель не смог доказать ничтожество человека.
Трагедия открывается тремя вступительными текстами. Первый - это лирическое посвящение друзьям молодости - тем, с кем автор был связан в начале работы над «Фаустом» и кто уже умер или находится вдали. «Я всех, кто жил в тот полдень лучезарный, опять припоминаю благодарно».
Затем следует «Театральное вступление». В беседе Директора театра, Поэта и Комического актёра обсуждаются проблемы художественного творчества. Должно ли искусство служить праздной толпе или быть верным своему высокому и вечному назначению? Как соединить истинную поэзию и успех? Здесь, так же как и в Посвящении, звучит мотив быстротечности времени и безвозвратно утраченной юности, питающей творческое вдохновение. В заключение Директор даёт совет решительнее приступать к делу и добавляет, что в распоряжении Поэта и Актера все достижения его театра. «В дощатом этом балагане вы можете, как в мирозданье, пройти все ярусы подряд, сойти с небес сквозь землю в ад».
Обозначенная в одной строке проблематика «небес, земли и ада» развивается в «Прологе на небе» - где действуют уже Господь, архангелы и Мефистофель, Архангелы, поющие славу деяниям Бога, умолкают при появлении Мефистофеля, который с первой же реплики - «К тебе попал я, Боже, на прием…» - словно завораживает своим скептическим обаянием. В разговоре впервые звучит имя Фауста, которого Бог приводит в пример как своего верного и наиусердного раба. Мефистофель соглашается, что «этот эскулап» «и рвётся в бой, и любит брать преграды, и видит цель, манящую вдали, и требует у неба звёзд в награду и лучших наслаждений у земли», - отмечая противоречивую двойственную натуру учёного. Бог разрешает Мефистофелю подвергнуть Фауста любым искушениям, низвести его в любую бездну, веря, что чутье выведет Фауста из тупика. Мефистофель, как истинный дух отрицания, принимает спор, обещая заставить Фауста пресмыкаться и «жрать […] прах от башмака». Грандиозная по масштабу борьба добра и зла, великого и ничтожного, возвышенного и низменного начинается.
…Тот, о ком заключён этот спор, проводит ночь без сна в тесной готической комнате со сводчатым потолком. В этой рабочей келье за долгие годы упорного труда Фауст постиг всю земную премудрость. Затем он дерзнул посягнуть на тайны сверхъестественных явлений, обратился к магии и алхимии. Однако вместо удовлетворения на склоне лет он чувствует лишь душевную пустоту и боль от тщеты содеянного. «Я богословьем овладел, над философией корпел, юриспруденцию долбил и медицину изучил. Однако я при этом всем был и остался дураком» - так начинает он свой первый монолог. Необыкновенный по силе и глубине ум Фауста отмечен бесстрашием перед истиной. Он не обольщается иллюзиями и потому с беспощадностью видит, сколь ограниченны возможности знания, как несоизмеримы загадки мирозданья и природы с плодами научного опыта. Ему смешны похвалы помощника Вагнера. Этот педант готов прилежно грызть гранит науки и корпеть над пергаментами, не задумываясь над краеугольными проблемами, мучающими Фауста. «Всю прелесть чар рассеет этот скучный, несносный, ограниченный школяр!» - в сердцах говорит о Вагнере учёный. Когда Вагнер в самонадеянной глупости изрекает, что человек дорос до того, чтоб знать ответ на все свои загадки, раздражённый Фауст прекращает беседу. Оставшись один, учёный вновь погружается в состояние мрачной безысходности. Горечь от осознания того, что жизнь прошла в прахе пустых занятий, среди книжных полок, склянок и реторт, приводит Фауста к страшному решению - он готовится выпить яд, чтобы покончить с земной долей и слиться со вселенной. Но в тот миг, когда он подносит к губам отравленный бокал, раздаются колокольный звон и хоровое пение. Идёт ночь Святой Пасхи, Благовест спасает Фауста от самоубийства. «Я возвращён земле, благодаренье за это вам, святые песнопенья!»
Наутро вдвоём с Вагнером они вливаются в толпу праздничного народа. Все окрестные жители почитают Фауста: и он сам, и его отец без устали лечили людей, спасая их от тяжких болезней. Врача не пугала ни моровая язва, ни чума, он, не дрогнув, входил в заражённый барак. Теперь простые горожане и крестьяне кланяются ему и уступают дорогу. Но и это искреннее признание не радует героя. Он не переоценивает собственных заслуг. На прогулке к ним прибивается чёрный пудель, которого Фауст затем приводит к себе домой. Стремясь побороть безволье и упадок духа, овладевшие им, герой принимается за перевод Нового Завета. Отвергая несколько вариантов начальной строки, он останавливается на толкованьи греческого «логос» как «дело», а не «слово», убеждаясь: «В начале было дело», - стих гласит. Однако собака отвлекает его от занятий. И наконец она оборачивается Мефистофелем, который в первый раз предстаёт Фаусту в одежде странствующего студента.
На настороженный вопрос хозяина об имени гость отвечает, что он «часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла». Новый собеседник, в отличие от унылого Вагнера, ровня Фаусту по уму и силе прозрения. Гость снисходительно и едко посмеивается над слабостями человеческой природы, над людским уделом, словно проникая в самую сердцевину терзаний Фауста. Заинтриговав учёного и воспользовавшись его дремотой, Мефистофель исчезает. В следующий раз он появляется нарядно одетым и сразу предлагает Фаусту рассеять тоску. Он уговаривает старого отшельника облачиться в яркое платье и в этой «одежде, свойственной повесам, изведать после долгого поста, что означает жизни полнота». Если предложенное наслаждение захватит Фауста настолько, что он попросит остановить мгновенье, то он станет добычей Мефистофеля, его рабом. Они скрепляют сделку кровью и отправляются в странствия - прямо по воздуху, на широком плаще Мефистофеля…
Итак, декорациями этой трагедии служат земля, небо и ад, её режиссёры - Бог и дьявол, а их ассистенты - многочисленные духи и ангелы, ведьмы и бесы, представители света и тьмы в их бесконечном взаимодействии и противоборстве. Как притягателен в своём насмешливом всесилии главный искуситель - в золотом камзоле, в шляпе с петушиным пером, с задрапированным копытом на ноге, отчего он слегка хромает! Но и спутник его, Фауст, под стать - теперь он молод, красив, полон сил и желаний. Он отведал зелья, сваренного ведьмой, после чего кровь его закипела. Он не знает более колебаний в своей решимости постичь все тайны жизни и стремлении к высшему счастью.
Какие же соблазны приготовил бесстрашному экспериментатору его хромоногий компаньон? Вот первое искушение. Она зовётся Маргарита, или Гретхен, ей идет пятнадцатый год, и она чиста и невинна, как дитя. Она выросла в убогом городке, где у колодца кумушки судачат обо всех и все. Они с матерью похоронили отца. Брат служит в армии, а младшая сестрёнка, которую Гретхен вынянчила, недавно умерла. В доме нет служанки, поэтому все домашние и садовые дела на её плечах. «Зато как сладок съеденный кусок, как дорог отдых и как сон глубок!» Эту вот бесхитростную душу суждено было смутить премудрому Фаусту. Встретив девушку на улице, он вспыхнул к ней безумной страстью. Сводник-дьявол немедленно предложил свои услуги - и вот уже Маргарита отвечает Фаусту столь же пламенной любовью. Мефистофель подначивает Фауста довести дело до конца, и тот не может противиться этому. Он встречается с Маргаритой в саду. Можно лишь догадываться, какой вихрь бушует в её груди, как безмерно её чувство, если она - до того сама праведность, кротость и послушание - не просто отдаётся Фаусту, но и усыпляет строгую мать по его совету, чтобы та не помешала свиданиям.
Почему так влечёт Фауста именно эта простолюдинка, наивная, юная и неискушённая? Может быть, с ней он обретает ощущение земной красоты, добра и истины, к которому прежде стремился? При всей своей неопытности Маргарита наделена душевной зоркостью и безупречным чувством правды. Она сразу различает в Мефистофеле посланца зла и томится в его обществе. «О, чуткость ангельских догадок!» - роняет Фауст.
Любовь дарит им ослепительное блаженство, но она же вызывает цепь несчастий. Случайно брат Маргариты Валентин, проходя мимо её окна, столкнулся с парой «ухажеров» и немедленно бросился драться с ними. Мефистофель не отступил и обнажил шпагу. По знаку дьявола Фауст тоже ввязался в этот бой и заколол брата возлюбленной. Умирая, Валентин проклял сестру-гуляку, предав её всеобщему позору. Фауст не сразу узнал о дальнейших её бедах. Он бежал от расплаты за убийство, поспешив из города вслед за своим вожатым. А что же Маргарита? Оказывается, она своими руками невольно умертвила мать, потому что та однажды не проснулась после сонного зелья. Позже она родила дочку - и утопила её в реке, спасаясь от мирского гнева. Кара не миновала её - брошенная возлюбленная, заклеймённая как блудница и убийца, она заточена в тюрьму и в колодках ожидает казни.
Её любимый далеко. Нет, не в её объятиях он попросил мгновенье повременить. Сейчас вместе с неотлучным Мефистофелем он мчится не куда-нибудь, а на сам Брокен, - на этой горе в Вальпургиеву ночь начинается шабаш ведьм. Вокруг героя царит истинная вакханалия - мимо проносятся ведьмы, перекликаются бесы, кикиморы и черти, все объято разгулом, дразнящей стихией порока и блуда. Фауст не испытывает страха перед кишащей повсюду нечистью, которая являет себя во всем многоголосом откровении бесстыдства. Это захватывающий дух бал сатаны. И вот уже Фауст выбирает здесь красотку помоложе, с которой пускается в пляс. Он оставляет её лишь тогда, когда из её рта неожиданно выпрыгивает розовая мышь. «Благодари, что мышка не сера, и не горюй об этом так глубоко», - снисходительно замечает на его жалобу Мефистофель.
Однако Фауст не слушает его. В одной из теней он угадывает Маргариту. Он видит её заточенной в темнице, со страшным кровавым рубцом на шее, и холодеет. Бросаясь к дьяволу, он требует спасти девушку. Тот возражает: разве не сам Фауст явился её соблазнителем и палачом? Герой не желает медлить. Мефистофель обещает ему наконец усыпить стражников и проникнуть в тюрьму. Вскочив на коней, двое заговорщиков несутся назад в город. Их сопровождают ведьмы, чующие скорую смерть на эшафоте.
Последнее свидание Фауста и Маргариты - одна из самых трагических и проникновенных страниц мировой поэзии.
Испившая все беспредельное унижение публичного позора и страдания от совершенных ею грехов, Маргарита лишилась рассудка. Простоволосая, босая, она поёт в заточении детские песенки и вздрагивает от каждого шороха. При появлении Фауста она не узнает его и съёживается на подстилке. Он в отчаянье слушает её безумные речи. Она лепечет что-то о загубленном младенце, умоляет не вести её под топор. Фауст бросается перед девушкой на колени, зовёт её по имени, разбивает её цепи. Наконец она сознает, что перед нею Друг. «Ушам поверить я не смею, где он? Скорей к нему на шею! Скорей, скорей к нему на грудь! Сквозь мрак темницы неутешный, сквозь пламя адской тьмы кромешной, и улюлюканье и вой…»
Она не верит своему счастью, тому, что спасена. Фауст лихорадочно торопит её покинуть темницу и бежать. Но Маргарита медлит, жалобно просит приласкать её, упрекает, что он отвык от неё, «разучился целоваться»… Фауст снова теребит её и заклинает поспешить. Тогда девушка вдруг начинает вспоминать о своих смертных грехах - и безыскусная простота её слов заставляет Фауста холодеть от ужасного предчувствия. «Усыпила я до смерти мать, дочь свою утопила в пруду. Бог думал её нам на счастье дать, а дал на беду». Прерывая возражения Фауста, Маргарита переходит к последнему завету. Он, её желанный, должен обязательно остаться в живых, чтобы выкопать «лопатой три ямы на склоне дня: для матери, для брата и третью для меня. Мою копай сторонкой, невдалеке клади и приложи ребёнка тесней к моей груди». Маргариту опять начинают преследовать образы погибших по её вине - ей мерещится дрожащий младенец, которого она утопила, сонная мать на пригорке… Она говорит Фаусту, что нет хуже участи, чем «шататься с совестью больной», и отказывается покинуть темницу. Фауст порывается остаться с нею, но девушка гонит его. Появившийся в дверях Мефистофель торопит Фауста. Они покидают тюрьму, оставляя Маргариту одну. Перед уходом Мефистофель бросает, что Маргарита осуждена на муки как грешница. Однако голос свыше поправляет его: «Спасена». Предпочтя мученическую смерть, Божий суд и искреннее раскаяние побегу, девушка спасла свою душу. Она отказалась от услуг дьявола.
В начале второй части мы застаём Фауста, забывшегося на зелёном лугу в тревожном сне. Летучие лесные духи дарят покой и забвение его истерзанной угрызениями совести душе. Через некоторое время он просыпается исцелённый, наблюдая восход солнца. Его первые слова обращены к ослепительному светилу. Теперь Фауст понимает, что несоразмерность цели возможностям человека может уничтожить, как солнце, если смотреть на него в упор. Ему милей образ радуги, «которая игрою семицветной изменчивость возводит в постоянство». Обретя новые силы в единении с прекрасной природой, герой продолжает восхождение по крутой спирали опыта.
На этот раз Мефистофель приводит Фауста к императорскому двору. В государстве, куда они попали, царит разлад по причине оскудения казны. Никто не знает, как поправить дело, кроме Мефистофеля, выдавшего себя за шута. Искуситель развивает план пополнения денежных запасов, который вскоре блестяще реализует. Он пускает в обращение ценные бумаги, залогом которых объявлено содержание земных недр. Дьявол уверяет, что в земле множество золота, которое рано или поздно будет найдено, и это покроет стоимость бумаг. Одураченное население охотно покупает акции, «и деньги потекли из кошелька к виноторговцу, в лавку мясника. Полмира запило, и у портного другая половина шьёт обновы». Понятно, что горькие плоды аферы рано или поздно скажутся, но пока при дворе царит эйфория, устраивается бал, а Фауст как один из чародеев пользуется невиданным почётом.
Мефистофель вручает ему волшебный ключ, дающий возможность проникнуть в мир языческих богов и героев. Фауст приводит на бал к императору Париса и Елену, олицетворяющих мужскую и женскую красоту. Когда Елена появляется в зале, некоторые из присутствующих дам делают в её адрес критические замечания. «Стройна, крупна. А голова - мала… Нога несоразмерно тяжела…» Однако Фауст всем существом чувствует, что перед ним заветный в своём совершенстве духовный и эстетический идеал. Слепящую красоту Елены он сравнивает с хлынувшим потоком сиянья. «Как мир мне дорог, как впервые полон, влекущ, доподлинен, неизглаголан!» Однако его стремление удержать Елену не даёт результата. Образ расплывается и исчезает, раздаётся взрыв, Фауст падает наземь.
Теперь герой одержим идеей найти прекрасную Елену. Его ждёт долгий путь через толщи эпох. Этот путь пролегает через его бывшую рабочую мастерскую, куда перенесёт его в забытьи Мефистофель. Мы вновь встретимся с усердным Вагнером, дожидающимся возвращения учителя. На сей раз учёный педант занят созданьем в колбе искусственного человека, твёрдо полагая, что «прежнее детей прижитье - для нас нелепость, сданная в архив». На глазах усмехающегося Мефистофеля из колбы рождается Гомункул, страдающий от двойственности собственной природы.
Когда наконец упорный Фауст разыщет прекрасную Елену и соединится с нею и у них родится ребёнок, отмеченный гениальностью - Гете вложил в его образ черты Байрона, - контраст между этим прекрасным плодом живой любви и несчастным Гомункулом выявится с особой силой. Однако прекрасный Эвфорион, сын Фауста и Елены, недолго проживёт на земле. Его манят борьба и вызов стихиям. «Я не зритель посторонний, а участник битв земных», - заявляет он родителям. Он уносится ввысь и исчезает, оставляя в воздухе светящийся след. Елена обнимает на прощанье Фауста и замечает: «На мне сбывается реченье старое, что счастье с красотой не уживается…» В руках у Фауста остаются лишь её одежды - телесное исчезает, словно знаменуя преходящий характер абсолютной красоты.
Мефистофель в семимильных сапогах возвращает героя из гармоничной языческой античности в родное средневековье. Он предлагает Фаусту различные варианты того, как добиться славы и признания, однако тот отвергает их и рассказывает о собственном плане. С воздуха он заметил большой кусок суши, которую ежегодно затопляет морской прилив, лишая землю плодородия, Фаустом владеет идея построить плотину, чтобы «любой ценою у пучины кусок земли отвоевать». Мефистофель, однако, возражает, что пока надо помочь их знакомому императору, который после обмана с ценными бумагами, пожив немного всласть, оказался перед угрозой потери трона. Фауст и Мефистофель возглавляют военную операцию против врагов императора и одерживают блестящую победу.
Теперь Фауст жаждет приступить к осуществлению своего заветного замысла, однако ему мешает пустяк. На месте будущей плотины стоит хижина старых бедняков - Филемона и Бавкиды. Упрямые старики не желают поменять своё жилище, хотя Фауст и предложил им другой кров. Он в раздражённом нетерпении просит дьявола помочь справиться с упрямцами. В результате несчастную чету - а вместе с ними и заглянувшего к ним гостя-странника - постигает безжалостная расправа. Мефистофель со стражниками убивают гостя, старики умирают от потрясения, а хижина занимается пламенем от случайной искры. Испытывая в очередной раз горечь от непоправимости случившегося, Фауст восклицает: «Я мену предлагал со мной, а не насилье, не разбой. За глухоту к моим словам проклятье вам, проклятье вам!»
Он испытывает усталость. Он снова стар и чувствует, что жизнь опять подходит к концу. Все его стремленья сосредоточены теперь в достижении мечты о плотине. Его ждёт ещё один удар - Фауст слепнет. Его объемлет ночная тьма. Однако он различает стук лопат, движение, голоса. Им овладевает неистовая радость и энергия - он понимает, что заветная цель уже брезжит. Герой начинает отдавать лихорадочные команды: «Вставайте на работу дружным скопом! Рассыпьтесь цепью, где я укажу. Кирки, лопаты, тачки землекопам! Выравнивайте вал по чертежу!»
Незрячему Фаусту невдомёк, что Мефистофель сыграл с ним коварную штуку. Вокруг Фауста копошатся в земле не строители, а лемуры, злые духи. По указке дьявола они роют Фаусту могилу. Герой между тем исполнен счастья. В душевном порыве он произносит последний свой монолог, где концентрирует обретённый на трагическом пути познания опыт. Теперь он понимает, что не власть, не богатство, не слава, даже не обладание самой прекрасной на земле женщиной дарует подлинно высший миг существования. Только общее деяние, одинаково нужное всем и осознанное каждым, может придать жизни высшую полноту. Так протягивается смысловой мост к открытию, сделанному Фаустом ещё до встречи с Мефистофелем: «В начале было дело». Он понимает, «лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил». Фауст произносит сокровенные слова о том, что он переживает свой высший миг и что «народ свободный на земле свободной» представляется ему такой грандиозной картиной, что он мог бы остановить это мгновение. Немедленно жизнь его прекращается. Он падает навзничь. Мефистофель предвкушает момент, когда по праву завладеет его душой. Но в последнюю минуту ангелы уносят душу Фауста прямо перед носом дьявола. Впервые Мефистофелю изменяет самообладание, он неистовствует и проклинает сам себя.
Душа Фауста спасена, а значит, его жизнь в конечном счёте оправдана. За гранью земного существования его душа встречается с душой Гретхен, которая становится его проводником в ином мире.
…Гете закончил «Фауста» перед самой смертью. «Образуясь, как облако», по словам писателя, этот замысел сопровождал его всю жизнь.
Фауст Faust «Фауст». Первое издание, 1808 год Жанр: трагедия
Фауст, Иоганн Портрет Фауста анонимного немецкого художника XVII столетия Дата рождения: примерно 1480 год Место рождения … Википедия
Портрет Фауста анонимного немецкого художника XVII столетия Дата рождения: примерно 1480 год Место рождения: Книтлинген … Википедия
Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Запрос «Фауст» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия
Фауст многозначный термин Содержание 1 Имя и фамилия 1.1 Наиболее известный 2 Художественные произведения … Википедия
Иоганн доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии, легендарная биография к рого сложилась уже в эпоху Реформации и на протяжении ряда столетий является темой многочисленных произведений европейской литературы. Данные о жизни … Литературная энциклопедия
Фауст Faust «Фауст». Первое издание, 1808 год Жанр: трагедия
Фауст и Элиза Faust VIII один из действующих персонажей аниме и манги Шаман Кинг Содержание 1 Общее 2 Характер … Википедия
Большая форма драмы, драматургический жанр, противополагаемый комедии (см.), специфически разрешающий драматическую борьбу неизбежной и необходимой гибелью героя и отличающийся особым характером драматического конфликта. Т. имеет своей основой не … Литературная энциклопедия
Книги
- Фауст. Трагедия , Иоганн Вольфганг Гете. Трагедия`Фауст`- дело всей жизни великого немецкого поэта И.-В. Гете. Первые наброски относятся к 1773 году, последние сцены написаны летом 1831 года. Доктор Фауст - лицо историческое, герой…
- Фауст. Трагедия. Часть первая , Гете Иоганн Вольфганг. Трагедия "Фауст", вершина творчества И. В. Гете, вышла в свет в Германии два столетия тому назад и неоднократно переводилась на русский язык. В этой книге немецкий текст печатается вместе с…
Год написания: 1800
Жанр: трагедия
Главные герои: Бог , Мефистофель , Фауст - ученый
Сюжет
Господь и дьявол спорят о том, можно ли соблазнить Фауста любыми земными удовольствиями и заставить забыть о своем великом предназначении, или он никогда не откажется от науки.
Фауст постиг все науки, но все равно недоволен собой, хотя все люди глубоко уважают и почитают его. Мефистофель является ученому в образе студента и заключает с ним сделку, что если сможет доставить ему такое наслаждение, что Фауст захочет остановить вращение Земли, то душа его станет добычей темных сил.
Заключив сделку, они отправляются в путешествие, в котором дьявол дал ученому много власти и возможностей, но они не принесли ему счастья. Поскольку были причинами горя и гибели множества людей. В конце жизни Фауст понимает, что не власть, не богатство и не любовь, а только дело, необходимое и нужное обществу- вот истинное счастье человека.
Вывод (мое мнение)
В этой трагедии автор раскрыл много философских истин, которые волнуют умы человека с древности. В частности, он показал, что главное в жизни – это разумная деятельность на благо всех. Душа Фауста спаслась, потому что он это понял.
Похожие статьи
-
Затягивает в болото Почему болото засасывает человека объяснить
Трясина – это болото, которое засасывает. Оно способно засасывать только живые объекты. На основе озёр образуется трясина, когда она зарастает зелёным ковром из водорослей и мха. Но не во всех болотах. Болото возникает по причине...
-
Государственный архив российской федерации
Документы, в частности, проливают свет на отношения между СССР и нацистской Германией накануне войны. Также рассказывают, например, об обстоятельствах взрыва линкора «Новороссийск» в октябре 1955 года: корабль затонул, когда стоял на рейде...
-
Хранение хрена в домашних условиях на зиму Способы сохранения хрена на зиму
Хрен – это жгучая пряность, которая очень давно используется для приготовления пищи. Приправа из него не только придает пикантную остроту блюдам, но и обладает массой полезный свойств. Выкапывать корень рекомендуется или в конце марта, или...
-
Красильный чертополох травянистые растения для открытого грунта
Чертополох - это яркий представитель сложноцветных с розово-пурпурным цветением. Его отличительной чертой являются соцветия, окруженные по краю листьями с колючими кончиками. Чертополоху в разные времена приписывали магические свойства. К...
-
Доктор комаровский об аллергии у детей Аллергия у ребенка 1 год комаровский
С проявлениями аллергии у ребенка сталкивалась каждая мама и знает ее симптомы не понаслышке. Но иногда даже опытным родителям сложно определить причину высыпаний на коже и слезящихся глаз. Помочь разобраться в этом вопросе готов врач...
-
Миры скандинавской мифологии как уникальное культурное явление североевропейской традиции
Вселенная в скандинавской мифологии, имеет многоуровневую основу и построена детально, логично и связно. Скандинавский мир это не просто плоский круг с безликими границами и территориями, это результат гармонии и сосуществования множества...